Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Рассказы о шедеврах Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. — Боковые панели триптиха, где расположены изображениярая и ада, могут складываться, закрывая центральную панель. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Такими они считаются и сегодня. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Цена копии знаменитого полотна доступная. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. 15.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. На картине есть множествопрозрачных фигурок, фантастических сооружений, чудовищ, обретших плотьгаллюцинаций, адских карикатур реальности. Одни исследователихотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие— торжество сладострастия. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, увлечённыхлегкомысленными занятиями. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков.
Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Возьмем один случай. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. – М. : Белый город, 2007, стр. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.
Босх – воистину великий комбинатор. Американский историк искусств Лоринда Диксон пошла еще дальше и попыталась доказать, что алхимия — это ключ ко всему «Саду земных наслаждений». Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и -- прежде всего -- открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии.
д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Впрочем, невсе сэтим согласны. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». И, по идее, должна не ведать стыда. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Это – третий день творения. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.
В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
На правой створке изображён ад. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
Конечно, всегда можно сказать, что еретический смысл триптиха был доступен только для посвященных, но для этого у Френгера с последователями явно аргументов не хватит. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Босх. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Завтра – поздно».
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад.
Вот таким образом вокруг его образов десятилетиями кипят споры историков и контрастным толкованиям несть числа. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Почему. Второй этап – медленное нагревание и превращение ингредиентов в единую массу – уподоблялся прыжкам, кувыркам и забавам детей, родившихся в алхимическом браке. – спрашивает он. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Многие детали явно были нужны для создания демонического антуража и калейдоскопа форм, а не для скрытой игры в символы.
Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Первый этап — смешение ингредиентов и соединение противоположностей — в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Это вообще был тренд в то время.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Где-торядом стоит алхимический Босх— если непрактик, тознаток алхимических символов ипереводчик навизуальный язык алхимических концептов. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
И их мнения расходятся. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Сколько людей – столько и мнений.
За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Это будет один из переходов от Рая к греху.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Раньше считалось, что все известные алтари исполненные Босхом, предназначались для церквей.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Традиционно считалось, что дистилляция состоит из четырех основных этапов.
Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов.
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием.
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Он повелел и все создано». В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
12. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. 11. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Но изображённое в метафорическом ключе. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня.
Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии.
Неизвестно. 13. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Возьмем один случай.
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. 2.
Это очень тонкая аллегория. История искусства. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Долой усталость. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Так, вишню иногда называют райской ягодой, ее сладость символизирует мягкость натуры доброго человека.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Умер художник в 1516 году. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. На ней уже есть вода из которой выступает суша. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Согласно Бельтингу, створки алтаря открывали слуги по приказу хозяина, когда гости после первого бокала вина были расположены к какому-нибудь развлечению. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Ночто. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. – М., 1992. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером.
Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения.
В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Пусть сердце горит негой. 14.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Их последовательность, по мысли Гибсон и определяет структуру «Сада». Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Босх вышел из этой ситуации специфически. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. «Извлечение камня глупости»). Земляника – знак праведности и трудолюбия. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Часть из них стала демонами. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Какое утверждение верное.
Они считали все материальное проявлением зла. Босх. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Но что. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы.
Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Босх— воистину великий комбинатор.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. В центре находится гротескная фигура монстра. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил).
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Логика вцелом здравая, нопорой заводит слишком далеко, так какдва плюс два невсегда равно четырем. На нем нет ни людей, ни животных. Давно замечено, что многие детали на работах Босха, от странного вида фонтанов до стеклянных цилиндров, от полупрозрачных сфер до причудливых округлых зданий из которых виднеются всполохи пламени, до боли напоминают сосуды, печи и прочий алхимический инвентарь, который изображался в трактатах по искусству дистилляции.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Долой печаль. Все же это были люди другой психологии. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора -- безостановочно изрыгать съеденные лакомства.
На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». По бокам находятся другие сюжеты. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Антония». Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
На первой части триптиха изображён рай. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. 1460 -1516).
Впрочем, не все с этим согласны. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. 15. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари.
Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстает в облике Христа, второго лица Троицы и воплощенного Слова Бога. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Обратимся к ним. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Она смотрит прямо на зрителя. 6. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.