Вплетая цветы в венок Флоры, сочетая их с ягодами и фруктами, Боттичелли проделал работу практически ювелирной сложности. Сандро Боттичелли на своем полотне "Весна" изобразил несколько персонажей, но центральной фигурой картины выступает Флора, богиня цветов. Самым восприимчивым и тонким художником при дворе Лоренцо был молодой флорентиец Сандро Боттичелли.
«флора» является фрагментом знаменитого полотна под названием «Весна», которое было создано Боттичелли в 1482 году.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. На самом деле это несколько противоречит истине. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Сами итальянцы символом Флоренции считают именно лилию. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Движение в картине устремлено справа – налево. Меркурий (слева) нарциссически красив. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Фото: BerndH, H. Zell, KENPEI. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Еще один знаменитый символ Флоренции лев Мардзокко (Marzocco), который правой лапой держит щит с гербом Флоренции.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Месяц считался концом весны и началом лета. Но 1251 году гвельфы изгнав из Флоренции гибеллинов (гвельфы и гиббелины – политические группировки в Италии в XII – XIII веках), поменяли цвета на гербе Флоренции на противоположные – красные лилии на белом фоне. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Она показана простой, тихой и скромной.
Французы называют Флоренцию Городом красных лилий. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Она стала богиней в пышном одеянии. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Знаменитый Сад Ирисов (Giardino dellIris) на площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo) во Флоренции. Картину «Весна» Боттичелли заказал Лоренцо Медичи в качестве свадебного подарка своему 17-летнему племяннику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Но, это неединственноеповторение в картине. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Всё изменила вечная весна.
Движение в картине устремлено справа налево. Возрождение. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Оригинал работы скульптора Донателло сейчас находится во флорентийском музее Барджелло.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Фигуры расположены волнообразно. Герб Флоренции времен Первой Французской империи. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. От его полета согнулись стволы деревьев.
В результате Наполеоновских войн Флоренция попала под власть Наполеона Бонапарта, Тосканское герцогство в те времена являлось французской провинцией. Дерево, темпера. Картина висела над софой, называемой летуччо. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Красных лилий в природе не существует. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Над богиней парит Амур. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
После распада империи Наполеона Флоренция вернула себе старый средневековый герб с красными лилиями на белом фоне. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Галерея Уффици. Герб Флоренции. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. С древних времен символом Флоренции является лилия. Сделали они это в знак протеста, так как флорентийские гибеллины в изгнании продолжали носить первый флорентийский герб с белыми лилиями на красном фоне. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Скульптура датируется 1419-1420 гг. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
А с правого края художник изобразил и себя. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Но это не единственное повторение в картине. И как поэтично показано превращение. Тем не менее сюжет картины имеет множество интерпретаций, самая популярная из которых говорит, что благодаря любви (Венера) жизнь человека движется от чувств (Зефир, Хлорида и Флора) через разум (три Хариты) к созерцанию (Меркурий).
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Именно здесь цветут самые красивые флорентийские ирисы.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. И, конечно, это породило особое искусство. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Но флорентийцы не приняли наполеоновский герб. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Но кого волнуют цветы, когда речь заходит о политике. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Флоренция. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы.
Она не просто богиня любви и красоты. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна».
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В 1537 она была перевезена в Кастелло. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. В 1537 она была перевезена в Кастелло. О том, как весной расцветает природа. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Цепко схватил он бегущую влево нимфу. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». На первом древнем гербе Флоренции были изображены белые лилии на красном фоне.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Фото: Sailko.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Если современному зрителю картина может показаться постановочной и немного наигранной, то жителям средневековой Флоренции она была близка и понятна. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. От его полета согнулись стволы деревьев. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Но давайте попробуем. Месяц считался концом весны и началом лета. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Фото: Magnus Manske. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Это – гимн и природе и человечеству. Лилия белоснежная (Lilium candidum L. ) Madonna lily. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Зефиром. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов. Такие подарки были в то время обычным явлением. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Боттичелли постарался на совесть изображая многообразие цветов, пытаясь передать всё величие прихода весны. Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
203 x 314 см. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Умер Боттичелли в безвестности. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Италия. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Жест заботливый, опекающий. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования.
Флаг Флоренции. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.