На картине Сурикова Боярыня Морозова вон их сколько в толпе – смотрят, как увозят боярыню. Уже в первом эскизе «Боярыни Морозовой», написанном в 1881 году, намечены многие из тех персонажей, которые в дальнейшем вошли в картину. Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоковерующего народа.
Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Она и посох-то бросила – думала разбойник я. Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова. Написанная им картина изображает не конфликт строптивой боярыни с царем, а сцену всенародного прощания Москвы с опальной, увозимой на допрос, а быть может и на казнь, Морозовой.
Суриков написал картину «Боярыня Морозова в 1887г. Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Возвратившись летом 1884 года в Россию Суриков вплотную принялся за воплощение картины, но только весной 1887 года «Боярыня Морозова» была им закончена. Среди подготовительных эскизов к «Боярыне Морозовой» есть карандашный рисунок изображающий, по-видимому, своеобразную инсценировку картины, разыгранную мытищинскими крестьянами и крестьянками. Изображена на картине Василия Сурикова Боярыня Морозова и сестра последней – Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.
Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем. И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю её композицию. Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности.
Десятки оттенков снега на картине «Боярыня Морозова» также дались художнику непросто. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова.
После темной гаммы Меншикова картина Боярыня Морозова поражает своим светлым, очень сложным тоном. Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова. В России, да пожалуй и во многих странах любителям живописи известна картина русского художника XIX века Василия Сурикова Боярыня Морозова. Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин.
Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).
Сам дух истории живет в его картинах. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Без устали работал Суриков на натуре. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). А церковная музыка – это церковное пение. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
1669 год — царица скончалась. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Рукой она изображает два перста. Морозову подвергли пытке. Важно найти замок, чтобы все части соединить.
Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Нравилось им, что я казак и не курю. Бывало, сижу с нею и книгу чту, а она прядет и слушает, она прядет и приказывает, как девице грамота в вотчину писать. Вот пять женщин в правой части картины. По центру полотна изображена боярыня Морозова.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Весной 1664 года Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьей в Кремле, поближе к себе. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». И как вставил ее в картину- она всех победила. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Образ черной вороны на белом снегу воскресил в сердце художника другой образ-образ женщины в черном, которая обречена на смерть. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Её вернули под арест. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Морозова отвергает новые обряды.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. (8) Церковь.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Бунту Морозовой противопоставляется смирение странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. В государственном Русском музее храниться эскиз композиции Сурикова, где Василий Иванович делал попытку изобразить движение саней слева направо, в другую сторону. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место.
Среди последних, как известно, было даже немало священников. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Она сидит в розвальнях, на соломе. Бледное и худое лицо Авдотьи Васильевны в сознании мальчика сливалось с образом боярыни Морозовой.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Но боярыня отказалась. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Каменный храм построили в 1703 году. Не смею, - отвечал стрелец.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.
Женское их дело что они много смыслят. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Знаете, что значит симпатичное лицо. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Морозова и ее младшая сестра княгиня Урусова стали его последовательницами и духовными ученицами., они уже видят эту большую картину. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
(1) Феодосия Морозова. Люди потянулись к ней взорами. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Впереди на коленях старая нищенка. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Ведь сколько времени я его искал. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.
Очень трудно ее лицо было найти. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Все на картине будто напряглось. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Это был раскол из-за убеждений и веры. Тайный постриг состоялся лишь осенью 1670 года, когда в Москве находился знаменитый старообрядческий проповедник, тихвинский игумен Досифей, который и совершил чин пострижения.
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Его лица не видно.
Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
Морозова была ближайшей его последовательницей. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал».
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. На ее лице глубокая скорбь. В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. События происходят в 17 веке. Там, в Преображенском, все меня знали. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В этот жест несёт главный смысл в картине. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. «На снегу писать – все иное получается. Это математика.
По внешнему виду он походит на сумасшедшего. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Это по большей части подростки.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. (12) Колорит картины. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа.
По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение. (8). Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Люди потянулись к ней взорами.
Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Морозову окружает атмосфера народной любви. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Его бег поможет поехать дровням. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей.
Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже враждебно настроеных по отношению к боярыне. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Контурная линия неоднозначна. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо.
Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.
Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Это и отразил художник на картине. Приглядел для работы соседний переулок. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче.
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила».
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Древнее пение было мужским, одноголосным. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Портретный этюд был написан всего за два часа. А потом начнешь колею писать. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Очень трудно ее лицо было найти.
Но к основному черно-белому созвучию присоединяется удивительное богатство глубоких, напряженных фиолетовых, темнолиловых, огненно-красных, розовых, коричневых, желтоватых и яркосиних тонов в одеждах толпы и внимательно разработанных рефлексов и переходов цвета на снегу, в небе, на стенах домов и на лицах. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. В толпе терялось. Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха.
(1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её.
Когда в 1645 г. 17-ти летний Алексей венчался на престол, Борис Морозов стал его ближайшим советником. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.
А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Четко выраженная диагональ начинается в правом нижнем углу картины, от темного пятна чашки с подаянием юродивого, продолжается в линии саноотвода и отсюда идет вглубь картины.
Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
Ноги у нее скованы цепью. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти. То что можно увидеть на картине Сурикова, произошло 18 ноября в 1671 году. «Персты твои тонкостны. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Суриков неоднократно удлинял холст.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Она не хотела изменять старой вере.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. (8) Церковь. Картина ожила. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В картине Сурикова Боярыня Морозова возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху и тогда её вместе с сестрой, Евдокией Урусовой, ночью заковали в кандалы, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.
Сурикова. Это настоящая математика. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. И вот однажды В. И. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Этот образ и вошел в картину. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Это то, где черты лица сгармонированы. Это Феодосия Морозова. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Ему даже обещали место духовника самого царя, но при одном условии – отказаться от раскола. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).
Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Остро дан характер попа – пьяницы и циника. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Она к старой вере стала склонятся. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Потом боярыню Морозову написал. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Когда ее поднимали на дыбу, она кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Все в рефлексах, лиловых и розовых.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Все на картине будто напряглось. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Ведь в живописи изменение масштабов изображения неизбежно влечет за собою изменение ритмов. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. (16) Икона «Богоматерь Умиление». В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
Она почти не смотрит на боярыню. Многие люди представляют себе боярыню Морозову суровой, пожилой женщиной, как на картине, которая фанатично взметнула руку в двоеперстии. Тарабукина. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. В толпе терялось.
Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Ее увозили в ссылку. Лишь какой-то мальчик бежит за нею, осмеивая её, а перед ним стоит ещё один мальчуган, который раздумчиво смотрит на то, что происходит.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
«Утром пришел думный дьяк, принес цепи со стулами и, снявши с ног железа, стал возлагать на шею ей эти цепи. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Действие происходит на одной из московских улиц.
Ведь сколько времени я его искал. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие., они уже видят эту большую картину. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически.
Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. До стрельца вы видите светлые тона одежд. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Каменный храм построили в 1703 году. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Ее глаза полны слез.
Все лицо мелко было. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Но смеялись немногие. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.
Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Но Суриков мучается: Не то, не то. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Портретный этюд был написан всего за два часа. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Картина ожила. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Но враги и насмешники одиноки в толпе. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
(8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Уличал протопоп боярыню и в скупости по отношению к их общему делу, но, скорей всего, это была не просто скупость, а рачительность хозяйки.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Но вскоре скончался её сын Иван. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Каменный храм построили в 1703 году. В девичестве она была Соковнина. На полотне Василия Сурикова мы видим, как боярыню Морозову, закованную в цепи, везут в крестьянских санях в заключение. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Наоборот, всем видом эта женщина говорит о том, что она никогда не отступится от своей веры.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских.
Чуть меньше расстояние — сани стоят. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. (1) Феодосия Морозова.
Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Он так и остался эскизом, Надо думать, что художник убедился в том, что изменяя направление движения, он изменил идею произведения. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Это – сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.
(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Однако в стране было неспокойно.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе.
С увлечением работал художник над пейзажем картины. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Все лицо мелко было. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Впрочем, чего гадать. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов.
Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Однако. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
«Не идет у меня лошадь, да и только. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки.
Детей у них не было. После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали.
На шапку накинут платок. Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было. Её поручили патриарху Никону.
Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. И как вставил ее в картину – она всех победила. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.
Это сама героиня и юродивый.