Творчество П. Брейгеля-старшего («Слепые», «Охотники на снегу», «Падение Икара»), А. Дюрера («Меланхолия», «Автопортрет»), И. Босха («Воз сена», «Корабль дураков», «Сад наслаждений»), Ян Ван Эйка («Семейство Арнольфини», «Мадонна канцлера Роллена»). Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси.
Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора.
«Извлечение камня глупости»). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Среди известных работ Босха "Несение креста" 1516 г. "Увенчание терновым венцом", 1508-1509 гг. Красный цвет представляет страсть. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Размышления о смысле бытия человека и человечества воплотились в картинах-притчах («Вавилонская башня», ок. Иероним Босх не относился к библейскому тексту как к метафоре. Плоды вишни, лютня и винный кувшин – распутство и потеря самообладания от алкоголя. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. О нем вообще мало что известно. Последний период творчества художника характеризуется отходом от изображения мистики и фантастики. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. И даже Игорь Фёдорович, да. вХертогенбосе (Брабант). В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта.
Далеко не всякая дубовая доска шла в дело. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Это был бы другой Босх, а может никакого Босха и не было бы». В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин).
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Причем они изображали немифических созданий, ареальные греческие или римские корабли сносом вформе лебедя или другой птицы. Очевидно их было крайне мало. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
Врубель и Чюрленис – ярчайшие онейроидные художники. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Это триптихи, фрагменты триптихов, отдельные картины и рисунки. Иоанна.
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Они еще не знают, что случилось впереди. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Психиатры называют это состояние онейроидом. Скорее всего – нет. Тут умирают с голоду, распластавшись между двумя хлебами, не зная, какой выбрать. Может быть, подобные эмоции когда-нибудь и посещали художника, но в картинах это не прослеживается. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян.
Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой).
Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Персонажи корабля Босха – представители различных слоев общества.
По существу, Брейгель берет реальный факт. Пылали костры инквизиции. Провал справа выступает как контрапункт возвышенности. Картина «Слепые» была написана в 1568 году. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости.
Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Это Питеру запомнилось с детства.
Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Это выражение доверия к Богу очень трудно связать с подарком к сватовству. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники.
Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Один человек ждет момента, когда можно будет бросить монету в тигель, чтобы по поверью «малое золото притянуло к себе большое». Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. В циклах картин на темы крестьянской жизни («Крестьянская свадьба», 1568 «Крестьянский танец», варианты 1566 и 1568 гг. ) крестьяне предстают детьми природы, сильными своей стихийной мощью, связью с землёй. Источником обновления художественной системы в Северной Европе было уже упоминавшееся движение Новое благочестие, которое привело в начале XVI века к Реформации.
Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. В «Несении креста» (1564), «Поклонении волхвов» (1567), «Обращении Савла» (1560-е гг. ) главные герои с трудом различимы среди толп людей. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. И, по идее, должна не ведать стыда. Не знаю, как насчет остального, а вот оригинальности у Босха с избытком.
В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Наследие Иеронимуса Босха Ван Акена, нидерландского художника рубежа XV-XVI веков — уникальное явление в истории европейского и мирового искусства. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. В гримасах людей отображены все пороки человечества – лживость, лицемерие, похоть, жадность, коварство, злоба, жестокость. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Антония" благочестивый отшельник Св.
Для него она – источник красоты и познания. Все это как будто списано с картин Босха. Ужас. 1566 г. ). Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков.
Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Суровые будни Нидерландов под игом испанцев воплотились в картинах, где в образах библейских персонажей представлены жестокие завоеватели и беззащитные деревенские жители («Избиение младенцев», ок. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Письмо подробно и детализировано. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.
Синеголовик также называют в народе в Германии «мужской верностью» (нем. В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. В самой известной работе «Охотники на снегу» усталые крестьяне с охотничьими собаками спускаются с холма к родной деревне. Последнее упоминание о Босхе относится к 9 августа 1516 года, когда в капелле Богоматери собора Св. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней.
Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Притча о слепых». Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Порой астрологические предсказания становились сенсациями. 1478 года), стали художниками.
Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Критики сходятся во мнении, что старые итальянские мастера оказали большое влияние на творчество молодого художника.
Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.
«Мир зрелого Босха – это мир уродливых людей и невообразимых чудищ, творящих непотребства на фоне разрухи и пожарищ». В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха» и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Он отклоняется назад, чтобы уравновесить тяжесть. Но лишь во второй половине XXвека он превратится в поп-идола наравне с Леонардо, Ван Гогом и Сальвадором Дали.
Например, персонажи картины едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Не был веселым Бросх. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Там же и умер в 1516году. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Встреча с Альпами превратилась в одно из самых сильных впечатлений художника.
Его техника называетсяалла прима. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере.
Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Босх не указывает конкретно на грешника. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Люди уподобляются животным, животные – людям. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Следующий за ним слепой, падает на него. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. «Автопортрет» — картина немецкого художника Альбрехта Дюрера. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях.
Все здесь сплошь заполонено людьми. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Одни психиатры начисто отрицают наличие патологии (относя все к творческому своеобразию), другие говорят о наличии шизофрении.
Тожественный звон колоколов висел над городом. Принадлежал к семье потомственных живописцев ван Акен – фамилия говорит о том, что семья была немецкая, происходила из города Ахена. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых». Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон».
Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок.
В картине «Сладострастие» страсть предстает только как порок, в самой отталкивающей своей форме. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. И мне нравится, когда извращенцы и психи выдвигаются, но мне нужно, чтобы вообще перестали на таких коситься и тем более в лицо обзывать всякими словами, вот один владелец службы телефонного секса сказал как-то Нет извращенцев – есть люди с тонкой душевной организацией – пусть эти слова напишут золотыми буквами на мраморном фронтоне какого-нибудь большого и красивого здания в самом центре города.
д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Так же точно нужно схватить позу человека, несущего перед собой большую корзину. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Питер Кук совершал далекие путешествия имел высокие знакомства, содержал патрицианский дом. Все корпорации, цеха и гильдии приняли участие в торжествах. Остальная публика потешается, срезает у дурня кошелек, неприлично ласкается, в общем, всё как у людей.
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Для Питера Брейгеля дорога к цели оказалась важнее, чем сама цель. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Вот, собственно и всё. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Психиатры говорят даже о развитии манихейского бреда (борьба злых и добрых сил вокруг самого больного), который очень хорошо запоминается и может быть воспроизведен в виде картин. Победителем-учеником.
После вступления в гильдию живописцев Питер Брейгель начал собираться в Италию. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19). Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Психиатры считают, что П. Антокольский погорячился. Ему предстояло совершить свой путь не так, как его совершает знаменитый маэстро, а, скорее, так, как испокон веку путешествуют по дорогам Европы странствующие подмастерья. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца.
И все они, как в «Вие» Гоголя истязают людей самыми невообразимыми способами. Иероним, создавая латинский перевод Библии, заменил слово «источник» на «фонтан».
Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. С сочинениями этого автора Босх, несомненно, был знаком — Братство Общей Жизни располагало богатой библиотекой, где хранились также труды Фомы Аквинского, Святого Амвросия, Блаженного Августина.
Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Его удостоили звания дворцового живописца Карла У и он весьма гордился этим.
Лица людей свирепые. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам.
Впрочем, невсе сэтим согласны. Сюжет последней основан на притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам: «Если слепой ведёт слепого, не упадут ли оба в яму. » Образ шести калек, вслепую бредущих по жизни за столь же незрячим поводырём, жутко реален, как кошмарный сон.
Воин без штанов, зато в панцире, пытается головой прошибить кирпичную стену. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Тема расплаты за грехи, столь частая в работах Босха – как нельзя лучше пришлась ко двору в этих странах (Испания – подлинный центр европейской инквизиции). Босх жил на рубеже 15-16 веков. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Пылающая преисподняя на заднем плане намекает на судьбу, которая ожидает тех, кто поддается греху.
Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. В двух частях триптиха «Сад земных наслаждений» в середине мы видим фонтан. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Чертополох на картине – цветок и символ страдания одновременно. Мастерство Босха было оценено современниками, от отсутствия заказов он не бедствовал. Может показаться, что Брейгель предает ее анафеме, как то делала церковь.
Тем не менее, надпись на картине противоречит этому предположению: «My sach die gat / Als es oben schtat». В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом (синеголовиком) в правой руке, воспринимавшимся как символ наСтрастей Христовых. Апокрифы. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Кажется, ещё мгновение – и земля уйдёт из-под их ног. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники.
Босх умер в Хертогенбосе. Босх не знал, как выглядит последний, вот таким образом включил свое воображение. Достоверные факты скупы. Даже речка не подёрнулась всплеском от упавшего в её воды поводыря.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Голландский прозаик Феликс Тиммерманс в своем беллетристическом романе «Питер Брейгель» сочинил ему весьма бурное, даже трагическое детство сироты, попадающего то работником к немилосердно-жестокому богатею, то в шайку нищих.
Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Сохранилось пять произведений: «Охотники на снегу», «Хмурое утро», «Жатва», «Возвращение стада», «Сенокос». Они заняты деятельностью напряженной, лихорадочной и бессмысленной. 1563 г. «Две обезьяны», 1562 «Ловушка для птиц», 1565 «Слепые», 1568). Все заняты подобными или еще более невероятными, никчемными делами.
Второй этап— медленное нагревание ипревращение ингредиентов вединую массу— уподоблялся прыжкам, кувыркам изабавам детей, родившихся валхимическом браке. хуления».
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Но тем более чист – безлюден и чист – пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Коричневый цвет символизирует ум. Яркой охрой светится глина у обрыва. Кажется странным, что на центральной картине столь важного триптиха на видном месте изображен воз сена, однако достаточно вспомнить, что, с одной стороны, это символ доброты Божьей, с другой – не представляя большой ценности сам по себе, воз сена также подчеркивает тщету стяжательства. Террор и беззаконие царили в стране.
Вот и Босх населял свои картины такими животными. Иеронимус (Хиеронимус) Антонис Ван Акен (Эйкен) (1450/60-1516) – таково подлинное имя этого человека. Бестселлер эпохи Молот ведьм. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Композиция картины выстроена по диагонали. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Говорят, что Босх оставил свой портрет на картине «Поклонение волхвов». Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Возьмем один случай. По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей.
Это и понятно: слепые ведут слепых. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. И, конечно же, успех этой темы был одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. Автор спрашивает: Куда плывет такой корабль. Дело в том, что Св.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Погоню за удовольствиями, тщеславие и суету он изображает как безумный, «перевёрнутый» мир людской глупости и слепоты («Игры детей», 1560 «Нидерландские пословицы», 1559). А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Ее патроном, чье имя она носила, считался святой Лука.
Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. «Взгляд Питера Брейгеля на людей до черствости объективен.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Для него это была истина в последней инстанции. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Ад Босха – это фантасмагоричные персонажи, (напомню, что фантасмагория – причудливая картина, рисующаяся человеку в его болезненно-расстроенном воображении. ), чаще отвратительные: головоногие монстры в шляпах и сапогах, рыбы с ногами, пожирающие деревья, какието ужасные утконосы. Позже эта славная женщина подарила художнику сыновей, ставших тоже художниками.
Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха. Телегу тянут черти, а позади с пышной свитой едут сильные мира сего: император (возможно Максимилиан I) и папа римский, как доказано, Александр VI, пресловутый Р. Борджиа. Притча носит не прямой характер, а скорее – аллегорический. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве – символы зла и ереси. Психоаналитиков в то время не было, дневников Босх после себя не оставил, свидетельства 16-17 веков о его творчестве немногочисленны. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Другая важная особенность картин Босха – отсутствие «воздуха».
Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Подробнее: Цвета картины имеют скрытый смысл. Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом».
Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Есть мнение, что подобную чертовщину, несуществующих животных, картины ада мог создать только параноидальный ум.
В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Идею и композицию подчеркивает колорит картины.
Вот некая, напоминающая удода, с удочкой и на коньках. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). С симпатией он изображал только Иисуса Христа и Богоматерь, да еще святых. В родном городе Босха – (Хертогенбосе) открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника).
Босх вырос в семье потомственных художников. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Доска под картину может быть изготовлена только из дерева, срубленного зимой. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.
День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Босх— воистину великий комбинатор. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые— они были ослеплены насильственно. Судорожны и неуверенны их жесты.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. На картине Слепые» движется цепь нищих слепцов.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Человечна природа, а не люди. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами.
Тут чинят кровлю блинами, стригут свиней и выносят свет в корзинах. Ночто. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба. Иероним Босх – псевдоним.
Всё человечество плывёт через море времени на одном общем "корабле". Босх – был личностью весьма интересной. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. Рядом, у входа в трактир, горит костёр и люди греются у огня. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Говорят, что он мог и обойтись без этого путешествия. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других».
По Йохану Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологического состояния европейца XV века, связанного с зарождением новой маньеристической эстетики. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Это саранча.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых». «Притча о слепых» – картина имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей.
Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику. Столы на открытом воздухе были заставлены угощением, вино и пиво наливали прямо из бочек. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Это высмеивание и осуждение человеческих пороков, представителей церкви и религии в общем. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
Все. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Если это абстракция – то болезненная, если плод мышления – то парадоксального. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. По преданию, он первым написал портрет мадонны с младенцем.
Разглядывать напечатанную по нему гравюру мучительно. Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. Профессиональные секреты начинались с выбора доски для будущей картины.
Заметим, что главные произведения художника, осуждающие глупость, появились задолго до трактата изданного в 1511 году. На картине нидерландские пословицы стали изображениями. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Оно символизирует одну изфаз алхимического процесса, когда приповышенной температуре происходит соединение элементов спротивоположными свойствами.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Чернокнижником и алхимиком. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. То появляются «гибриды» животных и деревьев, какие то огромные уши, проткнутые стрелой, кувшин на лошадиных ногах и горлышком в виде ануса» Веселенькая» компания. Психиатр С. Ш. Недува пишет о частоте онейроидных переживаний у представителей разных искусств: Микеланджело, В. Гаршина, М. Врубеля, Ф. Кафки, М. Чюрлёниса. На природу и человека Брейгель смотрит глазами мудрого философа истинно великими в его полотнах предстают труд на земле, жизнь в согласии с законами природы.
Человек у него ужасен и ничтожен одновременно. Больные называют это сном наяву. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей.
Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Там, вероятно и родился около 1450 года. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Композиция картины подчеркивает эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Я в психах и извращенцах куда как больше вашего понимаю. У него есть картины, где недалеко под виселицы бегают и играют дети.
На картине Питера Брейгеля «Слепые» средь белого дня слепой поводырь сбился с пути и рухнул в реку. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Меня зовут Лубберт Дас». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Пытаясь восстановить замысел художника, некоторые историки искусства считают, что картин было четыре и они изображали времена года, а «Сенокос» написан иным мастером.
Скелеты убивают живых и выкидывают из гробов мертвых. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных.
Здесь нет ничего от естественной чувственной любви, воспетой искусством Возрождения. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Точно этого никто не знает. Маленькая однозальная выставка – отличная возможность приобщиться к году Босха, если не удалось попасть в Хертогенбос или Мадрид, сэкономив силы для изучения прекрасной коллекции берлинской галереи. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Анонимные гравюры Брейгеля появлялись довольно часто. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. Они кричат, буянят, рискуя перевернуть корабль. В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки.
Забавный человеческий муравейник становится зловещим. Оставлять на них имя автора и издателя было очень опасно. Кошмар. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Действия персонажей бессмысленны, но сами движения переданы абсолютно точно.
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Картины Брейгеля были высоко оценены современниками. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя.
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Покровителями художника и заказчиками его произведений были фактический правитель Нидерландов кардинал А. П. да Гранвела, купец и коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский учёный-гуманист Абрахам Ортелиус. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Лишь 7 творений Босха подписаны. Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса, библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II, написал морализаторский комментарий к произведению.
В «Несении креста» фигура падающего под тяжестью ноши Иисуса, затерянная в глумящейся над ним толпе, является для художника подлинным центром и смыслом человеческой истории. Линии холмов и равнин плавно перетекают из одной картины цикла в другую. Это вполне традиционно и понятно. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Подлинного Босха будут окружать копии его картин художников XVI и XVIIвеков, в частности кисти Лукаса Кранаха Старшего, а также подготовительные рисунки художника из берлинского собрания.
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Он гадок и отвратителен. Группа слепых, которые держатся один за другого идут вперёд, ведомые своей ничем необоснованной уверенностью. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Город пел и пил, ел до отвала и хохотал до упаду.
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Как бы то ни было, а чем то Босх привлекал, привлекает и будет привлекать.
Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Всеобщей босхомании немногим более полувека, хотя назвать его забытым художником никак нельзя. Зрелище бескрайнего мира, открывшееся ему, жителю низинных земель, с горных вершин, отныне присутствует почти во всех картинах.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. В кабинете алхимика господствует хаос и кипит лихорадочная деятельность. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.
И правда, кем был Босх. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Напряжение нарастает вместе с цветом. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет.
Здесь запечатлено великое разнообразие движений, без которых эта картина не состоялась бы. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Лилия Хлебникова, вы меня ещё учить начните. Надо сказать, в различные времена взгляд людей на природу не был одинаков.
Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин.
В работе «Правосудие» изображены пытки огнем и водой, колесование, дыба. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. "Блудный сын", 1503 г. "Семь смертных грехов и четыре последние вещи", 1475-1480 гг. О значении синеголовика гадали много. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Это было последнее произведение Босха.
Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Это предтечи.
Дирк Бакс, один изсамых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся какбуквальная иллюстрация кфламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов— его первым зрителям она, вероятно, была ясна, аотнас чаще всего ускользает. К тому времени, как Брейгель оказался в Антверпене, слава Питера Кука сияла в зените. Зритель видит не замкнутый уголок пейзажа, а широкую панораму планеты («Падение Икара», 1555—58). Иллюстрация на тему таланта и «бионегативности».
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Фигуры напоминают гротескные маски: плоские, грубые и уродливые. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Мир спокоен и вечен. Ни единого просвета нет между облаками.
Глядя на полотна Босха, можно было бы предположить, что жизнь его была наполнена горестями и трагедиями. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Туда же с неотвратимой неизбежностью движется и цепочка ведомых им нищих слепцов. В Антверпене устроили праздник. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков.
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Вот таким образом, вполне возможно, что "корабль" – это и есть сама "церковь".
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Мы едим, пьём, обманываем играем в глупые игры. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Ерун ван Акен родился около 1453г. Иоанна, бесследно исчезли.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Есть в городском архиве документы о первом договоре с братством, заключенном Босхом в 1480-1481 годах. В работе "Воз сена" (центральная часть) обыкновенный воз сена на фоне фантастического пейзажа торжественно и неумолимо движется к конечной цели – Аду.
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Рисунок Брейгеля «Алхимик» исполнен сарказма и иронии. и др. Вероятно, Дюрер создал этот автопортрет, как и другие, для себя. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I».
Положительные образы его картин – это Христос, Богоматерь, Мария Магдалина искушаемые дьяволом святые: Иоанн Креститель, Иероним, Антоний, Христофор. Средневековую мистику и демонологию. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Но, однако, отнюдь нет. Вспомним, что эти сюжеты были использованы позднее в гениальных картинах Брейгеля Старшего. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Но об этой картине мастера точно нужно рассказать подробнее. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Для Брейгеля она полна символов.
Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. О диагнозе его, естественно, можно говорить лишь предположительно.
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Я сам извращенец и псих. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку надругой, даимы ничего незнаем оприсутствии адамитов вХертонгебосе. Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней.
Для Йонгелинка был создан в 1565 г. знаменитый цикл «Времена года» (или «Месяцы»). Работы его широко не выставлялись, да и были они «на любителя». И все же лучше судить о Босхе по его работам. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Корабль дураков", 1490-1500 гг. ) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Однако высокая культура, пытаясь ответить на эти вопросы, взирала на Босха чуть свысока, по доброй старой традиции предпочитая Брейгеля.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Нужно отметить, что "кораблем" в средневековье называли место в церкви, где сидели прихожане.
Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Крестьянин разбрасывает розы перед свиньями. Антония". Священное писание. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. В пути он оставался наедине с природой. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. В «Семи смертных грехах» людей окружают фантасмагорические животные, чудовища, химеры, вурдалаки, упыри – здесь явно чувствуется влияние Босха. В алтаре "Искушение Св. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Время грозило ужасами близкого Апокалипсиса – искусство отображало эти ужасы. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Третий этап— очищение смеси огнем— валхимических трактатах символически представлялся какказнь или муки ада. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Никто из великих художников, близких по времени творчества (Дюрер, Микеланджело, Рафаэль) и близко не стоял к Босху по мрачному, мизантропическому восприятию человека.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568 Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis).
Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. А последователь тоже велик – Питер Брейгель Старший. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Гильдия живописцев, как водится, воздвигла на улицах триумфальные арки.
В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. А вообще-то Босха воспринимали по-разному, кто чудаком и оригиналом, кто еретиком, кто скрытым антиподом тогдашней католической церкви.
Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям. Но однажды наступит день, когда он ощутит неестественность привычного, неестественность того, что виселица стала привычной. Подробнее: Центральная тема "Корабля дураков" проходит через все творчество художника. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого.
Более или менее достоверно следующее. Их лица нечеловечески уродливы и доподлинно реальны. Нет.
Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Впоследствии купец был вынужден продать картины и часть из них исчезла.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Мы все подвержены тем же порокам, что и "дураки" на картине. Вот вам и объяснение. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. На два века о Босхе забыли. рядом). Изобилие гигантских плодов, которые хватают руками, поедают и которыми восхищаются люди, символизирует распутство и прелюбодеяние.
Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
На всех площадях давали праздничные представления. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. Впоследствии он получал множество заказов: в 1493-1494 годах Босх создал эскизы витражей часовни, в 1511-1512 — распятия, а 1512-1513 — паникадила. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла.
Ни одна из этих работ не сохранилась. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». «Это не случайность, – подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха».
Поскольку это изображение, по сути, является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).