Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже.
Зефиром. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. обе выполнены с грацией и выразительностью». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. В 1815-м она попала в галерею Уффици. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. На самом деле это несколько противоречит истине.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны.
Но это не единственное повторение в картине. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. От его полета согнулись стволы деревьев.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Сколь приятна для любования. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Но, это неединственноеповторение в картине. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. И, конечно, это породило особое искусство. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Каково же содержание картины.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Движение в картине устремлено справа налево.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Фигуры расположены волнообразно. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Она стала богиней в пышном одеянии.
Исследователи предложили несколько толкований. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Всё изменила вечная весна. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. О том, как весной расцветает природа. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Движение в картине устремлено справа – налево.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Она показана простой, тихой и скромной.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Эту девушку, в длинном расшитом цветамиплатье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Весной. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею». Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. От его полета согнулись стволы деревьев. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Но давайте попробуем.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Такие подарки были в то время обычным явлением. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. И как поэтично показано превращение. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Она не просто богиня любви и красоты. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Композиционно полотно делится на три части. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Сандро Боттичелли. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д. Над богиней парит Амур.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Месяц считался концом весны и началом лета. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. А с правого края художник изобразил и себя. Это – гимн и природе и человечеству. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Жест заботливый, опекающий. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Картина висела над софой, называемой летуччо.