Франческо Борромини (25 сентября 1599, Биссоне, Тичино – 2 августа 1667, Рим) – великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Франческо Борромини – великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Трагически оборвалась жизнь великого архитектора, прозванного Борромини. Капелла в нижней части церкви была предусмотрена как место захоронения архитектора, однако покончивший с собой Борромини был похоронен рядом с дядей — выдающимся архитектором Карло Мадерно в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини.
Архитектор Франческо Кастелли, по прозваниюБорромини (Биссоне, Лугано, 1599 – Рим, 1667), был одной из главных фигур римского барокко, помимо Бернини. Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini собственно Франческо Кастелли итал. Francesco Castelli, 25 сентября 1599, Биссоне, Тичино— 2 августа 1667, Рим)— великий итальянский архитектор, работавший в Риме.
Автором этого культового здания был великий архитектор Франческо Кастелли. Пьетро начал свою карьеру с росписи церкви Санта Бибиана. Вскоре после этого состоялось знакомство Пьетро с кардиналом Франческо Барберини, племянником папы, который стал его пожизненным покровителем. Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). Борромини (который изменил свое имя приблизительно в 1627 году) завоевал европейскую репутацию своим замечательным дизайном маленькой церкви СанКарло алле Куатро Фонтане в Риме. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов».
слева). Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом. Известный Джан Лоренцо Бернини был назначен ответственным за этот проект, хотя его архитектурные способности были слабыми.
Десятки дизайнеров наживут себе капитал на этом революционном наследии. Он задуман как предмет обстановки, реликварий, расположенный на углу улицы, он намеренно разбивает симметрию перекрестка Куатро Фонтане. Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы).
После нескольких лет обучения мастерству и технологии архитектуры и скульитуры он собрал деньги, которые должен был своему отцу и, не сообщив родителям, сбежал в Рим в 1620 году. Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг. Главная лестница Ватикана, Скала Реджа известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини. Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29).
выполнил Пьетро да Кортона. Обычно меланхоличный, он был неузнаваем в припадках ярости. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни).
По его просьбе был захоронен безымянно в могиле своего учителя и друга Мадерна. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером.
IV. 44).
Неудивительно (учитывая пребывание Борромини в мрачном расположении духа), что возник его конфликт со знаменитым и популярным Бернини. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой. Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе. «Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини ифонтан Четырех Рек Бернини. Усилив эффект перспективного сокращения уходящей вглубь лестницы, архитектор добился не только впечатления иллюзорного увеличения размеров и протяженности лестницы, но и чисто театрального эффекта — фигура папы, появляющегося во время торжественных выходов на верхней площадке лестницы, как бы вырастает в своих масштабах. Борромини сжег все свои рисунки, которые у него были.
Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит. Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцамиработы Тициана («Апостол Марк на троне»), Луки Джордонеи Пьетро Либери. Расположена на одном из склонов Альбанских гор. Даже его сторонники чувствовали себя неловко с его новыми созданиями. Мадерна оставил их как элементы конструкции, а в 1636 году Бернини предложил закончить их. Материалы дешевые, но податливые, не имели никаких особенных достоинств, они становились драгоценными в заботливых руках художника.
Карло Борромини (рис. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Позже, однако, между ними возник серьезный конфликт.
Церковь увенчана высоким барабаном имеющим сложную выпукло-вогнутую форму. Ступенчатый спиралеобразныйфонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. Все же его склонность к упразднению стены использование структурной арматуры, чтобы усилить своды, его дизайн, происходящий из геометрических конфигураций, его использование декоративных мотивов и, возможно, даже его понимание, что свету можно придавать главное композиционное значение, — все это были идеи, которые появились из средневекового опыта. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца—католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают, что в основе шестиугольной формы лежитформа пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости)— геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII (1568-1644г. г. ). Начало строительства церкви относится ко времени его правления.
Борромини декларировал свой отход от античности и природы (в том числе от творчества Микеланджело), но он и в самом деле отвергал правильные и ортодоксальные композиционные мотивы древнего мира. Рожденный от брака Джованни Доменико Кастелли и Анастасии Гарого, Борромини был введен в искусство архитектуры, когда отец послал его в Милан (1608 или 1614) учиться на каменотеса.
Алтарная ниша богато декорирована. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Вилла- одна из достопримечательностей городаФраскати, существовавшего еще во времена Римской империи.
Его«Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) —барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения. XVII и XVIII века были эпохой возникновения целого ряда крупных садово-парковых комплексов — вилл итальянской знати. Основная часть фасада оставляет впечатление декоративной аппликации, как бы наложенной на поверхность стены.
Улица, проходящая через это пространство, должна была быть окружена 24 унифицирован ными фронтонами зданий, определяющими крупномасштабное, теснооргани зованное устройство пространств. В базилике хранится картина Тинторетто«Брак в Кане» (1561 год). Это была Римская церковь и монастырь СанКарло ал ле Куатро Фонтане, начатые в 1638 году.
Родился в семье скульптора Б. Кастелли. Между 1634 и 1638 годами, на вершине славы он становится президентом академии св. Этот широкий отбор стилей был дополнен его пониманием структур и материалов.
Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки.
В начале своего творчества тяготел к маньеризму. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Устроился на строительстве собора Св. В музыке – появление оперы, развитие свободного полифонического стиля (в частности в творчестве Палестрини).
Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Вместо этого, обратился к новым, необычным и невероятным интерпретациям, таким, которые можно найти в вилле Хадриана в Тиволи и к римским структурным достижениям, таким, как их кирпичная кладка и использование скошенных углов для поддержки свода. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637). Этот двор с его строгими архитектурными формами служит примером решения задачи исключительно средствами архитектуры. Это египетский обелиск, привезённый в Римимператором Калигулой в 37 году. Он выполнен из розового гранита, высотой25, 5 метров.
Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа. В создании дворца в 1627-1633гг. Холостой и вспыльчивый Борромини посвятил себя архитектур ной науке. Его карьера была успешной, пока не пришли разочарования последних лет.
Очень быстро Мадерна узнал потенциал Борромини. Поздние годы и влияние. Введенная зодчим волнистая поверхность стен открыла новое направление в истории архитектуры.
В 15 лет убежал в Рим. Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). Обелискперенесен сюда из цирка Максенция.
Для Палаццо Барберини Мадерна дал общую концепцию, поручив Борромини отделку деталей. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Таким образом, его обвиняли в отрицании основы хорошей архитектуры. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории.
Мадерна умер в январе 1629 года, через три месяца после начала строительства в Палаццо Барберини.
Насколько достоверно это событие, сложно судить, но то, что от постоянного соперничества двух маститых зодчих выиграл Рим- это бесспорно. Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном). Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра. Другие возможные влияния связаны, по-видимому, с проектом виллы Альдобрандини (в том, что касается решения террасы использовании гротов и бассейнов), а также с работой флорентийского маньериста Буонталенти (проект пышно декорированной изогнутой лестницы).
Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства. Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла дЭсте в Тиволи). Виньола обратился к форме купольной базилики. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Борромини начал компоновать вместе три различных модуля, которые могли быть обычно использованы только в разных зданиях: необычная, волнообразная нижняя зона, середина по стандартному плану греческого креста и овальный купол (относительно новая и еще мало применявшаяся форма).
Увеличение высоты колонн и комбинация главного и дополнительного ордеров являются одним из мотивов позднего маньеризма, а известная непоследовательность, присущая проекту, напоминает о ранних работах Бернини (в частности, участии в создании фасада церкви Санта Сусанна). Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых яркихбарочных церквей Рима. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме). Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения.
Молодые годы и образование. Противостояние вылилось вовзаимные упреки иподозрения.
Стареющий мастер и его юный ученик вместе работали в соборе святого Петра. Он отличался от Джана Лоренцо Бернини и других современников, основывая свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками.
Петра. В 1660 году удача трагически отвернулась от Борромини. Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью.
Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными извивающимися. Перед ним была поставлена задача создать новый фасад для церкви Санта Бибиана (ил. Независимый архитектор. Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. Его попытка объединить пяти эркерный фронтон и две башни с существующим овальным куполом предвосхитила строительство церкви Агнез ин Агоне (в ПьяццаНавона) с ее размещением пластических объемов в пространстве.
Пьетро да Кортона также довольно рано завоевал репутацию разностороннего мастера. Овладел профессией каменотеса.
Причудливое качество дизайна Борромини было столь же тревожным, как и его уход от антропоморфизма. Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов. Патрон (хозяин), однако, начал прислушива гься к советам третьего дизайнера, Пьетро да Кортона и в конечном счете отказался от проекта Мадерна, для восточного фасада дворца. Луки или редкие классические мотивы, как в колокольне Сант-Андреа делле Фратте, с горьким чувством ставя себя вне истории, а искусство – над временем, как выражение высшей духовности, которой способен обладать каждый, какой бы ни была его культура. БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco), настоящее имя Франческо Кастелли (родился 25. 09. 1599, Биссоне, герцогство Ломбардия — умер 02. 08. 1667, Рим) итальянский архитектор, который был главным раз работником стиля барокко.
Еще один элемент маньеризма можно усмотреть в подчеркнутом контрасте между аскетическим обликом главного фасада и пышно орнаментированным садовым фасадом, спроектированным, по-видимому, по образцу виллы Боргезе (Джованни Вазанцио). Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини. Луки.
Кругу он неизменно предпочитал эллипс. Балдахин был закончен в 1633 году. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви.
Эта смелая комбинация и новшество объединяются сложными вплетенными ритмами. По сохранившимся данным, для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок из них более 100000 было забито в дно в качестве свай. Уникальный проект Лонгены предусматривал создание восьмиугольной церкви с огромным куполом. Личность Борромини проявляется в этих проектах, хотя стиль Мадерна доминирует в них.
Первоначальное образование получил в мастерской отца. Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64). Из-за маленьких размеров итальянцы называли ее уменьшительно Сан Карлино.
Во дворце ставили музыкальные комедии, устраивали танцевальные праздники во время карнавала и свадебные торжества. Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Папа Иннокентий Х, когда средства наобустройство столь любимой имплощади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог— нафонтаны, начто получил ответ отжителей Рима: «Pane, pane, non fontane. » (Хлеба, хлеба, анефонтанов. ).
Он все более и более огорчался известностью и успехом своего конкурента Бернини. На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634 – 1667).