Приглядел для работы соседний переулок. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
Картина ожила. Но смеялись немногие. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Вот пять женщин в правой части картины. Это математика. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Однако Морозова была не рядовая ослушница.
Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки.
Её поручили патриарху Никону. Она к старой вере стала склоняться. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. (8) Церковь. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
И чувствуешь здесь всю бедность красок». Каменный храм построили в 1703 году. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. В девичестве она была Соковнина. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. И она уже втягивает их в это пространство свое, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ).
Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Её вернули под арест. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Сурикова.
Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Тарабукина. Не смею, - отвечал стрелец. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Потом боярыню Морозову написал. Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Она не хотела изменять старой вере. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». А церковная музыка – это церковное пение. Она почти не смотрит на боярыню. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин.
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Морозову окружает атмосфера народной любви. На шапку накинут платок.
Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Но боярыня отказалась. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. На ее лице глубокая скорбь. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
Там в Преображенском все меня знали. И как вставил ее в картину – она всех победила. События происходят в 17 веке.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Морозова была ближайшей его последовательницей. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Нравилось им, что я казак и не курю.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ведь сколько времени я его искал. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Но вскоре скончался её сын Иван. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Очень трудно ее лицо было найти. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был.
(1) Феодосия Морозова. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Как видно, сказывалась печаль по безвременно ушедшей супруге, но больше всего остерегался государь возмущений старинных боярских родов, которые могли бы усмотреть в посягательстве на Феодосию Прокопьевну прецедент расправы с высокопоставленными семьями. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Его лица не видно.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Это настоящая математика. Детей у них не было.
Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения.
Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Морозову подвергли пытке. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил.
Люди потянулись к ней взорами. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.
(16) Икона «Богоматерь Умиление». (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Все на картине будто напряглось. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Муж любил Феодосию и она отвечала ему почтительной и благоговейной любовью, заповеданной строгими уставами Домостроя. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.
(12) Колорит картины. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Морозова беззаветно любила своего единственного сына Ивана и хотела передать ему все морозовские богатства в целости и сохранности. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
Чуть меньше расстояние — сани стоят. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Все лицо мелко было. Очень трудно ее лицо было найти.
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Сам дух истории живет в его картинах. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в этом, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокофьевну иначе, чем она изображена на его картине. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.
Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Портретный этюд был написан всего за два часа. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Это то, где черты лица сгармонированы. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Очень трудно ее лицо было найти. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
И как вставил ее в картину — она всех победила». Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер.
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды.
«Сидящие в санях фигуры держат их на месте., они уже видят эту большую картину. Ее глаза полны слез. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков.
Морозова отвергает новые обряды. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Первый эскиз ее был сделан в 1881 году, но к настоящей работе Суриков приступил только в 1884 году. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Суриков неоднократно удлинял холст. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Впереди на коленях старая нищенка.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Ее увозили в ссылку. Это и отразил художник на картине. (8) Церковь.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Каждому из нас боярыня Феодосия Морозова известна с детства по замечательной картине Василия Сурикова. После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи.
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место.
В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. «На снегу писать – все иное получается. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Рукой она изображает два перста.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Все лицо мелко было. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. В движении есть живые точки, а есть мертвые.
Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Каменный храм построили в 1703 году. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом.
Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. «Не идет у меня лошадь, да и только. А потом их на Преображенское кладбище выселили.
Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Она к старой вере стала склонятся. «Персты твои тонкостны. 1669 год — царица скончалась. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.
Алексей Михайлович отреагировал так остро именно, потому, что его народ уже показал, что он может восстать точно так же. Ведь сколько времени я его искал. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Однако. Основную роль и здесь сыграли пропорции.
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Знаете, что значит симпатичное лицо. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Этот образ и вошел в картину. В 1661 году протопоп Аввакум после отставки Никона снова был призван в Москву из-за расположения к нему царя Алексея. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Среди людей есть такие, которые считают что она сумасбродка, но большинство людей переживают происходящие события как настоящую трагедию.
Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
(3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Греческую красоту можно и в остяке найти».
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. В центре картины изображена боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, которая не собиралась отрекаться от старых правил и убеждений. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после.
Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем.
Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Когда в 1645 г. 17-ти летний Алексей венчался на престол, Борис Морозов стал его ближайшим советником. В конце 1674 г. боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Нравилось им, что я казак и не курю. Все в рефлексах, лиловых и розовых. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Это сама героиня и юродивый. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Древнее пение было мужским, одноголосным. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения.
А этюд Кончаловских написан в два слоя и это уже не работа с натурой. Таким образом, не меняя пропорции, художник уходит от подробностей, создавая обобщенный образ сильной духом женщины, которая не потеряется в любой толпе. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». В толпе терялось. Она сидит в розвальнях, на соломе. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. А потом начнешь колею писать. Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается и следуем им до конца.
Современники вспоминали, что она выезжала в карете позолоченной, которую везли 6—12 лучших лошадей, а позади бежали человек 300 слуг. В толпе терялось. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Что касается левой части картины, то и здесь мы можем увидеть опоясывающий контур. -выбившаяся шуба Морозовой, -ступня ноги бегущего мальчика, -копыто лошади, -луковка купола церкви и боярышня в фиолетовой душегрейке-рукав тулупа бегущего мальчика. Треугольник саней боярыни клином рассекает окружающую людскую массу, устремляясь к линии горизонта по диагонали в левый угол картины. (1) Феодосия Морозова.
В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Это по большей части подростки.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
В 17 лет вышла замуж заГлеба Ивановича Морозова, родственника правящей семьиРомановых, владельца усадьбыЗюзиноподМосквой. Впрочем, чего гадать. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
Все лицо мелко было.
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями.
«Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Ведь сколько времени я его искал. Женское их дело что они много смыслят.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». И как вставил ее в картину- она всех победила.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. И вот однажды В. И.
Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.
Этюд, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, некоторые исследователи считают портретом, тетки Сурикова, раскольницы Авдотьи Васильевны написанной по памяти. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Там, в Преображенском, все меня знали. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.
Контурная линия неоднозначна. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова.
Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.
В толпе терялось. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Ноги у нее скованы цепью. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет.
Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Портретный этюд был написан всего за два часа. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Суриков так писал об истории создания картины: На картине я сначала толпу нарисовал, а ее после.
Однако в стране было неспокойно. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума.
(8). Морозова — источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Раскол же в целом сохранял до конца XVII века живую связь с народным движением и служил внешней оболочкой для стихийного протеста народных масс. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». В этот жест несёт главный смысл в картине. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову.
Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа.
Важно найти замок, чтобы все части соединить. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Но враги и насмешники одиноки в толпе. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием.