«корабль дураков» (фр. La Nef des fous)— одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. «корабль дураков» (фр. La Nef des fous)— одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. Макарова Инна Сергеевна МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА) Известия Российского государственного педагогического университета им. В 1500 году нидерландский художник Иероним Босх завершает работу над своей знаменитой картиной Корабль дураков. Но на самом деле и именно это и подразумевал Иероним Босх, корабль дураков, у которого нет ни руля, ни капитана (руль – сломанная ветка, капитан – шут) отправляет всех пассажиров прямиков в ад.
Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся вЛувреработой Босха и книгойСебастьяна Бранта«Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. В центре – францисканский монах и монахиня играющая на лютне. gt А после в море разъяренном / Равно погибнуть суждено нам //» 1, с. 156-157. «Корабль дураков» — одна из наиболее известных работ Иеронима Босха. Картина буквально перенасыщена двузначными символами.
Предположительно произведение было создано между 1490 и 1500 годами. gt Что делать. Голубой или синий цвет – это символ обмана иногда символ супружеской измены. Пустой горшок, надетый на шест, – символ сексуального единения мужского и женского начал. Я честно не поняла посыл книги – для чего размазывать сопли по секвойе. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия – фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой.
Последняя реплика, утверждающая глобальную миссию данного поэтического произведения, призванного наставить человечество на путь истинный, с самого начала указывает на высокое предназначение «Корабля» в контексте всей европейской культуры роль универсальной притчи, мифа, легенды, чем и должно было предстать творение Бранта на рубеже веков. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
В левой части картины Босха « (1457/58-1521) и к ученому-гуманисту, писателю и богослову, виднейшему представителю Северного Возрождения Эразму Роттердамскому (1469-1536). Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Если внимательно проанализировать поведение каждого из участников «плавания» и атрибуты, которыми их снабдил художник, становится ясно, кому из них автор картины пророчит Чистилище и, следовательно, надежду на спасение души, а кому указывает на прямую дорогу в Ад. За ними сидят два лодочника. Отношение к Босху резко менялось на протяжении веков. В первое время наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья.
Пространная аллегорическая поэма «Das Narrenschiff» (1494) немецкого ученого и писателя-сатирика Себастиана Бранта повествует о корабле, полном дураков, который держит путь в «дурацкий рай» Наррагонию. Рассматривается этимология понятия «Корабль дураков» изучается аллегорическое содержание сатиры ба-зелъского поэта и живописного полотна брабантского художника, приводится анализ символов и художественных деталей, содержащихся в обоих произведениях и раскрывающих заложенные в них метафоры. Рты персонажей широко раскрыты, но не только потому, что они поют во все горло, — они заняты весьма своеобразным и требующим полного сосредоточения делом: на шнуре подвешена краюха хлеба – традиционное ярмарочное развлечение, – надо укусить хлеб, не касаясь его руками. На другом конце корабля, на импровизированном руле сидит шут, пьет из чаши.
Из ветвей орешника выглядывает сова – недобрая, ночная птица. Это граничит со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. «Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой, точный смысл которой, однако, не совсем ясен. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Мачту кораблю заменяет дерево из кроны которого выглядывает сова.
На весь этот шабаш из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. корабельный» 1, с. 154, что совершил в поэме Бранта столь многочисленный «народ бездельный» 1, с. 154, подобен гомеровской «Одиссее». На картине Корабль дураков, есть только одна такая фигура (шут) и он, кажется и разъясняет смысл картины. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Вот таким образом на изображениях stultifera aaris (корабля дураков) нередко фигурирует обнаженная женщина, стакан вина и другие намеки на земные желания. Еру н Анто нисон ван А кен (более известный как Иеро ним Босх) около 1450— 9 августа 1516 Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. На другом конце корабля, на импровизированном руле сидит шут, пьет из чаши. Вместо мачты изображен куст орешника, привязанный к шесту. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Для Эразма отрицательное лицо Глупости – это, прежде всего, посредственность, стремление каждого отдельного человека быть «как все» иными словами, не выделяться из толпы. Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Приведенное утверждение представляется весьма вероятным: ведь согласно средневековой иконографии, корабль выступал в качестве символа христианской церкви, а его пассажиры являли собой души праведников, путешествующих в предуготованный им Рай следовательно, плавание его антагониста, «Корабля дураков», т. е. «корабля грешников», символ перехода нераскаявшихся Внимание зрителя привлекает фантастическая мачта «Корабля дураков», на деле являющая собой ветвистое дерево его тонкий силуэт, разбиваемый на две равные части пышной листвой крон, становится своего рода стержнем, связывающим две половины холста. По мнению известного советского искусствоведа Н. М. В то время как герои картины «Корабль дураков» не могут найти взаимопонимания друг с другом, каждый из них переживает свою собственную жизненную ситуацию, которая в той или иной мере знаменует начало новых, тревожных времен.
Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. 5. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. В «Похвале Глупости» («Encominum Моriae») (1509) Эразма Роттердамского с гравюрами Гольбейна имеется несколько общих с Брантом тем.
Существует немало догадок относительно источников вдохновения Босха при создании им своего «Корабля». Целый грецкий орех часто символизирует Христа. У греков — мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала.
Мачта обломана. Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. gt Я книги много лет коплю / Читать, однако, не люблю / Мозги Брант подвергает остракизму не только заядлых греховодников и невежд: «Корабль дураков» также населяют модники, негодные воспитатели, слуги двух господ, болтуны, ревнивцы, непослушные больные, врачи-шарлатаны, танцоры, нищие, злые жены, астрологи, охотники, хвастуны игроки. На картине Корабль дураков, есть только одна такая фигура (шут) и он, кажется и разъясняет смысл картины.
Есть также стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описана ладья с персонажами, напоминающими героев Босха. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Одним из таких участников морского путешествия является уснувший крестьянин, укрывшийся на корме, будто бы устав от нескончаемого разгула рядом с ним художник изобразил большой медный кувшин (символ похоти), который, однако, находится не в самой лодке, а спущен за борт и наполовину погружен в воду (. ).
Макарова Инна Сергеевна МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА) // Известия РГПУ им. Поэт, по существу, все современное ему общество изобразил лишенное разума. Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения.
Напротив нее сидит монах. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет алтаряИскушение святого Антония. Вместо мачты корабля растет живое дерево Майское, вместо руля сломанный сук. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.
Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ. Сам Себастьян Брант подвел итог своему сочинению следующими словами: «На этом кончается «Корабль дураков», который ради пользы, благого поучения, увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого – с исключительным тщанием, рачительностью и трудолюбием создан Себастьяном Брантом» 5, с. 256. Отношение к Босху резко менялось на протяжении веков. Сатира базельского поэта на передний план выдвинула целую «дурацкую флотилию», направляющуюся из Дуроштадта в Глу-пландию, предъявив миру его собственное недвусмысленное отражение. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси и шире – знак дьявола. Примечательно, что содержанием первой главы, открывающей плавание «в лен-тяйский.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: 8220Берегись, берегись. Из ветвей орешника выглядывает сова – недобрая, ночная птица. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх».
Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. В сущности, в заключительных строфах одной из последних глав («Корабль бездельников») Брант напрямую говорит об альтернативах, открывающихся перед «пассажирами» его «Корабля»: вначале указывая на спасительную для человека возможность искоренения зла в своей душе («Бери кормило в руки и смотри / Плыви рассчитанным путем / И мудрым мы тебя сочтем //» 1, с. 157, а затем нераскаявшимся грешникам предрекая страшную гибель в морской пучине («А мы ведь горе-мореходы / Мы терпим поделом невзгоды lt. И хотя легкий бриз развевает флажок на мачте, море – зеленое и спокойное, точно сад. Но у Босха сова – символ именно христианский, негативный. Первое издание было иллюстрировано множеством гравюр, многие из которых приписывались (без должных оснований) Дюреру.
Это наглядно можно увидеть на его картине «Корабль Дураков». Работал главным образом в Хертогенбосев Северной Фландрии. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Вот таким образом оценка такая: книга хорошо написана, но отвратительна на вкус.
Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц»— «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Таким образом, в отличие от церковных проповедников, разделяющих весь род людской на праведников и грешников (одним возвещая небесные радости, а другим пророча адские муки), Брант высказывает просветительскую идею надежды человека на спасение, при условии познания им собственной натуры и желания ее исправить. Качественная репродукция одной из самых знаменитых и загадочных картин заметно «почетного профессора кошмаров» оживит любой современный интерьер. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Картина буквально перенасыщена двузначными символами.
Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Портер идеальный автор для своих героев – на каждом она сосредотачивается полно и глубоко, ставя героев в комичные, трогательные и порой очень жесткие ситуации, в каждой из которых люди наиболее полно демонстрируют собственную замкнутость, лицемерие, жестокость и равнодушие (достаточно вспомнить, как Гуттены отнеслись к гибели человека, спасшего их собачку: вот дурак-то). Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. И вот этот голубой корабль, корабль обмана плывет в буквальном смысле без руля и без ветрил.
Есть здесь и другие символы похоти, даже, конкретнее говоря, сексуальные символы. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Напоминающее гигантскую ореховую скорлупу утлое суденышко, на борту которого пестрая компания самозабвенно предается плотским удовольствиям, написано мастером на фоне зеленой листвы и туманного пейзажа с расплывающимся горизонтом гармоничный, безмятежный природный ландшафт и бушующая гамма резких цветовых контрастов с первого взгляда, брошенного зрителем на холст, сообщают всему изображению отчетливый символизм: «Мир прекрасен, он создан богом для человека, но в нем царствует зло оно принимает форму глупости, грехов и пороков и земная жизнь человечества это путь к возмездию, к кошмарам преисподней это дорога в ад» 5, с. 18. И среди всех персонажей я выделила для себя двух молодых художников – любовников. / И на циклопа мы наткнулись //» 1, с. 155. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх». Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Каждый выберет для себя свой способ. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Видимо, (здесь мы можем только предполагать)художник подсознательно или нарочно отсылает нас к своим произведениям. Под ним, привязанный к мачте, жареный гусь. Этот символ достаточно распространен в средневековой иконографии и является близким по смыслу к библейским «неразумным девам».
Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны. Обе мачты пустили побеги и обросли листвой, как деревья. Далее следует пропойца изображенный на носу утлой лодчонки, в приступе рвоты он свесился за борт, ухватившись правой рукой за высохшую ветку символ истощенных жизненных сил, который усиливается другим атрибутом прикрепленной к сухой ветке дохлой рыбой традиционным символом христианской веры, которая на «Корабле дураков» умерщвлена и вывешена за борт. ди. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой.
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Лютня — аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Что касается остальных членов экипажа «Корабля дураков», тех, кого Босх изобразил в отличном от других ракурсе их поведение и сопровождающие мореплавателей атрибуты также не лишены символического смысла, в определенной степени пророчащего их дальнейшую участь.
Напротив нее сидит монах. gt Я книги много лет коплю / Читать, однако, не люблю / Мозги Брант подвергает остракизму не только заядлых греховодников и невежд: «Корабль дураков» также населяют модники, негодные воспитатели, слуги двух господ, болтуны, ревнивцы, непослушные больные, врачи-шарлатаны, танцоры, нищие, злые жены, астрологи, охотники, хвастуны игроки. Каждый штрих, каждая деталь имеет особое значение. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Один из наиболееярких мастеров раннего СеверногоВозрождения, Босх в своих многофигурныхкомпозициях, картинах на темы народныхпоговорок, пословиц и притч (ИскушениеСв. Достославное плавание «Из Дуроштадта в край глупландский» 1, с. 154 возможно трактовать и как пребывание души грешника в чистилище из которого он либо отправится в рай, либо попадет прямиком в ад.
Вдохновясь знаменитым полотном Иеронима Босха, Норминтон создал искуснейшую постмодернистскую мозаику – оживил всех героев картины и снабдил каждого из них своей историей-стилизацией. Таким образом, в отличие от церковных проповедников, разделяющих весь род людской на праведников и грешников (одним возвещая небесные радости, а другим пророча адские муки), Брант высказывает просветительскую идею надежды человека на спасение, при условии познания им собственной натуры и желания ее исправить. Список предметов неодушевленных: фляги с вином или элем, стакан, плошка для подаяний, бочка спиртного, нож, жареная курица, дохлая рыба, ком теста и блюдо (как вы уже догадались) с вишней, каковая олицетворяет собой грех сладострастия, либо сладострастную тягу к греху – понятия часто равнозначные» «Корабль дураков» Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года. При этом именно эти герои написаны Босхом в наибольшей близости к заветному масленичному блину их глаза с жадностью взирают на близкую добычу, а рты широко раскрыты (символ алчности).
В сущности, в заключительных строфах одной из последних глав («Корабль бездельников») Брант напрямую говорит об альтернативах, открывающихся перед «пассажирами» его «Корабля»: вначале указывая на спасительную для человека возможность искоренения зла в своей душе («Бери кормило в руки и смотри / Плыви рассчитанным путем / И мудрым мы тебя сочтем //» 1, с. 157, а затем нераскаявшимся грешникам предрекая страшную гибель в морской пучине («А мы ведь горе-мореходы / Мы терпим поделом невзгоды lt. Есть здесь и другие символы похоти, даже, конкретнее говоря, сексуальные символы. Вишня – еще один знак похоти. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Смысл данной картины трактуется в двух версиях, однако эти версии не сильно различаются. Укрывшийся на корме, Одним из таких участников морского путешествия является уснувший крестьянин, который, будто бы устав от нескончаемого разгула рядом с ним художник изобразил большой медный кувшин (символ похоти), однако, находится не в самой лодке, а спущен за борт наполовину и погружен в воду (. ). Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и дураки.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Каждая группа пассажиров корабля Вера (veritas – истина), объединяясь в группы по национальным и социальным признакам, вырабатывают свои собственные правильные и верные правила, вынося приговор не входящим в этот круг людей, основываясь на стереотипах, которые существуют внутри только этой группы. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Был такой народный обычай, который заключался в поедании висящего блина, не используя рук. Пространная аллегорическая поэма «Das Narrenschiff» (1494) немецкого ученого и писателя-сатирика Себастиана Бранта повествует о корабле, полном дураков, который держит путь в «дурацкий рай»— Наррагонию.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ.
У христиан недобрая. Одним из таких участников морского путешествия является уснувший крестьянин, укрывшийся на корме, будто бы устав от нескончаемого разгула рядом с ним художник изобразил большой медный кувшин (символ похоти), который, однако, находится не в самой лодке, а спущен за борт и наполовину погружен в воду (. ). На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино., а здесь изображена его центральная часть.
Общность верующих и общность еретиков, отступников. Макарова Инна Сергеевна МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА) Известия Российского государственного педагогического университета им. Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле».
На картине изображены 12 человек. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества.
Искусное подражание разнообразным высоким и низким штилям (рыцарский роман, поэзия вагантов, куртуазная литература и даже барочная грубость Гриммельсгаузена) сочитается у Норминтона с живой и весьма ироничной интонацией. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина, моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь) 2, с. 42. В левую руку пятого «игрока» художник вложил один из своих излюбленных символов, непременный атрибут целого ряда аллегорических полотен, деревянную ложку (символ расточительства) невероятных размеров, которая, в данном случае используется в не свойственной ей роли весла.
Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны— времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Более того, автор с пренебрежением описывает привычку Дэнни (как и привычки всех других, к слову) давать всем прозвища в зависимости от национальных признаков, но сама-то, сама. ) в драме Стэнли Крамера «Корабль дураков». На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Развратное духовенство, таким образом, позволяет лодке церкви дрейфовать, пренебрегая здоровьем души и тела.
Не исключено и то, что, создавая столь аллегорическую сцену «плавания дураков», Босх обращался к традиционным средневековым образам корабля Господа и корабля Живописное полотно кисти Босха изображает веселую компанию дураков как «обобщенный символ земной жизни, в которой безумие и порочность людей так тесно переплелись между собой, что уже непонятно, человеческая глупость или первородный грех направляют путь их корабля» 5, с. 18. свидетельствует и последняя глава «Мудрец». Разврат, чревоугодие, любострастие царят на неустойчивом и эфемерном корабле. Далее следует пропойца изображенный на носу утлой лодчонки, в приступе рвоты он свесился за борт, ухватившись правой рукой за высохшую ветку символ истощенных жизненных сил, который усиливается другим атрибутом прикрепленной к сухой ветке дохлой рыбой традиционным символом христианской веры, которая на «Корабле дураков» умерщвлена и вывешена за борт. С одной стороны, об этом говорят многочисленные аналогии, что проводит Брант, сопоставляя фантастические приключения царя Итаки на пути к дому и перипетии глупцов, направляющихся в вымышленную Нарраго-нию, в частности, в сорок восьмой главе «Корабль бездельников»: «Мы много сказочных созданий / Встречали на путях скитаний // Шли мимо острова сирен.
Очевидно, что взгляд Босха на современное ему общество лишен идеализма созданное им живописное полотно полно горького сарказма и самое большее, на что уповает художник для пассажиров своего «Корабля», для самого себя и человечества в целом, это Чистилище, где будет дан последний шанс, чтобы покаяться. И во всех танцах Портер выявляет внутреннее одиночество, разобщенность каждого из них становится жалко с его проблемами, психологическими заморочками из-за того насилия, которое приходится переживать (откуда у детей – Рика и Рэк – возьмется доброта, если собственные родители не просто избивают их, а избивают с особым извращением и получают от этого удовольствие), но вступая в те самые объединительные группы: немцы испанцы, буржуа, художники, – они словно сходят с ума и начинают воевать против другой группы. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа. Но не только.
Чаще всего на Масляную неделю, перед Великим постом, устраивались шутовские процессии, шутовские поединки, целые праздники, которые либо посвящались глупости, либо пародировали церковные праздники. Вместо мачты изображен куст орешника, привязанный к шесту. Вместо мачты корабля растет живое дерево Майское, вместо руля сломанный сук.
Картина «Корабль дураков» считается одной из самых известных картин великого нидерландского художника Иеронима Босха (1460-1516). Ведь согласно средневековой иконографии, путешествующих в предуготованный им Рай следовательно, а его пассажиры являли собой души праведников, плавание его антагониста, «Корабля дураков», т. е. «корабля грешников», символ перехода нераскаявшихся Внимание зрителя привлекает фантастическая мачта «Корабля дураков», на деле являющая собой ветвистое дерево его тонкий силуэт, разбиваемый на две равные части листвой пышной крон, становится своего рода стержнем, связывающим две половины холста – корабль выступал в качестве символа христианской церкви, Приведенное утверждение представляется весьма вероятным. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх». Вторые – активные ненавистники ненемецкого всего (высокого мнения о себе), Первые – ничего не замечающие слюнтяи (высокого мнения о себе).
Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Двое его детей – это мальчик (сын), бросающий карты в воду и маленькая дочка, сидящая рядом со своей бабушкой. край глупцам обетованный рай» 1, с. 154, становится невежество (глава «О бесполезных книгах»).
Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. В имеющихся архивах Босх впервые упомянут как «Иероним-художник» в 1480 году. Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества.
3. Мачту кораблю заменяет дерево из кроны которого выглядывает сова. Замкнутая система ненависти и нетерпимости, которая даже внутри одной нации тоже проводит свою градацию – скажем, американец (машу ручкой американской демократии) Дэнни размышляет об американцах: Но Портер-то, Портер-то что делает. Мачта обломана. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Качественная репродукция одной из самых знаменитых и загадочных картин «почетного профессора кошмаров» заметно оживит любой современный интерьер. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости.
Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Знаменитая картина Босха так и называется: «Корабль дураков». Казалось бы, чего проще – наделить каждого одной идеей и бросить их в столкновение. Есть также стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описана ладья с персонажами, напоминающими героев Босха. Наряду с такими понятиями, как Град Господен и Град Сатаны. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук.
Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло. Боится полюбить, боится поверить, боится быть счастливым. Купить изображение можно на обычной/самоклеющейся бумаге или на холсте любого формата. На весь этот шабаш из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.
Общность верующих и общность еретиков, отступников. Возможно, Босх вдохновлялся сатирической поэмой Себастиана Бранта (Корабль дураков), опубликованной в 1494 году, которая рассказывает, как корабль с дураками отчалил в страну дураков. У греков – мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Первое издание было иллюстрировано множеством гравюр, многие из которых приписывались (без должных оснований) Дюреру.
Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод— Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны. Картина буквально перенасыщена двузначными символами. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини— явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова. Пустой горшок, надетый на шест, – символ сексуального единения мужского и женского начал. Есть устойчивое выражение: «Корабль дураков».
В первое время наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Босх смеётся, но это – грустный смех. Приведенное утверждение представляется весьма вероятным: ведь согласно средневековой иконографии, корабль выступал в качестве символа христианской церкви, а его пассажиры являли собой души праведников, путешествующих в предуготованный им Рай следовательно, плавание его антагониста, «Корабля дураков», т. е. «корабля грешников», символ перехода нераскаявшихся Внимание зрителя привлекает фантастическая мачта «Корабля дураков», на деле являющая собой ветвистое дерево его тонкий силуэт, разбиваемый на две равные части пышной листвой крон, становится своего рода стержнем, связывающим две половины холста. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8211 изгнание Адама и Евы из Рая. Примечательны предметы, поставленные на него Босхом: оловянный стакан и блюдо с двенадцатью (по одной на каждого «пассажира») вишнями оба символы похоти.
Гнев – последствие пьянства, объясняет жест женщины, замахивающейся кувшином. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, влекущий души в Ад. Их рты широко открыты, как будто они поют, но на самом деле они, как и их товарищи, собираются откусить от блина, свисающего с мачты их маленькой лодки.
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. О алтаре Искушение святого Антония. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня играющая на лютне. Напоминающее гигантскую ореховую скорлупу утлое суденышко, на борту которого пестрая компания самозабвенно предается плотским удовольствиям, написано мастером на фоне зеленой листвы и туманного пейзажа с расплывающимся горизонтом гармоничный, безмятежный природный ландшафт и бушующая гамма резких цветовых контрастов с первого взгляда, брошенного зрителем на холст, сообщают всему изображению отчетливый символизм: «Мир прекрасен, он создан богом для человека, но в нем царствует зло оно принимает форму глупости, грехов и пороков и земная жизнь человечества это путь к возмездию, к кошмарам преисподней это дорога в ад» 5, с. 18. Качественная репродукция одной из самых знаменитых и загадочных картин «почетного профессора кошмаров» заметно оживит любой современный интерьер.
Но у Босха сова – символ именно христианский, негативный. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. А на корабле расположилась развеселая компания. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков.
Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. С другой стороны, плавание в «Глупландию вокруг земли» 1, с. 154, в которое пустился «народ болванский» 1, с. 154, является аллегорией нравственного испытания человека лишь с достоинством пройдя через него, он удостаивается чести причалить в желанной гавани.
Кроме того, символ корабля дураков параллелен символу Проклятого охотника. На борту корабля собралась самая разнообразная компания. Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль.
Фильм «Корабль дураков» (Ship of Fools) снят по роману Главный персонаж (диссертант) хорошо угадываем по подобострастной позе, которую он принял в присутствии важной персоны, произносящей тост и стоящей во главе праздничного стола. Это граничит со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. В имеющихся архивах Босх впервые упомянут как «Иероним-художник» в 1480 году.
Вишня – еще один знак похоти. Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи. Общество веселится напропалую, бросив судно плыть по течению. Желая представить на страницах своего произведения всевозможные типы дураков, Брант представляет читателю не просто фантастический корабль, населенный глупцами всех сортов, но огромную флотилию разнородных судов: «Галеры, шхуны, галиоты / Баркасы, шлюпки, яхты, боты //» 2, с. 34, среди которых оказывается и сухопутный транспорт («Собрал я также экипажи / Фургоны, дроги, сани даже //» 1, с. 34. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.
Оно скрыто присутствует в состоянии захваченности силой бытия и смыслом реальности. В его пышной кроне засел чудной вахтенный (чудной, так как сова да и сама сова тоже чудная, так как и с клювом и со ртом). Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Под ним, привязанный к мачте, жареный гусь. Поэма была очень популярной и была переведена на множество европейских языков. Словно Мировое Древо, мачта произрастает в самом центре вселенной «Корабля» Босха и делит ее на два царства небесное и подземное, два мира праведников и грешников. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Возможно, художник также апеллировал к работам своего предшественника Питера ван дер Хейдена, чьим творчеством Босх вдохновлялся в годы обучения живописи в Харлеме и Дельфте: речь, в частности идет о «Корабле дураков» (1559 г. ) и «Паруснике» (1562 г. ) обе гравюры изображают утлую лодчонку, на борту которой, в окружении символических атрибутов, что впоследствии перекочуют на борт «Корабля» Босха, весьма разношерстная публика предается бездумному веселью. А на корабле расположилась развеселая компания. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова.
Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. За ними сидят два лодочника. Его функции исполняют другие.
Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Если внимательно проанализировать поведение каждого из участников «плавания» и атрибуты, которыми их снабдил художник, становится ясно, кому из них автор картины пророчит Чистилище и, следовательно, надежду на спасение души, а кому указывает на прямую дорогу в Ад. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх». Скорее всего, эта «важная персона» – председатель диссертационного совета, по левую руку от которого стоит жена защитившегося в желтом платье, а мать диссертанта сидит рядом с главным виновником торжества.
Особый интерес представляет картина «Корабль дураков», написанная в промежутке между 1495 и 1500 годами. Так постепенно мирское брало верх над священным. Ад изображен в правой части триптиха. 4. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа.
Его функции исполняют другие. Гнев – последствие пьянства, объясняет жест женщины, замахивающейся кувшином. Композиция картины продумана до мелочей.
Рассматривается этимология понятия «Корабль дураков» изучается аллегорическое содержание сатиры ба-зелъского поэта и живописного полотна брабантского художника, приводится анализ символов и художественных деталей, содержащихся в обоих произведениях и раскрывающих заложенные в них метафоры. gt А после в море разъяренном / Равно погибнуть суждено нам //» 1, с. 156-157. «Корабль дураков», дебютный роман 25-летнего писателя и актера Грегори Норминтона – лучший пастиш на средневековую тему после «Имени Розы» и «Баудолино» Умберто Эко. Часть человечества выпало из лодки, остальным на них блевать (и это правда). Есть устойчивое выражение: «Корабль дураков». и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» – «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, – безвольного и неразумного. Картина «Корабль дураков» – произведение зрелого Босха, созданное примерно между 1490 и 1500 годами. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Монахи на переднем плане символизируют религиозных деятелей. Дело в том, что Босх всю свою сознательную жизнь писал в основном большие триптихи, (их форму он позаимствовал у алтарей и создал свой новый жанр), так вот, в этих триптихах последовательно развивалась история человечества от Эдемского сада до Ада («Воз сена» или «Сад мирских наслаждений).
Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (анализ поэмы С. Бранта и картины И. Босха) древнейшего мифопоэтического образа создало фундамент для формирования нового мифопоэтического образа Корабля дураков. 2 Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Целый грецкий орех часто символизирует Христа. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Последний персонаж интересен еще и потому, что именно он, лицедей, главное действующее лицо площадного фарса, на «празднике жизни», устроенном на «Корабле дураков», единственный оказывается в стороне от происходящего обществу, в котором люди превратились в шутов и предаются всевозможным глупостям, нет нужды в скоморохе.
Не исключено и то, что, создавая столь аллегорическую сцену «плавания дураков», Босх обращался к традиционным средневековым образам корабля Господа и корабля Живописное полотно кисти Босха изображает веселую компанию дураков как «обобщенный символ земной жизни, в которой безумие и порочность людей так тесно переплелись между собой, что уже непонятно, человеческая глупость или первородный грех направляют путь их корабля» 5, с. 18. Собственно, знаменитая картина «Корабль дураков» многими искусствоведами считается вершиной зрелого периода в творчестве мастера. Лодка никуда не плывет и не плыла никогда, поскольку сквозь нее уже проросло дерево (а некоторые наверное думают, что человечество прогрессирует, демократия, свободы и проч ерунда). Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте.
Босх и реален и символичен. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. У христиан недобрая.
Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков. Орех и орешник – символы похоти. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни.
Но не только. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ. Полумесяц, как атрибут греха, мы будем встречать у Босха и впоследствии. На картине изображены 12 человек.
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Они сидят лицом друг к другу. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
В центре – францисканский монах и монахиня играющая на лютне. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси и шире – знак дьявола. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Картина «Корабль дураков» Босха (Лувр) изображает пьяную компанию на борту корабля, включающую сюда поющих монахиню и монаха, первая играет на лютне. Картина «Корабль дураков» Босха (Лувр) изображает пьяную компанию на борту корабля, включающую сюда поющих монахиню и монаха, первая играет на лютне. С одной стороны, об этом говорят многочисленные аналогии, что проводит Брант, сопоставляя фантастические приключения царя Итаки на пути к дому и перипетии глупцов, направляющихся в вымышленную Нарраго-нию, в частности, в сорок восьмой главе «Корабль бездельников»: «Мы много сказочных созданий / Встречали на путях скитаний // Шли мимо острова сирен. Это емкий символ, возникший в Средние века – символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия. Знаменитая картина Босха так и называется: «Корабль дураков».
Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Мне не понятно, почему этот роман называют «одним из самых сложных многомерных реалистических произведений мировой литературы последних десятилетий». Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка – рулём. Возможно, художник также апеллировал к работам своего предшественника Питера ван дер Хейдена, чьим творчеством Босх вдохновлялся в годы обучения живописи в Харлеме и Дельфте: речь, в частности идет о «Корабле дураков» (1559 г. ) и «Паруснике» (1562 г. ) обе гравюры изображают утлую лодчонку, на борту которой, в окружении символических атрибутов, что впоследствии перекочуют на борт «Корабля» Босха, весьма разношерстная публика предается бездумному веселью. Орех и орешник – символы похоти.
С другой стороны, плавание в «Глупландию вокруг земли» 1, с. 154, в которое пустился «народ болванский» 1, с. 154, является аллегорией нравственного испытания человека лишь с достоинством пройдя через него, он удостаивается чести причалить в желанной гавани. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. В «Похвале Глупости» («Encominum Моriae») (1509) Эразма Роттердамского с гравюрами Гольбейна имеется несколько общих с Брантом тем. Полумесяц, как атрибут греха, мы будем встречать у Босха и впоследствии. Картина «Корабль дураков» Босха (Лувр) изображает пьяную компанию на борту корабля, включающую сюда поющих монахиню и монаха, первая играет на лютне.
Справа в шатре сидят любовники. И уже в XIV в. в Нидерландах зафиксировано шутовское «Братство Голубого корабля». Мы едим, пьём, обманываем играем в глупые игры.
И уже в XIV в. в Нидерландах зафиксировано шутовское «Братство Голубого корабля». Ниже, на мачте, королевский флаг Франции с мусульманским полумесяцем. Очевидно, что взгляд Босха на современное ему общество лишен идеализма созданное им живописное полотно полно горького сарказма и самое большее, на что уповает художник для пассажиров своего «Корабля», для самого себя и человечества в целом, это Чистилище, где будет дан последний шанс, чтобы покаяться. Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи. Корабль Дураков – не о других людях, это – о нас. Желая представить на страницах своего произведения всевозможные типы дураков, Брант представляет читателю не просто фантастический корабль, населенный глупцами всех сортов, но огромную флотилию разнородных судов: «Галеры, шхуны, галиоты / Баркасы, шлюпки, яхты, боты //» 2, с. 34, среди которых оказывается и сухопутный транспорт («Собрал я также экипажи / Фургоны, дроги, сани даже //» 1, с. 34. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486г. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.
Ниже – мужчина, которого тошнит, склонился за борт. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия— фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (анализ поэмы С. Бранта и картины И. Босха) древнейшего мифопоэтического образа создало фундамент для формирования нового мифопоэтического образа Корабля дураков. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте.
«Корабле» являются церковные служащие. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Наряду с такими понятиями, как Град Господен и Град Сатаны. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника.
Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Пространная аллегорическая поэма «Das Narrenschiff» (1494) немецкого ученого и писателя-сатирика Себастиана Бранта повествует о корабле, полном дураков, который держит путь в «дурацкий рай»— Наррагонию. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Голубой или синий цвет – это символ обмана иногда символ супружеской измены.
По одной из версий, в основе сюжета лежит стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), повествующее о ладье, пассажиры которой во многом схожи с героями босховского судна без руля и ветрил. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Все человечество находится в одной лодке.
Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Помимо всего прочего, в пышной листве верхней кроны столь причудливого дерева-мачты зритель замечает уродливый лик, напоминающий оживший человеческий череп, на деле являющий собой голову совы птицы ночи, символ греха и неверия, которая у Босха служит «аллегорией беспросветно темной, не освещенной светом веры прошлой жизни человека» 5, с. 125, за которую ему вскоре придется понести соответствующее наказание. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук.