В этом, несколько странном положении тела Венеры художником отражена определенная сюжетная задача. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Как мы уже отмечали лицо Венеры наполнено достоинством, но омрачено некоторой тревогой.
Супруг же не торопится просыпаться. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Он открыл большую мастерскую и набрал подмастерьев. Возможно и эта картина украшала изголовье брачного ложа.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Они лежат на фоне миртового сада (мирт – дерево Венеры), головами в разные стороны, демонстрируя единое целое, состоящее из противоположностей. К мысли изобразить озорных маленьких сатиров его, видимо, подтолкнуло описание знаменитой древней картины «Свадьба Александра Великого и персидской принцессы Роксаны», сделанное греческим автором Лукианом. Давно уже рассвело. Мальчишки. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит.
Смысл картины очевиден: победа Любви, красоты (в том числе духовной), гармонии над Войной, Хаосом, разорением. А главное — не остается и следа прежнего пленительного ребяческого неведения. 203 x 314 см. На таком же противопоставлении построена и композиция «Венера и Марса». В этом случае изображенное за Марсом «Древо семьи» символизирует его бездетность.
Но не все было безоблачно в жизни художника. Его картина «Венера и Марс», основанная на астрологическом мифе о чувствах богини любви, красоты и плодородия вечно юной Венеры к богу войны Марсу. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Маленькие сатиры-паниски играют его оружием. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Поэты посвящали ей стихи, художники писали ее портреты.
Под боком шумят соседские мальчишки. В фигуре богини все наполнено негой, мягкостью, томящимся ожиданием. Композиция картины «Венера и Марс» представляет собой прямоугольное пространство 69x173, 5 см., в котором, слева от смотрящего на картину изображена полулежащая богиня любви Венера. Все признаки сюжетного действия говорят об отсутствии у этой пары общего эроса.
Такой Прекрасной Дамой была Симонетта Веспуччи, признанная первая красавица Флоренции. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Левая рука Венеры, собрав волну легкой ткани платья, готова обнажить (задрать подол), в то время как безвольная правая рука Марса символизирует обратное. Пишут, что идя за гробом и Марко и Джулиано рыдали в голос. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).
В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. Как противоположность полностью одетой Венере Марс изображен обнаженным. Безусловно, главным в становлении Сандро как художника было место его рождения – Флоренция, где он также получил хорошее образование: два года в мастерской ювелира (не оттуда ли его филигранный рисунок. ), затем обучался живописи у фра Филиппо Липпи и пять лет в мастерской Верроккьо, где в это же время учился Леонардо да Винчи.
Получив в 25 лет свой первый официальный заказ Боттичелли стал известен, что позволило ему войти в круг золотой молодежи при дворе Лоренцо Медичи «Великолепного». На то она и богиня. Симонетта стала музой и любимой моделью Сандро Боттичелли.
В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Афродита, будучи законной супругой Гефеста, вступает в связь с Аресом.
Его настоящее имя Алессандро Филипепи (1445-1510 гг. ). Эта идея, зародившаяся в недрах Гуманизма, проходит красной нитью через всю последующую историю и находит свое отражение даже в лозунге хиппи: «Make love, not war. » (Занимайся любовью, а не войной). Уходил «Золотой век» Лоренцо Великолепного. Что же. Но боги принялись хохотать.
В произведении чувствуется декоративно-изысканный, чуть болезненный надлом. Учился у золотых дел мастера, затем у Филиппо Липпи, возможно, даже у Верроккьо. Он спокоен и расслаблен. Джулиано Медичи поклонялся ей и, конечно же, вся свита разделяла его чувства.
Но за каждым персонажем картины этот островок разный. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
«Венера и Марс» стала как бы своеобразным эпилогом к «Giostra», рыцарскому турниру, устроителями которого были Медичи (в1475г. ). Он был сыном кожевника. Ее облик являют миру его Венеры и Мадонны, которым он неустанно придавал ее черты. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Историк живописи Вазари писал: «это величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему удивляется».
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Для Венеры, как для любой матери ребенок олицетворяет высшую любовь именно так и переводится имя Купидона (Амура). Итак, к моменту написания картины «Венера и Марс» Боттичелли был очень успешен, знаменит и имел множество заказов.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Они мальчишки. Сатиры – самые весёлые персонажи полотна – один трубит в рог под ухом бога войны, второй умудрился надеть на себя огромный шлем и идёт вслепую вслед за остальными, чуть ли не повисши на копье, третий, который находится по центру картины, обернулся назад и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и смотрит, словно влюблённый, на взгляд Венеры. Перед нами супруги, но живущие каждый в своем мире.
Перед нами несколько странная ситуация. Более или менее прямой иконографический источник расположения фигур (одна из них одета, другая обнажена) лежащих лицом друг к другу – античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне, хранящийся в Ватикане. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
К сожалению, этот штандарт не сохранился. За его плечами было создание знаменитых работ «Весна» и «Рождение Венеры», несколько изумительных Мадонн и фрески Сикстинской Капеллы, заказанные папой Сикстом IV. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит.
Италия. Античный сюжет служит здесь только канвой для иной, неоплатонической, символики. Боттичелли изображает Симонетту в образе Венеры и в других полотнах: «Рождение Венеры», где она изображена как Афродита Анадиомена («появившаяся на поверхности моря») и «Весна», где, в соответствии с Лукрецием, Афродита, «священносадовая», представляется как богиня вечной весны, жизни, в окружении цветов и в сопровождении харит и нимф. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Происходя от противоположных начал борьбы и любви, она воплощает почти утопическую, столь милую интеллектуалам медичейского круга мысль о «Согласии несогласимого».
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Казалось бы, трудно найти лучшего композиционного положения для фигур любовников.
При написании «Венеры и Марса» Боттичелли вдохновлялся классическими образцами. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Галерея Уффици. Молодое красивое тело бога расслабленно. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Но если присмотреться внимательнее, то все обстоит совсем наоборот. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».
Конечно же нет. Кто-то связывает сюжет картины с текстом греческого писателя II века Лукиана описавшего свадьбу Александра Македонского и Роксаны: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним». О любви А. и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот, Деймос, Фобос («страх» и «ужас» – спутники Ареса) и Гармония.
Дерево, темпера. И хотя «юридически» в римской мифологии Венера не была женой Марса, но его законная жена Нерио отождествлялась с ней. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. И заостренность ее черт вдруг проступает затаенной болезненностью, когда усталые складки чуть намечаются возле носа и губ. По поводу этого произведения Боттичелли накопилось много интерпретаций.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Могучая правая рука, привыкшая сжимать меч, безвольно улеглась в районе лобка, так что ее указательный палец вполне можно соотнести с расслабленным фаллосом бога, скрытым под белой накидкой. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. В картине «Венера и Марс» полностью проявились присущие творениям Боттичелли блестящая техника, тонкие оттенки красок игра светотени и величественная гармония изображения. Около 1485 года художник пишет две картины на мифологические сюжеты «Афина и кентавр» и «Венера и Марс». Но мир Марса иной.
В 1476 году умерла Симонетта, не дожив до 30 лет. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Это главный вопрос картины. Картину из мифологической серии Боттичелли – Марса и Венеру (Лондон, Национальная галерея) – возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, поскольку на самом краю справа видны несколько ос (vespa по-итальянски – оса, она – геральдический символ семейства).
В картине «Афина и Кентавр» — торжество разума и красоты человеческого духа (Афина) над инстинктом и животными страстями (Кентавр). Возрождение. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Марс абсолютно обнажен, только узкая накидка прикрывает его интимное место. Обратим внимание на композицию картины. Хрупкость и легкость фигур, холодноватость колорита.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. Солнце уже высоко, но она не торопится будить обнаженного красавца, спящего рядом. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
прямо в церкви во время молитвы. Сюжет картины отсылает нас к античному мифу об Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), боге войны. И все же это так.
А уже в 1473 году художник написал прекрасную картину «Поклонение Волхвов» по заказу банкира Лами, на которой в виде волхвов и их свиты изобразил семейство Медичи, поэтов и философов из их свиты, заказчика Лами и самого себя в правом углу. Что же произойдет, если разбудить бога войны Марса. Флоренция. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Она затаилась, она ждет.
Не стал исключением и видный представитель раннего итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Четвертый дует небольшой раковиной в ухо Марса в попытке разбудить. Умер Боттичелли в безвестности. Основным символом такого виртуального будущего становится ребенок.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Отныне их светлый покой поколеблен, все более шатко их и без того малоустойчивое равновесие. изящное движение рук Венеры, сплошь усыпанное цветами платье Флоры, рождается очарование одной из самых прекрасных картин итальянского Ренессанса. Красота и разрушение, Любовь и Война, нежная Венера и свирепый Марс. Эта его работа произвела фурор.
По грустному взгляду богини понятно, что она знает ближайшее будущее. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Это дугообразное построение обеих фигур соединяет их только в нижней зоне картины. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.
Кто-то предполагает, что эта картина, так же как и «Весна», запечатлела Джулиано де Медичи и его даму сердца Симонетту, хотя это предположение отвергается рядом искусствоведов, так как картина находилась в семейном собрании Веспуччи, ненавидевших Джулиано. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Венера готова воспроизвести эти смыслы, проснулся бы только супруг.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. С одной стороны Боттичелли создает у зрителя созерцающего богиню ощущение, что ее прекрасное тело расслабленно, окутано негой, а с другой показывает собранность Венеры (прямой торс) в ожидании предстоящих событий. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Она пристально смотрит в противоположный край картины, где расположился ее супруг – Марс. Одев свое лучшее платье, уложив прекрасные волосы, скромно оголив ножку, проступающую сквозь обворожительные складки платья (напоминая, что она самая красивая и желанная женщина вселенной), Венера ждет пробуждения Марса.
Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. И в лице влюбленной богини, бодрствующей над любимым, намечается победительная, но горькая — не улыбка, тень, подобие улыбки.
Венера бодрствует, в то время как Марс храпит. При этом его спящая фигура не горизонтальна земле, а изображена дугообразно. Впрочем, Джулиано ненадолго пережил Симонетту – он был убит заговорщиками в 1478г. Нетрудно заметить, что сюжет картины интерпретируется разнообразно. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Один из фавнов нахально дует Марсу в ухо из морской раковины.
Может даже показаться, что они как капиллярные сосуды перетекают друг в друга. Они всегда мечтают о подвигах, о славе, о том, чтобы победить дракона и завоевать сердце красавицы-принцессы, но, овладев всем этим, не успокаиваются, а вновь устремляются к новым победам. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Она привыкла ждать, ведь она Венера – богиня любви. Молодые люди проводили время в охотах, балах и турнирах в честь Прекрасной Дамы. И это «наоборот» пронизывает весь сюжет картины. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Композиция ее настолько совершенна, что легла в основу произведений младших современников художника Пьетро Козимо и Якопо Селайо, которые писали вариации на тему «Венеры и Марса». Усыпленный ею Марс почти полностью обнажен, могучее тело расслабленно, голова запрокинута.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Мужское пространство всегда вовне, женское – внутри. Любопытно, что в античной мифологии фавны предсказывали человеку его будущее во сне.
Запрокинув голову, Бог войны погрузился в глубокий сон. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи. Он работает сперва на Джулиано, а затем – и на его старшего брата, главу семьи, Лоренцо Медичи, – Лоренцо Великолепного.
Они мечтают стать великими воинами, такими же как их кумир – Марс. Так девически неопределенная меланхолия новорожденной Венеры, полуребенка, робко вступающего в преддверие «полдня любви», перерастает в осознанную горечь женщины, для которой этот полдень уже миновал. Море из которого появилась Венера, видно на дальнем фоне.
Романтическая связь герцога Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи (урожденной Каттанео из Генуи), прозванной Perla di Firenze – жемчужина Флоренции, супруги Марко Веспуччи (кстати, находящемуся в родстве с Америго Веспуччи) волновала флорентийцев еще и потому, что Симонетта трагически погибла: умерла от тифа в 1476, в 23 года. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Так таинственная «диалектика любви», начатая мастером еще в «Весне» с ее поэтическим утверждением жизни, с ее удивительною «любовью в смерти», в «Венере и Марсе» отзывается уже как идея «любви — смерти». Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Хотя богиня и полулежит, но ее торс изображен вертикально – как у сидящей фигуры. Вспомним «Генеалогическое древо» семьи.
Вот таким образом в его картине, как в древнеязыческом мифе, от незаконной любви двух божеств рождается удивительная дочь — его собственная Гармония. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.