История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Определенные металлы, камни и растения. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей.
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Свинья эта – простейшая метафора доминиканского монаха (судя по головному убору), состряпавшего донос на ближнего – некоего «еретика». В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Его техника называется алла прима.
И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Безобидный кролик (символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века). Бытовой жанр вырос, «отпочковался» из портретного, а пейзажный — из тех ландшафтных фонов, которые нидерландцы всегда писали с такой любовью.
Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Ерун ван Акен родился около 1453г. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Ад изображен в правой части триптиха. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. (Лев в глубине, над головой жирафа). Был у нидерландцев и свой провинциальный «маньеризм».
Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Перед нею несколько девушек с яблоками на головах. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. На переднем плане мужчины и женщины группами, парами, одиночные. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Смотрим у Босха.
Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Почему он мог принять такое мрачное и гротескное направление, как у Босха.
Эти фоны разрастались, подчиняли себе фигуры, превращавшиеся иногда в стаффаж, отсюда оставался только шаг до чистого пейзажа. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Но можете присоединиться к любой компании по своему вкусу. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Факт принадлежности Босха к Братству Богоматери служит подтверждением его благочестия и делает безосновательными все попытки причислить его к какой-либо из еретических сект, распространившихся в Нидерландах перед Реформацией. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Босх отвечает, – нет.
Лишь семь творений Босха подписаны. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Необычным кажется Дерево-человек, в туловище которого устроена таверна, а голова поддерживает диск, на котором под звуки волынки мучают грешников.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Библия говорит, что грешным человек стал очень скоро после своего появления на земле. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
«Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов». Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни. Его техника называется алла прима. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Иоанна, бесследно исчезли. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому.
Там сложились самые большие коллекции его полотен. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. Антихрист совершит все возможные виды поддельных чудес, соединит в своих руках все сокровища мира и щедрой раздачей уравняет людей в богатстве, результатом чего будет ужасающий разврат во всемирном царстве Антихриста.
Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Это совсем иное. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Счет датирован 1480 годом. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря.
Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах – говорит пессимистически Босх. Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. В триптихе Искушение св. Основное действие разворачивается на центральной панели. Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру.
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Босх Иероним Картины и биография Иеронима Босха Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник.
Или там тело полностью восстанавливается и живет полнокровной адской жизнью. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Иероним Босх – великий нидерландский художник. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». 12:1). Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Властвует демон наживы (он в центре в черном): пускаются в ход крапленые карты, фальшивые кости, шулерские приемы и прочие ухищрения алчности. Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Ибо то, что называют грехом любострастия и есть сама жизнь, суть ее. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Так и должно быть в символике. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного.
Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Сова, смотрящая из корзины – типичый, для Босха, символ зла.
Как не было и змея. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. – так писал о ней Р. Б. Климов. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит. Поскольку ничего не известно о становлении Босха как художника, можно предполагать, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Существует несколько исследований, посвященных алхимическим символам использованным Босхом в его картинах. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Вот вам удобная пещера (с правого края внизу), располагайтесь и обсуждайте. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Сначала выясним, что такое ад. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Вот, собственно и всё. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Какой-то паре захотелось поговорить о бренности.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Иной раз буквально заимствовали композиции Леонардо или переносили в живопись его рисунки.
Картина называется «Искушение святого Антония «. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. На виду и уединившиеся в огромных плодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях. Сюжет религиозный. К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Вот таким образом художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Его техника называется алла прима. Рождение Земли, рождение жизни на Земле. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Лишь семь творений Босха подписаны. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
И стало так». Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
Ни одна из этих работ не сохранилась. Большой кусок картины посвящен осуждению увлечения музыкой и наказаниям музыкантов. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Лишь семь творений Босха подписаны.
Прежде репертуар жанров готической живописи ограничивался в основном иконами, заалтарными образами и циклами фресок иллюстрирующих жития святых. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.
Группа девушек в центре с аистами на головах. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой. Его техника называется алла прима. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Суммируем сказанное. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Адского в этой сцене – лишь безмерная корысть и подлость вполне земных обывателей. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Близилось царство станковой светской живописи — не удивительно, что раньше всего в странах, провозгласивших Реформацию стали появляться уже чисто жанровые картины с изображениями торговцев в лавках, менял в конторах, крестьян на рынке, женщин в будуарах игроков в карты и кости. Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символа любви. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, смотрятся куда более реалистичными и материальными. Фокусник – одна из ранних работ Босха. Детей эта пара так и не завела.
Св. Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость. Сцены, весьма целомудренные, за исключением нескольких. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480году, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Откровенно эротическая – слева в центре трое под прозрачным зонтиком. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Весьма нетипичный случай для художника.
На папском троне в конце XV века были такие одиозные личности, как распутник Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа, устранявший неугодных ему людей с помощью яда. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Религиозная нравственность сочла взаимное влечение мужчин и женщин грехом. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл.
Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим. Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя». На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В сове воплотились силы тьмы и мудрости. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
А грехи. Большая часть того, что написано в энциклопедиях о нём, не раз подвергалась сомнениям, критике и переписывалась. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». 1500, Мадрид, Прадо). Однако это не совсем справедливо. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Может быть это плохие музыканты. Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто.
Играющая в воде пара. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом».
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Какой угрюмый ханжа скажет, что здесь греховодство и похоть. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Разгул дьявольских сил наживы, зависти, жадности, злобы, дикости.
Изображение «классической наготы», прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и выглядело даже несколько комически, как «Нептун и Амфитрита» Яна Госсарта, с их пышными раздутыми телесами. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Пожалуйста, отойди в сторонку и обнимайся. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.
Они пьют вино. «Сад наслаждения» – гимн женщине и любви – дань благодарного художника своей невесте, красавице и богачке имевшей смелость ответить на любовь скромного художника и ставшей для него жизнью и духовной опорой. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Похотливых и прожорливых ждут наказания через осязание и вкус их будут истязать адские змеи и жабы.
Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Душевная черствость, холодность. Давая в середине рая, в центре животворящего озера розовое сооружение неизвестного материала, художник в темную глубины его помещает сову – символа носителя злых, темных, несправедливых, греховных, если хотите, дьявольских моментов в планах, чертежах животных и человека, которые только и сделали возможными их создание, существование, размножение. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом, небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Следующая «адская сценка» столь же реальна.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Апофеоз босховской демонологии — его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные люди, перемешавшись с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в мучительной похоти их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных инструментов, стискивают и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы, глотают. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Тут же и донос со всеми печатями и чернильница и гусиное перышко. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Драматурги следовали строгим классическим канонам.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Из темной влаги выступают очертания суши. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом видели адепта еретической секты спиритуалов или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения или же неумолимого преследователя порока. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Никто не избегает кары, никому не удается спастись. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
Когда женщина торгует своим телом стряпают доносы и наушничают. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Но дать другую жизнь женщина может через любовь, взаимное притяжение мужчин и женщин. И даже Игорь Фёдорович, да.
Есть в городском архиве документы о первом договоре с братством, заключенном Босхом в 1480-1481 годах. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Сова присутствует несколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих, несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены.
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Только природа остается чистой, бесконечной. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. Справа в шатре сидят любовники.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Собрались игроки в азартные игры: карты, кости, триктрак. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
Там, вероятно и родился около 1450 года. Пылали костры инквизиции.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». По легенде, когда Антоний уединился в пустыне, Дьявол со своим легионом бесов пытались неоднократно соблазнить святого подвижника, сбросить его в пучину грехов, страха и отчаяния, но тот стойко перенес все атаки нечистых сил.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Нет ни одного недовольного, хмурого, злого лица или безобразного тела. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам имеющие пряный и приятный запах. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом.
Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра. Коза и олень с аистами на спине.
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Иоанна. Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
А размышлять над символами, не привлекая с самого начала астрологию, значит, с первых шагов стать на путь домыслов. А вот астрологией увлекались все образованные люди того времени ее приверженцами были Джордано Бруно, Пико делла Мирандола, Галилей, Кеплер, Нострадамус, Парацельс, Роджер Бэкон, Томмазо Кампанелла. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Их символ – перевернутое зеркало Венеры. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города.
В середине XVI века, спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Наверняка, неизменной моделью.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
Семья ван Акен, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.
А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). А сзади него жизнь, покидаемая им. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Места: укромные источники, зеленые луга, цветущие сады, берега, курорты, танцевальные залы. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.
Приносит ли любовь кому-нибудь страдания, горести. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).
javascript:newwindow (christ. html)Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Но разве тут дело в св. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Его техника называется алла прима. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя.
Значит и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Лишь семь творений Босха подписаны. Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет. Босх всецело отдал себя в творчество.
Что мы и видим у Босха. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
Все лица искренни, заботливы, внимательны, счастливы. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. вХертогенбосе (Брабант). Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Это единство закономерно и естественно.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Молодой Босх говорил о семи смертных грехах. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Царит атмосфера безгрешности, нежности, радости. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Меня зовут Лубберт Дас».
Но сейчас разговор о главном, – о любви. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Св. Лишь 7 творений Босха подписаны. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Босх вырос в семье потомственных художников. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Композиции преимущественно «полуфигурные», что ясно указывает на их прямую связь с жанром портрета. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. 1478 года), стали художниками. Чем больше процветал Антверпен — международный порт, «цветок моря», тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих мировых доходов. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Странные фантасмагории Босха рождены философическими потугами разума.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву».
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Кому-то больше по душе обниматься с Мудростью (совой слева), а не женщиной. Его техника называетсяалла прима. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». в Хертогенбосе (Брабант). Ерун ван Акен родился около 1453г. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь. Она символ опустошения и несчастья. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). В поисках возможных источников его фантасмагорических образов исследовался его религиозный и культурный кругозор. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может».
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Имя ее Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Все резвятся, кто во что горазд. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Кроме одного эпизода супружеской неверности (мужчина несет раковину с женой и любовником, с чем он вынужден считаться и смиряться), других бед нет. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Их несамобытность очень заметна. Бог видит «. Заселившие ад Босха чудовища, монстры, уроды, ожившие мертвые существа всего лишь фантастические воплощения этих духовных уродств и человеческих несовершенств. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Достоверные факты скупы. Эти фантастические образы могут заключать в себе множество скрытых смыслов, но расшифровать их совсем не просто. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Термин Возрождение, означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих.