Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины. Антония», «Семь смертных грехов» и «Сад земных наслаждений», самое крупное его творение не только по своим размерам, но и по художественному масштабу. Босх и реален и символичен.
Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Однако и сегодня Босх прославлен не только как прекрасный пейзажист и художник, умело и по-своему изображающий быт людей и их нравы. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Долгие годы непревзойденным босховедом слыл Кароль фон Тольнаи, более известный под французским именем Шарль де Тольнай: учившийся в Вене в золотой век психоанализа, он интерпретировал образы Босха в духе теорий Фрейда и Юнга – как психоаналитические символы, разумеется, с эротическим подтекстом. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин).
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. 1500, «Искушение св. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии».
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам, нидерландцы приемлют и поэтизируют «среднего человека» им мало дела до классической красоты. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Достоверные факты скупы. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
Вещи изображаются с любовью и выглядят утонченно-красивыми, даже одухотворенно-красивыми. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). И хотя голландская и испанская выставки почти идентичны, да и организованы совместно, каталоги их будут, скорее всего, отличаться: Музей Северного Брабанта, следуя последним данным проекта по изучению и сохранению наследия Босха, вычеркнул Семь смертных грехов из списка работ Босха, а хранящий картину Прадо настаивает на ее подлинности. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года.
600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Но когда Франческо дель Коса заполняет свое «Благовещение» нужными и ненужными предметами, он любуется ими, так сказать, чисто материально. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Неизвестна и дата его рождения.
Распущенность, царившая при дворе Римского Папы и в монастырях, стремление церковнослужителей к наживе, продажа индульгенций сделали Церковь объектом ожесточенной критики, особенно в странах Северной Европы. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. после грехопадения.
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Впрочем и некрасивые лица также красивы – не в обычном смысле правильности и пропорциональности черт, а тоже как драгоценные, тонко выработанные «предметы».
В дни поминовения мертвых по улицам ходят карнавальные процессии, где Смерть играя на флейте, ведет за собой людей всех сословий. У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев. Около 1480г.
Маленькая однозальная выставка – отличная возможность приобщиться к году Босха, если не удалось попасть в Хертогенбос или Мадрид, сэкономив силы для изучения прекрасной коллекции берлинской галереи. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Священное писание. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
Апокрифы. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Его техника называетсяалла прима. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи.
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Воображение – фантастическое. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи.
Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. В конце XV в. культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. 1478 года), стали художниками. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения.
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). В аванзале выставки «БОСХ. Это было последнее произведение Босха. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Там же и умер в 1516году. в Хертогенбосе (Брабант).
Его техника называется алла прима. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музееПрадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. У нидерландцев композиции менее замкнуты и менее тектоничны. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Чернокнижником и алхимиком. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Вот, собственно и всё.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Более или менее достоверно следующее. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. в Нидерландах сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Босх без колебаний избегает больших форматов. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. О нем не забудут барокко и романтизм из гентского Несения креста вырастет весь Джеймс Энсор.
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Какая-нибудь сценка на самом дальнем плане претендует на то, чтобы быть самостоятельной картиной, другая тоже: тут пасется стадо, там всадники, расседлав коней, отдыхают на крыльце дома, а вот путники переходят через мост, отражаясь в воде канала (это фрагменты «Поклонения трех королей» Геертгена тот Синт Янса – хороший пример картины, состоящей из многих картин). В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Лишь семь творений Босха подписаны.
Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Оно не чуждо, как мы помним и итальянским кватрочентистам, особенно в таких школах, как феррарская. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Ему почти все равно, какие предметы, – важно, что их можно написать осязательно.
В Хертогенбосе работал еще дед Босха, умерший в 1354 году: ему приписывают Распятие с Богоматерью и Святого Иоанна с донаторами в соборе святого Иоанна. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441).
Творчество Босха загадочно. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок.
Именитый мастер – так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. Победителем-учеником. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.
Первая из них по внешним признакам — жанровая. Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной». Босх вырос в семье потомственных художников. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Нидерландцы питают пристрастие к деталям.
Как-нибудь объяснить его затруднительно. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Ад изображен в правой части триптиха.
Карел ван Мандер, писавший свою Книгу о художниках спустя 90лет после смерти того, кого теперь называют не иначе как величайшим живописцем Нидерландов, не отличался дотошностью своего образца, Джорджо Вазари и ничего толком не выведал о Босхе. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны).
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Тут можно было бы произнести какую-нибудь банальность, дескать, главные исторические свидетельства о Босхе – его картины. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
слаб и грешен. Кисти Б. принадлежат несколько триптихов: «Воз сена» Ок. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Увлекающее пространство вторгается в композицию, размывает ее – и возникают картины внутри картины: одна, другая, третья.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Бог видит «. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой.
Жизнь его протекала внешне спокойно. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков.
Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512).
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Оплот моральных устоев средневекового общества — Церковь — стремительно теряла свой былой авторитет.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.
Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Триптих «Поклонение волхвов» (ок. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Ерун ван Акен родился около 1453г. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Общий смысл этих произведений трагичен: человечество греховно, вся его история — это путь в бездну. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Он напоминает гигантскую строительную площадку.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Слева ангел Господень изгоняет из Рая Адама и Еву и, несмотря на Христово искупление, прямой дороги в Ад с этого момента избежать невозможно. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа.
Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Там, вероятно и родился около 1450 года. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен.
Лишь семь творений Босха подписаны. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка) в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Меня зовут Лубберт Дас».
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Босх – был личностью весьма интересной.
В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». 1505, Берлин, Государственные музеи). Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Ни одна из этих работ не сохранилась. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. в боковом пределе) братства. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Но они интересуются ей по-разному и видят в ней разное. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М».
В живописи ему было интересно абсолютно другое. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Средневековую мистику и демонологию. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. вХертогенбосе (Брабант). Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии. Иоанна. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок.
Последнее упоминание о Босхе относится к 9 августа 1516 года, когда в капелле Богоматери собора Св. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Уже в XIII-XIV вв. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre.
Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Порой астрологические предсказания становились сенсациями.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Но и в самой Италии работали и высоко ценились нидерландские мастера. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Проект по исследованию и сохранению наследия Босха был запущен еще шесть лет назад – к настоящему моменту здесь каталогизированы все работы художника и учеников его мастерской, обнаружены две неизвестные работы Босха, подлинность еще двух, напротив, опровергнута, отреставрированы два почти рассыпавшихся триптиха – Мученичество святой Либераты и Святые отшельники. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. И наиболее сложным.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Ван Акены – потомственные художники. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. Пылали костры инквизиции.
В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
Картина называется «Искушение святого Антония «. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
И даже Игорь Фёдорович, да. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Спорна центральная часть. Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). День, месяц и год рождения Босха неизвестны. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. О нем вообще мало что известно. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Его техника называется алла прима.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. И правда, кем был Босх. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Есть в городском архиве документы о первом договоре с братством, заключенном Босхом в 1480-1481 годах.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Его полуобнаженное тело все в крови. Бестселлер эпохи Молот ведьм. Все. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Однако дон Фелипе де Гевара (исп.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25картин и 8рисунков. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Живопись Босха – пророческая. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Иоанна, бесследно исчезли.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.
Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Но главная причина всё-таки не в этом, а в различиях общей художественной концепции. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».
При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Темой Искушения св. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Особенно привлекали итальянцев новая масляная живопись и гравюра на дереве. Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе— это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Однако высокая культура, пытаясь ответить на эти вопросы, взирала на Босха чуть свысока, по доброй старой традиции предпочитая Брейгеля. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.