Купить картину или постер "Страшный суд", художника Иеронима Босха вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.
Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины). Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств).
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Развеваются стяги германского императора и французского короля.
В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. На среднем160— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.
Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20) В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов – по числу грехов, можно видеть жанровые сценки иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Все началось в раю.
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Возможно, так выражается страстное желание Босха постичь тайны ада и одновременно боязнь художника узнать нечто такое, что может погубить душу истинного христианина. Картина называется 8220Искушение святого Антония 8220. Такова страшная участь.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. которую Бог уготовил человечеству. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Центральная часть. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Справа в шатре сидят любовники. Он как бы говорит ему: Не бойся. Правая внешняя створка 171Несение креста187. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто.
Рай Босха – только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Справа в шатре сидят любовники. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него воронье кружит над падалью в глубине изображения – разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом».
Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны. В 1480 году он возвращается в свой родной город.
При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Внутренние створки картины образуют триптих. Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.
В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. На крыше дома слева и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры.
Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. История ее создания любопытна. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. которую Бог уготовил человечеству.
Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Правая внешняя створка «Несение креста». На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год». Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая).
Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. История искусства. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант).
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Она проходит через все его творчество.
Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. корыстолюбия и зависти. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Придуманный художником мир кишит причудливыми образами: обнаженные люди собирают гигантскую землянику, занимаются любовью внутри хрустальных шаров или скачут верхом на певчих птицах, превосходящих размером самих людей. Это особенно видно по изображению преисподней. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад.
Везде режут, давят, насилуют, убивают. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Казалось бы, полная идиллия.
Это особенно видно по изображению Сюжет не нуждается в пояснениях. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще.
Правый ставень триптиха Иеронима Босха 171Воз сена187. Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой».
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Луки обрамлена причудливой позолоченной рамой, стоящей в интерьере на подставке из мозаичных плит.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Лука — это автопортрет художника.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Иоанна, бесследно исчезли. Повествование разворачивается снизу вверх. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. А. А. Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста.
Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом.
Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства.
Внешние створки триптиха 171Искушение Святого Антония187 выполнены в технике гризайли. Лукой». Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Средняя створка изображает Страшный Суд. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях. В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Творчество Музеи Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон О картинах К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана.
А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187. Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «8230удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные8230» – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Босх склонен к обеим крайностям — изображенные им инфернальные звери (а их — великое множество и нет одинаковых) также не кажутся страшнее тех, кто жестоко забавляется людьми в их земной жизни. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.
Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. 171Железный шлем187 завинчивался на голове, ломая кости черепа. Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Правая створка триптиха – рай.
Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок.
По старой традиции считается, что св. Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения.
Иоанна. Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия. Что за время обучения своего Иероним Босх пишет такие картины, Надо отметить, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
в Египте. Изображение Христа – подлинный центр картины. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем.
Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально.
Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, 171выдающегося художника187 (pictor insignis).
В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Недостатки и теневые стороны жизни уже не искажают мира. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.
Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Многие наказания напрямую связаны с определенными грехами и почерпнуты из средневековых литературных источников. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Полагают, что он автор фрески 171Распятие187 в соборе Св. Сюжет не нуждается в пояснениях. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв.
У него движение происходит слева направо. Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея – это дьявол искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. 1500, Мадрид, Прадо). Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.
Это особенно видно по изображению преисподней. В триптихе Искушение св. Группа богоматери и св. Это особенно видно по изображению преисподней. Результат – изгнание черных ангелов и их низвержение на землю.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). У Босха – иначе.
Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Творчество Музеи Прадо, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский изящных музей искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон о картинах к сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине.
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Ни одна из этих работ не сохранилась. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
Страшный суд для него – это мировая катастрофа, ночь, озаряемая всполохами пожарищ, от которого спасется только небольшая группка людей, большинство же попадет в ад, где грешники истязаются монстрами и страдают от физических мучений. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской. А под ними начинается ад. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Еще одна тайна связана с могилой художника. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги.
Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187. На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф. Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы. Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Ножи, острые палки и мечи – символы мучений – наполняют картину земных страданий.
В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8211 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Учился живописи будущий мастер Северного в Возрождения нидерландских городах Харлеме и Делфте. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Справа в шатре сидят любовники.
Самое потрясающее из них – картина Несение креста, которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. примерно в 80-ые годы Флорентийские власти поручили написать эту картину. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Центральная часть. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния.
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Эта победа – главная тема правой створки триптиха.
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Они пьют вино.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Актуальность картин Монах Хосе де Сигуенса так говорил о Босхе: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов. На них изображены сцены Страстей Христовых.
В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге. Согласно легенде, Мария явилась св. Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Луке и позировала ему. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
На других телах верхом восседают какие-то чудища. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу.
Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.
Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд». Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду 171осени Средневековья187, по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
На них изображены сцены Страстей Христовых. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.