Меня зовут Лубберт Дас». Лишь 7 творений Босха подписаны. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. в Хертогенбосе (Брабант). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441).
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Живопись Босха – пророческая. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Неизвестна и дата его рождения. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Он сражается с ними, как сражается и сам художник.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 1 3, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Лишь семь творений Босха подписаны. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Темой Искушения св. вХертогенбосе (Брабант). Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Босх – был личностью весьма интересной.
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Весьма нетипичный случай для художника.
Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж.
Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Несомненно, атмосфера мастерской или студии должна была окрашивать его самые первые, детские впечатления. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий иобрядовых таинствБратства и заканчивая написанием створокалтарядлякапеллыБратствав соборе св. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Ван Акены – потомственные художники.
Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. В триптихе Искушение св. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Его техника называется алла прима. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города.
1500, Мадрид, Прадо). В живописи ему было интересно абсолютно другое. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Его техника называется алла прима. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Как-нибудь объяснить его затруднительно.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Художник стал известен еще при жизни. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ерун ван Акен родился около 1453г.
По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. Несмотря на огромный интерес к личности художника существенная часть творчества Босха оставалась неизвестной. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Влияние Антихриста не ограничивается его окружением: силы зла олицетворены также пастухами, взобравшимися на крышу, – во всяком случае, так можно предположить по их взглядам. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Ерун ван Акен родился около 1453г. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В конце книги приводится библиография самых значительных. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Это было последнее произведение Босха. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Уже перед входом в загадочный мир героев Босха нас встретит сюрреалистический фонтан из «Сада наслаждений». Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Лишь 7 творений Босха подписаны. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Лишь 7 творений Босха подписаны. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Его техника называется алла прима. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Босх без колебаний избегает больших форматов. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. С разных точек (снизу, сверху, стоя на винтовой лестнице или рассматривая обстановку с балкона, где расположен огромный орган) вы увидите весьма реалистично сделанные куклы героев его произведений, будь то чудище с воронкой на голове или летающее существо с арфой.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. 1450-1516). Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
после грехопадения. Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Его техника называетсяалла прима. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Воображение – фантастическое. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. На обороте складня Босх пишет Литургию Григория Великого, во время которой святому открываются Страсти Христовы.
.