Купить картину или постер "Поклонение волхвов", художника Иеронима Босха вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями.
Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека). Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. 9). Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают.
Но почему они принесли именно такие подарки. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв.
19:19. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. 4). Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности.
Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Уникальным является то, что в канонический сюжет Босх вписывает Антихриста и, как бы подчеркивая необычность трактовки традиционной темы, заимствует позу Богоматери и младенца из работы Яна ван Эйка, созданной около семидесяти лет назад.
Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа.
Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.
Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. ил.
Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Значение одних и тех же деталей зависит от контекста и при расшифровке творений Босха, с его причудливой символикой, об этом точно нельзя забывать.
Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. Эти детали, которые встречаются только у Босха, судя по всему, маркируют пространство, где сидит приемный отец Спасителя, как иноверное и нечистое.
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам.
нами и бесами. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Их действия обличают в них приспешников дьявола. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. также цв.
Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое.
Центральная часть «Рождение Христа» (цв.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. Третий волхв, чернокожий Гаспар, держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду.
Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Легенда о мессе Св. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула.
ил. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию. 20:8.
Снаружи на нем изображены два воина и человек, преподносящий дар государю, восседающему на престоле. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.
И так далее. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен.
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Взгляд его насторожен.
На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже). По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57.
Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей.
На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. 2 и 4). ил. Т. 2).
В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. 6). В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние».
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги.
Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Ее символика далека от обычного благочестия.
И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце.
Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. они часто появляются в качестве зрителей.
Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). Полуобнажённый – на нём лишь рубашка и багряный плащ, – с массивной короной на голове, с золотым браслетом на запястье, с прозрачным цилиндром, прикрывающим язву на лодыжке, он смотрит на Иисуса с какой-то двусмысленной улыбкой, в то время как на лицах его спутников написана нескрываемая враждебность. Поскольку эти гротескные фигуры находятся внутри полуразвалившегося хлева – старинного символа синагоги, – было принято считать, что это либо Ирод и его лазутчики, либо Антихрист со свитой. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).
Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. ил. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.
Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Внутренние створки написаны в монохромной коричневато-серой гамме, за исключением фигур донаторов. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета. ил. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии.
В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот – от центра.
По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям». Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. 5). Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42.
Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Поклонение волхвов (триптих Босха) «Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. Мессия из рода Давидова родился там, где стоял дворец его предка, – Новый Завет был заключен на руинах Ветхого. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Они же изображены на предмете, который полуобнажённый персонаж держит в левой руке, причём, как ни странно, предмет этот не может быть ничем иным, кроме шлема второго волхва. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно.
Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер.
У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Самый загадочный персонаж – это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов.
И для святого волхва, видимо, казался неуместен. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись». Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Первое пришествие Христа стало исполнением древних еврейских пророчеств, но, поскольку евреи не признали Христа Мессией, они утратили статус избранного народа и превратились в изгоев. Один из них, стоящий в профиль, явно монах. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.
Три волхва – намек на этих трех царей. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы. – Тело Христово.
Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. Двое из них забрались на соломенную крышу, третий вскарабкался на дерево, чтобы лучше видеть происходящее. 1) не соответствуют канону40. Мы этого точно не знаем.
Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов.
То и другое не слишком убедительно, хотя связь этого персонажа с силами зла несомненна – о ней свидетельствуют демоны, вытканные золотом на полотнище, свисающем у него между ног. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар.
Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XV в. они часто появляются в качестве зрителей.
Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнажённом персонаже царя Давида и отлучённого от церкви пророка Валаама. Внутренние створкиНа боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св. Петром и Св. АгнессойИмя коленопреклонённой женщины – Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом – агнцем на заднем плане. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Историк Лоринда Диксон, которая предлагает читать многие образы Босха через призму позднесредневековой алхимии, показала, что эти дома очень похожи на изображения химической посуды, какие встречаются в рукописях XV – XVI веков. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам.
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. Позже, однако их репутация была восстановлена.
В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. 2, см. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку.
ил. Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнём. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.
Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44.
Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Легенда о мессе Св. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Овца олицетворяет собой христианина, брошенного и беззащитного, у безжизненной скалы церкви. ил.
Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее. 13:2 – 24. ил. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна.
По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. Как было сказано выше, немецкая исследовательница Лотте Бранд Филип считала, что старик, стоящий в дверях хижины, – это Антихрист.
Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево.
Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам, относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Босх пошел еще дальше. Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа.
Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри.