Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Исследователи предложили несколько толкований. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли.
Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Миг. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею».
Но, это неединственноеповторение в картине. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Зефиром. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. обе выполнены с грацией и выразительностью». От его полета согнулись стволы деревьев.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Весна. С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Уффици. 1480 г. Национальная галерея искусства. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Может мастер кисти смотрел далеко вперед.
Музыкальность каждого полотна, особый ритм и плавность – мимо такого не пройдешь. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Линия в структуре художественной формы. Меркурий (слева) нарциссически красив. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. 1477-1478. Всё изменила вечная весна. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо.
На самом деле это несколько противоречит истине. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных.
Но это не единственное повторение в картине. Факты истории культуры и факты истории искусства. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Худо-бедно художник дотянул до 65 лет и весной 1510 года почил с миром. Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Над богиней парит Амур. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. О дивная красота. Каково же содержание картины. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания.
Сколь прекрасна для созерцания. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное.
Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело деВивиано деБрандини изГаиуоле. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Лоренцо Медичи. Предполагалось, что полотно будет висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
И, конечно, это породило особое искусство. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. О том, как весной расцветает природа. От его полета согнулись стволы деревьев. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Уффици. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Картина висела над софой, называемой летуччо. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. В 1815-м она попала в галерею Уффици. А с правого края художник изобразил и себя. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
Композиционно полотно делится на три части. 1480-1485 гг. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». Портрет Симонетты Веспуччи (. ).
Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. Она пример верности, чести исамопожертвования ради других.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте.
На беду в начале XVI века во Флоренцию приехал Леонардо да Винчи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Это – гимн и природе и человечеству.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Движение в картине устремлено справа налево. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни.
Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе. Жест заботливый, опекающий.
Андреа Верроккьо. Стареющий гений из последних сил пытался образумить молодых художников. Она показана простой, тихой и скромной. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну.
Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Фигуры расположены волнообразно. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Но давайте попробуем. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Такие подарки были в то время обычным явлением. Но собранные Боттичелли в одном саду (где, кстати, ботаники насчитали более 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам) они транслируют и другие месседжы. Для нас было важно не сделать реконструкцию, а отразить именно характер и глубину картины и ее героини Флоры через пространство и образ – загадочное утро невесты в цветущем саду и ее ослепительное преображение во время церемонии. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. 5. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Название картины уже говорит освоем сюжете. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам.
Вбудущем этот приём подхватят идругие художники. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Ореол святости ичистоты, который витает ввоздухе, когда смотришь наэти картины, проникает вподсознание инаполняет душу теплом идобром. И есть ли путь в этот мир.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Сегодня мыпоговорим ивспомним самые красивые изнаменитые картины Сандро Боттичелли. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Зефир и нимфа Хлорида.
1477-1478. Весна. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. И как поэтично показано превращение. Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне.
Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Такие подарки были в то время обычным явлением1. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Но искусство – это ОБРАЗЫ.
Сюжет этой картины известен всем. Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. 4.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Сколь приятна для любования.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Месяц считался концом весны и началом лета. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
И вдруг осознаёшь – увядание. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи. Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям.
Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Весна. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам.
Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом. Кстати, мы даже не подозреваем, как обижаем флорентийского мастера. Уходящий безвозвратно.
Казалось, что он не пишет, а поет. Да, есть. Эту девушку, в длинном расшитом цветамиплатье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Весной. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
Сандро Боттичелли. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Она стала богиней в пышном одеянии. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Ведь «боттичелли» – бочонок – это прозвище, которое перешло к художнику от старшего брата толстячка Джованни. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который собрался жениться на Семирамиде Аппиани. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли.
1. Невозможно также описать ивсе разнообразие ввыражениях лиц уюношей иустариков совсеми отклонениями, покоторым можно судить осовершенстве его мастерства». Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Его как художника заметили сразу. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты. Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый.
Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Фрагмент. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. авт. ).
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Движение в картине устремлено справа – налево. — Прим. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Ученик онбыл очень трудолюбивый истарательный, арезультат незаставил себя долго ждать. Она не просто богиня любви и красоты.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Венера. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Укартины есть скрытый смысл.
Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира) Венера с Амуром и грациями – апрель Меркурий (чью мать зовут Майя) – май. Очень красивая, нежная картина наполнена светом, нонекаждый сможет уловить ееистинный смысл. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.