Архитектурные и градостроительные идеи Борромини имели даже вне Италии более широкое распространение, чем Бернини: если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремления индивидуума и общества. В архитектуре Борромини нет больше конструктивных схем и привычного распределения частей здания по принципу равновесия тяжести и опоры, конструкция – это продукт творческого импульса, охватывающего образ здания от плана дл мельчайшей орнаментальной детали. Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон. Хотя Борромини не создал архитектурной школы, влияние его получило отражение в широко распространенной ремесленной архитектуре Рима, в произведениях многих итальянских мастеров от Сицилии до Пьемонта. Среди замечательных зодчих, наложивших отпечаток своего дарования на римскую архитектуру XVII в., первые места принадлежат Бернини и Борромини, в творчестве которых получили выражение противоположные крайности высокого римского барокко.
Особенности барокко времени его расцвета, так ярко выраженные уже в первых архитектурных произведениях Бернини и Борромини, были восприняты и другими римскими архитекторами. В маленьком дворике и зданиях монастыря, аособенно в решении храма (1634-1641) Борромини предложил новую концепцию пространства, чтостанет главной темой всей его архитектуры: передача равновесия противодействующих сил пространства внешнего, которое вдавливает и внутреннего, которое расширяется. Цель данного реферата – изучить особенности архитектуры эпохи барокко, выявить особенности творческого метода Франческо Борромини через анализ его работ, а также проследить влияние эпохи барокко на творчество этого архитектора и влияние работ Борромини на развитие стиля барокко.
Его главное произведение — церковь Санта Мария делла Салюте (1631—1687), самое большое купольное здание Венеции, построена при въезде в Большой канал.
К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. Агаты, двор монастыря Иезуитов. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.
Его композиции отличаются необычайной изощренностью пространственных построений и декора. Это кажется парадоксальным, так как он с жадностью изучал древний мир: его рисунки старинных фрагментов демонстрируют критический контакт с римской архитектурой и его реминисценции классической мысли на проект для ВиллаПамфи ли в СанПанкрацио записаны с филологической точностью. Петра в 1739—1743 — руководил строительством римского порта во Фьюмичино. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Он спарил колонны по длинным сторонам двора, срезал углы, обработав их искривленными в плане антаблементами и, ритмически чередуя архивольт с горизонталью, по-новому подал мотив арочного и двух прямоугольных проемов, носящих название «палладианского».
Карло Райнальди (1611—1691), выходец из семейства североитальянских зодчих, работал вместе с Борромини на постройке церкви Сант Аньезе и завершал ее после смерти мастера. Независимый архитектор.
выполнил Пьетро да Кортона. Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо. А декорационный тип фасада, наподобие театрального занавеса или даже «задника», прикрывающего собой объем церковного здания, сформирован еще в искусстве Итальянского Возрождения, но получил законченное выражение в эпоху Барокко. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела. 26) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания. В подлинном Барокко стена агрессивна, напряжена и динамична.
Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены. Между 1634 и 1638 годами, на вершине славы он становится президентом академии св. том V) были основаны на круглом и квадратном плане.
Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки). Биография Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino) италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Он отличался от Джана Лоренцо Бернини и других современников, основывая свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела.
Папа Иннокентий Х, когда средства наобустройство столь любимой имплощади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог— нафонтаны, начто получил ответ отжителей Рима: «Pane, pane, non fontane. » (Хлеба, хлеба, анефонтанов. ). Гениальный декоратор, Бернини достиг этого постановкой в подкупольном пространстве собора гигантского бронзового кивория (балдахина) со спиральными колоннами и причудливым завершением, а также эффектным скульптурным оформлением видимой за киворием алтарной абсиды. Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен.
Помимо церкви Борромини построил и монастырь Сан Карло. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. Но не в этом его главная особенность. Создается галлюцинация, что купол плывет над внутренней частью церкви, так как пята свода и источники света скрыты нижнеи зоной. Его произведения сосредоточены в Катанье — портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г. Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741), церковь св.
Будучи почти самоучкой, он развивал в себе культ Микеланджело. Петра. Созданная Бернини площадь св.
С 1769 — в Милане. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. Расчет делался на внезапность, контраст, неожиданность впечатления.
Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. С 1751 переехал в Казерту, где построил замок. «Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини ифонтан Четырех Рек Бернини.
Соединения позвонков. Безудержная фантазия мастера, его стремление довести до предела все выразительные средства архитектуры (его изгибающиеся стеновые поверхности, усложненные силуэты венчающих частей, взаимное пересечение и перетекание пространств в интерьерах) придают произведениям Борромини трепетную, доходящую до беспокойства динамичность, а вместе с тем лишают их той тектонической целостности и внушительной, величавой серьезности, которые отличают творчество Бернини. Борромини, якобы, был уверен, что фигуры речных богов фонтана отворачиваются отего творения— фасада церкви Святой Агнессы, при этом Бернини думал, что статуя святой слишком ужснисходительно взирает нафонтан. Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Своего высшего выражения принцип «бега и потока форм» достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. В 1660 году удача трагически отвернулась от Борромини.
Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. Франческо Борромини дает новое понимание внутреннего пространства. Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Третья церковь Кортоны — Санта Мариа аль Корсо (ранее — Санта Мариа ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным. При сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), связывающей папский дворец с собором св.
Ступенчатый спиралеобразныйфонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. Неудивительно (учитывая пребывание Борромини в мрачном расположении духа), что возник его конфликт со знаменитым и популярным Бернини. Конфликт между ними стал достоянием общественности в 1645 году изза решения исключить из проекта башни Мадерна, которые он спроектировал для фасада собора святого Петра.
Таз в целом, возрастные, половые и индивидуальные особенности. храмом имп. Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его.
Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. В 1632 г. получил звание архитектора. Из гражданских построек Гварини следует отметить палаццо Кариньяно в Турине (1680), свидетельствующий об использовании в дворцовой архитектуре приемов, выработанных в культовом зодчестве. Крылья постепенно отступают.
Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. 47). и получил у Лонгены новую типично барочную разработку.
Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения. Петра, лежащую перед фасадом собора. IBM Восточная Европа/АзияII. Общая глубина площади, достигающая более четверти километра (280 м), позволяет охватить глазом всю композицию в целом, включая венчающий центрическую часть храма мощный купол.
Овал представляет собой самое простое сочетание кругового и осевого планов. К числу первых самостоятельных работ Б. относится ц. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1641, 1665-1667), построенная для мон-ря ордена босых тринитариев. Здесь — новый мир выразительных форм, новая концепция художественного восприятия, позволившая создавать повышенно экзальтированное настроение у верующих, как требовалось в этот век воинствующего католицизма. Особенно ярко нарастание барочных тенденций сказалось в одном из поздних произведений Виньолы — проекте первого иезуитского храма — церкви Иль Джезу в Риме, послужившей образцом для церковных построек во всех католических странах. Карло Борромини (рис.
По странному стечению обстоятельств она отмечает не только начало наиболее активного периода в деятельности мастера (с 1638), но также и финал его творчества, поскольку фасад церкви оставался длительное время незавершенным (после окончания всех прочих работ) и был выполнен мастером лишь перед самой его смертью, явившись таким образом его последней работой. Увеличение высоты колонн и комбинация главного и дополнительного ордеров являются одним из мотивов позднего маньеризма, а известная непоследовательность, присущая проекту, напоминает о ранних работах Бернини (в частности, участии в создании фасада церкви Санта Сусанна). Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29). Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).
Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Сейчас трудно представить себе, сколь неожиданным должен был казаться этот купол современникам. В Риме, на одном из холмов, недалеко от президентского дворца, на углу пересечения центральных улиц Квиринале и Четырех фонтанов, находится небольшая церковь Святейшей Троицы и св. Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) – становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Как круглая скульптура, он смотрится со всех сторон.
Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670). Церковь Сант-Иво алла Сапиенца—католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают, что в основе шестиугольной формы лежитформа пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости)— геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII (1568-1644г. г. ). Начало строительства церкви относится ко времени его правления. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599.
Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства. Но и это казалось недостаточным: колонны собирались в группы, пучки и, отодвигаясь от стены, вместе с мощно-раскрепованными карнизами создавали ощущение неопределенности-то выступающих, то отступающих объемов. Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед.
архит.
Берннини по праву считается главным разработчиком стиля барокко. Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) -становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Даже его сторонники чувствовали себя неловко с его новыми созданиями. Он четко отделяет нижнюю часть церкви от парусов и арок, перекрывающих неравные апсиды. Кости нижней конечности и их соединения. VI.
Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения.
Им были заложены две центрально-купольные церкви на пьяцца дель Пополо (1662), отметившие начало знаменитой трехлучевой системы улиц: Санта Мариа ин Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (рис. Церковь Сант Иво алла Сапиенца Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом.
Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта. Первоначальное образование получил в мастерской отца.
Наиболее ранний (1632— 1638) оригинальный замысел Борромини осуществлен им в ренессансном палаццо Спада: это рассчитанный на иллюзорный, театрализованный эффект короткий коридор, прорезающий низкий садовый корпус и ориентированный на поставленную в крошечном садике позади корпуса, ярко освещенную статую. А декорационный тип фасада, наподобие театрального занавеса или даже «задника», прикрывающего собой объем церковного здания, сформирован еще в искусстве Итальянского Возрождения, но получил законченное выражение в эпоху Барокко. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663).
Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1661), первоначально строившаяся Райнальди, но перешедшая потом к Борромини, расположена на площади Навона напротив Берниниева фонтана Четырех Рек (см. Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами. Петра в Риме. При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом. Эффекты светотени здесь абсолютно исключительны. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим.
Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. Фасады: Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину. Отход от гармонических образов Высокого Возрождения к более приподнятому, «героизированному» образу, введение в архитектуру ярко выраженного эмоционального начала, нарастание элементов репрезентативности в дворцовых и культовых сооружениях, усложнение и динамизация пространственного построения, повышенно пластическое ощущение архитектурных масс и форм — все эти принципы, зародившиеся в зодчестве позднего Возрождения, были впоследствии развиты и переработаны в архитектуре барокко.
Стареющий мастер и его юный ученик вместе работали в соборе святого Петра. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Карла Борромея. Особенно характерна для барокко Рима маленькая пятигранная площадь перед церковью, созданная Кортоной. Петра.
Пьетро да Кортона также довольно рано завоевал репутацию разностороннего мастера. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтончики нижних окон «наложены» на антаблемент. В базилике хранится картина Тинторетто«Брак в Кане» (1561 год). Эта смелая комбинация и новшество объединяются сложными вплетенными ритмами.
Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Истоки архитектуры барокко берут свое начало в зодчестве позднего Ренессанса.
Это огромный двухъярусный зал, увенчанный куполом и украшенный со всем великолепием барочной фантазии. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660--1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Самыми характерными постройками Борромини, дающими возможность проследить идейную заостренность образа и рассмотреть средства его художественного воплощения, являются церкви Сан Карло алле кватро фонтане (1635—1667) и Сант Иво (1642—1660) в Риме. В этом сказались как учет градостроительных требований, то есть необходимость подчинения построек второстепенного значения главным архитектурным акцентам, так и вкусы феодальной аристократии, стремившейся к внешне подчеркнутой сдержанности, чопорности и замкнутости.
При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. В начале своего творчества тяготел к маньеризму. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. был разносторонне одаренным человеком.
С 1624 г. начинается деятельность Бернини в соборе св. В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис.
Из частных дворцов, построенных Лонгеной, наиболее значительны палаццо Незаро (1679) и палаццо Редзонико (начат ок. 38). Мадерна оставил их как элементы конструкции, а в 1636 году Бернини предложил закончить их.
Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дель Пополо. Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца.
36). Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). Рожденный от брака Джованни Доменико Кастелли и Анастасии Гарого, Борромини был введен в искусство архитектуры, когда отец послал его в Милан (1608 или 1614) учиться на каменотеса. Он все более и более огорчался известностью и успехом своего конкурента Бернини. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715—1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие.
Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь.
Работал каменотесом на строительстве собора св. Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой. Из-за маленьких размеров итальянцы называли ее уменьшительно Сан Карлино. Его попытка объединить пяти эркерный фронтон и две башни с существующим овальным куполом предвосхитила строительство церкви Агнез ин Агоне (в ПьяццаНавона) с ее размещением пластических объемов в пространстве.
доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Франческо Кастелли, прозванный Борромини (1599, Биссоне близ Комо— 1667, Рим), с 1608 г. обучался скульптуре в мастерской отца Б. Кастелли, архитектора герцогов Висконти в Милане. Вся центральная часть вогнута и приближена к средокрестью, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный сильно раскрепованными парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.
БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667) итальянский архитектор. Для Палаццо Барберини Мадерна дал общую концепцию, поручив Борромини отделку деталей. Карла Борро-мея.
В последующих произведениях Борромини эти качества еще более усиливаются. Франческо (25. 09. 1599, Биссоне, Швейцария – 2. 08. 1667, Рим) итал. Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663). Перед ним была поставлена задача создать новый фасад для церкви Санта Бибиана (ил. Согласно данным сохранившейся бухгалтерской книге, Борромини также планировал создание огромных волют, которые сообщали бы дополнительную динамику ритму колонн и поддерживались бы четырьмя ангелами. Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г. ) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями.
Позже, однако, между ними возник серьезный конфликт. Начатое в 1664 г. здание было закончено только в 18 в., причем сильно искажено пристройкой. Изысканность, чистота ритма нарастают с увеличением внутреннего напряжения. Патрон (хозяин), однако, начал прислушива гься к советам третьего дизайнера, Пьетро да Кортона и в конечном счете отказался от проекта Мадерна, для восточного фасада дворца.
Новое понимание внутреннего пространства дает Франческо Борромини (1599--1667) (настоящее имя Франческо Кастелли) изобретательный архитектор, ученик Карло Мадерны, современник и художественный соперник Бернини.
53). В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Боковые торцы изгибающихся снова вперед антаблементов выглядят как раскреповки. Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний.
на рис. Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории.
своего дяди, архит. рис. Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596—1669). Внутреннее пространство церкви довольно четко выражено во внешних объемах. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах – местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.
Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св. Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Она интересна не только своей формой (например, вогнутым фасадом), но и интерьерами. Необычайно одаренный, разносторонний мастер (он был также живописцем), Бернини стал подлинным художественным диктатором Рима.
В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит. Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцамиработы Тициана («Апостол Марк на троне»), Луки Джордонеи Пьетро Либери. В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность. Этот широкий отбор стилей был дополнен его пониманием структур и материалов. отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др.
Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Изменения в архитектуре городского дворца второй половины 17 в. можно видеть на примере построенного в Риме по проекту Бернини палаццо Киджи (Одескальки). В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств.
Вся поверхность обработана двумя ярусами ордеров, причем боковые пилястры сделаны двойными, они как бы наложены одна на другую. Планы церквей отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен, следующих за очертаниями ромба (Сан Карло) или треугольных и сферических ниш, следующих за очертаниями шестиугольника (Сант Иво). Балдахин — произведение, стоящее на грани между скульптурой и архитектурой. Затем лестница поворачивается на 180 и последний марш, невидимый снизу идет в обратном направлении. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Даже гирлянды и путти в основании купола повторяются в обоих интерьерах.
Для возведения охватывающих пространство овальной площади четырехрядных крытых колоннад (их высота —19 м при такой же ширине) с проездами для карет и проходами для пешеходов понадобилось 284 коллонны, 80 столбов и 96 больших венчающих аттик статуй.
Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). В совокупности с богатым скульптурным убранством, гигантскими спиральными волютами барабана купола, мраморной поверхностью стен, отражающихся в водах канала, церковь производит впечатление почти сказочного по богатству фантазии и живописности форм сооружения. В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599—1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Ансамбль площади состоит из небольшой, недавно (ок.
60). Жанровые и структурные особенности журналистских материалов. Главная лестница Ватикана, Скала Реджа известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини.
Джованни Баттиста Ваккарини (1702—1768), получивший образование в Риме, — пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIIIв. Наружный облик церкви организован Борромини с расчетом на создание впечатления повышенной живописности. В архитектуре барокко интерьер нередко приобретает самодовлеющее значение, поскольку членения фасада в большей мере согласуются с масштабом улицы и окружающей застройки, нежели с внутренним пространством самого здания.
Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д. ). Пантеона) и решетки у входа в капеллу Св. Здесь каждый, даже небольшой городок был украшен дворцами и отмечен монументальной барочной церковью, нередко абсолютно своеобразной композиции. С другой стороны, сооружение подобной площади перед выдвинутым вперед главным фасадом собора позволяло сделать фасад более значительным, добиться композиционного единства собора и нужного взаимоотношения его с окружающим пространством.
В общем светлый интерьер всегда имеет какие- то затененные, окутанные сумраком, таинственно мерцающие части. Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах.
Балдахин был закончен в 1633 году. Отсюда впечатление какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. История. Важной чертой архитектурного стиля Б. был художественный диалог с великими предшественниками и современниками.
Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом. 35). Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625).
Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе. Лоренцо Бернини (1598—1680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, . Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, по-видимому, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). Позвонки: виды позвонков их групповые признаки.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Колонны самого пышного коринфского ордера устанавливались на высокие пьедесталы. Работы Борромини исполнены драматического напряжения. Из отдельных культовых построек Бернини наиболее выдающаяся — церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658—1678). Исполнительное мастерство Борромини всегда обусловлено практической необходимостью.
Неспособный работать с Кортона и отчаявшись изза этих изменений, Борромини оставил работу над проектом в 1631 году. Борромини начал компоновать вместе три различных модуля, которые могли быть обычно использованы только в разных зданиях: необычная, волнообразная нижняя зона, середина по стандартному плану греческого креста и овальный купол (относительно новая и еще мало применявшаяся форма).
Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. Петра (1656— 1667). Обелискперенесен сюда из цирка Максенция. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli).
Карла Борромея. В сложной объемной композиции церкви с ее плавными переходами от мощного восьмигранного основания, окруженного венцом прямоугольных капелл, к меньшему по диаметру восьмиграннику второго яруса и покоящемуся на нем круглому барабану и куполу — много неожиданных живописных сопоставлений, разнообразия ракурсов, линий и форм. Еще недавно историки архитектуры порицали Борромини за его крайности. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Особенности правового положения и виды небанковских кредитных организаций. II.
Общее впечатление, производимое интерьером, — безусловная устремленность пространства. Здесь также характерно возвращение от Классицизма к Готике и даже к романским прообразам. IV. 44). Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора.
Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники. По настоянию папы Павла V Мадерна в 1607—1614 гг. Отсюда впечатление какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм.
Карла Борромея. Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598 -1680) и Ф. Борромини (1599 -1667). Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка) правое же крыло является чисто декоративным добавлением.
В главном фасаде церкви Сан Карло (1660-1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Такова его капелла Санта Синдоне (начата в 1667 г. ) собора в Турине. 41). Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637). Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму.
Рима. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровьяVIII. На стиль Б. оказали влияние готические постройки в Милане, архитектурная графика Леонардо да Винчи, а также искусство античности и Ренессанса в период совместной работы с К. Мадерна в Риме.
Основные составляющие его элементы принадлежат к миру архитектурных форм, но движение, которым они наполнены, готово вот-вот разрушить тектоническую архитектурную основу. Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично. Расчет делался на внезапность, контраст, неожиданность впечатления. Джузеппе Цимбало, прозванный Цингарелло, расширил собор, построил церкви Сант Анджело (1663), Санта Кьяра (1687) и особенно поражающую богатством деталей Санта Кроче, а также монастырский корпус при ней, служащий теперь Префектурой (рис.
В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. По контрасту с ордерными членениями центра боковые части были скомпонованы в виде плоско рустованных поверхностей стен, оживленных только ордерными наличниками окон. В вилле дЭсте в Тиволи, построенной архитектором Пирро Лигорио (ок. XVII в., представитель стиля барокко.
Вместо центрических в плане построек создавались удлиненные, базиликальные. Учился у Карло Мадерна в Риме. 30). Общая синдесмология. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Этот принцип использован в венецианской церкви Спасения и в туринской церкви Сан-Лоренцо.
Итальянский архитектор. Филиппо Ювара (1678, Мессина — 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана. Своеобразие планировки отличает ц. Сант-Иво алла Сапиенца (1642-1660), расположенную во внутреннем дворе Римского ун-та. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини.
Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения. Внушительному пятиэтажному фасаду свойственно почти классическое благородство, но богатейший парк, украшенный фантастическим каскадом (пожалуй наиболее богатым в бедной водой Южной Италии) и интерьеры — яркие произведения позднего барокко. 29).
Вершины идеально точного шестиугольника, образованные ими, он превратил в шесть ниш, которые направляют движение основных элементов архитектурной композиции вверх, в раковину покрытого золотыми звездами купола. Внешняя объемная композиция храма утрачивает свою целостность. Крупнейшим венецианским зодчим этого времени был Бальдассаре Лонгена (1598—1682). Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов.
выше). Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. Таковы элементы этого архитектурно-скульптурного произведения, в котором нельзя сказать, что является структурой, а что — украшением, но которое невольно останавливает взгляды каждого проходящего и заставляет их устремиться вверх, а следовательно (по замыслу глубоко верующего мастера), — к богу.
Центр эллипса отмечен установленным Фонтаной обелиском, а фокусы — фонтанами. Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение.
Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Личность Борромини проявляется в этих проектах, хотя стиль Мадерна доминирует в них. Холостой и вспыльчивый Борромини посвятил себя архитектур ной науке. «Большой город».
Очень быстро Мадерна узнал потенциал Борромини. Основатель этой династии декораторов и граверов Фердинандо Галли (1657—1743) издал в 1711 г. в Болонье большой трактат. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. План церкви и монастыря с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка). Выдающимся мастером позднего барокко был архитектор и ученый-математик Гварино Гварини (1624—1683), работавший главным образом в Турине.
Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым. Поздние годы и влияние. Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. 52).
Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св. Борромини (который изменил свое имя приблизительно в 1627 году) завоевал европейскую репутацию своим замечательным дизайном маленькой церкви СанКарло алле Куатро Фонтане в Риме. ввысь, к основному источнику света в этом темноватом помещении, к овальному фонарю.
Позвоночный столб в целом. V2:Тема 1. 4 Кости пояса нижней конечности и их соединения. Особенности банкротства кредитных организаций. VIII.
По приезде в Рим Борромини сначала работал со своим дядей К. Мадерной. Автором этого культового здания был великий архитектор Франческо Кастелли. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах -- местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В типичном для этого времени римском палаццо Барберини (ок.
Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». 1524—1663), в создании которого принимали участие Мадерна, Борромини, Бернини и Пьетро да Кортона, выдвинутые крылья образуют со стороны улицы кур-донер (почетный двор) входная часть трактуется в виде парадного вестибюля овальной формы со сложной системой обширных лестниц, ведущих в приемные залы. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе.
Его брат Франческо (1659— 1739) построил Филармонический театр в Вероне и перед тем, как обосноваться в Болонье (1726), работал в Риме, Вене и Нанси. 2. «Афиша».
Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. Образцом в этом отношении является построенный Пьетро да Кортона фасад церкви Санта Мария делла Паче (1656—1657), замыкающий композицию одноименной площади. Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам.
Еще один элемент маньеризма можно усмотреть в подчеркнутом контрасте между аскетическим обликом главного фасада и пышно орнаментированным садовым фасадом, спроектированным, по-видимому, по образцу виллы Боргезе (Джованни Вазанцио). Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Петра. Устроился на строительстве собора Св. 42).
Начав свою деятельность как скульптор, он скоро с успехом испробовал свои силы и в живописи и в зодчестве, очень быстро достигнув широкой общеевропейской известности. Алтарная ниша богато декорирована. Плафон Сант Иньяцио (1681)—фантастическая перспективная композиция, в которой уничтожены всякие границы между архитектурными, скульптурными и живописными формами — является, пожалуй, наиболее ярким, экстатическим примером театрализованно эффектного завершения внутреннего пространства в культовом зодчестве барокко. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ.
46). Пьетро начал свою карьеру с росписи церкви Санта Бибиана. Родился в семье скульптора Б. Кастелли.
Придуманный Серлио план при строительстве церкви впервые применил Виньола. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. Скульптуры, расположенные в строго определенных местах здания, выполняли функцию контрфорсов. 1650 г. ).
Отодвинутый от лицевой стены купол был бы не виден снизу, тогда как возвышающаяся прямо над ней колокольня неизменно главенствует и хорошо видна прихожанам, поднимающимся к церкви по узким улицам-лестницам. Обычно меланхоличный, он был неузнаваем в припадках ярости. Значительно дальше от Турина лежит охотничий замок Ступиниджи (с 1729).
Криволинейные поверхности стены между трехчетвертными композитными колоннами нигде не остаются гладкими: ниши, обрамленные дополнительными малыми ордерами, филенки и скульптура практически заполняют все поле. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Это осложняет замысел и вносит динамику в окруженное капеллами внутреннее пространство.
С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св. Его«Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) —барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Его карьера была успешной, пока не пришли разочарования последних лет.
Петра, в более камерном плане – в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596-1669). Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи.
Однако не эти объемы привлекают внимание проходящих по улице. Фасад: Вся поверхность обработана двумя ярусами ордеров, причем боковые пилястры сделаны двойными, они как бы наложены одна на другую. Петра, Бернини использовал прием искусственной перспективы.
64). Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Вся нижняя часть церкви обработана ордером с сильно выступающими, почти свободно стоящими коринфскими колоннами, которые объединяет огибающий все очертания плана антаблемент.
Верхний ярус стены с окнами завершается овальным куполом со световым фонарем в центре. Борромини сжег все свои рисунки, которые у него были. Прочие архитектурные работы в Риме: участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна) дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки фасад коллегии Пропаганда Фиде отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658) скала Реджа в Ватикане (1666) церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658).
Такая форма позволила придать всем внутренним стенам волнообразность и увенчать здание овальным куполом. Церковь увенчана высоким барабаном имеющим сложную выпукло-вогнутую форму.
Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном). Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра. Расположена на одном из склонов Альбанских гор. Действительно, колонны балдахина витые, антаблемент изгибается, венчание имеет форму короны (рис.
В создании дворца в 1627-1633гг. Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини. Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь.
Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599-1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Особенно характерна его первая самостоятельная работа – небольшая францисканская церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Святого Карла у Четырех Фонтанов) в Риме (1638-1667). рис. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОСТЯЗАНИЙ В КЛАССЕ «б».
Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками. Прочие работы: Лаццаретто (1733) и церковь Джезу в Анконе (1743—1745) церковь Сантиссима Анунциата (с 1761), палаццо дАнгри (1755) и другие дворцы в Неаполе проект фасада Миланского собора (1750) и перестройка палаццо Реале в Милане (вместе с Пьермарини). Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Усилив эффект перспективного сокращения уходящей вглубь лестницы, архитектор добился не только впечатления иллюзорного увеличения размеров и протяженности лестницы, но и чисто театрального эффекта — фигура папы, появляющегося во время торжественных выходов на верхней площадке лестницы, как бы вырастает в своих масштабах. Здесь также характерно возвращение от Классицизма к Готике и даже к романским прообразам. В сценических декорациях Ювары и Галли да Бибиены можно найти сходные переплетения лестниц, образованные колоннами перегородки, чередование освещенных и затененных зон, напоминающие огромные и сложные архитектурные сооружения, которые можно было бы осмотреть только мысленно.
Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Борромини приписываются капеллы Спада в церкви Сан Джироламо делла Карита (после 1660) и Фальконьери в церкви Сан Джованни деи Фиорентини.
Был в Лиссабоне (1719—1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца. слева). Творчество Гварини свидетельствует о возобладании декоративных и формально-экспериментаторских тенденций в архитектуре барокко и начавшемся упадке стиля. Овальная площадь с обелиском посередине и двумя фонтанами в ее геометрических фокусах охвачена, словно щупальцами, гигантскими четырехрядными колоннадами (символ раскрытых для верующих объятий церкви) и превращена в огромный раскрытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем.
Метод Борромини состоял из установления геометрической фигуры для здания или комнаты и затем разделения этой фигуры посредством геометрических субъединиц. ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫVI. Оборудование и его конструктивные особенности. II. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором.
Десятки дизайнеров наживут себе капитал на этом революционном наследии. Овладел профессией каменотеса. В результате три фронтона оказались вписанными один в другой (рис.
В 1628 г. назначен главным архитектором собора св. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. 58). Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие.
Вместо центрических в плане построек создавались удлиненные, базиликальные. 2, 8, 69).
Впервые в итальянском зодчестве мастер применяет эффектную вогнутую форму двухъярусного фасада, расчлененного пилястрами и увенчанного сложным киле-видным фронтоном. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. 44).
Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). Организация фасада в целом очень сложна. Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под рук. Бернини выражает себя в многословных аллегорических повествованиях, стремясь к максимальному пространственному размаху, приводит в движение огромные массы света и тени использует иллюзорные возможности перспективы.
Работал каменотесом на строительстве собора св. Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов. Он отличался роскошной отделкой и богатством материалов.
Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами – все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. В XVI в. в некоторых странах под влиянием реформистского движения произошло ослабление могущества католической церкви, вот таким образом в последующий период церковь прилагает значительные усилия к возвращению утраченных позиций. Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане.
Таким образом, его обвиняли в отрицании основы хорошей архитектуры. В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен). Луиджи Ванвителли (1700, Неаполь— 1773, Казерта) учился в Риме у отца — художника Гаспара ван Виттеля.
Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Основная часть фасада представляет собой как бы декоративную аппликацию, наложенную на поверхность стены. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе.
И. Грабарь пишет о римской архитектуре эпохи Барокко: Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн и их, где только можно, заменяют парными недостаточно выразительным кажется один фронтон и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio). 27).
Мастером построена церковь Санта Мариа ин Кампителли (1665—1667 рис. Неустанно работая над выполнением множества заказов, за которые получал баснословные, даже по тем временам, гонорары, Бернини вел блестящую светскую жизнь вельможи, вполне соответствовавшую его общительному, живому характеру.
Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг. Церковь расположена на углу виа Феличе (теперь Куаттро Фонтане), у ее пересечения с виа Квиринале, соединяющей Квиринал с выездом из города, отмеченным микеланджеловской Порта Пиа, т. е. у одного из самых ответственных перекрестков барочного Рима. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах — местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму.
Виньола резко выделяет главный фасад (собственно барочные качества которого были усилены в его окончательном варианте архитектором Джакомо делла Порта) как основной, наиболее импозантный элемент объемной композиции и расчленяет его в соответствии не столько со структурой внутреннего пространства, сколько с масштабом улицы — прием имевший большое градостроительное значение. 56). История, особенности, тенденции развития. V2:Тема 1. 1 Введение в анатомию.
Приехав в Рим в 1614 году, он работал камнетесом в Мадерны, своего дяди. Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства. В 1625 г. создал первые проекты 2 колоколен для храма Всех святых (бывш. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco), настоящее имя Франческо Кастелли (родился 25. 09. 1599, Биссоне, герцогство Ломбардия — умер 02. 08. 1667, Рим) итальянский архитектор, который был главным раз работником стиля барокко. В 15 лет убежал в Рим.
Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий. Уже в раннем произведении Борромини — оратории монахов-филиппинцев (начата в 1637 г. )— достаточно отчетливо выступают особенности его искусства. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью». Д. Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма мон-ря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто). Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов.
Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г. Если не считать различия в плане (круг в Аричча, эллипс в Сант Андреа), построение интерьеров чрезвычайно близко: ордер, обрамляющий капеллы и водруженный на него, украшенный кессонами и расчлененный арочными ребрами купол. Мартино Лунги Младшему (1602— 1657) принадлежит церковь Санти Винченцо э Анастасио (1646—1650), фасад которой, построенный по классической, но очень собранной и вытянутой вверх двухъярусной схеме, найденной Виньолой, как будто бы сплошь составлен из колонн. Колонны полукруглого входного портика спарены. Каждой пилястре, отмечающей шесть основных устоев церкви, соответствует ребро купола. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню.
Почти одновременно со строительством монастыря, церкви и созданием интерьеров Сан Карло Борромини работал над ораторией Сан Филиппо Нери в монастыре Филиппинцев (1637—1643). Другие возможные влияния связаны, по-видимому, с проектом виллы Альдобрандини (в том, что касается решения террасы использовании гротов и бассейнов), а также с работой флорентийского маньериста Буонталенти (проект пышно декорированной изогнутой лестницы). Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660—1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью.
Не менее эффектная панорама открывается из окон виллы на ниспадающие, подобно гигантскому амфитеатру, парковые террасы и на окружающую местность. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены. Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Особенно замечательны в этом отношении декоративные композиции иезуитского монаха Андреа Поццо (1642—1709), главными произведениями которого являются росписи церкви Сант Иньяцио и алтарь в церкви Иль Джезу в Риме (рис. Наряду с работами по завершению собора и площади св.
Расцвет барокко приходится здесь на 2-ю половину XVIII в., когда арх. Важнейшая градостроительная работа — площадь св. Противостояние вылилось вовзаимные упреки иподозрения.
Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами. покрываются в XVII в. богатейшими росписями иллюзорно расширяющими ограниченное камнем пространство. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия.
Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная. Виньола обратился к форме купольной базилики. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Борромини декларировал свой отход от античности и природы (в том числе от творчества Микеланджело), но он и в самом деле отвергал правильные и ортодоксальные композиционные мотивы древнего мира. Стройный, вытянутый по вертикали, он заставляет задирать голову в этой узкой улице. Но наружный облик церкви чрезвычайно различен.
С момента выхода зрителя на овальную площадь колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Талант Гварини отличался не меньшим своеобразием, чем гениальная одаренность Борромини по склонности к живописности и крайней напряженности форм он чуть ли не превосходил своего римского собрата. После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643—1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Оратория Филиппо Нери Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno).
Прием этот возведен мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. Пластическая выразительность и динамичность усиливаются.
Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. Успех Бернини основан на уверенном мастерстве и виртуозном владении техникой, традиционные средства Борромини – результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца. По его просьбе был захоронен безымянно в могиле своего учителя и друга Мадерна.
34). Уже первая работа мастера была неожиданностью и стала буквально манифестом нового стиля: это грандиозный бронзовый балдахин (киворий) высотой 30 м, устроенный в центре собора под его стометровым куполом. Самым крупным представителем итальянского барокко, сыгравшим решающую роль в сложении и развитии этого стиля, был великий архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). 1634–1667 гг. Подножие портика решено в виде полукруглой лестницы. Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения.
Главный портал церкви напоминает величественную триумфальную арку. Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада.
Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Наружный облик церкви организован Борромини с расчетом на создание впечатления повышенной живописности. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Его первой самостоятельной работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.
Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания.
Прямоугольные варианты планировки площади были отвергнуты после проверки на макетах фрагментов колоннады, сделанных в натуральную величину (1657): ближайшая к Ватикану колоннада скрывала благославляющего с балкона папу от значительной части собравшейся на площади толпы. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Эта борьба завершилась после смерти Микеланджело проектом Карло Мадерны (1556—1629). В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Даров в соборе св.
В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Чередование дворцовых пространств замыкается парадными помещениями дворца.
выше). Карло Мадерна. Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых яркихбарочных церквей Рима. Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы). Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтоны нижних окон «наложены» на антаблемент. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1628-1641) эллиптическая в плане, с вытянутой продольной осью, что создает эффект сжатия, а не расширения пространства, как у Бернини в церкви Сан-Андреа.
Луки. Одновременно укрепляется господство светских властей. Многочисленные повороты волнообразно изогнутых стен, благодаря которым одинаковые элементы и детали — колонны, пилястры, окна, ниши, видимые одновременно в различных ракурсах, кажутся бесконечно разнообразными, лишают зрителя возможности уловить структуру целого, ощутить реальность пространства и предметность форм. Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664).
Средний пролет выступает вперед два боковых образуют запады. Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину (рис. Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался скенографией. Это была Римская церковь и монастырь СанКарло ал ле Куатро Фонтане, начатые в 1638 году. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. С 1615 г. переехал в Рим, где выполнил следующие работы: перспективный коридор в палаццо Спада (между 1632 и 1638), церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638—1640, фасад — 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642, освящена в 1660), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647—1650, скульптура выполнена позднее), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645—1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654), палаццо Фальконьери (1650—1658).
Райнальди выполнены также устремленный ввысь двухъярусный ордерный фасад церкви Сант Андреа делла Валле (1665—1670) и апсида церкви Санта Мариа Маджоре (1673), которая завершила алтарную часть этой древней базилики и ориентированную на нее улицу Феличе, пробитую Д. Фонтана (главный портик базилики см.
Учился у Карло Мадерна в Риме. Молодые годы и образование.