Вней есть ирадость, полнота жизни ипечаль знания, страдание. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Начало 90-х годов открывает в творчестве Боттичелли новый, поздний период.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Центром построения является Венера – не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости.
Такие подарки были в то время обычным явлением. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Это – гимн и природе и человечеству. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами.
Миг. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Весна.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Вернулась она в Уффици в 1919. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». В 1537 она была перевезена в Кастелло. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Странная картина Боттичелли описывает рождение Христа как самое главное событие в истории человечества. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Видимая телесность у Боттичелли таит в себе мистическую духовность совершающегося чуда.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна. 1.
Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Но давайте попробуем. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
обе выполнены с грацией и выразительностью». Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Всё изменила вечная весна. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Такие подарки были в то время обычным явлением. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Эта интересная картина, называется Клевета.
Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Зефир и нимфа Хлорида.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). На самом деле это несколько противоречит истине. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Каждый раз, когда я смотрю на такие произведения искусства, задумываюсь о том, что могло подвигнуть человека на то, чтобы написать что-то такое. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу».
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. И, конечно, это породило особое искусство.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. 4.
Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. Меркурий (слева) нарциссически красив. Исследователи предложили несколько толкований. Вздувающиеся складки его легкой одежды напоминают складки одежд трех граций из знаменитой картины Боттичелли «Весна». Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. На фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные фигуры. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Неоднократно писал он на сюжет «Благовещения», по-особому претворяя традиционные образы и передавая объемность фигур и материальность тканей. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Месяц считался концом весны и началом лета. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
«Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Каково же содержание картины. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Обе фигуры вырисовываются на темном фоне миртовых зарослей (мирт – символ любви), а в глубине видно светлое море из пены которого родилась Венера. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Но, это неединственноеповторение в картине. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Над богиней парит Амур.
Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
но также и холод зимы. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Венера. 5. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. И вдруг осознаёшь – увядание. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду.
Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Почти монохромный золотисто-коричневатый колорит оживляется, как и в портретах Антонелло да Мессины, лишь ярким пятном красной шапочки.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В 1982 году картина подверглась реставрации.
Любовь, согласно ихпредставлениям, — это путь отземной природы чувства кбожественной. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Стремителен полет ангела, прекрасна гибкая линия его изящной ступни.
«Рождество» – одна из последних работ мастера, единственная подписанная и датированная им картина. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Чудесный маленький портрет молодого человека недаром долгое время приписывался Мазаччо.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. От его полета согнулись стволы деревьев. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Он создал свой «боттичелливский» тип задумчивой мадонны. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани. Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря или таинство явления в мир Красоты. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
По прошествии этого срока он будет скован и повержен. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Движение в картине устремлено справа – налево. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В 1500 году он пишет «Рождество» – обычный традиционный сюжет, который всегда трактовался художниками XV века в спокойном повествовательном плане со многими бытовыми подробностями. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Перекликаясь по теме со знаменитым «Рождением Венеры» (ок. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Она не просто богиня любви и красоты. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. А с правого края художник изобразил и себя. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Сколь прекрасна для созерцания. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.
Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире.
В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. авт. ). На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
/ Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Уходящий безвозвратно. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. В свою очередь и линейное начало, свойственное этому художнику, не выступает здесь так ярко, как в «Марсе и Венере», а живет в слиянии с тончайшей пластической моделировкой.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли сгуманностью, культурой иобразованием) направлено отлюбви земной, олицетворяемой Флорой, клюбви небесной, которую символизирует Меркурий— проводник кразуму.
На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Композиционно полотно делится на три части. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Такова его картина «Марс и Венера», написанная, по-видимому, на стихи какого-то придворного поэта, а может быть изображающая в аллегорической форме любовь Джулиано Медичи к красавице Симонетте Веспучи, в расцвете лет умершей от чахотки.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Посрамленный дьявол и черти прячутся под землю, признавая себя побежденными. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Наклоны фигур соответствуют друг другу своими линейными очертаниями. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. О дивная красота. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему).
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. — Прим. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Фигуры расположены волнообразно.
Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.