Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера – лучший дар Иеронима Босха потомкам. До нас дошли только некоторыекартины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Иероним Босх.
В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа. Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босхавряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшеевремя. В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500».
Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Иероним Босх (нидерл. Jeroen (Hieronymus или Jheronimus) Bosch наст.
С большой долей достоверности авторство Иеронима Босха было установлено лишь в отношении девяти рисунков. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. В честь 500-летия с дня смерти Иеронима Босха в 2016 году в Нидерландах запущен проект, который носит международный статус— «Босх 500». До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию.
Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго. Иероним Босх– один из самыхзагадочныххудожников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение. Иероним Босх (настоящее имя- Ерун Антонисон ван Акен) — нидерландский художник из города Хертогенбос, загадочный и необычный живописец, гений своего времени. Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний.
Одно из важнейших произведений Иеронима Босха, полон злых насмешек над священнослужителями. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде.
Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости.
Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх – был личностью весьма интересной.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». – так писал о ней Р. Б. Климов. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. С конца XIX после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
Мать его была дочерью портного. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Кроме того, аллегорический язык этого времени, да и более позднего, действительно, многозначен.
Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Его техника называется алла прима. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Символы меняют значение в зависимости от контекста.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. И наиболее сложным. Легенда о мессе Св. Его техника называется алла прима.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Босх вырос в семье потомственных художников. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.
В триптихе Искушение св. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. В верхней части толпа увлекает за собой кроткого и смиренного Христа, а в нижней изображены ведомые на Голгофу два разбойника, один из которых уверовал перед смертью. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Иоанна, бесследно исчезли. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Справа в шатре сидят любовники. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков.
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Лишь 7 творений Босха подписаны. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. в боковом пределе) братства. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Точная дата рождения Босха неизвестна. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Ему противостоят мощные силы зла. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен.
Впоследствии он получал множество заказов: в 1493-1494 годах Босх создал эскизы витражей часовни, в 1511-1512 — распятия, а 1512-1513 — паникадила. Ад изображен в правой части триптиха. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». В своих картинах Босх очень умело отражает уродство греха, призывая, прежде всего, отречься от него. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Картина называется «Искушение святого Антония «.
Это единство закономерно и естественно. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Босх всецело отдал себя в творчество. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Лишь семь творений Босха подписаны. Детей эта пара так и не завела. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей.
На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. И собачка – маленькая, с сумасшедшими глазами, – приспустив голову, смотрит вслед уходящему.
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Кем на самом деле являлся Иероним Босх: одержимым психопатом, сектантом, провидцем или всего-навсего великим художником, этаким древним сюрреалистом, как и Сальвадор Дали черпавшим идеи в сфере бессознательного. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Только в противопоставлении очевидному, явному злу художник может дать некоторое понятие о сияющем свете Христа. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Вот, собственно и всё. В отличие от других нидерландских мастеров — Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена — Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая — Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Лишь семь творений Босха подписаны.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Он напоминает гигантскую строительную площадку. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Сатира – одна из сторон живописи Босха. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Иоанна. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа.
1500, Мадрид, Прадо). Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Оно не укладывается ни в рамки общей европейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Там, вероятно и родился около 1450 года. Св.
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Ерун ван Акен родился около 1453г. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Его техника называетсяалла прима.
Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Бог видит «. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Его техника называется алла прима. Но разве тут дело в св.
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок.
в Хертогенбосе (Брабант). У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония.
Только природа остается чистой, бесконечной. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Лишь семь творений Босха подписаны. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, кажется, ничто в нём не свидетельствует о присутствии сил зла, однако болотистая пещера, в которой святой устроил свою келью, носит следы упадка и разложения. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Всю западноевропейскую культуру во второй половине XIV — начале XV века пронизывает тема Смерти. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Достоверные факты скупы. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств).
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Пылали костры инквизиции. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». То, что Питер Брейгель Старший (ок. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
1478 года), стали художниками. Здесь он сидит, облокотившись и не то наблюдает за борьбой между святым и демонами, не то глядит на странный предмет на белом платке вроде отрезанной стопы. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Лишь 7 творений Босха подписаны.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Сюжет религиозный.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Ерун ван Акен родился около 1453г. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовлениецерковной утвари.
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом видели адепта еретической секты спиритуалов или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения или же неумолимого преследователя порока. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. А вот астрологией увлекались все образованные люди того времени ее приверженцами были Джордано Бруно, Пико делла Мирандола, Галилей, Кеплер, Нострадамус, Парацельс, Роджер Бэкон, Томмазо Кампанелла. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Его техника называется алла прима.
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. В 1480 году в документах городского архива он упоминается уже как самостоятельный художник, который женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Искусство Иерони-ма Босха поражает глубиной постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений интригующей многоплановостью, допускающей множество толкований. Меня зовут Лубберт Дас». Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).
Босх показывает ужас страданий и мук ада, пытаясь вызвать страх и отвращение у своих зрителей к греху и похотям человеческим.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ни одна из этих работ не сохранилась. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Ничто не нарушало размеренного ритма его существования, распределённого между семьёй, мастерской и Братством, вот таким образом ключ к объяснению того, зачем ему понадобилось изображать тот завораживающе-странный мир бурлящих человеческих страстей, которым наполнено всё творчество хертогенбосского мастера, следует искать в другом месте.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. вХертогенбосе (Брабант). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.
Они пьют вино.
Его техника называется алла прима. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».
Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Это особенно видно по изображению преисподней. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь. Весьма нетипичный случай для художника. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.
Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Меня зовут Лубберт Дас».
То, что Питер Брейгель Старший (ок. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Спорна центральная часть.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. И даже Игорь Фёдорович, да. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Творчество Босха загадочно. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Это было последнее произведение Босха. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Большинство его родных – дед Ян ванн Акен, два дяди Босха, отец Антониас и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений Босха подписаны.
12:1). Св. Босх и реален и символичен.
В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. А сзади него жизнь, покидаемая им. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.