Так получилось, что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна. Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). «весну» называют самой загадочной работой Боттичелли. А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь.
В залах 10-14, посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры». Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. «весну» называют самой загадочной работой Боттичелли.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно). Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Чуть не каждый день, раздуваясь от гордости, Марко разворачивал очередное приглашение с золотыми вензелями. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Но эту дурочку не поймешь.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Фигуры расположены волнообразно. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Движение в картине устремлено справа налево. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
обе выполнены с грацией и выразительностью». По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. 1477-1478. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Любовь, согласно ихпредставлениям, — это путь отземной природы чувства кбожественной. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Уффици. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Линия в структуре художественной формы. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Все сочиняют, рисуют, философствуют. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли сгуманностью, культурой иобразованием) направлено отлюбви земной, олицетворяемой Флорой, клюбви небесной, которую символизирует Меркурий— проводник кразуму. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Она не просто богиня любви и красоты.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Движение в картине устремлено справа – налево.
Она стала богиней в пышном одеянии. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. 1477-1478. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. Фрагмент. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. И это привело к трагедии. Джулиано даже не успел вскрикнуть. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам.
Исследователи предложили несколько толкований. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. О том, как весной расцветает природа.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. На самом деле это несколько противоречит истине. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Но это не единственное повторение в картине. Лувр. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Да, есть. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Лоренцо Медичи. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478).
Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. 1476 – 1477 гг. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Она показана простой, тихой и скромной.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. В то время бумага была дорогой и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Сандро Боттичелли.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Сохранились не все страницы. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Осознав ужас ситуации, несчастная Симонетта бросилась вниз с высокой городской башни и разбилась насмерть.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Зефиром. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. От его полета согнулись стволы деревьев.
Большинство же — это эскизы. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно.
Жест заботливый, опекающий. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482 – 1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. – воспылал любовью к искусствам. От его полета согнулись стволы деревьев.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. до н. э. Уффици.
Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Композиционно полотно делится на три части. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Уходящий безвозвратно.
Это – гимн и природе и человечеству. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. И, конечно, это породило особое искусство.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Всё изменила вечная весна. Каково же содержание картины. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. И вдруг осознаёшь – увядание. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти.
Портрет Симонетты Веспуччи (. ). В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи).
1480-1485 гг. Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Париж. Стоя перед скромными знаками фамильных склепов, мы ещё раз пережили то разочарование, ту горечь утраты, то странное умирание, зарождающееся в юности, неразрывно сплетённое с молодостью и красотой, которую доносит до нас Линия Боттичелли. Через день мы были в Равенне. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Но, это неединственноеповторение в картине. Картина висела над софой, называемой летуччо.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Весна. И не казнить их надо было, а вознаградить. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Такие подарки были в то время обычным явлением. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. 1480 г. Национальная галерея искусства.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Уффици. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Фрагмент. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь.
А с правого края художник изобразил и себя. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. 130 – 100 гг.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Вней есть ирадость, полнота жизни ипечаль знания, страдание. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. И есть ли путь в этот мир.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Картина висела над софой, называемой летуччо. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Стал необщителен и молчалив. Но искусство – это ОБРАЗЫ. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Медичи даже забросили государственные дела. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Сколь приятна для любования. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов.
Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Андреа Верроккьо. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Факты истории культуры и факты истории искусства. Вашингтон. Сандро Боттичелли. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Вот что значит выгодно жениться. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. И как поэтично показано превращение. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Месяц считался концом весны и началом лета.
Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Весна. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров.
Но давайте попробуем. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Так как все влюблены.
Над богиней парит Амур. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Флоренция. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. Миг. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Философские версии связаны с неоплатонизмом. А к лету по Флоренции поползли слухи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Джулиано увидел опасность первым. Джулиано изменился до неузнаваемости.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.