Возможно, это автопортрет мастера, который с улыбкой размышляет о богатстве и смерти. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала).
Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Важно отметить, что схожей была также и тематика триптиха. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе— это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Проект по исследованию и сохранению наследия Босха был запущен еще шесть лет назад – к настоящему моменту здесь каталогизированы все работы художника и учеников его мастерской, обнаружены две неизвестные работы Босха, подлинность еще двух, напротив, опровергнута, отреставрированы два почти рассыпавшихся триптиха – Мученичество святой Либераты и Святые отшельники. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Каковы истоки извращенных форм, странных и причудливых тел героев его произведений. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Обсудим темную сторону эстетики Босха, обратимся к инфернальному и топографии ада. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта. Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
12:1). Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Все изображения повествовали о грехах человека, о его настоящей сущности.
Мы будем исследовать знаменитого, загадочного, тайного Иеронима Босха. Босх, кто ты. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Там же и умер в 1516году. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA.
Об этом можно судить на основании узкого формата и резкой перспективы. Эти знания истали тем, что получили музеи взамен. Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений».
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Самого знаменитого Босха – Сад земных наслаждений – Национальный музей Прадо не дал, но зато отправил в Голландию Воз сена – триптих, купленный в 1570году испанским королем ФилиппомII.
Он продолжает тянуться к мешку с драгоценными и так горячо любимыми накоплениями. Бестселлер эпохи Молот ведьм. Справа в шатре сидят любовники. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Именно такой власти лишается человек на смертном одре. Что ожидает мытарей.
Датируемая 1490-1500 годами картина «Смерть и скупец», принадлежащая кисти зрелого Босха, является, по всей видимости, частью более крупного произведения. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Довольны ими, впрочем, остались невсе.
Чернокнижником и алхимиком. Ее он больше никогда не обретет. Св. Не исключено, что у Босха был замысел самостоятельного морализирующего произведения.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Как и в «Семи смертных грехах», здесь Босх запечатлевает кульминационный момент.
Но это не его деньги, это золото, которое умирающему протягивает сам бес. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
День, месяц и год рождения Босха неизвестны. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Победителем-учеником. То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать. Эту иллюстрацию в то время можно было встретить в книге «Искусство умирать», которая не единожды перепечатывалась и переиздавалась не только в Нидерландах, но и в соседней Германии.
«Корабль дураков», «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», «Смерть скупца», триптих «Воз сена», «Коробейник» и т. д., – в каждом произведении Босха очевидно специфическое присутствие зла искушения, порока. Наего родине, вХертогенбосе, где онипрожил все примерно 65лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка нанебеса ивад» вместной системе каналов, сделали проекцию его картин нацентральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей ипосвятили Босху здешний знаменитый карнавал. Вот, собственно и всё. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга – с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». То, что Питер Брейгель Старший (ок.
И даже Игорь Фёдорович, да. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Св. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений.
Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
О нем вообще мало что известно. Нозато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена» изБрюгге привезли другой «Страшный суд», аизвенецианского палаццо Гримани— полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные ипроклятые»).
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XVв. Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой— это «Корабль дураков» изЛувра, анижняя— «Обжорство и вожделение» изгалереи Йельского университета. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— абсолютно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка. Иврезультате спесивые испанцы недали первую ивторую картины навыставку вГолландию. Ишанс увидеть ихвоссоединение абсолютно уникален.
Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Босх, проживший всю свою жизнь вСеверном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, акмоменту смерти стал уже Нидерландами), вгороде Хертогенбосе, происходивший изнемецкой семьи ван Акен ивзявший себе псевдоним вчесть родного города, был обычным бюргером. Видения гения»— привезли 20изсохранившихся 25его живописных досок.
Действие происходит постепенно, снизу вверх. Об этом можно судить на основании узкого формата и резкой перспективы. С присущим ему пессимизмом относительно слабости человеческой натуры, Босх едва ли оставляет надежду на победу добра над злом. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской». Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.
Они пьют вино. Его адиприлегающие области населены фантастическими тварями, монстрами, гибридами людей иживотных (реальных ивымышленных), растений исамых разнообразных предметов. На длинной, вытянутой по вертикали картине изображена притча об алчности.
Босх обращается к композициям с небольшим числом персонажей, представленных в виде поясных фигур, что открывало перед ним возможность сосредоточиться на психологической характеристике действующих лиц. Каковы истоки темного начала в мироздании с точки зрения Босха и Средневековой культуры. Крупноформатные произведения Иеронима Босха часто демонстрирует тело – тело в аду и раю – плоть или душу.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. То, как онвидел ад, — это было чем-то абсолютно экстраординарным.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Инаэту выставку— «Босх. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда. Удерживаясь отжелания еще раз употребить слова «уникальный» и«феноменальный», язакончу одним чисто эмоциональным впечатлением. Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего.
Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций. Инебудут следующие минимум сто лет, атоивообще больше никогда невстретятся. Откуда взялись Средневековые монстры и мутанты. Иероним Босх— художник, вновь открытый ХХвеком. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ.
Работал и на оккупационные власти: среди заказчиков были испанский король ФилиппI Красивый и наместница Нидерландов Маргарита Австрийская. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Более или менее достоверно следующее.
Как иеще множество других досок совсего света— «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть искупец» изВашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн наПатмосе» изБерлина, «Святой Иоанн Креститель» измадридского музея Ласаро Гальдиано и«Святой Христофор» изРоттердама. Достоверные факты скупы. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Хотя широта интерпретаций его творчества необъятна (от алхимических до психоаналитических концепций), на лекции мы окунемся в мир визионера-художника и культуру Средневековья, обратимся к анализу идей, окружавших Босха и разделяемых им, попробуем разгадать те загадки, которые его современники прочитывали в знаменитых ныне триптихах.
И, конечно, Венская академия недала другой знаменитый босховский триптих— «Страшный суд», главную иединственную жемчужину своей коллекции. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Когда-то это была створка, видимо, триптиха, потом еераспилили истех пор две еечасти никогда небыли вместе. Он уже радостно выглядывает из-под пола.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Ималенький бонус вследующем зале— гравюра Дюрера «Святой Иероним впустыне». Интересно, что в самом сундуке умирающего, где лежат его деньги, уже толпятся бесы.
Крылатый карлик на первом плане у барьера – своеобразная подпись Босха. Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит.
Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. И правда, кем был Босх.
Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Апокрифы. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Все. Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан.
Мы будем исследовать Босха и поговорим о концепции зла в его произведениях, о происхождении греха, пронизывающего человеческое существо и его повседневность. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». А какими могут быть его проблемы. Игра, название которой отсылает к Семи смертным грехам, начинается в Национальном музее Лиссабона: главный герой по прозвищу Худи видит во время школьной экскурсии триптих Искушение святого Антония, знакомится со странным человеком, подозрительно много знающим о творчестве Босха и исчезает – дальнейший сюжет зависит от действий игрока.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Апокалиптическое мироощущение художника конца средневековой эпохи было прочувствовано современником кризисов, войн и революций ХХ века. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Меня зовут Лубберт Дас». В руке у богача – четки, на поясе висит ключ от сундука. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Средневековую мистику и демонологию. Священное писание.
Триптих Искушение Святого Антония изображает полеты рыб, хромых полулюдей-полуживотных, синтезы человека-растения, отрезанные конечности, странных существ, на триптихе «Сад земных наслаждений» мы видим эротическую чувственность, неприкрытую наготу, буйство естества.
Нуиопять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха изчастного собрания— «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой вмире сцены ваду из«Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.