Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Он родился и провёл почти всю жизнь в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. в Хертогенбосе (Брабант).
Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Неизвестна и дата его рождения.
Протестанты упраздняли монастыри и аббатства, безжалостно уничтожали иконы и статуи, украшавшие католические храмы, рассматривая католический обычай изображения святых как недопустимый пережиток язычества. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Воображение – фантастическое.
Иероним Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Южные Нидерланды ещё почти столетие оставались под властью Испании.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Работы Босха рассчитаны на образованного зрителя, знакомого с главными культурными событиями и идеями своего времени. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». вХертогенбосе (Брабант). Ерун ван Акен родился около 1453г. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Католическая церковь постепенно теряет свой авторитет.
Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
16 в. достигла высочайшего расцвета. А сзади него жизнь, покидаемая им. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях — (в собраниях Прадо и Эскориала). Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Та дробность и измельченность в изображении человеческих фигур, которая была его излюбленным приемом, выдает любовь к миниатюре и глубокое ее понимание. Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов — гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла.
Иоанна. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
в Египте. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. И цвет картины выражает мысль Босха – серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Главная цель Босха — показать хаотичную, запутанную, лишенную определенности реальность злобность, нелепость и бессодержательность всего, что происходит на свете. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Его техника называется алла прима. мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. В живописи ему было интересно абсолютно другое. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Мастер неоднократно обращается к сюжетам из цикла страданий Христовых. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Лишь семь творений Босха подписаны. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
«Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. 1478 года), стали художниками. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Jheronimus Bosch, лат.
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Босх обращается к тому тайному знанию – астрологии и алхимии, – значение которого долго не принималось в расчет исследователями европейской культуры. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Темой Искушения св.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Весьма нетипичный случай для художника. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. Живопись Босха – пророческая. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
Его техника называется алла прима. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. – так писал о ней Р. Б. Климов. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх).
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города — Den Bosch — в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж.
Есть в городском архиве документы о первом договоре с братством, заключенном Босхом в 1480-1481 годах. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Лишь семь творений Босха подписаны. В него вошли северные области страны во главе с Голландией.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги.
Лишь семь творений Босха подписаны. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются ещё четыре изображения — смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. "четырёх последних вещей", по выражению проповедников того времени. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
Оппозиционное католицизму вероучение получило называние — протестантство. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. В следующем году женился на одной из самых богатых невест в городе. Босх вырос в семье потомственных художников. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Тема конца света ("Откровение Иоанна Богослова" — заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминает лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Лишь 7 творений Босха подписаны. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Иероним Босх – великий нидерландский художник. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Это единство закономерно и естественно. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Его техника называется алла прима. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
В 1480 г. он вернулся в Хертогенбос уже мастером-живописцем. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Став мастером-живописцем, в 1480 г. он вернулся на родину и благодаря своей популярности уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе. Его техника называетсяалла прима.
Самое потрясающее из них — картина "Несение креста". Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Но и это ему не удаётся: орёл зорко охраняет имущество своего хозяина. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Пылали костры инквизиции. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. В картине "Святой Иоанн Богослов на острове Патмос" апостолу досаждает дьявол. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Изображение Христа — подлинный центр картины. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». "Алтарь Святого Антония" посвящен святому отшельнику, жившему в 3-4 вв. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя. Ни одна из этих работ не сохранилась. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Иоанна, бесследно исчезли.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Как-нибудь объяснить его затруднительно.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Интеллектуальная и духовная жизнь Хертогенбоса объединялась главным образом Братством Богоматери и двумя религиозными общинами Братства Общей Жизни, выступавшего против ереси и развращенности духовенства. Босх без колебаний избегает больших форматов. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Лишь 7 творений Босха подписаны. Результатом Реформации стал разрыв значительной части стран Европы (в том числе и Северных Нидерландов) с католической традицией.
Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Единый ответ на него, как это часто случается, найти невозможно. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 4 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Босх – был личностью весьма интересной. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Лишь семь творений Босха подписаны.
Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом видели адепта еретической секты спиритуалов или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения или же неумолимого преследователя порока. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля.
Даже многие церковные деятели эпохи Возрождения, будучи покровителями искусства, сами заказывают картины на сюжеты языческой мифологии. Там, вероятно и родился около 1450 года. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса.
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Меня зовут Лубберт Дас».
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). А розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным, нервным, вечно изменчивым и все же постоянным». Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Ван Акены – потомственные художники.
Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него вороньё кружит над падалью в глубине изображения — разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты.
Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Изобретательность Босха, кажется, не знает границ всякий грех олицетворен в виде отвратительной образины. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Это увлечение длилось несколько десятилетий. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Одно из доказательств тому — очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Его техника называется алла прима. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.
Сюжет религиозный. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья.
Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch. Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Вероятнее всего, Босх черпал свои образы из окружающего мира, народной культуры.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Особенно бурный характер иконоборческое движение приняло в Нидерландах, где в 1566 году было разгромлено свыше 5000 церквей и монастырей.
Иероним Босх, пожалуй, одна из самых загадочных личностей в истории мирового искусства. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Нидерландская культура в 60-е г. г.
Это было последнее произведение Босха. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Его лучшие работы, сложные по композиции и уникальные по количеству изображенных фигур, носят энциклопедический характер и требуют пристального внимания к себе.
Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп.
В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке.
Только природа остается чистой, бесконечной. С этого времени художник получает возможность работать для себя самого, но ему доводится выполнять и традиционные заказы. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Картина Босха "Бродяга" не связана непосредственно со Священной историей, но её тема — земной путь человека — воплощена с той же силой и глубиной, какие мастера Нидерландов привыкли вкладывать в изображения библейских событий. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить.
Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи.
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Но разве тут дело в св.
Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Наступило время религиозных войн. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. после грехопадения. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Постепенно слава об искусстве Босха распространяется далеко за пределы его родного города: к художнику обращаются с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании.