Посетителей дворца так же восхитят затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античные Портлендская ваза, Палестринская мозаика и статуя пьяного сатира, а в подвалах — руины древнего храма Митры. После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон. Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини. Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.
Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.
Изменения в архитектуре городского дворца второй половины 17 в. можно видеть на примере построенного в Риме по проекту Бернини палаццо Киджи (Одескальки). Очертания плана церковного нефа напоминают два колокола, примыкающих друг к другу основаниями, что позволило придать стенам волнообразность и увенчать здание овальным куполом. Св.
Прочие архитектурные работы в Риме: участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна) дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки фасад коллегии Пропаганда Фиде отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658) скала Реджа в Ватикане (1666) церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658). выше). Над всем царит высокий овальный купол, обработанный серией разнообразных по форме, небольших, но глубоких кессончиков. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были полностью проданы государству. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Спокойная поверхность почти глухой торцовой стены, на которой лишь намечен рисунок, повторяющий аркады уравновешенного, ренессансного по характеру двора, ничем не изобличает своеобразие пространственного построения интерьера, который скрывается за этой стеной.
Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
Виньола резко выделяет главный фасад (собственно барочные качества которого были усилены в его окончательном варианте архитектором Джакомо делла Порта) как основной, наиболее импозантный элемент объемной композиции и расчленяет его в соответствии не столько со структурой внутреннего пространства, сколько с масштабом улицы — прием имевший большое градостроительное значение. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. Особенностью ансамбля является сочетание идей барокко с национальными традициями, например, характерным для немецкого искусства небольшим пластичным формам: павильон с королевской ложей декорирован скульптурами маленького размера, что еще больше подчеркивает крупные габариты навершия над «Воротами». В результате три фронтона оказались вписанными один в другой (рис. Однако в принципах композиции ансамбля мастера барокко порывают с художественными традициями архитектуры Возрождения, тяготевшей к гармонично уравновешенным сочетаниям объемов и свободным пространственным построениям и разрешают проблему целостного городского ансамбля на основе коренной перепланировки частей средневекового города с применением строго симметричных осевых построений. 58). В 300 метрах от шедевра Борромини находится шедевр Бернини – Сант-Андреа-аль-Квиринале.
По просьбе кардинала Амелио и графа Ногарола, Рафаэль Барберини дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини. Прямые плоскости сменяются изогнутыми, вместо прежних пилястр появляются полуколонны, а затем и колонны, которые даже начинают отделяться от фасада, отчего его пространственная структура еще более усложняется и обогащается.
Наряду с работами по завершению собора и площади св. 1714-1722 гг. В безудержной страсти к декору, покрывающему почти все фасадные плоскости, сказались последствия долговременного испанского владычества: рустовка со стен переходит на пилястры оконные и дверные наличники получают причудливые очертания. Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка) правое же крыло является чисто декоративным добавлением.
Между 1625 и 1630 годами Пьетро работает над своим первым архитектурным проектом для семьи Саккетти известным как вилла Саккетти аль Пиньетто, сохранившаяся в руинах. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. 26) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания. Алтарная ниша богато декорирована. Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663).
Он отличался роскошной отделкой и богатством материалов. 27). В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание. Уже первая работа мастера была неожиданностью и стала буквально манифестом нового стиля: это грандиозный бронзовый балдахин (киворий) высотой 30 м, устроенный в центре собора под его стометровым куполом.
Интерьер интересен многочисленными произведениями искусства. Тут было много театральности. выполнил Пьетро да Кортона.
Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов. Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично. Баварский курфюст Максимилиан II Эммануэль (он жил в изгнании во Франции с 1706 г. ) для строительства приглашал итальянских архитекторов. Даже гирлянды и путти в основании купола повторяются в обоих интерьерах.
Наиболее ранний (1632— 1638) оригинальный замысел Борромини осуществлен им в ренессансном палаццо Спада: это рассчитанный на иллюзорный, театрализованный эффект короткий коридор, прорезающий низкий садовый корпус и ориентированный на поставленную в крошечном садике позади корпуса, ярко освещенную статую. 64). Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре сооружений того периода. Франческо Кастелли, прозванный Борромини (1599, Биссоне близ Комо— 1667, Рим), с 1608 г. обучался скульптуре в мастерской отца Б. Кастелли, архитектора герцогов Висконти в Милане. Интересны также церковь СантАньезе фуори ле мура. 1660 – 1714 гг. ) построен королевский замок (1698 – 1706 гг. ) Потсдамский дворец Сан-Суси, создан архитектором Кнобельдорфом по образцу палаццо Барберини в Риме, работы Палладио. В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера.
1695 – 1773 гг. ) В немецком барокко прусской провинции Брандербург чувствуется влияние Нидерландов и Франции. В оформлении собора он дает столько патетики, порывов, чудес, молитвенных исступлений игры возбужденных форм, позолоты, узоров, регалий, сколько только могли пожелать папы – его заказчики (Бернини с ними не спорил, как спорил когда-то Микеланджело). Почти одновременно со строительством монастыря, церкви и созданием интерьеров Сан Карло Борромини работал над ораторией Сан Филиппо Нери в монастыре Филиппинцев (1637—1643). Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис. Ясность композиционного замысла, торжественный ритм крупных пилястр, чередующихся с ордерными наличниками второго, парадного этажа, монументальное венчание объема высоким рельефным антаблементом и аттиком-балюстрадой со скульптурами придавали облику здания подчеркнутую парадность и величие.
В центре расположен просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Общая глубина площади, достигающая более четверти километра (280 м), позволяет охватить глазом всю композицию в целом, включая венчающий центрическую часть храма мощный купол. Маленькая церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме — одно из самых характерных произведений как для творчества Борромини, так и для всего римского зодчества поры развитого барокко. Был в Лиссабоне (1719—1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца.
Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Искушенному XVII веку требовались более ухищренные средства. 30).
Противостояние вылилось вовзаимные упреки иподозрения. ок. Главный портал церкви напоминает величественную триумфальную арку.
Наиболее интересен его маленький прямоугольный двор, обрамленный со всех сторон двухъярусными ордерными галереями. Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. Последняя представительница некогда влиятельного семейства, принцесса Корнелия Барберини (1716–1797), вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна, что положило начало ветви Барберини-Колонна. Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29).
Петра. Для возведения охватывающих пространство овальной площади четырехрядных крытых колоннад (их высота —19 м при такой же ширине) с проездами для карет и проходами для пешеходов понадобилось 284 коллонны, 80 столбов и 96 больших венчающих аттик статуй. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». На все строительство ушло 5 лет (1627-1633 гг). Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.
Библиотека, основанная кардиналом Франческо Барберини и насчитывавшая более 60 тыс. Современники превозносили его ранние академические работы, сравнивая их с произведениями древних, а также художников Возрождения. Это осложняет замысел и вносит динамику в окруженное капеллами внутреннее пространство.
Кругу он неизменно предпочитал эллипс. 1650 г. ). В нескольких шагах отсюда Дворец Роспильози Паллавичини (1603 г. ), в котором размещается знаменитая картинная галерея с шедеврами Караваджо, Рубенса, Боттичелли, Рафаэля и других живописцев. В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен). В плане по периметру центральную площадь ансамбля обрамляют арочные галереи (здесь находятся оранжереи) с плоскими крышами. 60).
Внушительному пятиэтажному фасаду свойственно почти классическое благородство, но богатейший парк, украшенный фантастическим каскадом (пожалуй наиболее богатым в бедной водой Южной Италии) и интерьеры — яркие произведения позднего барокко. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. Княжеские апартаменты 18 века, к которым можно попасть по спиральной лестнице Борромини, также открыты для просмотра. Характер и расположение ордеров и деталей стены — проемов, фронтонов, наличников, ниш, скульптурных картушей—подчинены единой цели: достигнуть возможно большей пластической выразительности и динамичности архитектурных масс.
Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены. Вместе с тем зарождающийся рационализм буржуазной эры подтолкнул мастера на любование чисто функциональными конструктивными формами пересекающихся арок. архитектор Андреас Шлютер), в Вюрцбурге – епископская резиденция (Wrzburger Residenz. Филиппо Ювара (1678, Мессина — 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана. Впоследствии парковая территория палаццо была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий.
В XI веке во Флоренции обосновалось семейство Барберини, очень богатое и влиятельное. История дворца тесно связана с историей фамилии Барберини. В последующих произведениях Борромини эти качества еще более усиливаются.
К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. Самыми характерными постройками Борромини, дающими возможность проследить идейную заостренность образа и рассмотреть средства его художественного воплощения, являются церкви Сан Карло алле кватро фонтане (1635—1667) и Сант Иво (1642—1660) в Риме.
Гениальный декоратор, Бернини достиг этого постановкой в подкупольном пространстве собора гигантского бронзового кивория (балдахина) со спиральными колоннами и причудливым завершением, а также эффектным скульптурным оформлением видимой за киворием алтарной абсиды. Родился в семье скульптора Б. Кастелли. В Дрездене (Саксония) в период властвования Августа Сильного архитектор Кьявери строит церковь Хофкирхе (1738-1756 гг. ), ее стиль – римско-барочный, однако чувствуется влияние французского Версаля. Образуется как бы волнистый рельеф, непрерывно изменяющийся в соответствии с изменением Освещения.
Образцом в этом отношении является построенный Пьетро да Кортона фасад церкви Санта Мария делла Паче (1656—1657), замыкающий композицию одноименной площади. Августин со св. Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа. Из павильонов Цвингера, связанных между собой галереями, наиболее красивы овальные строения, где находились трибуны королевского двора, а также знаменитый павильон «Ворота под короной» (Кронентор), сочетающий двухъярусную арку и надвратную башню.
По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio). С 1769 — в Милане. В трудные времена, чтобы достойно содержать дворец, многие его сокровища были проданы. В 15 лет убежал в Рим.
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца—католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают, что в основе шестиугольной формы лежитформа пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости)— геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII (1568-1644г. г. ). Начало строительства церкви относится ко времени его правления. Сзади длинное крыло прикрывает сад. Так был создан тип площади, превращающейся как бы в своеобразный открытый вестибюль перед церковным зданием.
Пеппельмана, построившего ее по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (с 1694 года – курфюрст саксонский). Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами. Придавая улицам строго прямолинейные очертания, отмечая их начало и завершение площадями или эффектными архитектурными и скульптурными акцентами, зодчие барокко достигают большого богатства и разнообразия архитектурных мотивов и в то же время создают планировочную систему, упорядочивающую хаотическую застройку средневекового города. Между 1634 и 1638 годами, на вершине славы он становится президентом академии св.
Ансамбль Цвингер сам Пепельман называл «римским творением». Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дель Пополо.
Петра, лежащую перед фасадом собора. Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед. И здесь проявляется много изобретательной фантазии. Церковь расположена на углу виа Феличе (теперь Куаттро Фонтане), у ее пересечения с виа Квиринале, соединяющей Квиринал с выездом из города, отмеченным микеланджеловской Порта Пиа, т. е. у одного из самых ответственных перекрестков барочного Рима. Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. Луиджи Ванвителли (1700, Неаполь— 1773, Казерта) учился в Риме у отца — художника Гаспара ван Виттеля. В середине XVIII века мужская линия рода Барберини пресеклась.
Скульптуры ансамбля созданы Б. Пермозером. Необычайно одаренный, разносторонний мастер (он был также живописцем), Бернини стал подлинным художественным диктатором Рима. Пьетро да Кортона также довольно рано завоевал репутацию разностороннего мастера.
Его главное произведение — церковь Санта Мария делла Салюте (1631—1687), самое большое купольное здание Венеции, построена при въезде в Большой канал. Неустанно работая над выполнением множества заказов, за которые получал баснословные, даже по тем временам, гонорары, Бернини вел блестящую светскую жизнь вельможи, вполне соответствовавшую его общительному, живому характеру. Такова его капелла Санта Синдоне (начата в 1667 г. ) собора в Турине. В 1628 г. назначен главным архитектором собора св.
Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) -становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтончики нижних окон «наложены» на антаблемент. Но глубокие портики, врезанные в плотное тело фасада, утяжеленные пропорции верхнего яруса, группы пилястр, собранные по углам среднего ризалита, антаблемент верхнего ордера, непосредственно переходящий в архивольт, обрамляющий арку в среднем уширенном пролете портика, — все эти элементы в целом создают облик храма, отличающийся чисто барочной выразительностью. Главный фасад дворца был задуман Бернини в виде развитой вширь центральной части с гладким нижним этажом, трактованным наподобие монументального цоколя и двумя верхними этажами, расчлененными на всю высоту пилястрами большого ордера. Из гражданских построек Гварини следует отметить палаццо Кариньяно в Турине (1680), свидетельствующий об использовании в дворцовой архитектуре приемов, выработанных в культовом зодчестве.
Историк немецкой культуры. Общее впечатление, производимое интерьером, — безусловная устремленность пространства.
Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. По краям площади имеются еще два фонтана: один изних—Фонтан Мавра, был создан попроекту Джакомо дела Порты, аотреставрирован попроекту Бернини. В 1900 году библиотеку кардинала Франческо и антикварную мебель Бернини купил Ватикан. Борромини же выражает себя в почти замкнутых символах, стремится к максимальному сжатию пространства избегая больших масс, он заостряет очертания и выставляет их на рассеянный свет, перевертывает, часто смещает функцию перспективы, пользуясь ею для того, чтобы сократить, а не продлить пространство.
Прибегая к таким приемам, как поворот по диагонали опорных элементов искривление антаблемента. Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов. Ансамбль площади состоит из небольшой, недавно (ок.
Колонны полукруглого входного портика спарены. Петра, при этом интерпретация деталей в динамичном духе, вводящая в композицию мотив гирлянд и лепнину, расположенную под углом в 45 градусов, свидетельствует об известной противоречивости, присущей поздним работам мастера. Римское барокко проникнуто духом зрелищного ансамбля.
Там собраны греческие и римские скульптуры, гробницы, терракотовые изделия и картины. С 1624 г. начинается деятельность Бернини в соборе св. По замыслу Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Если попали внутрь, зайдите взглянуть на скульптурное надгробие Станисласа Костки – работа французского скульптора Пьера Ле Гро (вход в ризницу платный). Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia).
Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. В каждом регионе немецкое барокко получило характерный акцент, в зависимости от национальных традиций, а также мастеров, которые возводили сооружения. В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. В базилике хранится картина Тинторетто«Брак в Кане» (1561 год).
Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. Созданная Бернини площадь св. Примером может служить римская церковь Сант-Аньезе на площади Навона. Тем самым Бернини окончательно отошел от замысла Браманте — Микеланджело, но зато исправив ошибку Мадерны, он с поразительным искусством включил здание собора в построенный на новых, барочных принципах ансамбль.
В Бенсберге замок (Schloss Bensberg. Эффект оптической иллюзии – любимейший эффект барокко.
Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). На улице Салария находятся также Катакомбы Присциллы, самые важные городские катакомбы. Биография Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino) италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Возведение Цвингера началось в 1711 году.
В середине 18 века мужская линия рода Барберини пресеклась. Для благоустройства огромной территории кардинал Франческо Барберини – племянник Папы, привлек ботаника и натуралиста Кассиано даль Поццо, культивировавшего здесь большое количество экзотических растений и животных, вплоть до оленей, страусов и верблюдов. Еще недавно историки архитектуры порицали Борромини за его крайности.
Немецкое барокко наиболее ярко представлено дрезденской резиденцией Цвингер (Zwinger) архитектора М. Д. Архитектор завершал строительство собора Святого Петра и соборной площади (1656 – 1667 гг. ) Четырехрядная колоннада из 284 колонн высотой 19 метров, которую создал мастер, расходится от фасада и образует трапециевидную форму площади, а затем создают овал, что дает ощущение динамичности пространства, чувство подвижности колонн, раскрытие архитектурного пространства сооружения. Из частных дворцов, построенных Лонгеной, наиболее значительны палаццо Незаро (1679) и палаццо Редзонико (начат ок.
С 1615 г. переехал в Рим, где выполнил следующие работы: перспективный коридор в палаццо Спада (между 1632 и 1638), церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638—1640, фасад — 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642, освящена в 1660), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647—1650, скульптура выполнена позднее), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645—1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654), палаццо Фальконьери (1650—1658). Барочный дворец Аугустусбург (Augustusburg) и охотничий дворец Фалькенлюст (Falkenlust) в Брюле (Brhl) строил придворный баварский зодчий француз Кювийе. Третья церковь Кортоны — Санта Мариа аль Корсо (ранее — Санта Мариа ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным. Еще один элемент маньеризма можно усмотреть в подчеркнутом контрасте между аскетическим обликом главного фасада и пышно орнаментированным садовым фасадом, спроектированным, по-видимому, по образцу виллы Боргезе (Джованни Вазанцио).
План церкви представляет собой овал, по периметру овала расположены 8 ниш — капелл, разнообразных по форме и декоративному убранству. В вилле дЭсте в Тиволи, построенной архитектором Пирро Лигорио (ок. Эта работа была главным делом его жизни, но позже он подвергся суровой и не вполне справедливой критике за то, что устоял от соблазна общего в его время увлечения экстравагантными и дешёвыми эффектами, а старался при достройке собора идти по стопам Браманте и Микеланджело. В Рейнской области замки немецкого барокко с «французским акцентом» строили французы. Боковые торцы изгибающихся снова вперед антаблементов выглядят как раскреповки. Baltasar Neumann.
Строгие античные пропорции уже не устраивали живописцев и зодчих, которые стремились «выйти за рамки», установленные Ренессансом. С момента выхода зрителя на овальную площадь колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, по-видимому, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада).
Бернини выражает себя в многословных аллегорических повествованиях, стремясь к максимальному пространственному размаху, приводит в движение огромные массы света и тени использует иллюзорные возможности перспективы. Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами. Здесь находится Вилла Киджи, построенная по заказу кардинала Киджи, Вилла Ада, в прошлом принадлежащая королевской семье Савойа и Вилла Албани. 46).
Стройный, вытянутый по вертикали, он заставляет задирать голову в этой узкой улице. Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь. При сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), связывающей папский дворец с собором св. Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Овальная площадь с обелиском посередине и двумя фонтанами в ее геометрических фокусах охвачена, словно щупальцами, гигантскими четырехрядными колоннадами (символ раскрытых для верующих объятий церкви) и превращена в огромный раскрытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем.
рис. слева). Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. Начатое в 1664 г. здание было закончено только в 18 в., причем сильно искажено пристройкой.
Однако в 1645 году (после смерти Урбана VIII) для семейства наступили тяжелые времена.
Первоначальное образование получил в мастерской отца. Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). Стиль сооружения долгий период являлся предметом споров искусствоведов. Барабан фонаря окружен шестью группами спаренных колонок, увенчанных криволинейным карнизом.
В результате в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства, а правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением для достопримечательности высокой исторической ценности. Виньола обратился к форме купольной базилики. Балдахин — произведение, стоящее на грани между скульптурой и архитектурой. архитектор Иоганн Лука Гильдебранд).
Венчают колоннаду 96 скульптур. 35). Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание.
Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. По ту сторону реки Аньене расположен жилой квартал Монтесакро. В создании дворца в 1627-1633гг. Петра, Бернини использовал прием искусственной перспективы.
Внешняя объемная композиция храма утрачивает свою целостность. Но наружный облик церкви чрезвычайно различен. Карла Борро-мея. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Расположена на одном из склонов Альбанских гор.
Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада. Перед ним была поставлена задача создать новый фасад для церкви Санта Бибиана (ил.
Рядом с дворцом располагался театр (был снесен при строительстве улицы Барберини). Однако в 1645 году после смерти Урбана VIII, для семейства наступили трудные времена. По настоянию папы Павла V Мадерна в 1607—1614 гг. Узнавая о просчетах Джованни в строительстве зданий и сооружений, Франческо никому не спешил об этом сообщать. Важнейшая градостроительная работа — площадь св.
52). архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах), венский Бельведер (Belvedere. Мартино Лунги Младшему (1602— 1657) принадлежит церковь Санти Винченцо э Анастасио (1646—1650), фасад которой, построенный по классической, но очень собранной и вытянутой вверх двухъярусной схеме, найденной Виньолой, как будто бы сплошь составлен из колонн. Палаццо Барберини возведен вокруг внешнего двора. Иоанн Златоуст и св.
на рис. Николы Альбергати, значительно изменил первоначальный интерьер Микельанджело. Возле дворца был разбит сад, что не было привычным во времена папского Рима.
Прочие работы: Лаццаретто (1733) и церковь Джезу в Анконе (1743—1745) церковь Сантиссима Анунциата (с 1761), палаццо дАнгри (1755) и другие дворцы в Неаполе проект фасада Миланского собора (1750) и перестройка палаццо Реале в Милане (вместе с Пьермарини). отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Уже в раннем произведении Борромини — оратории монахов-филиппинцев (начата в 1637 г. )— достаточно отчетливо выступают особенности его искусства.
Наиболее яркими представителями итальянского барокко были архитекторы: Франческо Борромини (Francesco Borromini), Франческо Кастелли (Francesco Castelli, 1599 – 1667гг. ) и Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 – 1680 гг), Джироламо Райнальди (1570 – 1655 гг. ) Известность получили зодчие, создавшие образ архитектуры итальянского барокко: Карло Мадерно (Maderno 1556 – 1629гг) (Борромини был его последователем), Д. Фонтана (Domenico Fontana, 1543 – 1607 гг. ). Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы). доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения.
Амвросием. 1687 – 1753 гг. ), Шлаун (Иоганн Конрад Шлаун. Переломным моментом стало разграбление Рима в 1572 году и ослабление торговых связей с другими государствами. Афанасий, св. Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения.
В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь. Эффекты светотени здесь абсолютно исключительны. Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св. Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался скенографией. 1716-1730 гг. Его брат Франческо (1659— 1739) построил Филармонический театр в Вероне и перед тем, как обосноваться в Болонье (1726), работал в Риме, Вене и Нанси.
Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах — местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви – соответственно св. Причудливые формы плана образуют динамическую, находящуюся как бы в состоянии непрерывного изменения структуру интерьера. В типичном для этого времени римском палаццо Барберини (ок.
Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Петра в Риме. Фресками также украшены комнаты бельэтажа. План церкви и монастыря с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка). Другие возможные влияния связаны, по-видимому, с проектом виллы Альдобрандини (в том, что касается решения террасы использовании гротов и бассейнов), а также с работой флорентийского маньериста Буонталенти (проект пышно декорированной изогнутой лестницы).
Расцвет барокко приходится здесь на 2-ю половину XVIII в., когда арх. Ритмический ряд устоев, соединенных антаблементом и обходящих вокруг все основное пространство церкви, нарушен по короткой оси овала, где вместо обычной ячейки с капеллой образованы более широкие входная и алтарная ниши.
Прямоугольные варианты планировки площади были отвергнуты после проверки на макетах фрагментов колоннады, сделанных в натуральную величину (1657): ближайшая к Ватикану колоннада скрывала благославляющего с балкона папу от значительной части собравшейся на площади толпы. Агаты, двор монастыря Иезуитов.
36). 5. По приезде в Рим Борромини сначала работал со своим дядей К. Мадерной.
Но не в этом его главная особенность. Georg Dehio. Истоки архитектуры барокко берут свое начало в зодчестве позднего Ренессанса. Планы церквей отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен, следующих за очертаниями ромба (Сан Карло) или треугольных и сферических ниш, следующих за очертаниями шестиугольника (Сант Иво).
Выдающимся мастером позднего барокко был архитектор и ученый-математик Гварино Гварини (1624—1683), работавший главным образом в Турине. Крылья постепенно отступают. По странному стечению обстоятельств она отмечает не только начало наиболее активного периода в деятельности мастера (с 1638), но также и финал его творчества, поскольку фасад церкви оставался длительное время незавершенным (после окончания всех прочих работ) и был выполнен мастером лишь перед самой его смертью, явившись таким образом его последней работой. Общими усилиями постройка помпезного палаццо была завершена уже в 1633 году. Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта.
том V) были основаны на круглом и квадратном плане. Карло Райнальди (1611—1691), выходец из семейства североитальянских зодчих, работал вместе с Борромини на постройке церкви Сант Аньезе и завершал ее после смерти мастера. Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину (рис. Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г. Если не считать различия в плане (круг в Аричча, эллипс в Сант Андреа), построение интерьеров чрезвычайно близко: ордер, обрамляющий капеллы и водруженный на него, украшенный кессонами и расчлененный арочными ребрами купол. Парковая территория была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий.
Им были заложены две центрально-купольные церкви на пьяцца дель Пополо (1662), отметившие начало знаменитой трехлучевой системы улиц: Санта Мариа ин Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (рис. Средний пролет выступает вперед два боковых образуют запады. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. 34). 38).
Устроился на строительстве собора Св. В начале своего творчества тяготел к маньеризму. Джованни Баттиста Ваккарини (1702—1768), получивший образование в Риме, — пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIIIв.
Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715—1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие. Помимо церкви Борромини построил и монастырь Сан Карло. 1881-1950 гг. ) в своей работе «Образы Италии» писал о Риме, как о городе, олицетворяющем барокко.
В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599—1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664). Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св.
Барокко в Англии не получило такой размах как в других странах Европы. Петра, а в расходящихся лучах золотистого света – сонмы ангелов. Г. Дехио (Георг Дехио. К востоку от Бонна был возведен Поппельсдорф (Schloss Poppelsdorf. Главная лестница Ватикана, Скала Реджа известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини.
После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643—1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Его коньком была сложнейшая головокружительная планировка интерьеров, неизменно тщательнейшая проработка деталей. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. Чередование дворцовых пространств замыкается парадными помещениями дворца. Подножие портика решено в виде полукруглой лестницы.
2, 8, 69). Ступенчатый спиралеобразныйфонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. Сильвестра на Квиринале, построенная в XI веке и полностью переделанная в XVI веке. Искусствовед П. П. Джузеппе Цимбало, прозванный Цингарелло, расширил собор, построил церкви Сант Анджело (1663), Санта Кьяра (1687) и особенно поражающую богатством деталей Санта Кроче, а также монастырский корпус при ней, служащий теперь Префектурой (рис.
Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис. архитектор де Котт). Верхний ярус стены с окнами завершается овальным куполом со световым фонарем в центре.
Древние египтяне, не мудрствуя лукаво, делали статуи правителей колоссальными. Обелискперенесен сюда из цирка Максенция. Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670). Организация фасада в целом очень сложна. 41).
Однако в XVIII веке архитектор Ванвителли, который должен был построить капеллу Св. Часть дворца доминирует над площадью Пьяцца Барберини, лежащей на нижнем уровне. Каждой пилястре, отмечающей шесть основных устоев церкви, соответствует ребро купола. Деление на нефы, по существу исчезает: центральный неф сильно расширяется, трансепт имеющий незначительные боковые выступы, сливается с ним, боковые нефы заменяются двумя рядами небольших капелл, в результате этого подкупольное пространство вместе с алтарной нишей приобретает доминирующую роль в интерьере.
Главный фасад, трактованный в торжественных величественных формах, лишен прежней сдержанности и суровости фасад со стороны сада отличается еще более пышным архитектурным декором. Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
Обделенные античным величием, невероятно теплые и податливые, они были идеальны для причудливых задумок художника. Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. Основатель этой династии декораторов и граверов Фердинандо Галли (1657—1743) издал в 1711 г. в Болонье большой трактат. Крупнейшим венецианским зодчим этого времени был Бальдассаре Лонгена (1598—1682).
Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). Значительно дальше от Турина лежит охотничий замок Ступиниджи (с 1729). С 1751 переехал в Казерту, где построил замок. Центр эллипса отмечен установленным Фонтаной обелиском, а фокусы — фонтанами. Оратория Филиппо Нери Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню.
Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Не меньшей напряженностью отличается и архитектура капеллы Санта Синдоне, построенной Гварини при туринском соборе (1668—1694, рис. По своему виду дворец является по стилю ближе к маньеризма, чем к барокко. Безудержная фантазия мастера, его стремление довести до предела все выразительные средства архитектуры (его изгибающиеся стеновые поверхности, усложненные силуэты венчающих частей, взаимное пересечение и перетекание пространств в интерьерах) придают произведениям Борромини трепетную, доходящую до беспокойства динамичность, а вместе с тем лишают их той тектонической целостности и внушительной, величавой серьезности, которые отличают творчество Бернини. Таковы элементы этого архитектурно-скульптурного произведения, в котором нельзя сказать, что является структурой, а что — украшением, но которое невольно останавливает взгляды каждого проходящего и заставляет их устремиться вверх, а следовательно (по замыслу глубоко верующего мастера), — к богу. Эта борьба завершилась после смерти Микеланджело проектом Карло Мадерны (1556—1629). Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637).
Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства. При Термах Диоклетиана есть Национальный римский музей, созданный в 1889 году. Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64).
выше). Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе. Она состоит из 34 залов на двух этажах и обладает огромным количеством настоящих шедевров. 47).
Василия Сублейраса. 29). 1694 -1749 гг. В итоге, великолепный сад сегодня имеет довольно миниатюрные размеры. Особого внимания заслуживают: Кара Анании Помаранчо, Распятие Св.
ввысь, к основному источнику света в этом темноватом помещении, к овальному фонарю. И вот мы на Квиринальской площади с прекрасным фонтаном Диоскуров. Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых яркихбарочных церквей Рима. В трудные времена, чтобы достойно содержать палаццо, многие его сокровища были проданы.
Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Здесь еще нет беспокойных волнообразных линий, но очертания фасада в целом слегка искривлены в плане. Первое что надо увидеть это Сан Карлино (San Carlo all Quattro Fontane) – закрыта для посетителей с обеда, открыта только с утра, посмотреть ее надо обязательно, зайти во внутренний двор и спуститься в крипту, если будет открыта.
Борромини приписываются капеллы Спада в церкви Сан Джироламо делла Карита (после 1660) и Фальконьери в церкви Сан Джованни деи Фиорентини. Самым крупным представителем итальянского барокко, сыгравшим решающую роль в сложении и развитии этого стиля, был великий архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Оно снова, как в готике, соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, только по-иному звучащий. Его«Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) —барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии. Терезы – раскрывает искусство Бернини глубже.
Агнии за стенами, построенная в 342 году на месте погребения Святой Агнии и церковь Св. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Начало строительства 1711 г. ) строит венецианец. По контрасту с ордерными членениями центра боковые части были скомпонованы в виде плоско рустованных поверхностей стен, оживленных только ордерными наличниками окон.
Свои знания в области создания искусственной перспективы и зрительного обмана архитектор итальянского барокко Бернини применил и при возведении Королевской лестницы (Скала реджа, 1663 – 1666 гг. ) Она соединяет папский дворец и собор Святого Петра. Конкуренты отчаянно ненавидели друг друга, расставляя друг другу капканы и потешаясь над неудачами соперника. Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства. Политические события, которые повлияли на жизнь общества изменили и его мировоззрение.
53). Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо. Мастером построена церковь Санта Мариа ин Кампителли (1665—1667 рис. Из отдельных культовых построек Бернини наиболее выдающаяся — церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658—1678).
Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660—1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Пьетро начал свою карьеру с росписи церкви Санта Бибиана. Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам.
В этот же период немец Пёппельман возвел Цвингер (1709-1716 гг. ) с элементами итальянского барокко. Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1661), первоначально строившаяся Райнальди, но перешедшая потом к Борромини, расположена на площади Навона напротив Берниниева фонтана Четырех Рек (см. Петра» в конце главного нефа.
Овладел профессией каменотеса. Немецкое барокко характеризовалось разделением на южное стилистическое направление (на юге Германии властвовал католицизм) и северное (на севере, в основном, жили протестанты).
Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Остатки этого сада и сегодня впечатляют, благоухая и принося плоды. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.
В оформлении интерьера часто встречается эмблема ордена иезуитов. Церковь выполнена в светлых тонах: розовом, сером, а также золотом и белом. В 1870- 1946 годах Сант-Андреа-аль-Квиринале была дворцовой церковью итальянского королевского дома. С 1998г. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале является тиулярной церквью. Венчает сооружение атлант, который держит земной шар. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини.
Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Петра Риччолини, Муки Святого Себастиана Доменикино и Месса Св.
Как круглая скульптура, он смотрится со всех сторон. 1719 – 1744 гг., архитектор Иоганн Бальтазар Нейман). 1850 – 1932 гг. ) в работе «История немецкого искусства» писал: «Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры».
Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Потолок салона украшен шедевром Пьетро да Кортона – барочной фреской, которая стала образцом для подобных декораций дворцов и церквей.
Петра (1656— 1667). Его композиции отличаются необычайной изощренностью пространственных построений и декора. Однако не эти объемы привлекают внимание проходящих по улице. 42).
Идя от Порта пия по Корсо Италия, приходим на площадь Фьюме (Река), откуда начинается улица Салария.
Он спроектировал парадную лестницу и фонтаны (в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда 19 века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри). Кругу он неизменно предпочитал эллипс. Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева). и получил у Лонгены новую типично барочную разработку. 56). Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном). Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра. Тут всего две фигуры – святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу.
Отход от гармонических образов Высокого Возрождения к более приподнятому, «героизированному» образу, введение в архитектуру ярко выраженного эмоционального начала, нарастание элементов репрезентативности в дворцовых и культовых сооружениях, усложнение и динамизация пространственного построения, повышенно пластическое ощущение архитектурных масс и форм — все эти принципы, зародившиеся в зодчестве позднего Возрождения, были впоследствии развиты и переработаны в архитектуре барокко. Церковь увенчана высоким барабаном имеющим сложную выпукло-вогнутую форму.
Он спарил колонны по длинным сторонам двора, срезал углы, обработав их искривленными в плане антаблементами и, ритмически чередуя архивольт с горизонталью, по-новому подал мотив арочного и двух прямоугольных проемов, носящих название «палладианского». В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.
Петра в 1739—1743 — руководил строительством римского порта во Фьюмичино. 1524—1663), в создании которого принимали участие Мадерна, Борромини, Бернини и Пьетро да Кортона, выдвинутые крылья образуют со стороны улицы кур-донер (почетный двор) входная часть трактуется в виде парадного вестибюля овальной формы со сложной системой обширных лестниц, ведущих в приемные залы. Райнальди выполнены также устремленный ввысь двухъярусный ордерный фасад церкви Сант Андреа делла Валле (1665—1670) и апсида церкви Санта Мариа Маджоре (1673), которая завершила алтарную часть этой древней базилики и ориентированную на нее улицу Феличе, пробитую Д. Фонтана (главный портик базилики см.
Но подлинными виртуозами в разработке монументальной театральной декорации явились художники семьи Бибиена (см. В маленьком Павильоне Авроры знаменитая фреска Гвидо Рени.
При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание.
В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие. рис. Петра, которые должны были служить укреплению престижа католической церкви и придать новый блеск ореолу, окружавшему ее первосвященника и папскую курию, в Риме велось и широкое частное строительство.
В стиле луврского проекта Бернини в Берлине архитектором Шлютером (Schlter Andreas. Папа Иннокентий Х, когда средства наобустройство столь любимой имплощади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог— нафонтаны, начто получил ответ отжителей Рима: «Pane, pane, non fontane. » (Хлеба, хлеба, анефонтанов. ).
44). Увеличение высоты колонн и комбинация главного и дополнительного ордеров являются одним из мотивов позднего маньеризма, а известная непоследовательность, присущая проекту, напоминает о ранних работах Бернини (в частности, участии в создании фасада церкви Санта Сусанна). В павильоне находилась королевская ложа.
Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини. Луки. Внутреннее пространство церкви довольно четко выражено во внешних объемах. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации.
В Австрии расцвет барокко наступил после победы над турецкими войсками (1683 г. ) В Вене был построен Шёнбрунн (Schlo Schnbrunn. В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625).
Плафон Сант Иньяцио (1681)—фантастическая перспективная композиция, в которой уничтожены всякие границы между архитектурными, скульптурными и живописными формами — является, пожалуй, наиболее ярким, экстатическим примером театрализованно эффектного завершения внутреннего пространства в культовом зодчестве барокко. Великолепный парк был поделен на участки и распродан. Предметом особой гордости галереи являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Работы Борромини исполнены драматического напряжения.
Его произведения сосредоточены в Катанье — портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г. Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741), церковь св. «Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини ифонтан Четырех Рек Бернини. Веки св. Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г. ) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями.
Строение венчает изображение королевской короны и геральдические орлы. Муратов (Павел Павлович Муратов. Особенно замечательны в этом отношении декоративные композиции иезуитского монаха Андреа Поццо (1642—1709), главными произведениями которого являются росписи церкви Сант Иньяцио и алтарь в церкви Иль Джезу в Риме (рис.
Итальянское барокко стало образцом для всей Европы. В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит. Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцамиработы Тициана («Апостол Марк на троне»), Луки Джордонеи Пьетро Либери. Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596—1669).
Украшают сооружение многоярусные колонны, расположенные по сторонам от купола. Он четко отделяет нижнюю часть церкви от парусов и арок, перекрывающих неравные апсиды.