В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
В частности расписал знамя Джулиано Медичи. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno).
Рисунки к «Божественной комедии» невсегда находят подобающую оценку. Вгоды наибольшей творческой продуктивностиБоттичелли был довольно тесно связанс двором Лоренцо Медичи и многиеиз наиболее известных произведенийхудожника 70-80-х годов написаны им позаказу членов этого семейства другиебыли навеяны стихами Полициано илиобнаруживают влияние литературныхспоров ученых-гуманистов, друзей ЛоренцоВеликолепного (1449-1492), которых он собралпри своем дворе. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70minus80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449minus1492), которых он собрал при своем дворе. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Свое имя-прозвище Боттичелли (бочонок) Алессандро получил от старшего брата.
Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. С 1434 года к ним присоединились и крупнейшие банкиры Италии — Медичи. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Рождение Венеры стала последней такой картиной. Все происходящее на картине лишь ее окружение.
Ранние Мадонныизлучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств. В числе украшавших его картин были «История римлянки» (Бостон, Музей Гарднер). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном.
После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. За это его упрекает Леонардо да Винчи. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Художник был силен в написании натюрморта.
После изгнания Медичи эти фрески были уничтожены. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Боттичелли очутился в атмосфере, абсолютно отличной от той, которую порождал патриархальный уклад глубоко религиозной семьи, в которой он воспитывался и жил. Предметы, окружающие св. В конце 60-х годов этот художник работал над большой фреской собора в Сполетто. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Савонаролы, а также отдельные гравюры. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante.
А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Зефиркажется синевато-зеленым. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.
С другойстороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурныйплащ. Августин, фрескиСикстинской капеллы, Алтарьсв. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Его мадонны с удлиненными телами напоминают иконы и скульптуры средневековья.
Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Религиозной восторженностью Боттичелли, навеянной домашним воспитанием, объясняется и использования им настоящего, сверкающего золота для создания иллюзий райского света, тогда как его учителя употребляли в подобных случаях лишь краску. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.
Она стоит на краю легкой раковины, едва касаясь ее ногами и ветер несет ее к земле. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.
(Р. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы.
Раннееутро. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Между тиранами постоянно вспыхивали конфликты. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Firenze, 1990 Botticelli.
Четыре листа раскрашены темперой. Самое известное произошло во Флоренции и носит имя восстание чомпи. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
Цветовстановится всё больше, они падают наодежду. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Испытующе смотрит на нас Флора. (Почти 500видов цветов, кустов и деревьев учёныеопределили на картине).
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти).
О великих ученых и политиках. В городах также вспыхивали восстания. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки» О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. С 1481 года Боттичелли работал в Риме.
Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 г. изданию дантова «Ада» (издание Магны). собеседование» (ок.
Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедии» Данте, сочинениям гуманиста Дж. Филиппе выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника.
Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Интересно, что в этом портрете дан новый тип композиции. В верхней частикартины сделана надпись по-греческиЭта картина была написана мной, Алессандро, в конце смут после тоговремени, когда осуществилось предсказаниеИоанна в 11 главе и второй скорбиАпокалипсиса, когда сатана был отпущенна землю на три с половиной года. Оникажутся воздушными (вот-вот взлетят) иничего вокруг не замечают.
Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Четыре листа раскрашены темперой. Иоанном Крестителем» (ок. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици).
Луг покрыт цветами, наверху сын Венеры, Амур, с завязаннымиглазами, шаловливо посылающий стрелылюбви. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения».
Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици).
Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. В дальнейшем он продолжил обучение у Андреа Верроккьо.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В «Хронике» Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, что Сандро взволновала участь Савонаролы, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Оно произошло в Савойе. М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Перед нами довольно разные оценки.
(Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. С ледяной сухостью он отрекается от революционных завоеваний молодости, от законов перспективы, от силы светотени, передающей пластичность.
Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Еще одноблестящее творение художника – картина«Рождение Венеры». compi. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи.
Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). После подавления восстания чомпи во Флоренции установилась диктатура нескольких богатых семейств. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Боттичелли Сандро (Botticelli собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) (1445-1510) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения.
Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. В историю оно вошло как восстание тукинов. 5октября 1482 года Синьория поручила Сандронаряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и ПьероПоллайоло исполнить фрески в Зале Лилийв Палаццо деи Приори (теперь носитназвание Палаццо Веккио).
Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. Под навесом Мария преклоняет колени перед маленьким Иисусом.
1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия. И. Данилова Сандро Боттичелли, ИСКУССТВО изд.
Среди его произведений этого времени — фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. В 1465 году Филиппенаписал Мадонну с Младенцем иангелами, ныне хранящуюся в Уффициона стала непререкаемым образцом покомпозиции и стилю для некоторых раннихработ Боттичелли, а именно, Мадонныс Младенцем и ангелом (галереяВоспитательного дома, Флоренция) иМадонны на лоджии (Уффици).
Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. КартинаПаллада и Кентавр (около 1488) быланаписана для Джованни ПьерфранческоМедичи и находилась на вилле Кастелловместе с Весной и РождениемВенеры. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495 – 1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.
Но лучшие листыпоражают своеобразием и яркостьюобразного звучания. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Несколько лет спустя Боттичелли пишет картину Клевета. СПб., 1996.
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Среди его произведений этого времени – фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Это природа вообще, прекрасная и неизменная. Вместо Афины Паллады (Минервы)воительницы, которую со времен далекойантичности было принято изображать сошлемом, панцирем и щитом, с головойМедузы Горгоны, Боттичелли изобразилМинерву-пацифику, атрибуты которой- копье (у Боттичелли алебарда) и веткасливы (в картине – оливковые ветви ивенок) – символизируют добродетель. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Что касается архитектуры. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
Перед Боттичелли стояла задача олицетворять силу, страсть и страдание. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Ученик Филиппо Липпи. Однако за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». В картине нет ни античных развалин, ни парадного шествия горделивых Медичи.
Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. собеседование» (ок.
Он не следует примеру обоих своих учителей и вообще художников того времени. Произведениям Б. 90-х гг. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Искусство эпохи Возрождения. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици).
Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин.
Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Сандро Боттичелли – один из наиболее прославленных флорентийских живописцев конца XV в. Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами неоплатонической философии, долго не было оценено по достоинству. Это трехвековое замалчивание не было случайным.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465minus1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Его фигуры почти не дают тени, линии становятся беспокойными. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).
1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.
Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто.
Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Библейские сцены изображены на фонероскошных пейзажей, где то и деловозникают силуэты строений ДревнегоРима (например Арка Константина впоследнем эпизоде), а также настойчивоповторяются детали, означающие даньуважения к заказчику – папе Сиксту IV изрода делла Ровере: его геральдическийсимвол – дуб и сочетание желтого с голубым- цветов герба делла Ровере использованноев одеянии Аарона в последней картине. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс».
Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Milano, 2003. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре.
1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов.
Одетые в одинаково бедную одежду, стоят на коленях волхвы и пастухи. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481minus1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Повседневная жизнь юного художника была насыщенна искусством. Milano, 1958 Argon G. C. Нетруднозаметить, как точно Боттичелливоспроизводит композицию Мадонныучителя фра Филиппо.
Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов.
О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы дЭсте искавшей мастеров для украшения своего студиоло. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Иоанном Крестителем» (ок.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. Иоанном Крестителем» (ок. Просвещение (с) 1969 2.
Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. Лёгкость и ясность образов сохранили рисунки Боттичелли к Божественной комедии Данте (1492-97, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека). В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св.
Незадолго до гибелимладшего Медичи или же сразу после нееБоттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галереяискусств Берлин, Государственные музеиМилан, собрание Креспи), которые вместес памятной медалью, отчеканеннойБертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на векасохранили черты погибшего. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки. » О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Писатели рубежа XIX-XX вв. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). По этой причине в Италии вспыхивали крестьянские восстания.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.
В эту эпоху в Италии портрет был для живописца как бы испытанием мастерства. И, наконец, в иллюстрациях к«Раю» почти всю плоскость листа заполняютфигуры Данте и Беатриче и их бесконечноповторяющемся диалоге раскрываютсятончайшие оттенки чувства: радостныйпорыв, вера, смущение, укор, восхищениеживые, порывистые росчерки линий наничем не заполненном белом фоне создаютощущение радостной вибрации, заполненностисветом всего пространства. Из великих мастеров он, вероятно, знал не только Донателло. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской.
Боттичелли никогда не был женат и не имел самостоятельной мастерской. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами.
В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение, Венчание Богоматери, Аллегория клеветы. Поддержать Боттичелли было некому. Выполнил множество картин по заказам Медичи. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Последние произведения. По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Что же определяет искусство Боттичелли. материалов о творчестве. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. И пока на городских площадяхсжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведенияискусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев иразгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первуюочередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцамиэлитарного интеллектуализма временЛоренцо. Автор картин на античные и аллегорические темы (Весна, около 1477-78, Рождение Венеры, около 1483-84, – обе в Уффици), алтарных картин (Мадонна дель Маньификат, около 1482-83, Мадонна с гранатом, около 1487, – обе в Уффици), фресок (в Сикстинской капелле Ватикана, 1481-82), а также портретов, отмеченных остротой характеристик (Джулиано Медичи, 70-е гг., Галерея Академии Каррара, Бергамо).
Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном.
Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок.
Иоанном Крестителем и св. 20 января 1474 по случаю праздника св. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг).
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Еще одним общественным заказом – художникполучил его в 1487 году от представителейналогового ведомства (Magistratura dei Massai diCamera) – было тондо Мадонна с гранатом, выполненное для Зала аудиенций в Палаццоделла Синьория. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и ИсторияЛукреции (Бостон, музей ИзабеллыСтюарт Гарднер) были, вероятно, заказаныпо случаю женитьбы Джованни на Намичинеди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500году. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. compi. Результатом этого были значительные достижения в области корабельного дела.
Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Во-первых — этоединственная работа, подписанная идатированная автором. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.
Иероним», «Св. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
После смерти отца главой семьи стал старший брат Сандро, зажиточный биржевой делец, которого из-за плотной, круглой фигуры прозвали Боттичелло (бочонок) это прозвище унаследовал потом и Сандро. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. В следствие этого была сокращена барщина.
Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения. В 1472-75гг. Централизации Италии препятствовали и походы германских императоров.
Боттичеллипринадлежали по крайней мере одиннадцатьфигур римских пап из верхнего рядаросписей, а также три сцены основногоцикла, воспроизводящего расположенныедруг против друга эпизоды из жизниМоисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) иНаказание восставших Левитов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480).
Он сумел приобрести в городе много сторонников. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Представитель флорентийской школы. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat.
Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Зиновия. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Вскоре Медичи полностью захватили власть во Флоренции. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). На первом плане три спустившихся с неба ангела обнимают трех паломников.
Его художественные устремления ведут к игнорированию тех приемов и методов, пользоваться которыми он научился в окружении Липпи и Верроккьо и которые сначала стимулировали и его творчество. Sandro Botticelli. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Е. Ротенберг Искусство Италии 15 века изд.
1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это.
Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Ярче всего проявляется одухотворенность образов Боттичелли в его мадоннах. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Иеронима.
Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Данилова.
Это прозвище распространилось и на других братьев. Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. В 1382 году в Северной Италии вспыхнуло новое восстание крестьян. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей.
Самым ярким выражением этого может служить фигура Венеры, плывущей по морю. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». Одно из них – Покинутая.
Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477minus1478 годами.
Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров. Впромежутке между 1475 и 1482 годами мастерствохудожника растет. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным. В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Был близок двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Варнавы.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Не смотря на то, что позднее папа римский отлучил Савонаролу от церкви и сжёг его, Боттичелли больше не изображал обнажённую женскую натуру. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Варнавы».
После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. Лоренцо Медичи, прозванный великолепным и сам был выдающимся поэтом. М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник.
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Искусство Москва (с) 1967 3.
Однако далеко не во всех областях Италии произошло освобождение крестьян. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Я выбрала тему о Сандро Ьотичелли, так как это наиболее интересная для меня личность, его значение в искусстве огромно и в своем реферате я расскажу вам о великом гении Бomuчeллu и его вкладе во всемирное искусство Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи.
Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. В то же время здесьощущается некоторый отход от совершенствапропорций (возможно, как раз вот таким образомэто произведение и не имело большогоуспеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно квнутреннему миру персонажей и потомуне лишенная величия, усиливается резкостьцвета, становящегося все более независимымот светотени. Кпериоду с 1467 по 1470 год относится первыйизвестный нам запрестольный образСандро, так называемый АлтарьСант-Амброджо (ныне в Уффици), найденныйв безымянной флорентийской церкви, нов действительности имевший иноепредназначение: возможно, он был выполнендля главного алтаря церкви Сан Франческов Монтеварки – эту гипотезу помимо всегопрочего подтверждает присутствиесвятого Франциска слева от Богоматери. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения).
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Это – её свита и Венера (любовь) продолжаетсвой путь вместе с Весной, наполняющейземлю цветами и ароматами. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда.
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Картины написаны для Джованнии Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновейбрата Пьеро Подагрика. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Савонарола был сожжен в том же году 29 мая и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода.
Возможно, эти произведения были первыми плодамисамостоятельной деятельности Боттичелли. М., 1960 Боттичелли: Сб. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Из надписи на греческом языке, написанной под картиной: Эту картину написал я, Александр, в конце 1500 года в пору постигшего Италию несчастья. М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. Лицо Мадоннына его картинах становится бескровными бледным, глаза — полными слез.
«Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. В ранних картинах (Возвращение Юдифи из лагеря Олферна, Св. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Вып. До сих порвызывает сомнение происхождение прозвищаСандро – Боттичелли (бочоночек):возможно, оно образовано от кличкистаршего брата, который, желая помочьстареющему отцу, судя по всему, многозанимался воспитанием младшего ребенкаа может быть, прозвище возникло посозвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны».
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468minus1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Хоровод ангеловв небе образует своеобразный нимб славыи торжества. Примеры тому – МадоннаМагнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Скоро популярность Боттичелли вышла за пределы его родного города. Она одна обращена к зрителю. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Литература о Боттичелли: Вазари 2001. 1406— 1469), одному из самых известных художников того времени.
Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. Изгибаясь точно легкая былинка, скользит неслышной поступью Юдифь—не мужественная библейская героиня, а робкая девушка, почти ребенок испуганная и опечаленная своим подвигом (Юдифь).
Они даже не замечают друг друга. Сеньорам запрещалось добровольное обложение крестьян.
Себастьян, Сила) Боттичелли мы видим не бури, сокрушающие тело и душу, а погруженные в самосозерцание просветленные образы. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения.
В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
Это обособляло Юг Италии от остальных регионов страны препятствовало воссоединению. Это был период раздробленности. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии».
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. свойственны черты драматизма и повышенной религиозной экзальтации (Клевета, после 1495, Уффици Оплакивание Христа, после 1490, Музей Польди-Пеццоли, Милан). Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо».
Мальчик сначала учился ювелирному делу, так как один из братьев уже был ювелиром. (ок. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон.
Близ семьи Медичи. Одна из известных картин этого времени, Покинутая (1495-1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. Первые работы.
Он с еще большей настойчивостью возвращается к живописным приемам минувших времен. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Но несмотря на это в Италии очень хорошо было развито искусство дипломатии. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. В произведениях периода 1470-х годов можно проследить постепенный рост художественного умения флорентийского автора: в его полотнах исчезли заимствованные стили других художников и стилистические колебания. Скоро популярность Боттичелли вышла за пределы его родного города.
Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Главные вожаки разгромленного заговора Пацци были повешены на окнах городской управы и написать под этими окнами фигуры казненных было поручено именно Боттичелли.
Переоценка ценностей, спадинтереса к умозрительным иллюзорнымпостроениям искренняя потребность вобновлении, стремление опять обрестипрочные истинные моральные и духовныеустои были признаками глубокоговнутреннего разлада, переживаемогомногими флорентийцами (в том числе иБоттичелли) уже в последние годы жизниВеликолепного и достигшего апогея 9ноября 1494 года – в праздник Спасителя идень изгнания Медичи. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумяангелами (1468-1469, Неаполь, музейКаподимонте), где найден оптимальныйсинтез уроков Липпи и Верроккио. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Botticelli.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – этоПоклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившеекрышкой стола в доме Пуччи. Поддержать Боттичелли было некому. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Его страстные проповеди увлекли и семью Боттичелли. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихсяот правосудия, Сандро написал на фасадеПалаццо делла Синьория со стороны Портадеи Догана (ворот Таможни). Его понимание античности (как и его понимание религии) очень индивидуально. И сжёг несколько своих картин руководствуясь проповедями Савонаролы.
1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Ритм падения розовых лепестковподобен ритму изумрудных морских волн, образуемых движением раковины. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой.
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Полотно, торжественно помещенное на одной из церковных колонн в январе 1474 года, прочно утвердилось в художественной панораме Флоренции. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. С тех пор интерес к его картинам не угасал. Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Пути этого развитияотчетливо прослеживаются при сравнениидвух картин на тему Поклонениеволхвов, одна из которых (от 1475-1478годов) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальнойгалерее в Вашингтоне. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.
Нимфа, в прозрачнойодежде, со страхом смотрит на него. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. В первой очевидностремление к реализму: оно сказываетсяне только в обилии портретов современниковБоттичелли (при всем их великолепии ониучаствуют в изображаемой сцене весьмаотносительно, лишь в качестве побочныхмотивов), но и в том, что композициястроится больше в глубину, нежели наплоскости (в расположении фигурчувствуется искусственность, особеннов сцене справа). К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Произведение, отражающее непосредственные связимежду живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерееУффици) было заказано между 1475 и 1478годами Джованни (или Гаспаре) да ДзанобиЛами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильногоалтаря в церкви Санта Мария Новелла. После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства.
Это давалоему возможность на законном основаниивести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себяпомощниками, дабы было на кого положитьсяв случае, если ему станут заказывать нетолько картины на дереве или фрески, нотакже рисунки и модели для штандартови других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжныхиллюстраций и гравюр. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. London, 1978 Baldini U. Botticelli. Боттичелли был человеком иного склада. Боттичелли выполнил три сцены.
В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Этакартина считается самой важной изпоследних работ Боттичелли. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Иероним», «Св. Milano, 1989 Botticelli e Dante.
Варнавы. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.