Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Спорна центральная часть. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов.
Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Т. е. Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее. Далее идут сцены изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека.
Считают, что это автор изобразил себя – в то время было принято рисовать себя среди других персонажей. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа.
Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски.
Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус.
Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Одна из ранних работ художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.
Та же поза, т. е. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний.
Одни психиатры начисто отрицают наличие патологии (относя все к творческому своеобразию), другие говорят о наличии шизофрении. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. И восьмое стояние, к которому точнее всего подходит цитата из евангелиста Луки: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Например, пожар.
На два века о Босхе забыли. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Во-первых, он убирает пейзаж.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица. Не был веселым Бросх.
Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Единственный помощник – это Симон из Кирены. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Его фантастический силуэт виден на многих картинах Босха.
В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Подробнее: Центральная тема "Корабля дураков" проходит через все творчество художника. То появляются «гибриды» животных и деревьев, какие то огромные уши, проткнутые стрелой, кувшин на лошадиных ногах и горлышком в виде ануса» Веселенькая» компания. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем.
Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. в боковом пределе) братства. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок.
На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент. В этой школе провел три года юный Эразм Роттердамский, будущий великий гуманист. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
Работы его широко не выставлялись, да и были они «на любителя». Не хочет и не принимает. Но внезапно среди этой благодатной атмосферы зритель замечает внизу в уголке какое-то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой — напоминание о вечно присутствующем на земле духе зла.
Психиатры считают, что П. Антокольский погорячился. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Ад изображен в правой части триптиха. Творчество Босха загадочно. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление.
На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
Что сохранилось от нее в городе.
В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы.
Ад Босха – это фантасмагоричные персонажи, (напомню, что фантасмагория – причудливая картина, рисующаяся человеку в его болезненно-расстроенном воображении. ), чаще отвратительные: головоногие монстры в шляпах и сапогах, рыбы с ногами, пожирающие деревья, какието ужасные утконосы. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Вскоре свершится то, что было предопределено.
Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью».
Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Вот укрупненный центр картины и мы видим, что голову Христа, спокойное, как будто заснувшее лицо, закрытые глаза плотно окружают со всех сторон люди, которые вытаращили глаза, сверкают глазами и что-то кричат и говорят. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Символы меняют значение в зависимости от контекста.
Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план. «Мир зрелого Босха – это мир уродливых людей и невообразимых чудищ, творящих непотребства на фоне разрухи и пожарищ». На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
В это время Босх пишет большие триптихи — «Воз сена» (Прадо), «Искушение святого Антония» (Лиссабон), «Сад земных наслаждений» (Прадо). В Назарет путь Ему был также закрыт. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах.
Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Наконец, еще два персонажа.
В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
А последователь тоже велик – Питер Брейгель Старший. Не знаю, как насчет остального, а вот оригинальности у Босха с избытком. На раннем полотне Босха «Фокусник» (1478) в группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим.
Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. И разного возраста – мы видим это по цвету бород, по вихрастости или плешивости голов – жители Иерусалима, понятно, что они, в общем, все, скорее всего, радуются тому, что Христа ведут на казнь. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб».
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Очевидно их было крайне мало. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. Этим Босх напоминает другого великого гуманиста своего времени — Эразма Роттердамского, одновременно создававшего христианский трактат «Оружие христианского воина» и сатирические диалоги «Дружеские разговоры», в которых досталось всем ханжам, лицемерам и обманщикам от религии. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь).
И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Т. е. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.
Ранний период — 1475–1490 годы. Кольцо быстро сжималось. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. (Ин 8:31—32).
Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Но никаких других персонажей здесь нет. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Известно, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни.
Вот крупный план этой части картины. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». Кисти Босха принадлежат несколько триптихов.
Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Братство исповедовало «новое благочестие» — не внешнюю формальную религиозность, а внутреннее благочестие, обретаемое на пути духовного паломничества. Могила художника, находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу.
Тщеславным черт подносит зеркало и в это же время страшная жаба забирается на колени одного из них. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
Однако ситуации изображаемые автором, уже выходят за рамки обычных, даже религиозных, сцен. Композиция картины подчеркивает эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Мы все подвержены тем же порокам, что и "дураки" на картине. Если это абстракция – то болезненная, если плод мышления – то парадоксального.
Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям.
Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Можно по-разному трактовать символику Босха, но есть детали, расшифровка которых не под силу самому искушенному знатоку. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно.
Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. Т. е.
Кто готов к этому. Например, персонажи картины едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Отсюда берет начало меланхолическая тема «суеты сует» — философического сюжета Vanitas. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Но явных указаний на это у нас здесь нет.
В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Мы едим, пьём, обманываем играем в глупые игры. Продолжаем ее рассматривать и видим, что на самом деле Христос не единственный, кто закрыл глаза на этой картине. После его смерти в августе 1516 года имя его упоминалось с уважением, он для всех был pictor insignis. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей.
У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Кто готов к этому. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Все это как будто списано с картин Босха. Ему противостоят мощные силы зла.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Так, вишню иногда называют райской ягодой, ее сладость символизирует мягкость натуры доброго человека.
Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятие с донатором». Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. И наиболее сложным. Психиатры называют это состояние онейроидом.
На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Но Иисус пришел не для того, чтобы установить земное царство, основанное на внешнем могуществе, а для того, чтобы открыть сердца людей Богу, добру. Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво.
Скорее всего – нет. Одной из главных сфер деятельности «Братства общей жизни» было воспитание детей и школа в Хертогенбосе находилась под их строгим контролем. Вернее, что мучители – это преступники. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Вот этот образ.
Психиатры говорят даже о развитии манихейского бреда (борьба злых и добрых сил вокруг самого больного), который очень хорошо запоминается и может быть воспроизведен в виде картин. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Вот таким образом, вполне возможно, что "корабль" – это и есть сама "церковь".
Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский. Он гадок и отвратителен. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Краски то нежно вибрируют, то пылают огнем, то сверкают бликами, то сияют потусторонним светом.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Имя мастера поныне овеяно легендами. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых. Начнём с фрески Джотто «Несение креста».
И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату.
Т. е. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Его полуобнаженное тело все в крови. В общем, мы видим знакомую нам картину. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники.
С симпатией он изображал только Иисуса Христа и Богоматерь, да еще святых. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием.
Но имя Босха стало известно в основном благодаря тому, что в его работах появились абсолютно новые, невиданные персонажи. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. рядом). Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства.
Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Картина называется «Искушение святого Антония «. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Это створка несохранившегося алтаря. И все они, как в «Вие» Гоголя истязают людей самыми невообразимыми способами. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Вскоре свершится то, что было предопределено. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима.
Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше.
Лицо Христа по-прежнему в центре. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах.
Его ранние работы ироничны иносказательны, но при всей их гротескной заостренности основаны на реальных жизненных впечатлениях. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены.
Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Персонажи корабля Босха – представители различных слоев общества. Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Т. е. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. И фрески на этот сюжет есть. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Плоды вишни, лютня и винный кувшин – распутство и потеря самообладания от алкоголя. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх.
Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян. Босх и реален и символичен. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти.
Еще в 70-е годы XIV века в доме городского священника Герта Грота, ученика знаменитого мистика Яна ван Рейсбрука, была создана новая религиозная община «Братство общей жизни». Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. О диагнозе его, естественно, можно говорить лишь предположительно. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. И не исключено, что в ней учился Иероним Босх.
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Врубель и Чюрленис – ярчайшие онейроидные художники.
Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа.
Меня зовут Лубберт Дас». Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.
Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди. Это монстры, кровожадные и греховные. Это было последнее произведение Босха.
«Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Больные называют это сном наяву. В противоположной стороне милосердная Вероника отвернулась, закрыв глаза, чтобы не видеть этого устрашающего зрелища монстров. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым.
Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский.
Это вполне традиционно и понятно. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Впервые их можно видеть на картине «Воз сена».
Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Обвинители Иисуса выдвинули новый, самый веский аргумент: «Он называл Себя Мессией — Царем. Иероним Босх – псевдоним. Вернемся к картине в целом. Людям останется великое религиозно-нравственное учение Христа и лик их Спасителя, отпечатавшийся на плате Вероники (этот образ на Руси издревле называли «Спасом нерукотворным»). Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Его лик чудесным образом запечатлелся на платке.
Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста.
Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. Автор спрашивает: Куда плывет такой корабль. Триптих «Поклонение волхвов» (ок.
Ему противостоят мощные силы зла. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри.
В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Вверх идем, в центр – голова Христа.
И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Диагональ этой квадратной картины обозначена очень ясно: это диагональ бруса креста из левого верхнего угла в центр. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Таким образом Босх отдал должное человеческой глупости и жадности для пояснения своей мысли он изобразил на первом плане аллегории семи смертных грехов. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве – символы зла и ереси.
На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Мы же обратимся лишь к двум из них.
Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха. 1500, Мадрид, Прадо). Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Они вообще не видны, они в тени, глаз нет.
Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. А фигура, безусловно, центральная. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Другая важная особенность картин Босха – отсутствие «воздуха».
Это подтверждает изображение обнаженных мужчины и женщины, открыто трогающих интимные части тела друг друга. Справа, тот, который исповедуется, – это, видимо, тот, который покается, благоразумный разбойник, а слева, который как-то весь согнулся, обмотанный веревками и что-то пытается, судя по всему, кричать, протестовать, – это, видимо, будущий нераскаявшийся разбойник. Он принадлежал к братству прихода церкви св. В те времена было обычным явлением среди любителей и знатоков живописи заказывать копии с прославленных шедевров тем художникам, которые обладали высоким мастерством и могли повторить подлинник в той же технике максимально близко. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Характерно, что с самого начала творчество Босха носит разоблачительный или морализаторский характер, в нем на первом месте – борьба добра и зла, порока и добродетели.
Мы видим Христа в центре, несущего крест. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи. Обратите внимание, на зрителя смотрят только два героя этой работы – Христос и ведущий его на казнь палач. Обе интерпретации не противоречат друг другу. Как передать атмосферу, в которой жил и творил мастер.
У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Т. е. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века.
Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. Но не таковы должны быть дети Его Царства. И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца (XVII в. ) считал Босха единственным художником изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии». По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.
Босх не указывает конкретно на грешника. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Медленно движется печальная процессия. Средний период — 1490–1505 годы.
Мать его была дочерью портного. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами.
Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Красный цвет представляет страсть. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа.
Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. Коричневый цвет символизирует ум. Человек у него ужасен и ничтожен одновременно.
В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». В отличие от других персонажей, которые как раз вполне себе драматично показаны: кричат, поднимают руки, жестикулируют, взмахивают веревкой, смотрят в разные стороны и т. д. Карикатурные черты в облике босховских персонажей обусловлены их моральной низостью, тогда как другие художники заальпийской Европы, ориентировавшиеся на культурные установки Возрождения (Дюрер, Грюневальд) использовали «уродливые мотивы» как повод для размышления о скоротечности красоты, о бренности земных благ перед лицом всеразрушающего Времени. Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века.
Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
Иллюстрация на тему таланта и «бионегативности». Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Поразительно, насколько разнообразны творческие искания Иеронима Босха. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Точная дата рождения Босха неизвестна.
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Кто готов к этому.
Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Бог видит «. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.
Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Картины Босха полны символизма. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур.
«Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
Мы видим внизу слева фигуру молящегося монаха, понятно, что она к сюжету не имеет никакого отношения. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Это высмеивание и осуждение человеческих пороков, представителей церкви и религии в общем. Включив их в композицию, Босх остался верен себе. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Больше не помогает никто. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто.
Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Кричащие лгут, молчащие говорят правду.
И в этой работе Босха из Мадридского королевского музея и в этой работе из Венского музея истории искусства мы видим, что есть некие элементы ландшафта, какой-то условный пейзаж здесь намечен. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. Подробнее: Цвета картины имеют скрытый смысл. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Мастерство Босха было оценено современниками, от отсутствия заказов он не бедствовал. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам.
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.
Лица людей свирепые. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание.
Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Два слова о фоне. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Он смотрит перед собой, вперед и вниз.
Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Т. е. В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста.
Тема расплаты за грехи, столь частая в работах Босха – как нельзя лучше пришлась ко двору в этих странах (Испания – подлинный центр европейской инквизиции). Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Всё человечество плывёт через море времени на одном общем "корабле".
Они кричат, буянят, рискуя перевернуть корабль. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа.
Осужденный был передан в руки солдат. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. Нужно отметить, что "кораблем" в средневековье называли место в церкви, где сидели прихожане. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Для него характерны небольшие жанровые работы: «Семь смертных грехов» (Прадо), «Брак в Кане» (музей Бойманс, Роттердам), «Извлечение камня глупости» (Прадо), «Фокусник» (Сен-Жермен-ан-Лэ), «Корабль дураков» (Лувр). 1505, Берлин, Государственные музеи). Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал.
1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы. Жизнь его протекала внешне спокойно. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства.
И Босха и Эразма вполне можно назвать «еретиками», если понимать под этим словом философа, стремящегося дать свое прочтение множеству христианских истин, создающего свою многогранную символику. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников. Опять те же алые одежды, что были у Уголино. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году.
Поскольку это изображение, по сути, является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Что касается собственно центральной части этой истории, а именно несения креста, на Христа возложили крест и заставили его нести, а потом еще Симона Киринеянина заставили этот крест нести, по одной версии, по другой версии поддерживать, помогать Христу нести этот крест. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова – символ искушения и обмана, удод – знак нечистоты, бабочка – олицетворение ветреного желания, единорог – указание на смерть. Никто из великих художников, близких по времени творчества (Дюрер, Микеланджело, Рафаэль) и близко не стоял к Босху по мрачному, мизантропическому восприятию человека.
Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может».
При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Мы видим фигуру Христа, несущего крест. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения.
Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Это был бы другой Босх, а может никакого Босха и не было бы». Все это мы найдем и у Босха. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался.
Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа.
О жизни художника нам известно мало. Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Фигуры напоминают гротескные маски: плоские, грубые и уродливые.
С большим трудом можно обнаружить фигуру св. страдания он испытывает ото всех сразу. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания).
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Т. е. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Но штанина не выглядит разорванной. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Иеронимус (Хиеронимус) Антонис Ван Акен (Эйкен) (1450/60-1516) – таково подлинное имя этого человека. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.
Огромная образованность, неординарность мышления, техническое мастерство, трезвый взгляд на мир и глубокая религиозность образуют сплав сродни философскому камню. Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Что это – указание на разбойника. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста».
Вот и Босх населял свои картины такими животными. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Это предтечи. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека.
Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Тем самым как бы еще больше подчеркивается, что лицо Христа находится в центре изображения, а все остальные персонажи, лица их, располагаются вокруг него.
В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Говорят, что Босх оставил свой портрет на картине «Поклонение волхвов». Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Он закрывает им глаза, также как и Христу.
Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Герой рассказа «Недермюнстерская мадонна», принадлежащего перу крупнейшего нидерландского писателя XX века Хюберта Лампо, наблюдает фантасмагорическую картину празднования начала поста в небольшом современном городке: «Участники карнавала вырядились в самые фантастические костюмы. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Это очень важная для нас диагональ. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Христос окружен врагами.
Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Привлекают внимание и почти реальные, словно живые образы строителей собора и фантастических существ, не уступающих им в «натуральности», на верхней части аркбутанов. В триптихе Искушение св. Как бы то ни было, а чем то Босх привлекал, привлекает и будет привлекать.
Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Городок Хертогенбос в XV веке был одним из важных культурных центров Брабанта. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом.
Она находится в Мадриде в Королевском дворце. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Известно, что он был потомственным живописцем: его дед, отец и братья отца были живописцами. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. В отношении человека, ухватившегося за крест обеими руками, также существуют разные версии: кто-то считает его Симоном Киринеянином, которого солдаты заставили помогать Христу нести крест, кто-то – солдатом, специально повисшим на Кресте, чтобы утяжелить ношу. Чело его обращено вверх.
Творчество Босха делят на три периода. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине.
Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Если в «Увенчании терновым венцом» мы видим лица обычных людей, написанные с большой достоверностью, то здесь их даже сложно назвать карикатурой: заведенные вверх, как у слепцов, зрачки или, наоборот, вытаращенные, воспаленные глазные яблоки кривые, сплющенные или болезненно раздутые носы.
Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии.