Босх не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни достоверных автопортретов. В данном случае нужно найти 99объектов в Саду земных наслаждений – например, двуногую собаку, автопортрет Босха, нож с ушами и группу людей, залезающих в яйцо. Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Все это как будто списано с картин Босха. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец – Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Исследователи объясняют это особенностями религиозности тамошних жителей, носившей мрачноватый оттенок, уделявшей значительное место расплате человека за тяжкие грехи. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Еще острее Босх.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Св. Босх сам присоединился к этому братству в конце 1480-х годов. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Справа в шатре сидят любовники.
Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Там же и умер в 1516году.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Иоанна. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала).
Творчество Босха остается волнующим, загадочным и удивительно современным. И даже Игорь Фёдорович, да. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Между тем уже в 1480-1481 годах в книгах счетов зафиксировано, что он приобрел две створки старого алтаря, незавершенного его отцом. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города.
Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Спустя четыре столетия после смерти сюрреалисты нарекли его «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
Поглощенность проблемами земного существования человека, смелое отступление от незыблемых канонов религиозного искусства в выборе и интерпретации тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и о его причастности к великому процессу рождения культуры Нового времени. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
12:1). В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. И все же лучше судить о Босхе по его работам. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
– спрашивает он. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны и ни одно не датировано художником.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Вот и Босх населял свои картины такими животными. Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Итак, Иеронимус Босх (которого на самом деле звали Ерун ван Акен), родился в фламандском городе Хертогенбосе, предположительно в 1453 году, в семье живописца Антония ван Акена. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества.
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Меня зовут Лубберт Дас». Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги.
Последователи тоже были: достаточно вспомнить раннее творчество и графику великого Питера Брейгеля Старшего. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Босх вырос в семье потомственных художников. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Апокрифы. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Проект по исследованию и сохранению наследия Босха был запущен еще шесть лет назад – к настоящему моменту здесь каталогизированы все работы художника и учеников его мастерской, обнаружены две неизвестные работы Босха, подлинность еще двух, напротив, опровергнута, отреставрированы два почти рассыпавшихся триптиха – Мученичество святой Либераты и Святые отшельники. Они пьют вино.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Остальная публика потешается, срезает у дурня кошелек, неприлично ласкается, в общем, всё как у людей. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Здесь количество «нечисти» еще ограничено.
Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с четками в руках.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих.
Искусство Иерони-ма Босха поражает глубиной постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений интригующей многоплановостью, допускающей множество толкований. Все.
Достоверные факты скупы. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.
Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 – 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Больные называют это сном наяву.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха. Порой астрологические предсказания становились сенсациями.
О нем вообще мало что известно. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Психиатры называют это состояние онейроидом. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Очевидно их было крайне мало. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом.
В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя». Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду.
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.
Идиллические райские видения и картины ада, населенного то женственно-беспомощными, а то чудовищно уродливыми существами, отвратительные превращения, таинственные символы — все это характерно для большинства произведений Босха и делает его творчество уникальным и волнующим явлением в истории искусства. Средневековую мистику и демонологию. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие.
При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Он родился в голландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и 1455 годами (как и многие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. На выставке будет представлено около 50 произведений мастера. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории.
Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Более или менее достоверно следующее. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена».
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Похотливых и прожорливых ждут наказания через осязание и вкус их будут истязать адские змеи и жабы. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Подлинного Босха будут окружать копии его картин художников XVI и XVIIвеков, в частности кисти Лукаса Кранаха Старшего, а также подготовительные рисунки художника из берлинского собрания.
На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». тварей на балу не мало. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные».
Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден.
Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем.
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Mать происходила из семьи резчика по дереву. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом.
Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Что же думал про себя сам художник. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом».
Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Я сам извращенец и псих. Я в психах и извращенцах куда как больше вашего понимаю. Но задал романтический тон для других писателей: Кто бы был в состоянии рассказать обо всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти и о тех привидениях и адских чудищах, которые часто скорее пугали, чем услаждали смотревшего. Босх сам присоединился кэтому братству вконце 1480-х годов. Меня зовут Лубберт Дас».
Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Некоторые из этих гипотез устарели иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами есть и такие, что дали ключи к пониманию картин. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Особый драматизм ситуации придает тот факт, что музей Прадо сам позволил провести новую атрибуцию своих полотен и, более того, в обмен на результаты этих исследований согласился отправить некоторые картины Босха в Голландию. Чтобы убедиться в этом, придётся немного углубиться в биографию художника. Босх был весьма начитан и образован, о чем можно судить по сюжетам его произведений, где использовались содержание старинных книг, в первую очередь религиозных, народные предания и пословицы. Счет датирован 1480 годом. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Это было последнее произведение Босха. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок.
Особо широкое признание Босх получил в Испании и Португалии, где имеются наиболее обширные коллекции его картин. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Там, вероятно и родился около 1450 года.
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня».
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Пылали костры инквизиции.
Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Чернокнижником и алхимиком. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Лишь семь творений Босха подписаны. Лилия Хлебникова, вы меня ещё учить начните.
Все, что действительно точно известно оБосхе, можно описать буквально внескольких фразах. Положительные образы его картин – это Христос, Богоматерь, Мария Магдалина искушаемые дьяволом святые: Иоанн Креститель, Иероним, Антоний, Христофор. Брак Иеронима Босха не был счастливым (супруги не имели детей), но он дал ему материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
Тут и головоногие существа в шляпах и шлемах и ящеры в сапогах и чудища, напоминающие рыб с ногами, грызущие дерево, животные с головами наподобие утконосов. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Формы, в которых художник воплощает эти идеи, год от года усложнялись и все больше наполнялись таинственной символикой. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
В нем находится большой собор Святого Иоанна, расписанный старинными фресками, по которым художник вполне мог учиться живописи. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Его техника называется алла прима.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В 1480 Босх вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны).
Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей).
Иероним родился в большой семье потомственных художников. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Это вполне традиционно и понятно. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Авторство обеих работ до сих пор приписывали ученикам из мастерской художника, но к юбилею атрибуцию изменили. Томас ван Акен, прадед Босха, передал свое дело сыну Яну ван Акену, а тот, в свою очередь, отцу Иеронима – Антонию Ван Акену. Приписывается Босху (автопортрет. ).
600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». То, что Питер Брейгель Старший (ок. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Вспомните хотя бы как Умберто Эко в «Имени розы» говорит о них устами молодого послушника: «там видел я жену похабную, оголенную, со спущенной кожей, угрызаемую нечистыми лягвами, уязвляемую аспидами и уестествляемую толстобрюхим сатиром с крупом грифа, с ногами, утыканными жестким пером и с бесстыжею глоткою, выкликающею ему же самому вечное посрамление видел я и скупца, коченеющего смертным холодом на своем ложе под колоннами и навесами беззащитною жертвою злой бесовской когорты, на него бросающейся, рвущей с последними хрипами из греховной глотки душу в образе младенчика (но не для вечной жизни, о горе. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.
В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Пассажиры корабля Босха – представители различных слоев общества. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха.
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Вероятнее всего, он прошёл начальное обучение в мастерской своего отца, после чего во время странствия подмастерий увидел живопись своих великих предшественников – Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Ханса Мемлинга и Дирка Боутса. Портрет Иеронима Босха. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества.
Иерун ван Акен был единственным художником избранным в почетные члены Братства за всю историю существования организации и несомненно, что он пользовался большим уважением среди адептов Братства. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. И правда, кем был Босх. 1478 года), стали художниками.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований.
Иоанна, бесследно исчезли. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Бестселлер эпохи Молот ведьм. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Около шести лет спустя о нем впервые написали, как о художнике и примерно в это же время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Такими они считаются и сегодня. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами.
Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Лица людей свирепые.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Известно, что он был членом Братства Богородицы, религиозного сообщества, объединявшего людей не только верующих, но и занимавшихся благотворительностью. Работы этих художников до современности не дошли, а потому трудно судить, что и сколько Босх почерпнул из семейных традиций живописи. Последний период творчества художника характеризуется отходом от изображения мистики и фантастики.
Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Священное писание. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше».
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Иероним с детства приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Св. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Через два года, если верить записям, он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации.
Вот, собственно и всё. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Победителем-учеником.
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Возможно, автор работы – Жак Ле Боу (Jacques Le Boucq). Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.