Страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. «страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».
Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. «страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд». Видео уроки бесплатно Босх, Страшный суд для начинающий и практикующих зрителей которые желают обучатся дома.
История искусства. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. Что за время обучения своего Иероним Босх пишет такие картины, Надо отметить, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Это особенно видно по изображению преисподней. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Результат – изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. Актуальность картин Монах Хосе де Сигуенса так говорил о Босхе: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Средняя створка изображает Страшный Суд. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве.
Рубеж XV-XVI вв. Но в то же время, мрачная картина жизни с элементами карнавала очень похожа на театральную постановку и можно было быть оптимистом, если бы все это не было так похоже на настоящую жизнь. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Все немногочисленные события створки «Райский сад» могут показаться исполненными Босхом вполне «дежурно» и без специфических «изюминок», но они необходимы художнику в качестве предыстории. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Развеваются стяги германского императора и французского короля.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Это особенно видно по изображению преисподней. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка.
И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду 171осени Средневековья187, по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. По старой традиции считается, что св. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь.
Так впервые в документах возникает псевдоним «Босх». Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других.
А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Изображение Христа – подлинный центр картины. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
Такова страшная участь. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187.
В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Он как бы говорит ему: Не бойся.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. И это наводит на мысль, грешников ли изображает Босх или это протест против инквизиции, получающей все больший и больший размах. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой». Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Жизнь общества делилась на два лагеря: в первом – наука и античная философия, во втором – алхимия, астрология и магия. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
У него движение происходит слева направо. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции.
А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. А. А. Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа.
Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Центральная часть. Везде режут, давят, насилуют, убивают.
Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Правая внешняя створка «Несение креста». Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд». На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине. Творчество Музеи Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон О картинах К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Справа в шатре сидят любовники.
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира и пойдут в жизнь вечную, а грешники пойдут в огонь и муку вечную, уготованные Сатане и приспешникам его. А под ними начинается ад. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая).
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени.
Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги. По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана.
Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. У левого края створки мы видим трактир.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Лука — это автопортрет художника. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Лукой». Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально.
Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Все началось в раю. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Группа богоматери и св. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. в Египте. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства.
«Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год». Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Творчество Музеи Прадо, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский изящных музей искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон о картинах к сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Эта победа – главная тема правой створки триптиха.
В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Полагают, что он автор фрески 171Распятие187 в соборе Св.
Центральная часть триптиха изображает земной мир. Иоанна. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство.
Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны. На них изображены сцены Страстей Христовых. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь.
Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.
На них изображены сцены Страстей Христовых. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Справа в шатре сидят любовники.
Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия. Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20) В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов – по числу грехов, можно видеть жанровые сценки иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.
История ее создания любопытна. Луке и позировала ему. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8211 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Учился живописи будущий мастер Северного в Возрождения нидерландских городах Харлеме и Делфте. Сюжет не нуждается в пояснениях. Повествование разворачивается снизу вверх. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане.
Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Недостатки и теневые стороны жизни уже не искажают мира. Ножи, острые палки и мечи – символы мучений – наполняют картину земных страданий. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Большинство картин Босха не имеет датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение еще на самых ранних стадиях его формирования. Справа в шатре сидят любовники.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Казалось бы, полная идиллия.
Заказанный триптих внушительных размеров (274 на 335 см) не сохранился. Центральная часть. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Правая створка триптиха – рай.
Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба.
И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Некоторые исследователи предполагают, что венский «Страшный суд» – уменьшенная авторская копия того триптиха, который был сделан для Филиппа Красивого. Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника.
В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы. 171Железный шлем187 завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Согласно легенде, Мария явилась св. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Внешние створки триптиха 171Искушение Святого Антония187 выполнены в технике гризайли. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Внутренние створки картины образуют триптих. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Правый ставень триптиха Иеронима Босха 171Воз сена187. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
В 1480 году он возвращается в свой родной город. В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Картина называется 8220Искушение святого Антония 8220. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. корыстолюбия и зависти. Правая внешняя створка 171Несение креста187.
Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187. Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, 171выдающегося художника187 (pictor insignis).
Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская тиатра. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения.
Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла.
Это особенно видно по изображению Сюжет не нуждается в пояснениях. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «8230удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные8230» – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы.
В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов. Даже многие церковные деятели эпохи Возрождения, будучи покровителями искусства, сами заказывают картины на сюжеты языческой мифологии. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри».
Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд». Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины). Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Известно, что в 1504-м году герцог Бургундский Филипп I Красивый заказал алтарный триптих на тему Страшного суда художнику из города Хертогенбос – «Иерониму ван Акену, по прозвищу Босх». Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Рай Босха – только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. На крыше дома слева и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Еще более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство.
И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».
Иоанна, бесследно исчезли. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. в Европе окрашен апокалиптическими настроениями. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него воронье кружит над падалью в глубине изображения – разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь.
У Босха – иначе. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом. На среднем160— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Это особенно видно по изображению преисподней. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Ни одна из этих работ не сохранилась. Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. примерно в 80-ые годы Флорентийские власти поручили написать эту картину.
Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Завершается картина Рая мрачной бойней ангелов света и ангелов тьмы, разворачивающейся на небесах.
Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год». Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. которую Бог уготовил человечеству. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Они пьют вино.
которую Бог уготовил человечеству. Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней.
Она проходит через все его творчество. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.