Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Интересы Босха лежат целиком в современной ему народной жизни. Очень интересно наблюдать с далека за триптихом «Сад земных наслаждений», видно как плавно изменяется цветовая гамма всей картины слева на право, от светлого к мрачному. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60-1516), великий нидерландский художник.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Представление, хотя и гипотетическое, о Босхе как о человеке нового типа, универсально образованном и обладающем всеми знаниями своей эпохи, поможет подойти к центральной проблеме его творчества – к проблеме его своеобразного художественного языка и, следовательно, к дешифровке сложного, «многослойного», часто загадочного содержания его произведений. Меня зовут Лубберт Дас». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Животные начинают пожирать друг друга, в фонтане жизни поселяется сова. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. К числу их относится самый знаменитый складень «Сад земных наслаждений», поздняя работа, в которой художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Только природа остается чистой, бесконечной. Если посмотреть на картину «Искушение святого Антония», на заднем плане можно разглядеть вполне современные здания. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной сильной, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Таково, например, фантастическое существо в левой створке «Искушения Св.
Впоследствии, уже после смерти художника, персонажи его алтаря с «Искушением Св.
Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Блотте-Эббес (1964г. ) верно указала, что Босх изображал разные виды сов, например малую совку («Воз Сена»), ушастую и желтую сову («Сад земных наслаждений»). Города жили тогда карнавальной жизнью до трех месяцев году. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. вХертогенбосе (Брабант). В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин).
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Изобразительная народная культура имело широкое распространение всего средневековья. Частые обращения к темам Страшного суда и адских мук указывают на неизбежность для большей части человечества вечного осуждения. Здесь царят благолепие и процветание и если кто-то кого-то ест, то исключительно ради укрепления национальной идеи, восстановления исторической справедливости и тому подобных богоугодных задач. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Кроме «Страшных судов», посвященных возмездию за грехи, Босх создал ряд произведений на тему искушения святых.
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. В том, что сегодня генетика отрастила гигантскую кукурузину и меряется с другими науками за статус главнейшей, Босх явно видит приметы завтрашнего апокалипсиса. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Его «ювелирная» работа поражает, на столь большом холсте – столь маленькие детали.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Вообще, «Сад земных наслаждений» – это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Босх строит его целое по законам оптического видения. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
В «страстях» пристальному рассмотрению подвергается духовная природа человека, внутренние мотивировки его социального поведения, то есть то, что в последствии получит определение психологии личности. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Босх как бы приближает к нам эти персонажи, позволяя рассмотреть черты порока на их лицах. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшие в ту эпоху. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. «Был ли он страдающий еретик исповедующий в своём искусстве неверие или религиозный человек с ироническим складом ума, цинически издевающийся над человеческой природой или мистик с несокрушимой верой» Ренессансный гуманист, реставратор прошлого или продавец будущего или просто одинокий чудак, свихнувшийся от чтения апокалипсической литературы, в роде безумного рыцаря из Ламанчи. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Целиком сохранился лишь один «Страшный Суд», наиболее мрачное произведение художника.
Современные историки могут с уверенностью утверждать, что у Босха было всего сорок произведений, при этом их истинное содержание в большинстве своем остается настоящей загадкой для знатоков искусства, так как прямых источников, которые могли бы прояснить данные моменты, не существует. Это особый поэтический мир сказок, легенд, пословиц, поговорок и выражений. Следы этих психозов легли печатью на босховское мироощущение.
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Представления Босха о мире потустороннем, занимающем такое место в его работах, основывались на обширном знании богословской литературы: теологических трактатов, житий святых, мистических откровений из которых он черпал мотивы для многих произведений. Антония «Золотую легенду» Иакова Ворагинского книги мистиков «Ведение Тундала (голландское издательство «Хертогенбос» 1484г. ) «Молот ведьм» Генриха Кремера и Якоба Спренгера. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музееПрадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце.
Пока «на сцене» показывают фокусы с кредитами, санкциями и прочими гипнотическими реструктуризациями, кто-нибудь у кого-нибудь что-нибудь отжимает: самое интересное всегда происходит за кулисами. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Из обширного евангельского цикла «Страстей господних» Босх выбирает наиболее трагические и жестокие эпизоды. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено – товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Прежде всего, меня заинтересовала его манера письма. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. В аванзале выставки «БОСХ. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. 1500, «Искушение св.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Ни одна земная культура, находящаяся на архаическом этапе своей истории, не могла создать ничего подобного, так как не могла увидеть саму себя с высоты «чужого» сознания и «чужой» духовности.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. – так писал о ней Р. Б. Климов.
Мастер скончался в Хертогенбосе в 1516 году. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Отсюда другое название – «адамиты». Без учета этого обстоятельства невозможно не только расшифровать некоторые загадочные элементы образного языка Босха, но и понять многие не менее необычные особенности его художественной системы: принципы композиции, пространственного построения его картин и, в конечном итоге, ту «модель мира», которую он воссоздал в своем искусстве.
В ту жизнь были втянуты и религиозные общины. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Сопутствуемый стражей Христос предстает перед Пилатом. Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
Он проходит разные стадии искушения. Так, одной из целей деятельности «Братство Богоматери» в Хертогенбосе, к которому принадлежал Босх, было устройство таких представлений, нравоучительных зрелищ, пантомим, среди которых – особым успехом пользовалось представление искушений Св. И в этом качестве он достигает высочайшей виртуозности.
С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связи как с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанный великими мастерами фламандской школы Роббером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, так – и в особенности – с более «отсталой» Голландией известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярко выраженной экспрессивности четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» и утрехтской традицией миниатюры. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
В этой же капелле в соборе Св. Иоанна 9 августа 1516г. Катала дурачит простака посредством старого как мир трюка с «наперстками». Самая значительная из этих картин – триптих «Искушение Св. Правда, «интонация» этих превращений у Босха меняется, что говорит о радикальных переменах в духовной атмосфере эпохи.
Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Судьбы людей управляются движением небесных тел, планеты подчиняют себе один из четырех природных элементов (или стихий), а те оказывают влияние на один из четырех человеческих темпераментов. Лишь семь творений Босха подписаны. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Во мраке полыхают далекие пожарища. Картины «Искушение св. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит и на ересь).
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, черную магию. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. А сзади него жизнь, покидаемая им. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, довались разнообразные заказы – от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскерк или даже модели канделябра. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.
Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Пословицы, поговорки и народные выражения определяют замыслы некоторых его больших работ, они служат литературными аналогами к их содержанию присутствуя в многочисленных изобразительных мотивах и деталях, они связывают это содержание с широкой сферой народных представлений.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Однако масштаб фигур здесь укрупняется. В самом деле, рынок недвижимости казался таким устойчивым. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Если это и бессознательное (основное условие материала в сюрреалистической поэтике), то, скорее, некая предвосхищающая визуализация юнгианского «коллективного бессознательного», в отличие от окончательно отчужденного от родового единства «индивидуального» бессознательного XX века, как, скажем, у Дали. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба.
Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. «Страшный Суд» можно как-то понять истолковать и объяснить, в некоторых же своих работах Босх задает почти неразрешимые загадки. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии.
Исследовательница полагает, что каждый вид совы имел свое символическое толкование. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Художественный язык Босха во многом определяется характерным для эпохи Ренессанса интересом к реальной действительности. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Любопытно, что ни один художник не воспринимался столь различно.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Художник предельно индивидуализирует образы мучителей Христа. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Его техника называется алла прима.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
По мнению Френгера (современный исследователь), Босх был членом «Братства Свободного духа» – еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Смысл многих символов сейчас утрачен и восстановить шаг за шагом первоначальное содержание таких «криптограмм» часто не представляет возможным. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Варвары, пришедшие издалека и довершившие физическое умирание античного мира, восприняв от него христианство, сами себя распяли на «кресте» своих юных жизненных сил и чужой древней мудрости. Так, в «Операции глупости» или в «Фокуснике» те же предметы из которых складывается их сюжетная канва, они переводят содержание этих работ в другой план – первая становится аллегорией планеты Меркурий, вторая – аллегорией луны.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Символы заимствованы из народных сказок, мистической литературы и алхимии. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25картин и 8рисунков. 7 Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). А жадность приводит к раздорам, обману, насилию и даже убийству. Это единство закономерно и естественно.
Смысл этого рисунка станет ясным, если учесть, что голландское выражение «бить оп ягодицам» каждый простолюдин того времени понимал как транжирство ради чревоугодия, что улей был для него символом обжорства, а порхающие птички – улетающих в силу этих причин денег. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Братство, посвященное культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Его техника называетсяалла прима.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя.
Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В картине много символов греха, особенно греха плотского: различные плоды, рыбы, ягоды и цветы.
он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Мир Босха – космос буйного жизненного круговращения. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Бахтин, посвятивший этой традиции телесной избыточности, названной им «карнавальной», свой знаменитый труд, сконцентрировал свое внимание на проявлении ее в творчестве Рабле, т. е. там, где эта телесность вспыхивает «карнавальным» смехом, забывая о трагической устремленности к Первозданному свету. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). В одном и том же изображении могут содержаться различные, порой взаимоисключающие смыслы. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырёх главных городов герцогства Брабант.
Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Антония, оформленное, очевидно, не без участия Босха. Это было последнее произведение Босха. В этом отношении он так же идет дальше своих предшественников. Имеется в виду прежде всего оформление праздничных зрелищ, театральных представлений и народных карнавалов – росписи балаганов, нравоучительные гравюры, маски, костюмы, живописные и скульптурные изображения чертей и святых, восточных мудрецов и нечистой силы, петрушек и обезьян, без которых не обходился ни один городской праздник.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Лишь 7 творений Босха подписаны. Безусловно, ему были известны и книга «Ведения Тундала», многочисленные «Мировые хроники» и парафразы на тему Апокалипсиса. Всевозможные демоны, олицетворяющие разные грехи и пороки пытаются его одолеть.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Еще меня привлекло разнообразие палитры, сочетание спокойных тонов на левых створках триптихов на центральных частях сочетание спокойных и ярких, «вызывающих» красок а на правых створках бушуют пожары, клубы дыма, все в мрачном цвете. Символом Сатурна издавна считалась собака (подвержена бешенству). Близость книжной традиции Средних веков проявилось у Босха в самой изобразительности его фантазии: не менее фантастичны и дролери в маршналиях (бордюрах) готических рукописей.
Босх мог быть мастером орнамента в романских и готических храмах. Вся символика Босха – взаимопроникновение животных и человеческих тканей. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Лишь семь творений Босха подписаны.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Они были ровесниками, художники вполне могли встречаться. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города.
Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной». Босх – был личностью весьма интересной. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Мучения осуществляются по строго разработанной программе, в соответствии со степенью и характером греха: обжор кормят нечистотами, лодырей подковывают, жестоких режут на части. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Тут сцены создания Евы искушения и изгнания из Рая.
Природа воспринималась как арена постоянной борьбы добрых и злых сил и Босх лишь расширил поле этой непрерывной битвы, перенеся её в пространство человеческой души. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Биограф Иеронима Босха – Линда Харрис – считает, что ее герой обладал даром предвидения. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах, вслед за Босхом, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. И только Босх в ХVI веке знал, чем все обернется. Но главное – суть.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Это особенно видно по изображению преисподней. Это увлечение длилось несколько десятилетий. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Однако весь этот «видимый мир», во всем богатстве его форм, не стал главным объектом отражения средневековой живописи. Христа дают возможность избежать зла, пронизавшего общество. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Из одного только Лондона бежало около 20 тысяч человек, а президент Тулузы Ориаль используя свое служебное положение, подготовил персональный Ноев ковчег.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу («Воз сена») изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы («Сад земных наслаждений») соседствуют со всякого рода монструозными существами. Весьма нетипичный случай для художника. Иоанна, бесследно исчезли. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо).
Ни Мария, ни Иоанн, ни Ученики Христа не присутствуют здесь. Хотя Босх не писал научных трактатов, видимо, ограничивая свою деятельность чисто художественным творчеством (во всяком случае история не сохранила ни единого слова, вышедшего из-под его пера), по широте кругозора и интересов его с полным правом можно поставить в один ряд с такими гениями Возрождения, как Леонардо да Винчи или Микеланджело.
Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Антония», «Семь смертных грехов» и «Сад земных наслаждений», самое крупное его творение не только по своим размерам, но и по художественному масштабу.
Возможно, они связаны каким-то дальним родством. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. В дни поминовения мертвых по улицам ходят карнавальные процессии, где Смерть играя на флейте, ведет за собой людей всех сословий.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Шовьер), наркотическими галлюцинациями (Р. То, что было «субстанциальным» для классической Греции, оказывается мимолетным и сущностно-неустойчивым для Европы, прошедшей тяжелейший искус Средневекового «чистилища». Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Храм, как целое, воссоединил, придал трагически неустойчивое равновесие и катастрофически столкнул в едином статико-динамическом порыве два начала, не только не совместимых, но и не имеющих права существовать даже по отдельности с точки зрения классицистически непротиворечивого сознания. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Одновременно в раю зарождается зло.
Раскаленный до красна Ад становится у Босха в самом доподлинном смысле слова. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Точно также фигуру Бога-создателя в раю повторяет фигура Сатаны-разрушителя в аду.
Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Антония», «Воз Сена», «Страшный суд» и т. д. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. слаб и грешен. Кисти Б. принадлежат несколько триптихов: «Воз сена» Ок. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Сюжет религиозный.
Так, деревья и плоды раскрывают то материальную плотность своих фактур, то (когда они выступают в качестве фантомов сознания) свою бестелесную пустотелость, цветы и растения то обнаруживают естественную глянцевитость, нежную бархатистость, хитрую разветвленность своего вещества, то сплетаются в какие-то зловещие клубки, колючие, жесткие извивающиеся, как живые организмы. Комбе), в связи с астрологией (А.
При обзоре произведений Босха поражаешься колоссальному диапазону его знаний и интересов. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Из всех грехов у искушения, пожалуй, больше всего символических искушений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники и яблока. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Он не скрывает актуальности за фантастическим библейским антуражем. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Противостояние греха, зла и безвинной жертвы выявлено художником жестко, проповеднически, наставительно.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Художник по-ренессансному жадно стремится охватить весь мир во всем многообразии его конкретных проявлений и в подробном перечислении предметов, вещей, человеческих типов, видов животных, растений, явлений природы, всех их свойств и качеств воссоздать универсальную картину вселенной.
Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Немногие точные факты биографии художника почерпнуты из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана вся его жизнь и жизнь многих членов его семьи. «Не убий, не укради, не модифицируй», – предостерегает он потомков, живописуя последствия, вызванные поеданием трансгенов. Его работы истолковывали в связи с алхимией и учением об элементах природы (Ж.
Мрачный фантаст, «почетный профессор кошмаров», провозглашенный современными сюрреалистами своим духовным отцом, он был в тоже время создателем удивительно тонких, поэтических пейзажей и выступил как один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Этот триптих издавна являлся объектом споров. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. 9 августа «Братство Богоматери» торжественно его похоронило. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Кто же был этот в высшей степени необычный художник. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Там, вероятно и родился около 1450 года. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Самой несчастливой из планет, тогда считался Сатурн. Антония то поднимают в воздух и обессиленного сбрасывают на землю (слева), то искушают вином и обнаженной красавицей (справа), то разыгрывают перед ним дьявольскую мессу (в центре). На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
«Несение креста», отмечено сходными стилистическими чертами с «Возом Сена». и состоявшее как из монахов, так и мирян. В середине XVI в. (спустя несколько десятилетий после смерти Босха) началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии живописца.
Вот таким образом его герои столь скудно одеты и часто обитают в дуплах. Мир Босха – это мир тревожно-беспокойный, где реальность наполнена кошмарами галлюцинирующий мир, где находят себе место все чудовища, таящиеся в человеческой душе. Рисунок Босха острый, точный и выразительный. Символика Босха настолько разнообразна, что не возможно подобрать один общий ключ к его картинам. Язык символов, аллегорий, реализованных метафор, сложных ассоциаций, аналогий и параллелей был специфическим языком средневекового мышления.
На первый взгляд, картина «Фокусник» – незатейливый образчик жанровой живописи. Фонтан увенчан полумесяцем – символ ереси.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Но разве тут дело в св. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Всю западноевропейскую культуру во второй половине XIV — начале XV века пронизывает тема Смерти. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Буйная народная фантазия, не скованная церковными канонами, воплощаясь в причудливые образы монстров, адских страшилищ и заморских чудовищ, через отдушину карнавальной жизни средневековья проникло и в область официальной культуры. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Антония». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
1478 года), стали художниками. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Около 1480г. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Оно начиналось в период зарождения гуманистических идей и в сатирической дидактике его ранних картин земной жизни завершилась общая тенденция жанризации нидерландской живописи XV столетия. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. Демоны копошатся, снуют туда и сюда, суетятся, пытая и мучая грешные души за содеянное. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо).
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Вслед за библейским разграничением «чистых» и «нечистых» существ, бестиаристы противопоставляли животных, символизировавших Христа (орел, феникс, пеликан), тварям, вызывавшим ассоциации с образом дьявола (жаба, обезьяна). Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Ни одна из этих работ не сохранилась. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. В этом отношении художественный язык Босха отмечен чертами нового времени. В картине Босха «Блудный сын», мы видим изображение собаки – неестественно изогнувшийся, опустивший голову, с горящими нездоровым блеском глазами, пес выдает все признаки безумия.
На правой створке – ад. Его техника называется алла прима.
Принято считать, что триптих посвящён Святой Юлиане, культ которой весьма распространён в Северной Италии. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
О нем написаны десятки книг, сотни статей и брошюр. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Ввиду такого обилия «влияний» прошедших сквозь призму образного мышления художника, творчество Босха представляет подлинным синтезом сложной духовной проблематики эпохи. Рай, как всегда, занимает левую створку. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
– являют собой целый символический словарь, необычайно богатый значениями. Бог занят созданием Евы. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Цветовые переходы напоминают порой стадии превращения материи. Центральная часть – развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. В середине XVI века, спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Кроме библии, книгочей-интеллектуал, каким скорее всего и был Босх, мог читать в те времена следующее: труды Августина и Альберта Великого, проповеди Дионисия Картузианца и «Зерцало вечного спасения» Яна ван Рюйсбрука (оба выразители идей Devotio moderna), «Паломничество человека» Гийома де Гюльвиля (голландское издание «Хорлем» 1484г. ), «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.
Ради этого он отступает и от текста Евангелия, придерживаясь, однако, его духа. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Однако через полстолетия после смерти художника самый свирепый гонитель религиозных ересей, «наикатоличнейший из монархов» испанский король Филипп II, собирает лучшие его произведения и даже в своей спальне в Эскориале помещает его «Семь смертных грехов», а над рабочим столом – повторение «Воза сена». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.
Свиньи приобретают значение нечистой и неправедной жизни персонажа, об этом же говорит привязанная к его коробу кошачья шкурка – символ несчастья принадлежность к Сатурну выдает и профессия бродяги – воткнутое в шляпу шило, указывает на его ремесло сапожника, а сапожники находились под покровительством этой планеты корова в данном контексте становится символом земли. Вещи утрачивают у Босха свою идеальность, при которой (как у ван Эйка) каждый предмет был совершеннейшим образом в ряду предметов данного типа и являл собой некую драгоценность, вставленную в сияющий венец мироздания. Пиглер), объясняли фантастические образы художника больной психикой (А. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. От многочисленных Страшных судов, которые писал художник, сохранились лишь отдельные части.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Символические элементы дают как бы логический комментарий к общей, выраженной в образе идее произведения, связывая его содержания с космическим (с движением небесных тел), природными (с природным элементом), биологическим и историческим жизненными циклами. Его полуобнаженное тело все в крови.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Жития святых, особенно Св. Но пусть адамиты даже умудрились – незаметно для всех – просуществовать до начала XVI века, нет никаких оснований сомневался в том, что сам Босх был ортодоксальным христианином, членом «Братства Богоматери». Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). К слову, теме финансового кризиса посвящены многие работы Иеронима Босха.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. В величавой гармонии его поздних работ в последний раз возрождается в преображенном виде свободный и радостный дух «золотого века» нидерландской живописи и на этой чистой и торжественной ноте обрывается творчество великого мастера – Иеронима Босха.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сюжет не нуждается в пояснениях. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Фантазия Босха, как это ни парадоксально, привязана к реальности. Ну а правая створка – это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO. Пока тот зачарованно следит за руками, уличный воришка «подрезает» его кошелек. Делвей). На трех створках святой изображен несколько раз.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В 1484г. По её мнению Босх мог рассматривать желтую сову как воплощение дьявола. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis).
Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Райский сад заполнен самыми разнообразными животными и растениями. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Пейзажи Босха окрашиваются в эмоциональные цвета этого ощущения. Босх вырос в семье потомственных художников. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Пылали костры инквизиции. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Жизнь его протекала внешне спокойно. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Пожары – это одновременно символы ада и смерти и намек на огонь алхимиков. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечестии», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Центр фонтана является центром всей створки. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Что-то в этом, бесспорно, есть. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Ерун ван Акен родился около 1453г. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Оно представляет, очивидно, комбинацию символов зла (саранча), глупости (слон), похоти (скорпион), социальной несправедливости (изображение рыб). В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
Что же читал Босх. Босх заставляет зрителя с невольным интересом разглядывать кошмарных старух с птичьими лапами и кошачьими ушами, ползучих рыб, танцующих жаб и много другое.
Только в Аду до нелепости утрируются бессмысленность, злоба, подлость и низость. Легенда о мессе Св.
1505, Берлин, Государственные музеи). Земля, вода, живые существа и первый человек создан. Антоний – задумчив, в его глазах читаются вопросы: «где я ошибся. », «когда все пошло не так. ». Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Левая створка триптиха – это эфир официальных имперских телеканалов. Как и полагается истовому католику, едва ли он был в восторге от идеи подправить замысел творца. Об этом религиозном течении известно не много – предполагалось, что промискуитет был частью обрядовых таинств, отправляемых её адептами, желавшими таким образом достичь того состояние невинности, в котором пребывал Адам до грехопадения. Тут и очередной секс-скандал и дрессированные лоббисты и молчаливое покровительство духовенства.
Показательна в этом смысле правая створка триптиха «Воз Сена», где изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Именно эта «забывчивость», отличает «новое» ренессансно-просветительское мироощущение от Средневекового, но у Рабле напряжение материального бытия достаточно велико и глубинно, чтобы нести еще на себе печать внутренней катастрофичности, присущей Средневековью. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Со всем многообразием своих форм и их значений.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. в Хертогенбосе (Брабант). Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Одновременно он стал членом религиозного общества «Братства Богородицы», возникшего в Хертогенбосе в 1318 году и включившего в себя как монархов, так и мирян. Он имел понятия об инженерном и строительном деле, о чем свидетельствую его картины. Иоанна.