Браманте Донато (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) итальянский архитектор. Донато Браманте (Donato Bramante настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio 1444—1514)— основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Санта-Мария-делле-Грацие (1492–97), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492–96 все– в Милане). Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами.
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. В соответствии с Вазари, около 1509 года Браманте составил архитектурный фон для Афинской школы Рафаэля (1508 1511 Ватикан, Рим), в благодарность за это Рафаэль запечатлел Браманте на фреске в облике Евклида.
Более того, Милан был крупным и богатым большим городом (ме трополисом), столицей государства, управляемого Лодовико Сфорца, прозванного Иль Моро и архитектура Ренессанса была товаром, на который в этом городе был спрос. С 1499 он поселился в Риме, где изучал античные памятники под влиянием этих занятий и сформировался его стиль. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. ветви креста и один из малыхкуполов (1506–14).
Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. До 1479 г. он поступил на службу к герц. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Его очень высоко ценила духовная знать и он был представлен бесчисленному множеству синьоров, которые с ним знались.
Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг.
Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. В этот период определились осн. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
рис. В дополнение к. этому в 1506 году в качестве военного инженера Браманте сопровождал Папу в Болонью (где великолепная лестница Палаццо дельи Ан циани приписывается ему). В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире.
Он был первым главным архитектором нового собора св. Он до фанатизма любил произведения Данте. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. В Милане он перестраивал старинную церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро.
Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым.
С 1499г. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. В 1493 г. Браманте уехал из Милана.
Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). фасаде– 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архит. Для того-то Браманте, обладавший в вещах подобного рода величайшей сообразительностью и смелым воображением, сначала и спланировал в самом низу прекраснейшую двухъярусную лоджию, подобную Колизею Савельи, заменив, однако, полуколонны пилястрами и выложив ее целиком из травертина, а над ней вторую, состоявшую из встроенного ионического ордера с проемами, так что комнаты второго этажа папского дворца и помещения Бельведера оказались на одном уровне, а затем выстроил галерею более четырехсот шагов длиной со стороны Рима и подобным же образом и другую со стороны рощи так, что посреди осталась долина, которая, будучи покатой, должна была собирать всю воду, стекающую с Бельведера, для прекраснейшего фонтана.
планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор.
Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом.
В 1488-1492 гг. Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
Прожил Браманте семьдесят лет и гроб его с величайшими почестями несли в Риме и папские придворные и все что ни на есть скульпторы, архитекторы и художники. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Однако отец, которому нужно было, чтобы он зарабатывал и который видел его большую любовь к рисованию, посвятил его, еще ребенком искусству живописи и мальчик многому научился на вещах фра Бартоломео иначе – фра Карневале Урбинского, написавшего алтарный образ в церкви Санта Мариа делла Белла в Урбино. В самом деле, замысел, связанный с «исторической» реконструкцией Рима, недвусмысленно изложен в памятной записке, направленной папе Льву X. Ее, скорее всего, написал Рафаэль при непосредственном участии или, во всяком случае, в соответствии с идеями Браманте.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. В клуатре церкви Санта-Мария делла Паче (1500—1504), этом первом его римском творении, он говорит еще на языке своих ломбардских построек, но синтаксис его речи становится более римским. Вместе с Леонардо да Винчи Б. работал над сооружением башни миланского собора. храмового здания и формированием языка архит.
да Сангалло и фра Дж. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio).
224). Ломбардский период. Мелкие же украшения образуют складки на поверхностях, щедро обращенных к свету. 17 этой главы и рис. Существуют данные, что Браманте был обвинен Микеланджело в том, что Браманте помешал воплощению в жизнь проекта.
Он выстроил над храмом IX в. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-1483) новую церковь с большим куполом. Темпьетто послужил прообразом нового собора Св. Петра в Риме. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте.
В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). В архитектурном творчестве испытал воздействие Л. Б. Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. библиографию), Ант. Неаполя, вместе с др. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
1510-1519), ок. Однако в конце 1513 года, когда с ним обсуждался проект собора Фолиньо (СантаФелициано), был уже слишком болен, чтобы принять заказ и умер в следующем году. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту).
Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. До него этот приём применялся лишь в живописи.
замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488). Единственное письменное свидетельство архитектурных идей Браманте относится к этому времени (1490) и состоит из доклада о проблемах, связанных с tiburio. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. Цилиндрические своды главного нефа и трансепта были уравновешены изображением на вост.
Вазари (хотя и имея мало информации об этом периоде) говорит, что Браманте после работы в различных городах над вещами небольшой стоимости и небольшого значения отправился в Милан, чтобы посмотреть на собор. интересы Б., связанные с созданием центрич. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы).
Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. «Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. Архитектура все больше притягивала его интерес, но он не бросал занятия живописью. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки.
Уже первое возведенное им в Риме строение – маленькая часовня Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, – вызвала полный восторг разборчивой римской элиты и поныне считается классикой. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Гений этого чудесного художника был столь неукротимым, что он заново составил грандиознейший проект восстановления и перестройки папского дворца. Созданная Браманте композиция глубоко соответствовала изменившемуся отношению заказчика к дому как к недвижимой собственности, могущей стать источником дохода.
В перестроенной им церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479–83) реальное пространство главного нефа и трансепта, перекрытых мощными цилиндрическими сводами и куполом, перетекало в иллюзорное пространство хора изображенное с помощью перспективной росписи и стуккового (из искусственного мрамора) рельефа. В 1505-1506 гг. Петра, задумав его как величественное центрич. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. 5).
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галереяБрера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола– ныне в галерее Брера). В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. творчестве испытал воздействие Л. Б. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. И вот, пока Браманте продолжал свои изыскания, названный кардинал, возымев желание перестроить для братьев делла Паче монастырский двор из травертина, заказал этот двор Браманте, который, желая заслужить доверие кардинала и ему угодить, принялся за дело со всяческим рвением и прилежанием и закончил его быстро и абсолютно. В своих проектах Браманте охотно использовал оптические иллюзии, с помощью которых достигал эффекта более широко пространства, чем на самом деле.
В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Он сам разработал типовые образцы гражданских и церковных зданий. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Петра (в клуатре ц. Сан-Пьетро-ин-Монторио).
Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. В вероломной придворной атмосфере был способен на искусные ма невры. Неблагоприятная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся после смерти Льва X, привела к тому, что постройка фактически не двигалась.
Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Он сохранил там только алтарь св. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Сначала успешно работал маляр. Лаурана).
Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. доминантой собора должен был стать купол. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии.
Третья точка зрения, развитая Лаваньино, опирается на литературные источники и прежде всего на Вазари. Браманте стал выразителем мечты понтифика (в сфере архитектурного и городского планирования) о воссоздании древней империи цезарей (обновленной империи). С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
ниже). Это качество сочеталось с гениальным воображением и живой, неутомимой любознательностью. значение. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Оружейный зал в Каса Панигарола (фрагменты в Пинакотеке Брера.
На Виа Джулия Браманте воздвиг огромный новый Палаццо деи Трибунали (1508), присоединив церковь Сан таБаджо (1509, проект также принадлежит Браманте). Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. странах, а также в живописи, напр. «Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. Браманте вынужден был искать работу в другом месте.
О. Карафа Б. отстроил капеллу т. н. Темпьетто (1502), пластическая цельность к-рой выражена в соединении купола с ротондой, окруженной римско-дорической колоннадой. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Донато Браманте (итал.
Брамант имеет 30-летний стаж работы. стиль высокого Возрождения, выработанный Б. наряду с др. стене несуществующего рукава креста, перекрытого таким же сводом, для чего были использованы перспективная роспись и рельефы из искусственного мрамора (стукко).
Среди таких работ: перестройка ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 Б. перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия скреста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церквимон. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине.
По плану собор должен был представлять собой квадрат с наложенным на него греческим равноконечным крестом. Так же контрастно соотношение высоты нефов и средокрестия, перекрытого поднятым на широком фризе куполом, безраздельно гос подствующим над невысоким пространством этой маленькой церкви подкупольное пространство сразу же воспринимается как ядро всей композиции. Создателями лейбла выступили два брата. Ко времени смерти Браманте, новое здание едва начало принимать задуманные формы. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. 1490 Пинакотека Брера, Милан).
Петра в Ватикане (архитекторами Дж. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Работал в Милане и (с 1499) в Риме.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Петра в крипте и под куполом нового собора. «Модуляции» подлежит, прежде всего изменение светотени при переходе от легких стволов колонн к цилиндрическому объему капеллы, от свободной игры света и воздуха в балюстраде к сферичности купола.
рис. Говорят, что он был очень дружелюбен с талантливыми людьми и многое делал, чтобы им помочь. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером.
Донато Браманте создал проект целостного ансамбля, задуманный так, чтобы виллу Бельведер соединить не только с папским дворцом, но и с базиликой св. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Вот почему мне и кажется, что талантливые художники изучающие труды древних мастеров, остаются в вечном долгу не только перед трудами древних, но и перед трудами Браманте. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения– храм-часовня Темпьетто (1502), построенный на месте, где, по легенде, казнили ап. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения.
С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. В период между 1497 и 1498 годами, в дополнение к часовне (позже перестроена) СантАмброджо в Милане, Браманте работал над Цистерцианским монастырем, воздвигнутом в Милане при содействии Асканио Сфорца. Имя Браманте служит одним из символов самой яркой эпохи в истории искусства, а его биография типична для титана Высокого Возрождения. Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини.
Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. В работах этого периода заметна увлеченность архитектурой древнего Рима (фасад Палаццо Канчеллерия, 1499-1511 дворик ц. Санта-Мария делла Паче, 1500-1504). После этого его превосходительство соизволил побывать на месте, все одобрил и распорядился приступать к работам. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино.
Петра, продолжалось много лет. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. центрально-купольных зданиях, построенных в Италии и в др. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Знаменитый двор (рис.
Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Весь план пронизан нерушимой логикой. Предположительно он возглавлял проектирование пьяццы (базарной площади) Вид жевано (построена между 1492 и 1494 годами, час тично подверглась переделке в конце 17 века), живописных архитектурных украшений на аркадных фасадах, которые обозначали их границы, проектировал другие сооружения комплекса Виджевано, распи сывал украшения (исчезнувшие) для внутренних покоев замка в том же городе. 16).
Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
Тогда его имя было еще не известно. Джокондо). Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. работами Л. Пачоли. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Б. принадлежит композиц. в росписях фасада Палаццо делла Подеста в Бергамо, украшенного фризом «Философы» и Капеллы дель Пердоно в Урбино, Б. проявил себя как художник-декоратор, объединив и расширив пространство посредством декоративных приемов.
До конца жизни он занимался строительством нового собора Св. архитектор, художник, поэт.
Погребен он был в Сан-Пьетро в 1514 году». Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Однако собор св. В 1492—1497 гг.
Ротонла была возведена Браманте по заказу испанских монархов Фердинанда и Изабеллы на римском холме Яникул в 1502 г. Это была первая работа архитектора Д. Браманте в Риме, она произвела настоящую сенсацию. Все его теоретические труды, за исключением его доклада о тибурно Миланского собора, утрачены, но их названия служат показателем интересов Браманте, например труды о законах перспективы, о немецкой манере (то есть о готической архитектуре), о способах строительства фортификационных сооружений и другие. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. В центре был задуман огромный купол. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения.
18). Скорее всего он получил свои навыки в живописи не только от художников, работающих в Урбино, но также и от тех мастеров, с работами которых встречался во время своих путешествий, например, таких, как Леон Баттиста Альберти (в Римини и Мантуе), Андреа Мантенья (в Мантуе и Падуе), Эрколе де Ро берти (в Ферсаре) и Фи лиипо Брунеллески (во Флоренции). В Риме Б. закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499–1503), построил аркаду двора ц. Санта-Мария-делла-Паче (1500–04). В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио.
Для воплощения этой идеи, обоснованной историческим преданием, Браманте воссоздал на основе теории (Витрувия) и исторических свидетельств (руин) типологию классического центрического храма. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создалпо заказу папы модель Санта-Каса (1507–09). В самом деле, в Темпьетто легко проследить, как пластическая форма колонны гармонически переносится на круговой периптер, цилиндрический объем капеллы, балюстраду и полукруглый купол.
В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. По замыслу зодчего стены служат тонкими перегородками между внутренним и внешним пространством. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
создал капеллу-ротонду – т. н. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. А по капителям с листьями олив внутри здания, да и по всему наружному дорическому ордеру, необычайному и прекрасному, можно судить, какой потрясающей силы были дерзания Браманте. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1).
В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. форм, основанного на античных образцах. Хотя авторство Браманте и не доказано, у истоков идеи новой трибуны — алтаря для церкви СантаМария делле Грацие, возможно, стоял и он предназначенный стать погребальным мавзолеем рода Сфорца, алтарь был внесен в общий проект реконструкции всей церкви (реконструкция началась в 1492 году). Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio).
Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. – обелиск, который стоял в Большом цирке. Под непосредственным наблюдением Браманте до 1492 г. были завершены тяжелые своды крипты, две из четырех угловых сакристий и, по-видимому, перекрытие хора остальные наземные части собора также были начаты. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким.
От Лучано да Лаурана, среди произведений которого прошла юность Браманте, он воспринял красоту геометрически закономерной архитектуры, ясную гармонию, простоту и лаконичность выражения, роднящие этого мастера с Брунеллеско при посредстве творчества Франческо ди Джорджо Мартини, также работавшего в Урбино, Браманте приобщился к функциональной трезвости, тектоничности и могучей жизненной силе тосканской архитектуры в сооружениях Альберти в Мантуе он смог оценить логику и силу языка античной архитектуры общение с Леонардо да Винчи в Милане и Павии должно было укрепить в нем стремление к широкой и вольной трактовке больших архитектурных масс, к органичной связи между внутренним пространством и внешними объемами сооружения наконец, ломбардская архитектура научила Браманте сочетанию различных материалов использованию цвета и декора. Его биографы подчеркивают нетерпение и скорость, с какими Браманте проектировал свои здания и осуществлял управление их строительством (Вазари называл его решительным, быстрым и превосходным выдумщиком). Речь идет, однако, не о чисто числовой прогрессии, а о конкретных пластических формах. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Проект не был осуществлен, Б. критиковали за отход от древней формы базилики имп.
На предполагаемом месте мученичества ап. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. В период с 1487 по 1490 год задокументировано несколько случаев их тесного взаимодействия. Единственной из сохранившихся работ, сделанных на мольберте, которая приписывается его кисти, является Христос у колонны в аббатстве Чиаравалле (около 1490, в настоящее время находится в Брера, Милан). Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. 1510).
Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. К лучшим произведениям Б. относятся основанные на изучении рим. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см.
И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Западный фасад Ватиканского дворIда (теперь одна из сторон двора СантаДа масо) также был выполнен в соответствии с этим проектом, хотя позже руководство строительством и завершение работ взял на себя Рафаэль. По словам Дж. Вазари, стремился к созданию здания как единого организма, «сделанного не из камня, а как бы явленного самой природой» (хор церкви Санта-Мария делла Грацие, Милан, 1492–97). Карафа субсидировал первую известную ученым работу Браманте в Риме: монастырь и крытую аркаду Санта Мария делла Паче (завершены в 1504 году). При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис.
Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. В 1502г. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма.
В 1499 Б. переехал в Рим, где его творчество приобрело зрелость и большую масштабность. плана, целлы, барабана и полусферы купола. Петра являлся исключением алтарь здесь должен был помещаться посередине церковного пространства, над криптой и местом, где, по преданию, был погребен апостол. Его крытый проход в замке Кастелло Сфорцес ко в Милане должно отнести также к этому периоду, а фасад церкви Санта Мария Насценте ад Аббиа теграссо (близ Милана) датируется 1497 годом.
Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. В рамках органичного плана на ВиаДжулия (из ПонтеСисто в Ватикане) была разбита большая пьяцца, которая должна была составлять центр деятельности правительства города Виа делла Лунгара (идущая от Ватикана через Трастевере к сооружениям речного порта РипаГранде) была начата Виа деи Банчи, на которой были построены конторы большинства крупных банков того времени, была расширена у входа в ПонтеСантАнджел о несколько улиц старой застройки времен средневекового города были видоизменены. Этому способствовала также и биография мастера. Иоанна Крестителя ц. Сан-Пьетро ин Джессата украшены фресками Б. ему же принадлежит картина «Христос у столба» из мон-ря Кьяравалле (ок. Начал он так: Julio II Pont. Достраивал её Браманте. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ).
Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Он сделал для него модель, которая, как говорят, была чудесной, о чем и теперь можно судить и по началу этой работы, оставшейся далеко не завершенной. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным.
Браманте стремился к тому, чтобы купол собирал и завершал своей полусферой равноценные пространственные отрезки, а поскольку ограниченная площадь церкви не давала ему возможности развить хор пропорционально протяженности главного корабля и трансепта, он создал видимость хора из искусственного мрамора (стукко), умело используя иллюзионистские возможности перспективы. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения.
22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи.
После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид. Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини.
Б. по приглашению брата Лодовико Сфорца Асканио, кард. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. В Риме Браманте создал также двор Бельведера в комплексе Ватиканского дворца (1503–45), фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511) и собственный дом, впоследствии перешедший к Рафаэлю. Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан).
Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св. Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. В ранних работах, напр.
В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Этот проект осуществлялся на протяжении 16 века и позже, сам проект претерпел так много изменений, что первоначальная идея Браманте стала почти неузнаваемой. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю.
деятельность Б. повлияла (особенно в области объёмно-пространств. архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно– 11. 4. 1514, Рим) итал. Те же, кто занимается обмером архитектурных памятников древности, находят, что в архитектуре Браманте не меньше, чем во всех этих древностях, вложено и знания рисунка и искусства. План собора, задуманного архитектором, представлял собой вписанный в квадрат греческий (равноконечный) крест с апсидами на концах, четырьмя квадратными капеллами и куполом.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. 1510). Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. вилл террасные дворы Ватикана– Бельведер и Сан-Дамазо (1503–1505). Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями.
Последним и наиболее значительным строительным предприятием Браманте в Милане является хор в церкви Санта-Мария делла Грацие, хотя здесь его идеи были плохо поняты торопливыми и недостаточно подготовленными исполнителями. Творчество Браманте – одна из вершин ренессансной архитектуры. Здание известно как образец архитектуры 16 столетия. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ).
22).
Он, повидимому, не был никогда женат и не имел детей. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. 15, слева вверху). масс к центру композиц.
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Последним и наиболее значительным строительным предприятием Б. в Милане стал хор ц. Санта-Мария делле Грацие (1492-1497). Основанная на юге Италии, марка впитала дух этой страны.
И в самом деле, если изобретателями архитектуры были греки, а римляне – их подражателями, то Браманте поучителен для нас не только потому, что он, подражая им изобретал новое, но и потому, что безмерно приумножил красоту и трудности этого искусства, которое благодаря ему мы и узрели ныне во всей его красе. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Петра при ц. Сан-Пьетро ин Монторио по заказу неаполитанского кард. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. В самом деле, в Темпьетто легко проследить, как пластическая форма колонны гармонически переносится на круговой периптер, цилиндрический объем капеллы, балюстраду и полукруглый купол. Италии. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. При жизни Браманте на его постройках работал пистойский плотник Вентура, человек, наделенный прекраснейшими способностями и весьма толковый рисовальщик.
В те же годы он строил капеллу, так называемый Темпьетто, при церкви Сан-Пьетро ин Монторио (завершена в 1502 году). Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Сначала учился живописи, по-видимому, у Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Однако, как об этом на своем месте будет рассказано, творение это после его смерти и поныне искажалось многими архитекторами в такой степени, что от созданного им ничего, можно сказать, не осталось, кроме четырех арок, которые должны были нести купол.
Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). bramante) Донато (настоящее имя Паскуччо дАнтонио) (1444, Ферминьяно, близ Урбино – 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения. Лестница была сконструирована с двойной спиралью, чтобы движение могло происходить одновременно вверх и вниз. Современная винтовая лестница также находится в музее Пия-Климента, она была построена по проекту Джузеппе Момо в 1932 г., но по идее Браманте. Человек, оказавшийся в этом идеальном месте, должен был ощутить себя в центре Вселенной. Впервые высказал идею о необходимости единообразия в римском градостроительстве.
Браманте рассматривает несколько вариантов решения проблемы (среди них один принадлежит ему — квадратный план), высказывая архитектурную концепцию, замечательно схожую с концепцией Альберти. Лодовико Сфорца. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Характерно и легкое решение углов в верхнем ярусе двора, не встречавшееся ранее в работах других мастеров кроме Браманте.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. В архит. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). В основу своего проекта Б. положил равноконечный (греч. ) крест собширным пространством в средокрестии.
Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
И если бы начало столь потрясающего и великолепного сооружения было меньших размеров, то ни Сангалло, ни все другие и даже ни Буонарроти не смогли бы расширить этот проект, а только уменьшили его так, как они это и смогли сделать ибо Браманте задумал нечто большее. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. В углах креста Б. предполагал возвести купольные капеллы, а на зап. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. В 1976-м они владели небольшой трикотажной фабрикой семейного типа.
Милан) и капелла св.
и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Крупнейшим творением Браманте является собор св. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций.
Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Действительно, Браманте не собирался строить архитектурную коробку для усыпальницы, а задумал здание, которое само по себе должно было приобрести то историческое и идеологическое значение, которое соответствовало «монументу», отвечавшему идеям Микеланджело. Классическая культура Браманте сложилась в Урбино. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано.
Б. планировал перестройку городского ансамбля, вел обширные работы в Ватикане, где им созданы двор Сан-Дамазо (ок. Практически сразу Браманте попадает на службу к новому папе, одного из величайших покровителей в истории искусства. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте.
Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. После вторжения французов в сент. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Петра. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Его неутолимая жажда эксперимента и новых знаний подстегивала его, как Браманте сам говорил в одном из сонетов изменять себя постоянно (как время меняется мгновенно, моя мысль, следующая за ним, меняется также). Хотя Браманте и называли необразованным (как были Леонардо, Юлий II и многие другие), скорее всего потому, что он не знал греческого и латинского языков, Браманте должен был получить значительное образование, однако носящее фрагментарный характер.
В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. 300 м в длину, двор Бельведера (1505-1545) для турниров и зрелищ, завершенный огромной нишей. В качестве помощника архитектора при Папе Александре VI он, возможно, осуществил строительство фонтанов на Пьяцца СантаМария в Трастевере и на площади святого Петра (позже перестроенных), а также участвовал в нескольких архитектурных советах. на стр.
Петра в Риме. Фреска в сложном архитектурном обрамлении (около 1490 — 1492) в Кастелло Сфорцес ко в Милане также скорее всего принадлежит ему, с участием его ученика Иль Брамантино. Возвратимся, однако, к Браманте. Личность и интересы. Существует ряд примеров, относящихся к более позднему времени, когда он сам снабжал художников архитектурными перспективами такого рода.
В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Выяснилось, что Браманте был тесно связан с Леонардо да Винчи. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Браманте и сам начинал как художник. В углах креста Браманте предполагал возвести купольные капеллы, а на западном фасаде – 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архитектурных масс к центру композиционной доминантой собора должен был стать купол.
Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Браманте также мог спроектировать живописное украшение интерьера, но выполнение и окончательная отделка деталей, в частности внешней стороны здания, были скорее всего сделаны ломбардскими мастерами. Петра в Риме. Он работал там над фресками для фасада Палаццо дель Подеста (позже подвергшимся изменениям) в Бергамо изобразив классические фигуры философов в сложном архитектурном обрамлении. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. — примерно до 1492 г. ), участвовал в обсуждении проблем, связанных с куполом Миланского собора.
Архит. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года (после того, как первый план Браманте, по свидетельствам современника, был отклонен папой). Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци).
Петра. Палаццо позже был приобретен Рафаэлем.
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Константина Великого, но идеи архитектора воплотились во мн. Петра в Риме. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. в архитектурном фоне фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане. Он долго работал в Ломбардии, где сильны были консервативные художественные традиции.
С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. И дело вовсе не в соперничестве мастеров. Он прослеживается в каждой брендовой коллекции. Возможно, к этому же периоду (около 1480 1485) относится и роспись Браманте комнаты в КасаПа нигарола в Милане (фрагменты в Брера, Милан), которая представляет собой архитектурное обрамление и фигуры вооруженных людей, написанных с помощью иллюзионистической перспективы.
Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных).
Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Главным проектом Б. стала перестройка собора св.
Являясь образцом идеального купольного храма, окружённого по примеру античных ротонд колоннадой, здание имело не только мемориальное, но и символическое значение. Б. успел возвести4 подкупольных столба с парусами, часть юж. Сравнительно небольшие размеры главных подкупольных устоев, неоднократно подвергавшиеся сомнению и увеличиваемые всеми позднейшими строителями собора, являются решающими для задуманной Браманте композиции. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница.
Пользу, поистине величайшую, принесло архитектуре творчество Филиппо Брунеллеско, который, работая по-новому, воспроизводил и спустя многие века извлекал из тьмы забвения отменные творения самых ученых и самых удивительных зодчих древности. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем.
Купол, опирающийся на высокий барабан, украшенный галереей со спаренными арками, чередующимися с пилястрами, возвышается над огромным кубом главного объема, стороны которого (за исключением той, которая ведет в главный неф) переходят внизу в широкие полукружия трех апсид. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). 21).
Он имеет и символическое значение ибо представляет собой церковь, основанную Петром. Брунеллески). Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада.
здание над могилой апостола. Построенный им для себя дом (1509), перешедший затем к Рафаэлю (рустованный нижний этаж и второй с окнами между сдвоенными колоннами), также представлял собой образец дома, пригодного как для отдельной постановки, так и для включения в состав улицы. По многим признакам, Браманте должен был быть экстравертом. композиции и восприятия интерьера как единого целого) на мн.
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Маленькое здание задумано как центр «реального» пространства, о чем свидетельствует глубокий перспективный проем окон, наводящий на мысль о стягивании лучей к центральной оси: ведь храм строился как центр и ось вселенной, мира. Монументальное сооружение как бы на глазах увеличивает свой объем. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Браманте, таким образом, стремился сделать из главного храма христианства всеобщее явление, включающее в себя все частные проявления (природу и историю) и показывающее их логическую связь, зависящую от высшей логики творения. Прожил он 70 лет.
К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им, сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим.
Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. С 1503 Б. вёл по поручению папы ЮлияII обширные работы в Ватикане. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
Другим значительным проектом Браманте стал палаццо Каприни (дом Рафаэля позже был разрушен) в Борго, ставший образцом для многих дворцов 16 века. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Как будто, под давлением воздуха изнутри, стены и купол поддаются, выгибаются наружу, увеличивая объем помещения на глазах.