Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу. На берегу Ора Весны приближается к Венере изящным танцующим движением, на кончиках пальцев ног, распахивая великолепный плащ, чтобы её одеть. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Они символизировали границу между миром духов и миром материальным.
В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме Крещения к схеме «Коронование мадонны». В мифе о Венере Зефир своим дыханием направил раковину с богиней к острову Кипр, где та ступила на землю. 4 ФЛОРА – супруга Зефира, богиня цветов. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. И все же это так.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. Дерево, темпера. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Громко приветствовали её боги. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
Богиня возникла из морской пены. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. На картине так же встречаются символы, связанные с культом Венеры.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Неудивительно, на молодого художника обращает внимание круг Лоренцо Медичи.
И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Но это правда. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
В мастерской Липпи Сандро пробыл пять лет, а затем перешел в мастерскуюАндреа Верроккьо, который был одним из учителей Леонардо даВинчи. Поскольку картина по программе Venus – Humanitas обернулась «Весной», Боттичелли возвращается к ней и создает «Рождение Венеры» (1484-1486). В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Безграничное небо, море, волнистые линии берега, дуновение ветра (летящий Зефир), деревья и цветы, рассыпанные Флорой, молодая женщина, несущая розовый плащ, чтобы прикрыть обнаженное тело богини, – обрамляют стройную фигуру Венеры. Её девственная чистота не таит в себе чувственных соблазнов, ее тонкое одухотворённое лицо скорее напоминает лицо мадонны, нежели лицо языческой богини. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Подумать только, картина была немного больше в размерах, на полметра больше по вертикали, преимущественно верх картины и на четверть метра по горизонтали. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Плини также отметил вторую живопись Апеллесом Венеры, «выше даже его более ранней», которая была начата художником, но оставила незаконченным. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. В это время, в зените своей славы, Боттичелли, «как человек полный неожиданностей», по словам Джорджо Вазари, увлекается проповедями Савонаролы и иллюстрацией «Божественной комедии» Данте.
И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. А розы и раковина в средних веках ассоциировались с Девой Марией. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение).
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. В середине картины дама в современном художнику платье в позе неподвижной статуи. Моральная рефлексия, в которой он искал спасения, лишь погубила его гений, столь лучезарный интимно понятный и близкий всем, кто соприкасается с его шедеврами «Весна» и «Рождение Венеры» через страны и столетия. Радость триумфального появления сопровождается летящими к ногам розами.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Это вызывала ощущение выхода Венеры не на зрителя, а к берегу.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения» и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру. Ветер и нимфа, хоть полотно и неподвижно, все-таки полны движения, а вот Венера, напротив, спокойна и несколько безучастна. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Плини продолжал отмечать, что живопись Апеллеса Пэнкэйсп как Венера была позже «посвящена Августом в святыне его отца Цезаря». И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Варнавы работы Боттичелли).
Раковина обозначала чистоту и непорочность. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Галерея Уффици.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет.
Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Кроме того, ее расположение на край раковины раковины (который не может быть идентифицирован как реальный), конечно заставило бы его опрокидываться.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В этом случае раковина раковины, на которую это изображение стендов Венеры/Кануна/Мадонны/Церкви может быть замечено в его традиционно символическом контексте паломничества. Познакомившись с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от прелестей земной жизни.
Что это. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Его дыхание наполняет ветер цветами.
Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ – от нимф до богинь. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Ясно, что это – фэнтезийное изображение. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Италия.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно.
Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. В Рождении Венеры тело Венеры анатомически невероятное с удлиненной шеей и туловищем.
Он был вновь открыт лишь в XIX веке прерафаэлитами, которых особенно восхищало тончайшее линейное мастерство ренессансного художника. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.
Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Лично я склоняюсь к романтическому варианту. Здесь речь не только о самоутверждении личности художника, но и личности его персонажей. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
Тела и позы ветров налево еще более трудно выяснить. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Боттичелли представлял неоплатоническую идею божественной любви в форме нагой Венеры.
Так, смотрение на Венеру, самую красивую из богинь, могло бы сначала поднять физический ответ в зрителях, которые тогда сняли их умы к благочестивому.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного. Художник и гуманные ученые, которые, вероятно, советовали ему, вспомнят, что Плини Старший упомянул потерянный шедевр знаменитого художника, Апеллеса, представляя Венеру Анэдиомин (Венера, Поднимающаяся с Моря). Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр.
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Сандро родился в семье кожевника. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Флоренция. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).
Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий, невесомых силуэтов, грациозных жестов. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 548 дней. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. изящное движение рук Венеры, сплошь усыпанное цветами платье Флоры, рождается очарование одной из самых прекрасных картин итальянского Ренессанса.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции.
Он обратился, а после гибели Савонаролы, когда многие во Флоренции, включая Марсилио Фичино, опомнились, Сандро вовсе забрасывает кисть и всецело отдается комментированию «Божественной комедии» рисунками. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. И флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть в природе и любви сатанинские соблазны, которые заставляли трепетать монахов в кельях. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Фон итоговый и фигуры не бросают теней.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Был он, что называется, не от мира сего.
Эта картина распалась с возраста и гнили и Nero, которым. Но достаточно взглянуть на возрожденческих мадонн, чтобы понять, что между ними и Богородицей с младенцем на иконах, на которую молились и от которой ждали помощи, нет ничего общего. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Оказывая добавленную поддержку этой интерпретации Боттичелли, поскольку утвердившийся в вере Апеллес – факт, что то самое требование было высказано в 1488 Уголино Верино в стихотворении, названном «На Предоставлении Похвалы Истории Флоренции». Мне почему-то кажется, что именно чистое чувство могло завораживать людей того времени. Священный сюжет предстает светским портретом молодой женщины имя которой даже известно. 1 ВЕНЕРА. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).
Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Капли крови Урана упали в море и образовали пену из которой и родилась стоящая на раковине Венера.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). не властен свет», но уже «расточилась тьма», из морской пены родилась Венера.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 548 дней. Симонетта, по совпадению, не родилась в лигурийском приморском городе Портовенере (39порт Венеры39). Таким образом, в интерпретации Боттичелли, Pankaspe (древний живущий прототип Симонетты), хозяйка Александра Великого (предшественник Laurentian), становится прекрасной моделью для потерянной Венеры, казненной легендарным Апеллесом (рожденный заново через развлекательные таланты Боттичелли), который закончился в Риме, установленном императором Августом в храме, посвященном воображаемому основателю Флоренции Юлию Цезарю. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Что же. Никакой единственный текст не обеспечивает точные образы живописи, однако, который принудил ученых предлагать много источников и интерпретаций. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Дивную богиню повели на Олимп. Одной из самых изумительных картин Боттичелли является его "Рождение Венеры".
«Рождение Венеры» – это ренессансная классика и по теме и по поэтике, хотя в последней сохраняются элементы романтической эстетики. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Священный сюжет для человека эпохи Возрождения не история с ее прошлым и настоящим, а миф, это явление вневременное и вместе с тем сиюминутное миф не просто легенда, миф – сама жизнь. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
Недаром время расцвета Платоновской академиии и расцвета творчества Боттичелли совпадает. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Иконография Рождения Венеры подобна описанию события (или скорее описанию скульптуры события) в стихотворении Анджело Полицьано, Stanze за la giostra. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Настоящая фамилия художника – Алессандро Филипепи, а Боттичелли (Бочоночек) – это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Больше того, "объект стpасти" — Симонетта Веспуччи — так и не узнала, кто пpославил ее в веках, а ее нежный одухотворенный лик сделал одним из пленительнейших женских образов. Возрождение. «Легенды и мифы Древней Греции»). Кроме того, широкое пространство моря служит напоминанием титула Девы Марии stella кобылы, ссылаясь и к имени Мадонны (Maria/maris) и к небесному телу (Venus/stella).
В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. В них заворачивали как новорожденных, так и умерших. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
В мифе события разворачивались стремительно. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Таким образом, в некотором смысле, что могущественные римляне не могли восстановить их достойные преемники, флорентийцы, через руку Боттичелли, могли воссоздать. заменяет его другая живопись рука Dorotheus».
Исходя из того, что полотно хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией, находившейся во владении Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, большинство искусствоведов утверждают, что именно он оплатил работу. Не построил своего дома, не свил семьи. Вольность.
На картине изображен морской берег ранним утром, когда еще «. Для Платона – и так для членов флорентийской платонической Академии – у Венеры было два аспекта: она была земной богиней, которая пробудила людей к физической любви или она была небесной богиней, которая вселила интеллектуальную любовь в них. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
И это напоминает поединок за новорожденную. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Ведь так же, как и с богородицей, он обходится и с Венерой. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Умер Боттичелли в безвестности. В оформлении этого действа участвовал Боттичелли изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Море ясно показывает Венеру так же, как Дева рождает окончательный символ любви, Христа.
Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. И сразу становится ясно, что «Весна» – романтическая картина еще задолго до романтиков и по теме и по поэтике. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Святотатство. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали Цветком Тосканы и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. 203 x 314 см. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Юная богиня стоит на перламутровой раковине, плывущей по морю. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.