Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем. Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. Особенно Сурикова вдохновляла «Повесть о боярыне Морозовой», которую ему пересказывала его тётка, Ольга Матвеевна Дурандина. Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет.
Она и посох-то бросила – думала разбойник я. Еще в детстве Суриков слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся. В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Изображена на картине Василия Сурикова Боярыня Морозова и сестра последней – Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру. О боярыне Морозове существует много исследований, но каждое поколение изучая творчество Сурикова, будет по-своему отвечать на вопросы о проблеме личности и власти, о силе характера и о верности своим убеждениям. Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова.
Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова). Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности. Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова. Живописная сила полотна такова, что боярыню Морозову воспринимают не иначе, как в суриковском представлении.
Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Чтобы довести до зрителя свое понимание темы и превратить историю боярыни Морозовой Тв народную трагедию, Сурикову пришлось существенно перестроить исторический материал, по-своему сгруппировать указания источников и во многом их дополнить. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. В этом рассказе, бесхитростном и вместе с тем живом И образном, характерном для Сурикова, даны указания, чрезвычайно важные для понимания «Боярыни Морозовой». Потом «Боярыню Морозову» написал», — рассказывал Суриков М. Волошину.
И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения. Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова», жемчужина собрания Третьяковской галереи изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такую, как у Сурикова.
Десятки лет жил в памяти Сурикова дьячок Варсонофий, виденный в далеком детстве и, наконец, воплотился в образе попа, злорадно глумящегося над боярыней Морозовой.
Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
Так, например, художник прекрасно знал, что раскольницу везли прикованной железным ошейником к стулу, связанной и обездвиженной. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв.
Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Изображая массовую народную сцену, в которой толпа волнуется и движется, Суриков настойчиво стремился преодолеть статичность, всегда в большей или меньшей степени свойственную живописи. Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства, прежде всего низшего, которое увидело в них иноземное влияние.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Морозова была ближайшей его последовательницей. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. «Персты твои тонкостны. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей.
В девичестве она была Соковнина. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Портретный этюд был написан всего за два часа. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин.
Но вскоре скончался её сын Иван. На шапку накинут платок. (8) Церковь. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Приступая к работе над картиной, Суриков не имел перед собой ничего равного запискам Корба, с их исчерпывающей обстоятельностью в передаче деталей и необыкновенной силой повествования.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Она сидит в розвальнях, на соломе.
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Этот образ и вошел в картину. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.
Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Сурикова. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Женское их дело что они много смыслят. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.
Она не хотела изменять старой вере. Это настоящая математика. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».
Критики было много. Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Её вернули под арест.
Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Рукой она изображает два перста. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Очень трудно ее лицо было найти. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. (1) Феодосия Морозова.
Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. События происходят в 17 веке.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Сам дух истории живет в его картинах. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Однако. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
События, связанные с историей раскола, с религиозным фанатизмом и т. п. играли для него едва ли не последнюю роль. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Её поручили патриарху Никону. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
Это и отразил художник на картине. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Однако в стране было неспокойно. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
«На снегу писать – все иное получается. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно.
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху и тогда её вместе с сестрой, Евдокией Урусовой, ночью заковали в кандалы, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу.
Ее глаза полны слез. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.
Я с нее написал этюд в садике в два часа. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
(8). Впереди на коленях старая нищенка. Не смею, - отвечал стрелец. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.
После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Они провели допрос Феодосьи и её сестры.
Ее увозили в ссылку. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было.
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Морозову подвергли пытке. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. (8) Церковь. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Она вся в черном одеянии, а вокруг неё шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. На ее лице глубокая скорбь.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича.
Ведь сколько времени я его искал. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
А потом начнешь колею писать. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Но боярыня отказалась. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Его лица не видно.
Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Это то, где черты лица сгармонированы. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы.
В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения., они уже видят эту большую картину.
Контурная линия неоднозначна. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
«Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. В этот жест несёт главный смысл в картине. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. И вот однажды В. И.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Важно найти замок, чтобы все части соединить. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Практически одновременно арестовывают и ее сестру.
Приглядел для работы соседний переулок. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).
Это математика. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.
Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Тарабукина. Люди потянулись к ней взорами.
Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Суриков неоднократно удлинял холст.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». И как вставил ее в картину- она всех победила. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.
В толпе терялось. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Это был раскол из-за убеждений и веры.
Она почти не смотрит на боярыню. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Это по большей части подростки. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь.
Детей у них не было. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Каменный храм построили в 1703 году.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Картина ожила. Вспомнились детские переживания от рассказов тетки Ольги Матвеевны, которая рассказывала маленькому Васе о неистовой боярыне, которая не захотела изменить старой вере, не подчинилась патриарху Никону и приняла лютую смерть за свои убеждения. Тётка, Авдотья Васильевна Торгашина была женою родного брата матери В. И. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Знаете, что значит симпатичное лицо. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Нравилось им, что я казак и не курю. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Портретный этюд был написан всего за два часа.
(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Морозову окружает атмосфера народной любви. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Главное действующее лицо в полной мере обладает той значительностью, которая оправдывает грандиозное впечатление, произведенное его появлением перед народом.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». События изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года.
По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Каменный храм построили в 1703 году. Вот пять женщин в правой части картины.
Все на картине будто напряглось. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Это сама героиня и юродивый.
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
Но смеялись немногие. Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету, обогащенному рефлексами и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Там, в Преображенском, все меня знали. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Интересно, что черное и белое пятна героев композиции не только не теряются на фоне красок толпы, но, напротив, сразу привлекают к себе внимание.
Толпа стоит лишь в глубине сцены. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Все лицо мелко было.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. «Не идет у меня лошадь, да и только. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Ноги у нее скованы цепью. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита.
После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. (1) Феодосия Морозова. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Через год Феодосья родила сына, которого назвали Иваном в память младшего брата царя Алексея Михайловича, дядькою которого был Глеб Романов.
На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. (12) Колорит картины.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием. Она к старой вере стала склонятся. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову.
Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
Все в рефлексах, лиловых и розовых. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. В конце 1674 г. боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Досталось и художнику за эту картину.
Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.