Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова», жемчужина собрания Третьяковской галереи изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке.
Художник долго наблюдал за снегом, улавливая все его переливы, смотрел, как холодный воздух воздействует на цвет лица. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Стрелецкие полки были приговорены к казни.
Он ярко и непредвзято изобразил людей допетровской эпохи. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Она отказалась принимать новую веру, тем самым вступив в конфликт с царем, за что и поплатилась жизнью. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Это одно из лучших произведений русской исторической живописи. Впечатляют гигантские размеры полотна (304 на 586 см). «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Запоминается выразительное лицо Морозовой. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Она застыла, даже не понятно, где в данный момент ее мысли. Каменный храм построили в 1703 году. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества).
Портретный этюд был написан всего за два часа. Написал порядочное количество.
Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Эта картина известна всем еще со школьной скамьи. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Глубокая душа застыла на лице странника с посохом.
Она носила власяницу, дабы таким образом усмирить плоть. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Однако царь Алексей Михайлович долгое время не трогал строптивую боярыню, все ей прощая. Раннее зимнее утро. Чтобы придать картине ощущение движения, Суриков пририсовал к саням бегущего мальчика. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Здесь сочувствие и тревога, печаль друзей и насмешка издевательство врагов Морозовой., они уже видят эту большую картину. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Она обращается к народу, призывая поддержать ее в этой борьбе.
За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Каменный храм построили в 1703 году. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
Такое расположение работ, как перекличка современников. Перед выставкой это полотно прошло сложную реставрацию. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика.
Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Одна из самых известных и важных картин Третьяковки «Боярыня Морозова». Спешит за санями, сжав руки перед собой, сестра Морозовой княгиня Урусова. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.
Феодосия Морозова приверженка старообрядчества. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Это придает картине драматический характер. Грусть, скорбь, жалость, печаль – все эти чувства можно прочесть на их лицах.
По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. Фигура Феодосии, словно черный треугольник, разделяет народ на две части: справа – взволнованные и сочувствующие, а слева – равнодушные и глумящиеся над ней. Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». Через полтора года она умерла страшной смертью от голода в земляной тюрьме монастыря.
Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Все работы выполнены на исторические сюжеты, сопровождаются хорошим пояснительным текстом.
На картине Сурикова она сопровождает боярыню Морозову – она ближайшая к саням, в шапочке, отороченной мехом. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Но Смута добралась и туда. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины.
На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Это и отразил художник на картине.
Каждый по-своему воспринимает событие, каждый по-своему реагирует. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. На то время это была самая роскошная усадьба.
Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Досталось и художнику за эту картину. Суриков не пожелал шокировать публику и изображения повешенных убрал с картины. На полотне Василия Сурикова мы видим, как боярыню Морозову, закованную в цепи, везут в крестьянских санях в заключение. В правой части картины – мир женских образов. По одной из легенд изначально, Суриков изобразил казненных через повешение стрельцов.
Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Слева от боярыни – смеющаяся толпа в шубах и богатых платья, справа – сочувствующие бездомные и скромные крестьяне с печальными взглядами., они уже видят эту большую картину. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» – стрелец с чёрной бородой). Всматриваясь в картину, можно заметить, какими различными чувствами, мыслями и настроениями охвачен народ.
Пестрая толпа теснится вокруг саней, чтобы взглянуть наосужденную. Эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». (1) Феодосия Морозова.
На то время это была самая роскошная усадьба. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей.
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. Как не просто складывалась судьба многих художников и их работ. Оно и прекрасно и страшно одновременно. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Дознание шло девять лет. К. Е. Маковский "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова", эта работа была допущена до конкурса на большую золотую медаль, но в конкурсе Маковский участия не принял, так как вышел из Академии в знак протеста против рутинной системы обучения.
(8) Церковь. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Тяготы военной службы вызвали бунт, который был успешно подавлен.
После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Вроде бы все как обычно — холст, масло, реалистичная манера письма.
Он хотел передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни. Мы видим только ожидание расправы. Именно вот таким образом на его картине все так реалистично, его персонажи полны жизни.
Во время поездок боярыню сопровождали около 100 рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. Когда я бываю в Третьяковской галерее, то подолгу стою перед картиной Сурикова «Боярыня Морозова». «Персты твои тонкостны. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
«Я написал много этюдов все лица характерные. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Совсем юной ее выдали замуж, к тридцати годам она овдовела. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
По тем временам, Морозова была одной из самых богатых в Москве. А. П. Рябушкин "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате". Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова личностью была необыкновенной. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. «Боярыня Морозова» – величайшее достижение Сурикова. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Феодосия Морозова была яркой сторонницей староверов и сподвижницей протопопа Авакуума. Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Феодосия Прокопьевна отказалась придти на свадьбу, чем оскорбила и разгневала монарха. Картина «Боярыня Морозова» рассказывает зрителю о церковном расколе 17 века, когда патриарх Никон провёл реформы по установлению единообразия русской церкви. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Среди них есть монахиня в темном одеянии, которая выглядывает из-за плеча, молодая боярышня в золотом платке, у которой уголочек платка загнулся, она совершила земной поклон и теперь поднимается, юродивый благословляет боярыню на сложный путь. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Зритель, стоящий возле полотна, чувствует себя в этой толпе и как бы переносится во времени на несколько столетий назад.
Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. Исход битвы предрешен. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Сторонница старообрядческой веры Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Портретный этюд был написан всего за два часа. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Феодосия Прокофьевна Морозова (1632–1675) была одной изгероинь церковного раскола. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Русская сердечность, отзывчивость получили здесь яркое выражение.
В 1891 году художник отправился в поездку, во время которой изучал быт и привычки местных народов. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью.
Боярыня как бы заражает народ своей пламенной глубочайшей верой. Василий Иванович реалистично изобразил событие имевшее место в истории России. Вскоре последовала кара. Именно такова картина Сурикова Василия Ивановича «Боярыня Морозова». Справа на снегу сидит юродивый.
Суриков большое значение придавал оттенкам, делал так, чтобы они казались естественными. Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. «Пишу татар. Вскинутые два перста боярыни говорят о ее несломленной вере. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Портретный этюд был написан всего за два часа.
На память о муже ей остались самозабвенно любимый сын и огромное наследство. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Служанка, вошедшая в мастерскую и увидевшая набросок, упала в обморок. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Ермак с 1579 года служил купцам Строгановым, охраняя их владения от сибирских татар, а затем возглавил поход через Уральские горы. Он неопасается засвою жизнь: юродивых почитали наРуси каксвятых ипрорицателей. Его интерес к этой теме был не случаен.
От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. (1) Феодосия Морозова. И каждый раз охватывает меня двоякое чувство. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо – бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Узкая московская улица заполнена людскими толпами.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Один из них посвящен событиям русско-шведской войны, а именно — взятию Шлиссельбургской крепости или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы. Но все же Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть себе глаза, как это сделала Мастридия, чтобы уберечь себя от любовных соблазнов. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Боярыню везут по одной из московских площадей к месту заключения. Замечательные скульптуры только подчеркивают историческое время. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.
Мне очень понравился "Нестор-летописец" М. М. Антокольского, "старец"-одним словом, каким же он был в жизни, если даже к скульптуре подходишь с уважением. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. По глубокому рыхлому снегу, с трудом пробиваясь сквозь людей, движутся лошади.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». На картине не изображена сама казнь. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.
Только чуткий художник, знаток человеческой души мог создать такие пленительные образы. Хмурое небо нависает над Красной площадью.
(8) Церковь. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В санях, на соломе, прикованная тяжелыми цепями, сидит Морозова. Критики было много.
Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.