Картина Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Неизвестно, как и откуда попало в Россию знаменитое тондо (картина в виде круга) «Мадонна с младенцем» кисти неизвестного мастера школы великого итальянского живописца ХV – ХVI веков Сандро Боттичелли.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Варнавы. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Существует множество интерпретации картины. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Почему именно они покровители флорентийского семейства. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. За спиной Мадонны находятся пять ангелов, стоящих тесно прижавшись друг к другу. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Композиция двухфигурная. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.
Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Читайте в статье «Олимпийские боги»).
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Он тайно исповедовал христианство.
Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Боттичелли скончался в 1510 году, одиноким и забытым, согласно описанию Вазари. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. В промежутке между 1475 и 1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображения достигает своего максимального развития.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Считается, что портреты Боттичелли стоят несколько ниже образов, входящих в его композиции. В его руках жертвенная чаша и кропило. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Она выглядит трогательной и хрупкой, бережно держит свою драгоценную ношу. 1475). Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Тогда Пилат приказал отдать тело. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. 1495). В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики.
Младенец на ее руках спит, замотанный в полотно, держась с любовью и надеждой за ее руки. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). Они также являются символом веры и смирения Мадонны перед богом.
Иосиф изображён с терновым венком в руке. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. Благовещение – благая весть – неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. В творчестве Боттичелли сохранилось более пятнадцати изображений мадонн с младенцами. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда – в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году – в Уффици. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
В 1472 году Боттичелли записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Однако, за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это.
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Художник является классическим представителем флорентийской школы живописи. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. И так каждый день, в одно и то же время. В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».
Медичи — один из известнейших родов и истории, предки которых были лекарями или по крайней мере каким-либо образом связаны с медициной. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории.
Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
"Мадонна с младенцем и ангелами" является одной из самых известных работ автора. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Перед нами довольно разные оценки. Большое произведение Боттичелли – «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Иеронима.
Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Он рисовал их на протяжении всей своей жизни. Настоящее имя Боттичелли – Алессандро Филипепи (для друзей – Сандро). Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици).
Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
Афродиты. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Собственно, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи.
Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Персонажи картин автора как будто движутся в танце, лица их эмоциональны и лиричны.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов.
Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок.
Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. «Во времена Лоренцо Медичи Старшего, Великолепного, ставшие поистине золотым веком для всякого одаренного человека, достиг расцвета и Алессандро именуемый Сандро по прозванию Боттичелло» – так Джорджо Вазари открывает биографию Сандро Боттичелли. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. С. Боттичелли «Весна» (1482). Тень неопределенной грусти, неведомая женским головкам Верроккио, лежит на выпуклом лбу «Мадонны во славе» «верроккиевского» типа, сквозит в мягком наклоне ее головы.
Медичи как раз в это время правили Флоренцией. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Кто она, эта женщина. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством.
Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Не в пример упрямым последователям Верроккио Боттичелли пользуется светотенью только как моделирующим приемом и решительно отвергает глубокие тени — первое средство верроккиевских «академиков» в передаче телесности и пространства.
Только в 1911 году, в журнале «Старые годы» пожалуй, впервые сообщается о тондо: что оно находилось в полтавском имении Мещерских, а ныне перевезено в Москву, что в «красном списке находящихся в России произведений итальянского кватроченто оно должно занять одно из видных мест Эта картина до сих пор оставалась неопубликованной, хотя она находилась в России, по семейным преданиям, уже более пятидесяти лет В 1879 году была переведена с дерева на холст реставратором А. Сидоровым» Картина «представляет чрезвычайный историко-художественный интерес», «обладаетт большой непосредственной прелестью и является ценным художественным сокровищем». Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Заказы его были весьма многочисленны. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Фамилия их подтверждает это — итал. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика.
Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици).
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Медичи всегда считались покровителями искусства.
Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Что же определяет искусство Боттичелли. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Они словно крылья за ее спиной, несут ответственность за ее жизнь, физическую и духовную.
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Иеронима.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Medico означает лекарь, врач или доктор, целитель. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния.
К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. от Луки I: 46).
Варнавы. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици).
Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Рубашки распластаны на ступенях как трупы.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Отныне покончено и с озорниками излюбленными фра Филиппо. Образ Мадонны с ребенком на руках очень нежен, она выглядит хрупкой и женственной. В нежно-неловком мальчугане «Глории» ощущается новая осмысленность, до Боттичелли еще небывалая и намечается даже оттенок недетской печали.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.