Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Настоящая книга из серии «Русская икона» рассказывает о древнерусской иконографии святого Иоанна. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Он писал на стене маслом, чтобы постепенно разработать всю картину и добиться более тонких переходов. Перед нами довольно разные оценки. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. У них все блестит и сверкает. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. мест, бурно жестикулируют.
Никогда не изображал он отречение и муки. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Каждая линия в нем неуловимо тревожно вибрирует от внутреннего напряжения. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов.
В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. И смолкли гости. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Пластически высечены контуры.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. У Леонардо нет линии, есть только формы. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (Йоханан бар Зехарья— «сын Захарии»— «совершающий ритуальное очищение водой» 6—2 годы до н. э. - ок. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
Учитель одинок в своём мудром спокойствии и покорности судьбе. Тела приобретают округлые формы. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Об оттенках они не заботились. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов.
Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Если верить Вазари, он изобрел во Флоренции особый вид мандолины, форма и звук которой очень понравились знаменитому флорентийскому герцогу Лоренцо Великолепному, который будто бы и побудил его принести ее от его, Лоренцо имени герцогу Милана Людовико Моро из династии Сфорца. Но это была грация элегическая. Немало дурных дел совершили они в жизни.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Медичи всегда считались покровителями искусства. Образ, воплощающий мистическое ожидание неотвратимого крестного пути ее младенца, с особой пронзительностью возрождает линию «Стойкости», волнующей «силою в слабости». Юные ангелы по сторонам от Марии с лицами «словно из живого огня» (Данте)— столько в них нежно-пламенного сострадания — здесь выглядят как музыкальный фон и вместе активные «слуги просцениума», откинув занавес, зачинающие действо трагической мистерии. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
руб. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Что же определяет искусство Боттичелли. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Для него началась пора беспокойных скитаний. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Хотя Браманте и обладал выдающимся талантом живописца, в это время его всецело захватило увлечение архитектурой. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498 г. ) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Михаила или с мужественной весомостью крупных рук немолодого святого Игнатия.
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Почему именно они покровители флорентийского семейства. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента.
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. В «Алтаре св. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Так Саломея – может быть, впервые в истории – использовала стриптиз как орудие мести. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Это давало ему возможность создать цельную композицию. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли.
Иеронима. Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. Пророк всегда внушал ему уважение. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Картина, как известно, не была окончена. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Барнабы» и в особенности самый трагический из его героев становятся несомненным предвестием надвигающихся «сумерек души» самого Боттичелли, этой «чарующей натуры, в которой мистическая чуткость соединилась с горячей чувственностью». Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Она была настолько уважаема, что поколениями матери и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Его жизнь и смерть от рук палачей стали неиссякаемым источником вдохновения для христианских богословов, писателей, поэтов, архитекторов и иконописцев. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями, что обсуждалось в кружке Медичи. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. При этом она доступна для самого широкого круга читателей, .
Красота и блаженство – все у него от мира сего. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Барнабы».
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Книга написана на высоком научном уровне. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Борются люди и кони. Они придавали жестам руки грациозное изящество, рисовали пальцы, сгибающиеся, как сучья дерева. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Эта просьба была исполнена. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Были алмеи и у евреев. Уделял он внимание и рукам.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. Краткая форма этого имени – Саломея). В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Танцы с раздеваниями. Еле заметны, еле уловимы переходы. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Все тело отражает данное душевное движение. Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Ключом к ее смыслу считается стих Данте, посвященный кроткому величию Мадонны: «О дева-мать, дочь своего же сына». Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Леонардо покинул город. Предстоящие изящному трону Марии святые образуют два крыла по сторонам, как ангелы в вариантах «Мадонны с гранатом». Текущие линии должны занять на картинах место изломанных.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Строгая перспектива архитектуры и пола оттеняет текуче-волнистую гибкость очертаний фигур. Он, наметив еще в «Св. Августине», в Иоанне раскрыл окончательно внутреннюю борьбу в человеке, обнажив душевные раны, почти не поддающиеся лечению. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. «Алтарь св. Богородица ли она вообще. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Медичи как раз в это время правили Флоренцией. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Месть семи покрывал. Как будто снова после относительно простодушных юношеских опытов в аристократический мирок Боттичелли из отдаления доносится голос народа, согласно Савонароле, «призванного самим богом для спасения человечества».
Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. К мягкости стремятся и краски. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика.
Но убить пророка. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы.
Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера. Все спуталось в дикий клубок.
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Нет более углов. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Варнавы. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Ее имя Царица Саломея Александра. Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион (Shelamzion). ко Моро.
Он прожил там до 1499. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщённости и идеальности образа. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
Саломея отнесла страшный дар матери. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Здесь произошла его встреча с Леонардо да Винчи, градостроительные идеи которого оказали на мастера сильнейшее влияние. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Именно этот новый этап во второй половине восьмидесятых годов открывает «Алтарь св.
Medico означает лекарь, врач или доктор, целитель. И не только лица.
Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Содержание его рисунков самое разнообразное. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Вместе с тем «Алтарь св.
Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Считается исторической фигурой его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483— 1494 гг. ). У Леонардо все полно движения.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Фамилия их подтверждает это — итал.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Затаенно нарастающий драматизм «Мадонны на троне» прорывается откровенным трагизмом в небывалом страстно-страдальческом типе Крестителя, знаменуя период, когда идеал Золотого века начал блекнуть для самого его создателя, словно в ожидании морального суда, когда подвергнут сожжению вдохновленные боттичеллевым примером и творчеством «безнравственные и языческие» картины. Она столь же богата, как его литературный образ.
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Мария — и мать и царица и «дочь своего сына» — как подчиненная его божественному началу. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета – шарф и прозрачное покрывало – как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.
Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. В большом многофигурном алтарном образе Боттичелли синтезирует, своеобразно преломляя, художественный опыт сугубо интимных своих произведений типа «Маньификат» и «Мадонны с гранатом». Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя.
А теперь онемели от ужаса. Многие из них были людьми бесчестными. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей.
Тревога — лейтмотив главного образа — волнами расходится по всей картине. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. На это из них не решился бы никто. Лицо Антипы помрачнело. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица.
Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа.
И тем не менее его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Как никакой другой художник XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей.
Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо.
Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом.
20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици).
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. от Луки I: 46). Он крестил Спасителя мира в Иордане и наблюдал сошествие на Него Святого Духа. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Иоанн Креститель обличал пороки сильных мира сего и за это был казнен.