Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Внимание Босха привлекает астрологический феномен, со всеми его значениями и дополнительными религиозными подтекстами. В аванзале выставки «БОСХ. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Его техника называется алла прима. Неизвестна и дата его рождения. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Лишь семь творений Босха подписаны. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Босх знаменит не только выбором сюжетов для своих картин, но и тонким выстраиванием пространства и перспективы в своих полотнах: зритель смотрит на происходящее как будто откуда-то с небес, выполняя роль стороннего наблюдателя, что абсолютно не характерно для живописи того времени. Перед странником лежит ненадежный мостик. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Ерун ван Акен родился около 1453г. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
в Хертогенбосе (Брабант). Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. С ним очень мало праведников оказалось на небесах.
Безжалостность – вот что она значит для живописца. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Как воссоединится душа с телом. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать.
В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). вХертогенбосе (Брабант). На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.
Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Художник стал известен еще при жизни. Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Это уже безнравственность и блуд. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена».
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения.
Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. То, что Питер Брейгель Старший (ок. На черном фоне расположен под ним Ад. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Пастыри и паства совместно беспутствуют. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян.
Воображение – фантастическое. Босх – был личностью весьма интересной. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Это было последнее произведение Босха.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Что же мы видим у Босха.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. 1450-1516). Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Лишь 7 творений Босха подписаны. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.
Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной». Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Карты «Босх» могут открыть нам дверь в мир этого гениального художника и организовать увлекательное путешествие по одной из самых знаменитых картин в истории западного искусства. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года. Творчество Босха загадочно и современно. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию.
Его техника называется алла прима. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.
Может быть, это объясняется той тщательностью, с которой он выписывает каждую деталь в своих композициях. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый.
Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Темой Искушения св. Лишь 7 творений Босха подписаны. В живописи ему было интересно абсолютно другое. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Как-нибудь объяснить его затруднительно. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Иероним Босх – великий нидерландский художник. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре.
Перед вами – репродукция картины Босха. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Другой объелся до рвоты. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни.
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Современников Босха забавлял гротеск его изображений.
Внизу под ним буйствует Жадность. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Меня зовут Лубберт Дас».
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Картина Босха показывает корабль. Эта культура, с ее верой в колдовство и демонов, с постоянным страхом перед проклятием Страшного Суда, наиболее отчетливо проявляется в искусстве Босха.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Рядом сидит в кресле тучный монах. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. В центральной части триптиха, посреди сооружений самых причудливых форм и очертаний изображены толпы обнаженных людей, пребывающих в состоянии блаженного полусна среди экзотических животных и птиц, которые своими размерами подчеркивают ничтожность и незначительность человека. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. По Писанию они все еще закрыты. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Живопись Босха – пророческая. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы.
Ван Акены – потомственные художники. после грехопадения. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют.
В конце книги приводится библиография самых значительных. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Его техника называетсяалла прима. И все же лучше судить о Босхе по его работам. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.
Босх без колебаний избегает больших форматов. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря.
Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Мистические сближения между астрологией и христианством были давней традицией, которой придерживался и Ян ван Рёйсбрук, духовный отец Братства общей жизни.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть.
Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий иобрядовых таинствБратства и заканчивая написанием створокалтарядлякапеллыБратствав соборе св.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Его техника называется алла прима.
Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле.
Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Это – кощунственная для церкви мысль. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. 65 карт «Босх» полностью воспроизводят «Сад Наслаждений» за исключением трех массивных рамок триптиха. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.
Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля.
Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. Он – живое обличение глупости и безбожия. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Ерун ван Акен родился около 1453г. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Ожившие видения» создатели постарались собрать всю имеющуюся информацию о жизни и творчестве Босха, включая самые невероятные версии. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Если поместить две любые карты рядом, то изображенные на них фрагменты картины, как сложенные вместе пазлы, превращаются в единую композицию.