Буквально физически ощущают переживания и эмоциональное состояние изображенных персонажей. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте. Варнавы. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Название картины уже говорит освоем сюжете. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», все же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Картины Сандро Боттичелли в интерьере смотрятся невероятно эффектно и драматично.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. На них застыло робкое, но невероятно вдохновенное начало идей Высокого Возрождения в искусстве, в сознании нового человека. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. С тех пор интерес к его картинам не угасал. Зиновия».
Но этот единичный исторический факт в его художественном воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости женщины и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. В этой работе замешано все, что интересовало художника в тот момент, — античное искусство и мифология (миф о Флоре), знание античной скульптуры (или зарисовок с нее, что прослеживается в композиции произведения и постановке фигур), неоплатоновское учение о душе как идеале (если принять во внимание версию о том, что центральная фигура картины— образ умершей невесты заказчика картины (она— единственная, кто движется в картине не по направлению к зрителю, а от него), воплотившейся в идеале— сродни Дантевской Беатриче). Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель).
Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Иеронима. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
«Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н. А. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
Однако это качество не должно отвлекать внимание от ее замечательного композиционного построения, свидетельствующего о достигнутом к тому времени художником высоком уровне мастерства. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. В качестве фона Сандро Боттичелли, картины которого представлены в самых знаменитых мировых галереях использовал готические церкви, стены замков, достигая таким образом живописный романтический эффект. Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано.
Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Ключ к процветанию вселенной и каждого ее отдельного элемента – всеобъемлющая любовь.
К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Картины Сандро Боттичелли полны мифологических сюжетов и библейских аллегорий. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Родился он в Флоренции, в семье дубильщика кожи и отец его планировал, что младшее чадо станет ювелиром. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам.
Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Сиренево-синий плащ Зефира, нежные розовые цветы, сыплющиеся под дуновением ветров, создают богатую, неповторимую цветовую гамму. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Достоверно не известно, какие отношения сложились между Боттичелли и его первым учителем.
Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин (в основном «мадонн»), выполнявшиеся учениками художника по его рисункам и картонам. Помимо своего творчества, наставник юного Боттичелли прославился романом с послушницей Лукрецией Бутти, которую он выкрал из монастыря, женился на ней и впоследствии сделал моделью для своих многочисленных и очень популярных «мадонн». Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс».
Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Известно, что Боттичелли был младшим из четырех братьев. В какой-то момент влияние его было настолько сильно, что семейству Медичи пришлось спасаться из Флоренции бегством, а на всех главных площадях города зажглись «костры тщеславия», в которых люди, отрекаясь от бренного мира, жгли все, что могло быть сочтено предметом развлечения или орудием греха, — музыкальные инструменты, книги, предметы роскоши, картины и пр. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Сюжеты этих полотен, в которых ясно чувствуется воздействие античного искусства и отличное знание классической скульптуры, навеяны мифологией. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем.
Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Репродукции Сандро Боттичелли словно пышный, лёгкий, едва уловимый сон. Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Эту картину Сандро написал вподарок набракосочетание Лоренцо диПьерфранческо деМедичи сСемирамидой, азаказал сей подарок сам Лоренцо Медичи.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Что же.
Несмотря на то что она состояла в браке с двоюродным братом знаменитого путешественника Америго Веспуччи – Марко, молва приписывала ей любовную связь с Джулиано Медичи – младшим братом Лоренцо Великолепного. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Что же определяет искусство Боттичелли. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства. В 1475году он создает свою первую значительную работу, с которой входит в круг двора Лоренцо Медичи Великолепного— картину «Поклонение волхвов».
Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. Картина создавалась в последний период творчества Боттичелли, когда его родной город Флоренция попала в немилость к монахам, когда всей Италии грозили гибелью – все это наложило мрачный оттенок на картину. У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия. И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Венера на полотне Боттичелли являет собой и эталон женской красоты XV века— длинные светлые волосы, бледная, светящаяся кожа, миндалевидные глаза, вытянутое лицо, худощавая фигура черты идеала, обозначенные еще Симоне Мартини в XIV веке, сформулированы в «мадоннах» Филиппо Липпи и здесь доведены до совершенства. Чтобы прославиться и обрести вес в обществе, Гуаспарре (чье имя в другом прочтении Каспар— носил один из новозаветных волхвов, что и определило сюжет заказанной картины) вкладывает огромные деньги в строительство семейной капеллы в церкви Санта Мария Нуово и заказывает алтарную роспись набирающему популярность Боттичелли. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда – в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году – в Уффици. Все происходящее на картине лишь ее окружение.
от Луки I: 46). Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Сюжет этой картины известен всем. Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Вобразе волхвов итальянский художник изобразил трех членов семьи Медичи: отца Козимо иего сыновей— Козимо младшего иПьеро.
Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. В промежутке между 1475 и 1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображения достигает своего максимального развития. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом.
Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Иоанном Крестителем и св.
Сандро Боттичелли – великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. И так каждый день, в одно и то же время. К концу XV века жизнь и мировоззрение Боттичелли претерпели кардинальные изменения. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Около 1470года Боттичелли открывает свою мастерскую и начинает принимать первые заказы. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Боттичелли покинул мастерскую Филиппо Липпи в 1467году в возрасте двадцати двух лет.
И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
И тогда те, кто свыше, на них наложили такое наказанье: он ее постоянно догоняет, убивает и вынимает ее сердце, выбросив его собакам. Первыми самостоятельными произведениями Боттичелли были несколько изображений Мадонн. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. После того, как Сандро окончил учёбу, он недолгое время работал в ювелирной мастерской своего старшего брата Антонио, но задержался там ненадолго и поступил на учёбу одному из известных художников того времени – монаху Филиппо Липпи.
Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В последние годы жизни Боттичелли уже почти ничего не писал.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Но берегитесь: весна — пора опасная. Композиция двухфигурная.
Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. В близкой по времени "Мадонне Бенуа".
Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Написанная темперой по холсту, она предназначалась для украшения загородной виллы Медичи и впервые изображала мифологические фигуры в натуральную величину, подражая античной скульптуре.
По словам Вазари, он «отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». Оно ощутимо и в личной драме художника, который, подобно Савонароле, ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа.
Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. В 1500году он пишет одну из своих самых мрачных и единственную подписанную картину— «Мистическое Рождество».
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Варнавы». "Мадонна Магнификат" – самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был полноват. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза.
Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Испытующе смотрит на нас Флора.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция. В 1481–1482годах Лоренцо Медичи отправляет Боттичелли, наряду с другими флорентийскими мастерами, в Рим, где он получает свой крупнейший заказ от папы римского Сикста IV на роспись капеллы (которую в дальнейшем назовут Сикстинской, по имени папы).
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Но – судьба распорядилась иначе и после первого же года в ювелирной мастерской (а надо заметить, что обучение в ней начиналось не только с тяжелого труда, но и с рисования), Боттичелли попал в ученики к одному из великих художников Флоренции, Филиппо Липпи, чей стиль оказал невероятное влияние на Боттичелли. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Если впервом портрете Боттичелли изобразил назаднем фоне интерьер комнаты, товпоследней копии онрешил сделать однотонный фон, что небыло характерным для портретной живописи того времени. Укартины есть скрытый смысл. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.
Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Не удивительно, что произведениями этого гения не просто любуются – их чувствуют. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро).
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной.
По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Иоанном Евангелистом». «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Происходило все это в1483году, вэтомже году ибыл создан этот шедевр, который внастоящее время находится вгалереи Уффици.
Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты.
И он рассказал, что когда-то, очень давно, он очень любил эту девушку, но она причинила ему много горя, так что от ее жестокости и надменности он убил себя. Иеронима. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). К тому же «Весна» являет собой один из первых примеров чувства контура, которое расцветет в полную силу в графике и поздних живописных работах Боттичелли.
Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Программу росписи составили сцены Ветхого и Нового Завета из жизни Моисея и Иисуса Христа.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию».
По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Сандро Боттичелли (итал.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Рядом с ними меркнут любые другие изображения, даже электронные. В 1484-м появляется его самая известная картина— «Рождение Венеры». Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.
Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.
Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче.
В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.
Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
Последнее появление его в истории искусств относится 1504году, когда Боттичелли участвовал в работе группы художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело во Флоренции. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. Она одна обращена к зрителю.
Мы можем предположить, что хорошие— учитывая как влияние, которое оказал Филиппо Липпи на становление живописной манеры и идеала красоты своего ученика (высвеченный, пастельный колорит, светлые волосы, светящаяся кожа, поворот головы в три четверти), так и то, что много лет спустя Боттичелли станет учителем сына Филиппо и Лукреции, Филиппино Липпи. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году.
Если верить Вазари (наиболее близкому по времени к Боттичелли и информированному исследователю), Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, прозванный Боттичелли, родился в 1445году в семье флорентийского кожевника Мариано Филипепи. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне.
В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. «Уже в картине «Благовещение» (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, — отмечает И. Е.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью.
В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Ценные уроки ювелирного мастерства пригодились художнику в дальнейшем: знаменитые произведения Сандро Боттичелли характеризуются четкостью контурных линий и профессиональным применением золота использовавшегося в чистом виде для изображения фона либо в качестве примеси к краскам. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.
Благовещение – благая весть – неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Вбудущем этот приём подхватят идругие художники. Первое документальное свидетельство о нем относится к 1458году, когда его отец, Мариано Филипепи, указал в налоговом кадастре Флоренции, что у него четыре сына— Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный».
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св.
Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. И все же это так. Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное. Кроме того, эта ясная схема – три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов.
Гуманного, просвещённого, величественного и абсолютного подобно божеству. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. В 1478году по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, дальнего родственника Лоренцо Великолепного, Боттичелли пишет один из своих известнейших шедевров— «Весну» («Primavera»). Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Перед нами довольно разные оценки. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. «Мадонна Магнификат» вошла в число наиболее копируемых и популярных сразу после написания— редкий случай в истории живописи.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Пламенные проповеди монаха Савонаролы сделали свое дело. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
А знала ли Симонетта о существовании Сандро. Хотя к ее ли образу. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение.
Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Данилова. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». И, конечно, это породило особое искусство. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Ориентировочно в 1476 году был нарисован портрет брата Лоренцо Великолепного – Джулиано Медичи, убитого во время заговора 1478 года. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, среди их многочисленных потомков. Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. В 1480-х годах Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» («Величание Мадонны»)— одну из своих самых известных при жизни работ на религиозную тему в виде весьма сложного композиционно тондо. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Может мастер кисти смотрел далеко вперед. Художник был силен в написании натюрморта.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). С каждого полотна выдающегося мастера струится мягкое сияние чистых прозрачных цветов.
В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св.
Так что эта работа не только первый крупный заказ, но и первый автопортрет мастера. Кисти Боттичелли принадлежат три фрески, описывающие историю Моисея (смотрите на те, где есть архитектура, — говорят сегодня гиды в Сикстинской капелле, желая обратить внимание туристов на творчество Боттичелли) и воплотившие в себе все то, что Боттичелли взял от Возрождения, — сложную световоздушную и линейную перспективу, внимание к техническим и архитектурным деталям. Они не требуют специального света, они его излучают. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится. Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе. Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици.
Одно из них – «Покинутая». Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в мае 1510года и 17числа был похоронен на кладбище церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Яркие и красочные полотна прекрасно украсят интерьер.