Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости».
Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. 1 ВЕНЕРА.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. В первой половине XVI века, она хранилась на вилле Кастелло, принадлежавшей потомкам Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica».
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы.
Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Композиция двухфигурная. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Центральный образ картины — богиня Венера, рожденная из пены морской, подплывающая на раковине к берегу. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
И я уже многократно сообщал о том, что наиболее распространенными названиями «кометы-возмездие» в системе сакральных знаний древних жрецов были число «пять», «рука», «пальма» (досл. Ведь морская раковина (равно как и улитка, равно как и лабиринт), служат в мифологии для обозначения эпицентра электроразрядного взрыва. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Богиня возникла из морской пены.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Ведь храмы, в которых поощрялась храмовая проституция, с удовольствием посещались народом.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. 1. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами.
И позже, при рассказе о пустынях, я расскажу, какие еще пустыни образовались во время Критской катастрофы. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Еще в середине прошлого века Боттичелли считался одним из тех художников, которые пришли в мир лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
И все же это так. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.
Но это правда. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
И это напоминает поединок за новорожденную. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний.
В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Не построил своего дома, не свил семьи. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Его дыхание наполняет ветер цветами.
Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. И так каждый день, в одно и то же время.
Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 553 дня. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Она куда древнее, чем бог-правитель Зевс, это подательница жизни. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Рисунок фигур изображает бурное напряжение.
Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Но согласно свидетельству Евгемера, Афродита – это «женщина, которая изобрела проституцию» и это уже относится к Афродите Пандемос. И на таком «народном», а не астральном понимании мифа и возник пошлый культ храмовой проституции, который активно поддерживался священнослужителями многочисленныхдревних храмов ибо давал неплохой доход. Сандро родился в семье кожевника. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции).
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. И здесь абсолютно невозможно ошибиться. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению – Микеланджело. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.
Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. «рука-рука», в значении «очень большая рука». Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Неоплатоник Ямвлих считает, что Афродите соответствует число пять. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. В лице богини также заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Открыв собственную мастерскую, молодой человек довольно быстро снискал популярность и признание.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 553 дня. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Согласно Эпимениду, она является дочерью Кроноса. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя.
Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Она много лет украшала его виллу Кастелло. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь.
Классическим и наглядным примером эпицентра такого космического взрыва, произошедшего 3апреля 1528 года, служит структура Гуэль – эр – Ришат, внешне напоминающая выше упомянутые мифологические символы. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.
Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. В древнейших мифах образ Афродиты не столь романтичен.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Любопытно и то, что и по другую сторону океана, аборигены острова Пасхи, называли «комету-возмездие» именем своего верховного бога «Маке-маке» (досл. Что же.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. В мифе события разворачивались стремительно. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Об этом знают далеко не все, но автором знаменитой картины был человек по имени Алессандро Филипепи. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов".
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Варнавы работы Боттичелли). Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев событием века, хотя она длилась недолго и кончилась печально. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
кисть руки). Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Был он, что называется, не от мира сего. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.