Ирина, спасибо за прекрасную статью и подборку фото картин Босха.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители.
Точная дата рождения Босха неизвестна. 12. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
Мощное звучание обширных цветовых пятен красного одеяния святых фигур скрепляет всю композицию триптиха. И даже Игорь Фёдорович, да. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Босх – был личностью весьма интересной. Вот, собственно и всё.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Это было последнее произведение Босха. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо).
Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Его полуобнаженное тело все в крови. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25картин и 8рисунков. 7 Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Меня зовут Лубберт Дас». На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. тварей на балу не мало. 14.
Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Мать его была дочерью портного. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Его техника называется алла прима. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Что же думал про себя сам художник. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
13. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Низменным, кровожадным инстинктам толпы противопоставлен немой укор и сила духа согбенной фигуры Спасителя. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Жизнь его протекала внешне спокойно. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. 1505, Берлин, Государственные музеи).
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
11. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. Достоверные факты скупы. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века.
И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям.
Босх знаменит не только выбором сюжетов для своих картин, но и тонким выстраиванием пространства и перспективы в своих полотнах: зритель смотрит на происходящее как будто откуда-то с небес, выполняя роль стороннего наблюдателя, что абсолютно не характерно для живописи того времени. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. 15.
Это — притчи о смысле и назначении жизни человека, философские размышления о принципах мироустройства. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе».
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».
Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Это очень тонкая аллегория. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже. За художником закрепилась репутация одного из самых таинственных живописцев в мировом искусстве.
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Лишь семь творений Босха подписаны. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
На картине, вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Творчество Босха загадочно и современно.