И открыли для себя Рождение Венеры и Весну Боттичелли. «весна» и «Рождение Венеры», созданные Сандро Боттичелли, переносят нас в самое прекрасное время и место вистории всего изобразительного искусства: во Флоренцию восьмидесятых годов XV века.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Сандро родился в семье кожевника.
В образе Венеры, как и в других женских персонажах, преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Был он, что называется, не от мира сего.
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Крон (Хронос), первенец, очевидно успевший родиться до этой психопатологии, решил оскопить отца и сгоряча бросил ампутированный детородный орган в морскую пучину и несколько капель спермы оплодотворили море. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.
На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Обе картины обыгрывают тему оплодотворения. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Упомянем здесь и Ватто.
Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Природа представлена своими основными стихиями – воздухом, землей, водой. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Италия.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. И все же это так. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная»– «Venus pudica». В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици). Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. «Весна» была написана Боттичелли по заказу молодого отпрыска семьи Медичи.
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. круглый столик) в Гостиной серию coffeetable books — книг, не предназначенных для библиотеки, но скорее остроумных, подходящих для того, чтобы развлечь робеющего гостя и привести его в хорошее расположение духа или дать ему повод, чтобы перекинуться парой скабрезных шуток с друзьями. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Левее этой группы помещена фигура Венеры, богини любви и красоты. Венера стоит, задумчиво склонив голову набок и правой рукой благословляет трех Граций. В издательстве «Слово» вышла книга «Воображаемый музей» Филиппа Даверио, франко-итальянского искусствоведа, галериста и куратора, ранее не переводившегося на русский язык.
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Это уловил также провидец Андре Мальро, написавший, что Тициан «развешивал» своих Венер на небе Кадоре. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Счастливый жених надевает кольцо на палец невесты, которой улыбнулась фортуна.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Богиня возникла из морской пены. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Он никогда не был женат, а исследователи его творчества уверяют, что тайной любовью художника оставалась девушка с картины, Симонетта Веспуччи.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. «Современная живопись родилась в Венеции, вместе с Тицианом»). «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. В 1441 году художник получил заказ на создание картины, в которой была бы рассказана история девушки-сироты, получившей образование и воспитание и — следовательно — предназначенной на выданье. Он первый подлинно грустный художник в этой истории, полной роскоши и наслаждений.
«Секс, пространство и социальная история в Венере Урбинской Тициана»), в которой автор утверждает, что красный — это цвет замужества, забывая о том, что в красный были облачены все магистраты Светлейшей Республики. 203 x 314 см. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Так как эта картина благоухает подобно цветкам апельсина.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота – пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции).
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые.
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Детали картины именно своей двусмысленностью указывают на эту недвусмысленность. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В «Весне» Зефир оплодотворяет нимфу Хлориду, усыпанную цветами, причем отнюдь не флорентийскими, слева Гермес-Меркурий прогоняет облака, по центру танцуют Грации исполняя поднятыми руками недвусмысленный жест современных феминисток.
Венера является центральной фигурой на обеих картинах, написанных парно (фр. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. В мифе события разворачивались стремительно. Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). За окном 1862 год. Такие книги служили больше для интеллектуальных игр, нежели для приобщения к истории искусств. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью.
Героиня, освещенная трепетными лучами зари изображена после свершения своего подвига.
И это напоминает поединок за новорожденную. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что три столетия, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы".
Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).
«Рождение Венеры», по всей видимости, написано позже, в этом полотне куда более заметно влияние гуманистов (в первую очередь Марсилио Фичино) после не поддающихся объяснению ошибок, совершенных в его первом произведении, которые буквально диктовали художнику, что писать. В какой-то момент мы подумывали о том, чтобы повесить эти две картины в Библиотеке, приняв во внимание их насыщенность мотивами гуманизма. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Венецианская художница Розальба Каррьера, мастер психологических пастельных портретов, тремя годами позже написала портрет Ватто с притупленным взглядом. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Заботливым материнским движением она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Галерея Уффици. В детстве работал в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев.
Умер Боттичелли в безвестности. Хотя, казалось бы, у него не было повода грустить.
А для строительства галереи был приглашен знаменитый Джорджо Вазари, основоположник искусствоведения. Возможно именно это побудило некоего человека, который оставил Париж, чтобы созерцать форму горы Сент-Виктуар (разумеется, речь идет о Сезанне), произнести весьма лаконичное высказывание: «La peinture moderne est ne Venise, avec Titien» (фр. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. «Знаешь ли ты страну цветения лимонов. ») — напишет Гёте сразу после того, как его нога ступит на итальянскую землю. Повзрослев, этот сын стал Зевсом и всё расставил по местам. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
И так далее, заканчивая «Обнаженной махой», современницей мадам Рекамье (кисти Жака Луи Давида), у которой снова под одеждами ничего нет. Красота Симонетты поражала всех без исключения.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Кроме того, эта ясная схема – три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, . трубадур) и напишет собирательный образ всех предыдущих своих моделей со святым Георгием.
Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Эти картины с одинаковым удовольствием можно рассматривать как мимолетно, так и с сосредоточенным вниманием. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. – одна из четырех богинь времен года, Весна.
Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых. Флоренция. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Что же.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
По мнению Марка Твена, «Венера Урбинская» — самая непристойная картина в истории искусства. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения.
Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Тем временем, согласно Гесиоду, детородный орган деда Зевса продолжал плыть по волнам.
Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Зиновия». Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак».
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры– жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой– похожа на мрамор. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
К тому же всем известно, что американцы и по сей день слишком озабочены вопросами секса, о чем говорит их политическое сознание, а также недавно выпущенная историография искусства в книге Роны Гоффен «Sex, Space and Social History in Titians Venus of Urbino» (англ. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). В эпоху Регентства установилось хрупкое и праздное равновесие власти, обеспечившее то повседневное благополучие, о котором Бертран Тавернье столь изящно рассказал в своем фильме «Que la fte commence» (фр. Но флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные Черты Симонетты будут навсегда утрачены.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
И все же это так. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Не построил своего дома, не свил семьи. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного на века сохранили черты погибшего.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Возрождение.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Я держу на двух маленьких guridon (фр. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли. при свете луны), но встречает трагический рассвет. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад. Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера, которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновениембога западного ветра, Зефира, проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Картина «Весна» написана в 1482 году.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Его дыхание наполняет ветер цветами.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Над всем этим порхает Купидон — чем же ему еще заниматься. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». В «Святом Себастьяне» художник показывает прекрасное человеческое тело на фоне пустого пространства, кажущегося недосягаемым.
Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. Ветер переменился, во всех смыслах. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. И вот мы уже добрались до 1800 года. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 545 дней. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Верил в озарения и не заботился о богатстве. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Но так рождался миф: «Kennst du das Land wo die Zitronen blhn. » (нем. Хорошо заметно, что Боттичелли, piqu au vif (фр. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Одной из главных идей картины является идея рождения души из воды во время крещения.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 545 дней. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Эта группа символизирует второй месяц весны – апрель.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Ну а эта картина, как и Весна, о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. В действительности уже сам древний миф весьма жесток: все начинается с сексуально озабоченного Урана, который продолжал возлежать с рожавшей женой, мешая детям выходить из чрева.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Картина «Юдифь», написанная им в 1470 г., является своеобразным размышлением художника о природе чувства. Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». «Пусть начнется праздник»).
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).
Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Этот северный ветер открыто обнимает свою временную подружку. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Варнавы работы Боттичелли). Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». А художник Жан-Антуан Ватто умер годом позже, в возрасте тридцати семи лет, подобно великим — Рафаэлю и Моцарту.
Возможно, мы все в этой комнате сродни месье Жилю, одетому в костюм Пьеро. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Но это правда. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Затем он откроет для себя стиль troubadour (фр. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. В то же время Франция завоевывает Алжир и Энгр, уже в зрелом, но отнюдь не старческом возрасте, перенасыщает обнаженными телами свою «Турецкую баню». Дерево, темпера. Всё же, раз уж мы добрались до Франции, стоит отдать ему должное.
Ясная форма тела не наполнена светом, свет окружает материю, словно растворяя ее. Ветер теребит ее платье, развевающиеся складки одежды скрадывают движения ее тела. – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Варнавы работы Боттичелли).