Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. Картины Владимира Боровиковского «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» и другие несомненно являются шедеврами российской живописи XVIII века. Среди первых работ можно выделить портрет О. К.
Первая жена Павла, принцесса Гессен-Дармштадтская Вильгельмина Луиза, после принятия православия получившая имя Натальи Алексеевны, умерла через три года после свадьбы, во время родов вместе с ребенком. Командовал ими капитан Швейнверг, большой знаток устава и порядков в прусской армии. Как это часто случалось в России, его ученой степенью было иностранное происхождение.
К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). В свою очередь льстивый священник удостоился особого царственного внимания, был осыпан подарками и милостями.
Поспешите в Третьяковскую галерею и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком. То же самое произошло и после назначения губернатором в Тамбов. Она не жеманничает.
Именно с икон начинал и сам Владимир. Лопухиной, 1797, ГТГ). Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию. Переведено с арабского языка 1782».
Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов. Он стал одним из самых близких людей Павлу. В своих портретах он воплотил идеал женской красоты своего времени. Лампи. Вероятно, таким он и был и художник точно подметил несоответствие между торжественностью обстановки и некоторой будничностью выражения лица и изображенного. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами. Державин с невестой посетил его.
Жестокие причуды императора вошли в историю. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Державин открыто и простодушно бросался в бой за правду. Александра Невского, св.
Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). Этот портрет представляется более интересным. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Львова. Павел создал в Гатчине свою особую армию.
В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм.
Ему удалось доказать свою правоту, а потом, по его же словам, «потолкавшись и постояв в передней у всесильного Потемкина, получить и награду за верную и нелегкую службу». Павел нежно и наивно любил Наталью Алексеевну и горестно переживал ее смерть. Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. Императрица заявила, что не допустит обвинения автора «Фелицы».
В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. Толкая друг друга, они окружили императора.
Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Солдаты этой армии носили прусскую форму и проходили обучение, как и прусские.
Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. Наступила осень жизни.
Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки.
Она здесь на первых ролях. Траурная процессия поздним вечером в темноте двинулась через весь Петербург. Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова.
Павел приблизил и обласкал Амвросия. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров. Екатерина II выразила удовольствие работами художника. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Художник создает весьма необычный образ духовного лица.
Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. В это время в спальню ввалилась новая толпа пьяных офицеров. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. Замысел картины — показать идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, — вполне соответствует духу сентиментализма, но в композицию вводится жанровый мотив действия. Ему пожаловали имение в триста душ в Белоруссии и дали небольшую должность в Сенате.
Шутя, он перечисляет свои пороки. По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Она хотела добиться согласия внука Александра занять трон при живом отце. Но его царствование надолго запомнилось жителям столицы и высшему дворянскому сословию. Сын и ученик Л. И.
Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. Женитьба изменила жизнь и положение Державина. Он запретил носить круглые шляпы, как во Франции. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем».
Таким образом, Державин входил в семью имевшую придворные связи. Мария Федоровна, жившая в постоянном страхе и перед могущественной императрицей и перед своим затравленным мужем, не подписала документ, но и Павлу о требовании ЕкатериныII не рассказала. Но в 1787 году, когда Владимиру Лукичу было уже тридцать лет, Екатерина II отправилась в Крым. Еще больше боялись гвардейские офицеры.
Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Пален помнил об этом и знал, что это может повториться. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. Мария Федоровна сказала ему в ответ, что она видела точно такой же сон. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. Ему снилось, что какая-то сверхъестественная сила возносит его кверху.
Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Вся эта история сделала Павла еще более подозрительным. Отстранив от дел верного ему Аракчеева, Павел остался один во враждебном окружении.
Вскоре он перебрался в Петербург, где и остался жить до своей кончины. Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. Однако конец карьеры был весьма плачевен. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Боровиковский. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа.
После 1810 года в творчестве художника произошел надлом, а в душе поселилась усталость. Лампи. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. В руке она держит символ богини любви – яблоко. В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский.
Сначала она состояла всего лишь из восьмидесяти человек. Александр поверил и согласился взять на себя регентство. Отношения между ЕкатеринойII и Павлом ухудшались с каждым годом. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки.
Но Державин не смог стать и царедворцем. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми.
Орлов не мог собраться с силами, несколько раз пытался забиться в темный угол и плакал. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич.
Павел знал, кто убил его отца. Из останков императора уцелели только кости, шляпа, перчатки и ботфорты. Вскоре она оказалась в чужих руках. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Художник создает лирическую поэму.
Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Он надоел ей своим правдолюбием и требованием непримиримой борьбы за справедливость. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета.
В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. ЕкатеринаII обратилась к жене Павла Марии Федоровне. ЕкатеринаII жила по правилу: «Надо жить и давать жить другим».
Однажды Павел за какую-то провинность едва не отстранил Палена от дел и назвал его действия подлостью. Капнистом, который поручил ему роспись в доме в Кременчуге, куда должна была приехать императрица. Все жадно впитывает Боровиковский.
Слуги несли факелы, таинственно освещавшие лица людей. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Екатерина считала, что если после ее смерти трон достанется Павлу, то он погубит страну.
исполнял картины на религиозные темы иконы, портретные миниатюры. Достойная старость. Непринужденно пишет Боровиковский.
Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Он открыл в Оренбурге училище для дворянских детей. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом. Ведь наследник престола ПавелI был молочным братом его жены. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров.
Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет. Дело затянулось. Позже он служил в Миргородском казачьем полку, не бросая занятий живописью. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта.
В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи. В нем собирается культурный цвет столицы. В 1790-е гг.
Сам учитель не имел каких-либо особых познаний в науках. Он представил ЕкатеринеII записку «Рассуждение о государстве вообще, относительно числа войск, потребного для защиты оного и касательно обороны всех пределов». Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. Но стихи, по его собственному признанию, выходили корявыми и никуда не годились.
Гроб с телом ПетраIII выкопали и доставили в церковь. Ода написана новым поэтическим языком, метким, простым и понятным. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина.
Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Они молчали, опустив голову, боясь показать, что не верят ему. В 1799 г. в Зимнем дворце Павел возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Тридцать карет, обитых черным сукном, сопровождали лакеи и кучера в черных одеждах. Во время обеда Павел рассказал об этом сне своим приближенным. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Державин проиграл деньги, которые ему прислала мать для оформления покупки нового имения.
Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825) соединил в себе сразу два художественных таланта: церковной и портретной живописи. Николай Зубов, взяв в руку тяжелую, массивную золотую табакерку, как кастетом, ударил Павла в левый висок. Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года.
Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской.
Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский.
Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов). В это время он сблизился с масонами. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. ЕкатеринаII твердо настаивала на своем мнении.
Тем не менее Державин с его помощью научился хорошо говорить и писать по-немецки. Особое развитие получил этот вид портрета в творчестве А. П. Антропова, руководившего иконописцами Синода. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Арсеньева. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице.
Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л. Но его заставили проделать весь траурный путь за гробом ПетраIII с короной в руках. В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского.
В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат». Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки.
Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Павел мучился сам и мучил других. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Наследником престола, по ее мнению, должен был стать ее любимый внук Александр. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть.
Камердинер Зубова вскочил ему на живот. ЕкатеринаII знала, что жена Павла изменяла ему с его ближайшим другом Андреем Разумовским.
Филипповой. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. Сияющую молодость написал Боровиковский. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Градоначальник Архаров отрядил двести полицейских, которые ходили по Петербургу и срывали с прохожих эти «революционные шляпы». Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. После этого гроб ПетраIII поставили рядом с гробом ЕкатериныII. Такие связи в то время могли принести больше вреда, чем пользы.
Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям. Такова Е. Н. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. Павел царствовал всего четыре года. Император навзничь упал на пол.
Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. Левицкого и И. Б. Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос.
Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован.
Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Павел проснулся, разбудил жену и рассказал ей этот сон. Просветленный взор устремлен вверх.
В нем нет кабинетного антуража. В 1795 он получил звание академика живописи. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета.
Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. Владимира, св. И он опять брался за карты.
Молодая женщина нежна и мечтательна. С1795 г. – академик. В этой армии выдвинулся артиллерийский офицер Алексей Андреевич Аракчеев.
В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Со стороны бабушки его родственником был блестящий дипломат и государственный деятель Н. И. Панин. А тещу Державина, Бастидониху, как она ее называла, Екатерина вообще терпеть не могла. Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку.
Он боялся заговора в России. Павел сам короновал мертвеца. На их стороне был и граф Панин. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. В конце 90-х Боровиковский стал прославленным и популярным художником. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени.
К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. Теперь все заискивали перед ним. Там — портрет друга, высоко духовного человека. В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса.
В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона).
В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. Творчество художника пришлось на расцвет портретной живописи в России. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. походила на портреты князя». М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией».
Художник берет уроки в мастерской И. Б. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. В его поздних работах ощущаются реалистические тенденции, что подтверждается и обращением Б. к изображению крестьян (Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня, ГТГ).
Счастливый случай свел Владимира Лукича с В. В. До 1788 г. жил в Миргороде, затем в Петербурге, где, возможно, занимался у Д. И. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. Другое стихотворение Державина «Фелица» открыло новые пути русской поэзии, а самому поэту – дорогу ко двору.
Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Его портреты, в особенности женские, отмечены элегичностью и мечтательностью (Портрет М. Н.
Он уговорил поддержать заговор и наследника престола Александра. и А. С. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер. Перед каждым парадом и смотром они собирали теплую одежду и деньги, так как прямо с парада могли отправиться в Сибирь. Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения. В надежде раздобыть денег он приобщился к карточной игре.
Известное влияние на разработку Боровиковским этого сюжета могли оказать литературные и художественные источники. После выхода в отставку поручик Боровиковский полностью посвятил себя живописи. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним.
Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера.
И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. Слева на фоне — изображение распятого Христа. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью.
Его возлюбленная была из очень непростой семьи. Павел лежал неподвижно с окровавленным изуродованным лицом. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы.
Позднее численность гатчинского войска выросла до двух тысяч. Ему мерещились цареубийцы. В парадном алом мундире с орденами св. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». felix – «счастливый»), дочерью киргизского хана. В 1785 году удостоился сана архиепископа.
Павел запретил ввозить в Россию книги, приказал закрыть частные типографии. Он не умел льстить, лавировать.
Если сравнить грузинского католикоса с Михаилом Десницким, то можно говорить о разных подходах к модели. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Но двуличный юноша льстил бабке на словах, а на деле боялся отца и не решался окончательно и определенно сказать «да». Анны и св. К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина.
Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. В ночь накануне дня, когда с ЕкатеринойII случился апоплексический удар, Павлу несколько раз снился один и тот же сон. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Она вернула поэта в столицу и приказала выдавать ему жалованье «впредь до определения к должности», а через два года сделала его своим статс-секретарем, то есть фактически самым приближенным чиновником. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».
Боровиковский изобразил ее в домашней обстановке, в интерьере дворца, на фоне пейзажа в тяжелой резной раме. Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. На одной из них начинающий художник с искренней малороссийской лестью изобразил ЕкатеринуII в виде богини Афины и древнегреческих мудрецов перед «Наказом» императрицы, на второй – царя ПетраI в виде пахаря, а ЕкатеринуII в виде сеятельницы, за которой два прекрасных лицом ее внука – Александр и Константин – боронят пашню. А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка.
Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Это важное свидетельство того, что современники видели в Боровиковском единственного последователя Лампи. Интересна история поступления картины в Третьяковскую галерею. Твердая осанка исполненная выразительности. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю.
Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. Его враги действовали ловко и подло – и поэт опять оказался под судом. Боровиковского. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом.
Даже Потемкину похвальную оду он написал только после его смерти. Чтобы отвлечь его от мыслей о мести, она решила женить его. Верные ЕкатеринеII люди из окружения Павла доносили ей каждое слово сына. Но даже самые близкие к императрице люди не осмелились безоговорочно лишить трона прямого наследника по мужской линии. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина.