Об идеях, тенденциях в живописи Суриков не говорил никогда. Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды. Умирает его жена.
Василий Иванович Суриков (1848-1916) – художник поистине мирового масштаба. Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. Касалось это и боярской одежды в целом. Все выражение — в их дико горящих глазах, говорящих о душевной муке.
От жестоких и позорных наказаний Суриков избавлялся прилежанием. В самом деле, Суриков считал себя чистым живописцем, мастером рисунка и краски. История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией. Вот боярыня и просит его:Миленький.
После смены петербуржского европейского житья-бытья на московский быт, заведенный по старине, Суриков все более подчеркивает, что никогда, он не отрывался от родных корней, что он происходит «от хорошего казацкого корня». Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
Скажем сперва несколько слов об исторической живописи вообще. Боярыня Морозова поддержала главу противника реформ – протопопа Аввакума. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. В этом вопросе я столкнулась с расхождениями в подаче информации. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий.
Такие кафтаны подбивались истинно царскими мехами —соболем или горностаем. В ноябре 1675 года Феодосия Морозова умерла от истощения. Низкая бревенчатая изба. Несколько отличается от других произведений Сурикова картина «Меншиков в Березове» (1883).
Он стоит спокойный, взирая отрешённым взглядом. Мимо маленьких деревянных домиков Красноярска тянулся обоз за обозом. Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм. У него также отлично получались и портреты.
В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири. Меншиков сидит у стола. Пять больших монументальных картин могут быть названы его шедеврами: это — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1889). За несколько лет, что он предавалcя горю, он написал лишь одну картину – Исцеление слепорожденного. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Повторяем, здесь он представляет явление исключительное, единственное не только в русском искусстве, но и в мировом.
Повторяем, Суриков постигал идею русской истории интуитивно, он никогда не формулировал ее словами и не объяснял выбора исторического сюжета для своих картин. Этот старик – простой красноярский казак. Суриков, на мой взгляд, очень удачно передал это состояние, шока и радости слепого.
Недаром, когда разговор заходил об истории, он любил повторять слова: «Хороша старина, да Бог с ней». Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Несмотря на, казалось бы, камерный характер сюжета, произведение это имело определенную общественную направленность. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку.
Закованная в кандалы неистовая раскольница, подняв руку, сложенную двуперстием, знамением старообрядчества, призывает людей стоять за старую веру. Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем». В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». На полученные перед ссылкой 500 рублей он построил дом и часовню. Особенно полюбил он Пушкина и Лермонтова.
Тут и остяки и вогулы и сами татары. В. Стасов) сетовал на отсутствие в этой толпе «мужественных, твердых характеров» и хотел бы, чтобы «блеснуло у кого-нибудь чувство злобы, мести, отчаяния». Однако, преданные царю бояре силами дворянской конницы и четырех гвардейских полков смогли подавить мятеж и схватить зачинщиков. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. И получилось именно то, что он хотел.
Гладкий, косматый, петливатый-петельчатый и полупетельчатый (с неразрезанным ворсом разной высоты), полуразрезный (в рисунке ткани под «остриженным» ворсом можно было различить мелкие, выступающие над основой петли), рытый (с выпуклым узором, выполненным в двух плоскостях: и по золотной основе и среди «мохнатого» шелка), одноморхий и двоеморхий (последние два — рельефные с двумя уровнями «щетинок»), золотные (здесь в утке применялись пряденое золото и серебро), аксамиченный (рапорт рисунка выполнялся золотным или серебряным шелком). И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно. – допрашивали ее увещатели. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым.
В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер». Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Еще одно большое историческое полотно. Зрелище заключительного момента драмы, т. е. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Церковь раскололась. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. Они выписывали из Петербурга журналы, даже такой передовой журнал, как «Современник» и книги. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат.
Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Сурикову дневник Корба послужил основным источником фактических сведений. Художник многое менял, сообразуясь со своим пониманием значения этого события. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима.
Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство. Здесь сохранялись патриархальные нравы, уклад жизни был суров, подчас жесток. Однако, нужно отдать ему должное – все несчастья он переносил стойко.
Первое литературное произведение, которое осталось в памяти Василия Ивановича Сурикова, было «Юрий Милославский». Суриков, будучи ребенком, действительно видел казнь на площади – поразительно для середины девятнадцатого века. Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. В то время Спиридонову было 82 года.
Впоследствии Суриков говорил: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. И едва ли какое-либо событие послепетровского периода могло бы выразить универсальность народных переживании так, как она выражена в «Боярыне Морозовой», где толпа представляет собою подлинный народ, где нищий, простолюдин и боярин стоят в одной группе и сплочены общим и единым чувством.
Именно эта девушка и была той персидской княжной, которую Степан Разин утопил в Волге. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Ритуальные свечи приносились в бархатных или атласных золотных кошельках. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм», — и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники. Ибо он открыл глубокую и важную черту русской истории, можно сказать, ее сущность.
Картина завоевала большую любовь русской революционной интеллигенции. В картине казни художник устраняет все свидетельства физических мук и самой смерти. В 1874 году он окончил петербургскую Академию художеств, после чего поселился в Москве, где и жил до самой своей смерти, от времени до времени совершая поездки в родную Сибирь или за границу с целью посещения музеев живописи. Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет». Еще в свое первое пребывание в древней столице, проездом, по дороге на учебу в Петербург, Суриков был поражен красотой города, в письмах домой перечислял достопримечательности, первыми называл Красную площадь и Кремль, где «все происходило». В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Приготовления к казни закончены.
Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Петр I срочно возвращается из Европы и возглавляет «великий розыск». Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». В 1868 году Суриков совершил трудное путешествие из Сибири в Петербург, где в 1869 году поступил в Академию художеств.
Образ Морозовой, полный пафоса борьбы, был созвучен идеям освободительного движения того времени. Единственная жанровая картина Сурикова – Взятие снежного городка (1891) полная веселья, ярких красок, молодецкой удали изображает народную игру на масленице. Главная героиня полотна – Феодосия Прокопьевна Морозова – реальное историческое лицо, представительница знатного боярского рода, она почитается старообрядцами как святая. В своих глубоко правдивых живописных произведениях, отличающихся эпической широтой и мощью образов, Суриков с необыкновенной убедительностью показал народные массы как движущую силу истории, определяющую ход общественного развития.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками. В 1668 году казаки под предводительством Разина отправились в поход по Каспию в Персию.
О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи». Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». В основу полотна легла легенда о Разине и персидской княжне.
Здесь была написана большая историческая картина Утро стрелецкой казни (1881), которая принесла ему широкую известность, выдвинула в ряды выдающихся русских художников. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. А возле ямы страж ходит. Верность убеждению можно запечатлеть только готовностью до конца нести за него страдание, надо и голову склонить и смирить свою гордыню, но не перед мирским, не перед победителем-человеком, а перед высшей правдой, которая стоит над обеими борющимися сторонами. Народ явился главным героем его картины. Первое большое историческое полотно Сурикова.
Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Его дочери вели домашнее хозяйство. Иногда персонаж находился случайно.
Все получалось не то, не так. Это рында —один из многочисленных почётных стражей и царских телохванителей. Переезд в древнюю столицу России определил все его дальнейшие творческие устремления. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Некоторые из его исторических картин это «Убийство Юлия Цезаря», «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».
Она рассказывает о печальной судьбе участников неудачного стрелецкого бунта 1698 года. Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт. В приданое государь выделил дочери десять бархатных отрезов, в 10-15 локтей каждый. Из картин Сурикова мы узнаем о прошлом, о людях и нравах того времени.
И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин). Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Думаю, для многих будут интересны его слова (особенно для мастеров, работающих с камнями): Все эти камни — чудесные дары божьи, они таинственны по происхождению, но однако раскрываются для того, чтоб человек ими пользовался и созерцал они друзья красоты и добродетели и враги порока.
самой казни, правда, вызвало бы у нас чувство ужаса, зато художественное впечатление было бы ослаблено чисто физическим отвращением при виде крови и мертвых тел. История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет. Но обстоятельства оказались сильнее его. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Историческая правота на стороне Петра. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками.
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Впечатления детства в большой мере определили направленность творчества художника. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. С удивительной красотой изобразил он драгоценности, золото, слоновую кость, бархат.
Художнику удалось изобразить изнанку власти, показав царского фаворита не блестящим царедворцем, а больным стариком в ссылке. Это — его картины «Ермак» и «Суворов». Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака. Еще сотни сосланы.
Вся его жизнь была сосредоточена в художественном творчестве. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. (16) Икона «Богоматерь Умиление». В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи». Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Не проявлял он особенного интереса и к так называемым историческим реалиям, т. е. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Здесь художник изобразил сцену из событий церковного раскола 17 века. Тоже в детстве, но уже самостоятельно, мальчик прочел «Потерянный рай» Мильтона.
При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Таков же был его образ жизни. Картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом» очень сильна по содержанию. Для иллюстрации —несколько фотографий экспонатов из музеев Московского кремля. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого.
Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Его читал ему дядя Марк Васильевич. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова. В 1869 году Суриков приехал в Петербург.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Удары, пинки, затрещины и зуботычины педагоги раздавали своим ученикам щедро. Мы видели, что три главные его картины, «Стрельцы», «Морозова» и «Меньшиков», выражающие трагедию русской истории, дают образы страдания духа и личности русского человека. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом.
Расправа с бунтовщиками завершилась в 1698 году казнью более двух тысяч человек, происходившей в разных местах Москвы. Его имя присвоено Московскому художественному институту. Вдохновенный жест истинного знамения креста, горящие верой глаза Морозовой, сосредоточенная и замершая в общем чувстве толпа покидаемых друзей, лукавые и злорадные маски никониан — сущность изображаемой драмы здесь, а не в антикварных аксессуарах, якобы передающих «эпоху». Сибирская жизнь таила в себе многие опасности.
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Лишь при Петре Первом, при котором были налажены легальные поставки из китая шёлка-сырца и увеличены пошлины на ввозимые заграничные ткани, производство шёлка и бархата вышло на промышленный уровень. Многие предшественники Сурикова пытались изображать чувства людей прошлых эпох, но при этом они исходили из наблюдений над современным человеком, невольно привнося в создаваемые образы рефлексию, характерную для психологии окружающих людей. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом.
Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова. В следующей картине – Меншиков в Березове (1883) – Суриков с поистине шекспировской силой показал трагедию друга и ближайшего сподвижника Петра I, полудержавного властелина. Иногда быстро проезжал крытый возок на почтовых или так называемых ямских лошадях.
Чем же побеждают эти побежденные. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
Суриков ощущал свою сопричастность, свое единство с делами давно ушедших дней, для него это было чувством, подчас неосознанным: так, в «Покорении Сибири Ермаком» он изображает стяг с образом Спаса и Николая Угодника над русскими воинами, почти как в «Сказе о покорении Сибири Ермаком», где в небе явились Образы святых и помогли в сражении с язычниками. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Такая картина показывает зрителю нечто им еще невиданное, необычайное, даже «диковинное», начиная с костюмов и утвари и кончая действующими лицами и ситуациями. Однако эта работа продолжалась для художника недолго, так как его картины заметили губернатор П. Н. Замятин и золотопромышленник П. И. Кузнецов. Так, в «Боярыне Морозовой» узор парчи на одежде не XVII, а конца XVIII века, казаки Ермака вооружены кремневыми ружьями, вошедшими в употребление столетием позднее, лицо Меньшикова списано не с подлинного его портрета, но с какого-то провинциального учителя ибо его черты и выражение казались Сурикову более соответствующими искомому образу ссыльного вельможи. И не в тупой покорности застыла эта толпа.
Эта картина гениально представляла драматическую тему столкновения старого и нового. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. С детства Сурикову довелось видеть публичные телесные наказания, даже смертную казнь.
Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Причем лицо ее искажено абсолютно бытовым образом: Репин писал ее с матери Серова, Валентины Семеновны, а она была той еще штучкой и, кажется, лицо у нее было искажено по жизни. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Картина Сурикова изображала момент, когда Морозову измученную пытками, везут в заточение. Но следовал он ему не во всем. В ноябре 1582 года войска Ермака занял Кашлык – столицу Сибирского ханства.
По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Считается, что по картинам Сурикова можно изучать историю России, он был мастером масштабных исторических полотен. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Но перед гордым орлиным взором умирающего меркнет патетическая фигура самодержца.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. Для пошива этого вида царской одежды использовались в основном аксамиченный бархат или аксамиченый атлас (напомню, рапорт рисунка на такой ткани выполнялся золотным или серебряным шелком). Нельзя игнорировать тот факт, что, хотя Суриков был верующим, он резко отрицательно относился к монастырям, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов.
Опять перспектива закрыта. Живописью Суриков начал заниматься рано. От лихих людей порой не укрывали даже прочные затворы и крепкие ставни. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Есть у него и картины с церквями и даже картина с внутренней стороны деревенской церкви, что возможно вызовет интерес у наблюдателя, так как сейчас мало где можно увидеть такой вид.
Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Мы ощущаем это как историческую неизбежность. Главная роль в композиции отведена царевне. Велик вклад Сурикова в развитие современного ему изобразительного искусства. Однако противникам его удалось взять верх.
Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Над каждым своим произведением он работал годами. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Приезд в Москву был долгожданным.
Это новое регулярное войско Петра. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Если невеста отправлялась в церковь в санях, то сидела она так же на бархатной подушке. Никогда не говорил он тоже об истории, тем более об ее научных проблемах, хотя он и интересовался ее фактическим материалом, черпая его в мемуарах и в «Историческом Вестнике». Картину Василия Сурикова «Степан Разин» (1906) можно назвать сиквелом известной народной песни «Из-за острова на стрежень».
Суриков вывел историческую живопись за пределы археологического изучения старины и сумел тесно связать историю с современностью. Один современный Сурикову критик (В. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. Сибиряка Сурикова всегда интересовала тема покорения сибирской земли.
Беспримерный героизм русских солдат явился темой картины Сурикова – Переход Суворова через Альпы (1899). Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Крепостного права в Сибири не было сибирские крестьяне держались независимо и слово «барин» произносили редко, а то и с насмешкой. Чаше всего он писал портреты, подбирая типаж для своих картин.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». В самом понятии исторической картины как жанра есть одно противоречие, которое почти невозможно преодолеть, оставаясь целиком в реалистической системе живописи. Только если современные модницы щеголяют в шубках мехом наружу, то во времена боярской Руси мех располагали с изнаночной стороны, покрывая шубку дорогим бархатом. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же).
Спасибо Маковскому, что предоставил мне свободу в моих мыслях и рассуждениях на тему обрядов в древней Руси.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Шах Сулейман испросил разрешения у царя Алексея Михайловича «перебить русских казаков без пощады». На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей).
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Его заглушила бы атмосфера смерти или застенка Он (Суриков) берет хронологически предпоследний, но внутренне самый важный момент драмы, когда привезенные к месту казни стрельцы среди рыданий близких обмениваются последним взглядом со своим победителем — царем. В углу иконы, зажженные лампады. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца.
После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать. На этой картине хочу обратить ваше внимание на фигуру бравого молодца на заднем плане. Страсти разгорались.
Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Его первая самостоятельная картина называлась Вид памятника Петру I на Сенатской площади. К дорогим нарядам требовались не менее дорогие дополнения —сапоги и шапки.
Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры.
«Покорение Сибири» символизирует стихийное движение народа-колонизатора, которое удалью передовых отрядов открыло ему для его устроения шестую часть земного шара. Уже в годы пребывания в Академии (1870-1875) Суриков сложился как исторический художник ищущий новых решений. Выделяются они и своим душевным состоянием. Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Сюжет этой картины был взят из истории раскола – одного из крупных народных движений, возникших в середине XVIII века в связи с церковными реформами патриарха Никона, в которых народ увидел посягательство на вековые моральные устои русской жизни. В Красноярске открыт Дом-музей В. И. Сурикова. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Сидят они в яме, цепями прикованные.
В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно. Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Известна история, как именно персидская княжна оказалась среди казаков.
Раскольников стали преследовать. В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. Они подстерегали сибиряка всюду: и на глухих таежных дорогах и в собственном дворе за тесовым или бревенчатым заплотом. Произошел раскол.
Им написано много автопортретов. В вопросах художественного мастерства Чистяков был авторитетом непререкаемым. Замечательно, что к своему глубочайшему постижению русской истории Суриков пришел бессознательно, только путем художественной интуиции.
(8) Церковь. Более того именно через восприятие этих картин многие поколения вырабатывали свой взгляд на трагические или героические страницы русской истории. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему.
Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. О жизни Сурикова рассказывать почти нечего. Обратим внимание на детали одежды царя. Уделяя внимание костюмам столовым приборам и обстановке.
Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Тут стоит обратиться сначала к русской истории трехсотлетней давности.
Где же искать твердых и мужественных характеров, как не здесь. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Он происходил из сибирских казаков, родился в Красноярске в 1848 году. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. А их было немало на ее пути и на пути любимого ее сына Васи.
Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Стрельцы занимают левую большую часть картины. Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей).
Москва, XVII век. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Художник посвятил ее русскому солдату, прославлению его выносливости, способности ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа и чувства юмора, готовности к преодолению любых препятствий и при этом без позы и риторики.
Все пути хороши, только работай во всю мочь и от души, – любил говорить Чистяков. Атаман Ермак утвердился в ханской столице и бил челом царю Ивану Грозному – просил принять сибирскую землю под свою высокую руку. Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Братья боярыни были сосланы, малолетний сын, оставшись без матери, умер в Москве, а четырнадцать слуг, не пожелавших предать боярыню, были сожжены заживо. Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит.
Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа. «Беглые, жуткими тенями скользящие по задворкам в ночной тишине, разбои, грабежи, поджоги, пожары, уничтожавшие целые села», были здесь явлением обычным. Этот город был в ту пору глухим сибирским захолустьем. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
После неудавшегося побега он стал усердно заниматься. В 1884 – 1887 гг. Так же смелы и суриковские стрельцы.
Первая историческая картина, написанная в этот период – «Утро стрелецкой казни». Солдатам, кажется, нет конца. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Однако этой битвой не закончилось покорение Сибири.
«Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник. Зачастую ткань практически полностью закрывалось вышивкой. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Вскоре молодой художник написал свою первую историческую картину Княжий суд (1874).
Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. «Переход через Альпы» запечатлевает беспримерный подвиг русской армии и центром этой картины является не театральная фигура полководца, а простая солдатская масса, преодолевающая невиданное ею чудовищное препятствие — Альпы. В период самой черной реакции, наступившей после разгрома революции 1905 года, Суриков, твердо следуя демократической традиции, создает большую картину Степан Разин (окончена в 1907 году, доработана в 1910 году), а в 1909 и 1911 годах пишет работы, посвященные пугачевскому восстанию. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Так как основные силы хана ушли в набег на Пермь, Кучуму пришлось «поставить под ружье» местное население.
Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Суриков на этой картине изобразил тяжелую судьбу народа в эпоху исторических перемен. Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей. Он был очень дорог и привозился контробандой из персии армянскими купцами. Окончив Академию, Суриков в 1877 году переехал в Москву. Хороши девушки, не правда ли.
Не менее известна и картина «Боярыня Морозова» (1887). И это передано как бы перспективной ошибкой. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Но исчерпывается ли только этим фактом все содержание картин, весь их нравственный смысл.
Он был разжалован и отправлен с семьей в вечную ссылку на север Сибири – в глухой городок Березов. Каменный храм построили в 1703 году. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Мастер многолюдных сюжетов, здесь художник ограничился всего четырьмя персонажами. Жителем Березова Меншиков запомнился своей набожностью, простотой в общении и смирением. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. Особенно доставалось нерадивым. В этом отношении замечательны первые картины Сурикова, особенно «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. Живописная картина – это вещь одномоментная.
Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили.
Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. бессюжетному искусству, задачам живописи, красочной гамме. В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Всего казнено примерно две тысячи стрельцов. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Есть два варианта из чего мог быть сшит его кафтан. Суриков трудился над своими картинами годами, делал множество этюдов с натуры и эскизов. Громадное состояние Меньшикова было конфисковано, сам он лишен всех титулов и званий.
Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Похоже, что мало что изменилось за эти несколько сотен лет. (1) Феодосия Морозова. Известно, что царь лично отрубил головы пяти стрельцам. Суриков родился в казачьей семье в Красноярске.
Все это обливалось водой. На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет.
По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал – грабил – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Но уже через пару месяцев казаки нанесли ответный удар и на реке Вагае взяли Маметкула в плен. Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет.
Его значение лежит в содержании его картин и в их художественном выражении. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000).
Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Вот тут-то и раскрывается вся глубина постижения Суриковым русской религиозной психологии. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве.
Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями. Осенью этого же года начались первые казни. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Остальные стрельцы ожидают своей очереди.
Одной из отличительных черт одежды боярской Руси является её чрезмерно богатый вид. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон. В 1670 году она тайно приняла постриг в монахини и стала удаляться от двора. Однако, разозленные казаки взяли «на меч» город Фарабат. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Угодников власти и ханжей художник ясной чертой отделил от верных и твердых.
Суриков был мастером пейзажа (главным образом акварельного) и прекрасным портретистом. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения иземли. Только по беспомощным позам стрельцов зритель узнает о перенесенной ими уже раньше пытке. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры».
Его беседы были всегда посвящены чистому, т. е. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Над воротами устанавливали снежные фигуры казаков, пеших и конных, с винтовками за плечами.
А уж наряды. Но в учебниках того времени Сибири было уделено всего несколько скучных, равнодушных слов. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. предметам минувшего быта: утвари, оружию и костюмам.
Тогда все сбивалось в кучу. В картине Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895) художник прославил отвагу и несокрушимое мужество русского народа, с предельной ясностью раскрыл суть и значение события, предопределенного ходом истории. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Она же дала мне дух и силу и здоровье. Украшенные жемчугом и мехом, расшитые серебром и золотом, с запонами (брошками) из золота и серебра и с драгоценными камнями.
Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Шах собрал большой флот, чтобы разгромить Разина, но у Свиного острова казаки потопили весь флот персов, взяв в плен сына и дочь командующего персидским флотом.
«Боярыня Морозова» символизирует насилие над народной верой, «Утро стрелецкой казни» символизирует торжество чуждых иноземных форм над национальным русским бытом, наконец, «Меншиков» — это образ попранной личности русского человека, жертвы жестокого произвола. Осенью 1729 года Меншиков скончался от лихорадки, завещав детям не стремиться к власти. Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются».
Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Суриков подхватил эту мысль. О Лермонтове много и с восторгом рассказывал дядя Иван после своей поездки на Кавказ. Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа.
Городок – старинная народная игра. В 1495 году выдавал царевну Елену за князя Литовского Александра Каземировича. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Однако главной для Сурикова всегда оставалась историческая тема.
Характеризуя каждую из столкнувшихся стихий, Суриков показал на стороне воинов Кучума не меньше мужества и героизма, чем на стороне отряда Ермака. Здесь им руководил эстетический такт, а также чутье психолога и историка. Вот таким образом-то в своих исторических картинах Суриков весьма мало обращал внимания на верность и точность этих «реалий», а иногда и умышленно искажал их. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). У семьи забрали даже запасную одежду, а во время «этапа» умерла жена Меньшикова.
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Критики этой генерации считали его своего рода визионером. Картина «Утро стрелецкой казни» (1881) стала первой большой работой художника, посвященной российской истории. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. После этого встать на защиту боярыни было уже некому и на нее обрушился царский гнев.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Како крестишься и како молитву творишь. Произошел раскол. С запада на восток везли мануфактуру, различные металлические изделия, ружья и порох для охотников — крестьян восточно-сибирской тайги, которых там называли по-старинному «промышленниками». Правда, духовная их сила выражается по-своему: никто из этих людей не охвачен злобой, местью или отчаянием, никто не бросается освобождать узницу, но, благословляя ее на подвиг, никто не отказывается нести свой крест.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Большинство народа сочувствует Морозовой, но есть и равнодушные и праздно любопытные и прямо глумящиеся над ней. Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой».