Заканчивая обзор картин, написанных Владимиром Боровиковским, хочу предложить вам работу художника на тему из жизни.
Творчество художника пришлось на расцвет портретной живописи в России. В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер.
К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Художник создает весьма необычный образ духовного лица.
На заднем плане введены детали светского парадного изображения — мраморные колонны, тяжелые бархатные драпировки. По глубине духовного проникновения и декоративному богатству колорита изображения православных священников близко соприкасаются с религиозной живописью Боровиковского позднего периода творчества. Осенью 1808 года В. Л. Боровиковский писал своему племяннику Антону Горковскому: «Я занят трудами моими непрерывно. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. В конце жизни В. Л.
Анны и св. Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета.
Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи. Арсеньева. Однако конец карьеры был весьма плачевен. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат». А начинал учебу молодой В. Боровиковский у своего отца – иконописца.
Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами.
Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров. Счастливый случай свел Владимира Лукича с В. В. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. Вскоре она оказалась в чужих руках. Но художник хорошо усвоил слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу.
Вскоре он перебрался в Петербург, где и остался жить до своей кончины. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». Волконского (1806), величественный портрет Дарьи Алексеевны Державиной (1813) и др. Картины Владимира Боровиковского «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» и другие несомненно являются шедеврами российской живописи XVIII века. Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Наступила осень жизни. Боровиковского – яркое тому подтверждение.
Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа. Художник создает лирическую поэму. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов. Воспитал двух учеников. Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов).
К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой – императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера.
Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1794), поэтичнейший портрет Марии Ивановны Лопухиной (1797), насыщенный нежностью и обаянием портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный портрет князя Александра Борисовича Куракина (1801—1802), полный почтения к изображенному портрет кн. Левицкого.
Г. С. С1795 г. – академик. На второй был изображен Петр I, пашущий землю, а вслед за ним Екатерина II, сеющая семена. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому.
Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора.
Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. Томная полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, тяжелые веки слегка приподняты над задумчивыми, чуть грустными глазами, небрежно опустилась нежная рука. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. В. Боровиковский виртуозно владел кистью и умел изобразить на полотне фактуру материала: мягкость бархата, блеск золота, волну струящегося атласа, сияние драгоценных камней – всё, что может подчеркнуть богатство и знатность.
Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям. Художник берет уроки в мастерской И. Б. По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. Шутя выпутывался он из такой красочной какофонии, какою, вероятно, являлись в натуре красный мундир и через него голубая лента (на портрете графа Васильева): для этого ему достаточно было подчеркнуть серебряный блеск орденов, отвлекающий глаз от монотонного красного сукна, в фоне дать дополнительные зеленые – и как раз в нужных оттенках – цвета, чтобы убийственная для всякого другого тема дала ему случай сделать превосходную именно по краскам, вещь. Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским.
По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Боровиковский был одним из самых известных портретистов своего времени. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы) и в интимном и в миниатюрном. Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу. Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII – XIX вв., — но прекрасным. Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. Там — портрет друга, высоко духовного человека. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др.
Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. Гармоничное слияние человека с природой характерно для эстетики концаXVIII в., это черты сентиментализма. Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. походила на портреты князя».
Одним из них был А. Г. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи.
Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. В кружке хранились написанные Боровиковским иконы. Скорее всего, это был Н. А. Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), так как уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский) и именно в доме Львова.
Лопухиной, 1797, ГТГ). и А. С. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. В 1790-е гг.
Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. В своих портретах он воплотил идеал женской красоты своего времени. Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Павел приблизил и обласкал Амвросия. Твердая осанка исполненная выразительности.
В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. исполнял картины на религиозные темы иконы, портретные миниатюры.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев.
Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. Достойная старость. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве.
Она не жеманничает. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). Главную свою силу он сосредоточивает всегда на лице, хотя ничего не рисует небрежно. Позже он служил в Миргородском казачьем полку, не бросая занятий живописью.
Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. Именно с икон начинал и сам Владимир. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Уже в конце следующего года Боровиковский оказался в Петербургском доме Львова.
Венецианов. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ).
Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. В 1795 он получил звание академика живописи. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем».
Таков еще портрет (в Румянцевском музее) тоже какого-то полувосточного господина в зеленом мундире, у которого такая коварная улыбка в хитрых, темных и глубоких глазах и на толстых губах. Она здесь на первых ролях. Трудно также найти что-либо трогательнее той очаровательной бледненькой и болезненной девочки (в том же музее), которая своими тоненькими ручками обхватила как будто в испуге, с чем-то страдальческим во взоре свою жирную и гордую мамашу. Очевидно, был представлен Портрет Екатерины II на прогулке. Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос.
В парадном алом мундире с орденами св. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку.
Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825) соединил в себе сразу два художественных таланта: церковной и портретной живописи.
В частности там была картина «Собор», где изображено одно из собраний кружка с портретами Татариновой и самого художника, стоящего на коленях. Что же боле. К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку.
До 1788 г. жил в Миргороде, затем в Петербурге, где, возможно, занимался у Д. И. Молодая женщина нежна и мечтательна. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки.
Екатерина II выразила удовольствие работами художника. Просветленный взор устремлен вверх. В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса. Слева на фоне — изображение распятого Христа.
В нем нет кабинетного антуража. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Боровиковского.
Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. Боровиковский. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению.
Далее работа и слава великого живописца. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д. Г. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие.
В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона). Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века.
Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века.
Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения. Непринужденно пишет Боровиковский. Императрице не нравились дружеские отношения нового государственного чиновника и наследника престола. Мастера восемнадцатого столетия, среди которых был и Боровиковский, постепенно уходили в тень. Значительное место в художественном наследии Боровиковского занимают портреты деятелей русской церкви. Львова.
В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая.
Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. После выхода в отставку поручик Боровиковский полностью посвятил себя живописи. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг.
В это время он сблизился с масонами. Этим мастером и был тридцатилетний В. Боровиковский. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу.
Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». В его поздних работах ощущаются реалистические тенденции, что подтверждается и обращением Б. к изображению крестьян (Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня, ГТГ). Великие князья Александр и Константин в облике двух гениев боронили пашню. Он оставался членом этой религиозной общины до конца жизни. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург.
После 1810 года в творчестве художника произошел надлом, а в душе поселилась усталость. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И. -Б. Неуравновешенный император в 1798 году отправил князя в отставку и Куракин поселился в Москве, приюте опальных деятелей. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта.
В своих записках художник вспоминает, как он «плакал в собрании, когда чувствовал себя свободно и легко». Со стороны бабушки его родственником был блестящий дипломат и государственный деятель Н. И. Панин. Живопись Боровиковского привнесла в ансамбль яркость и особую выразительность, по пластической выразительности лики евангелистов были близки скульптуре Мартоса, также украшавшей интерьер. Боровиковский написал также четыре иконы для местного чина. Боровиковский в своем творчестве до известной степени стоял в оппозиции к официальному академическому искусству.
Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству.
В нем собирается культурный цвет столицы. Самая живопись Боровиковского, его кисть, его система накладывать краски, если и не обладали той неуловимой тонкостью и эмалеватостью, которыми в лучший свой период отличался Левицкий, все же были сами по себе великолепны где нужно, он втирал краску, - и там невозможно уловить его работу, местами щеголял размашистым и гибким письмом, а то сдерживал себя, со вниманием оттенял нежные отливы материи, с фокуснической ловкостью отчеканивал (например, в звездах, бриллиантах) каждый мазок».
В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский.
Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. Боровиковский родился в Миргороде в семье иконописца и в молодости учился иконописи у отца. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.
Сын и ученик Л. И. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Все жадно впитывает Боровиковский. В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. Портреты В. Л. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики.
Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Его портреты, в особенности женские, отмечены элегичностью и мечтательностью (Портрет М. Н. Сияющую молодость написал Боровиковский. Поспешите в Третьяковскую галерею и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг.
А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Лампи. В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям.
Тогда кружок Татариновой переехал за Московскую заставу, где собирался еще 12 лет. Такова Е. Н. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Свободная живописная манера, легкий эскизный мазок, сочетание светлых приглушенных тонов отвечают настроению спокойной созерцательности. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды.
Образ зимы, ассоциирующийся со старостью, был также воплощен и А. Х. Востоковым в одном из его стихотворений. В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1826) Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Александра Невского, св.
Среди учеников Боровиковского был прославленный художник А. Г. Венецианов. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства.
В 1771 году при отпевании архиепископа Амвросия Зевтис-Каменского, убитого во время чумного бунта в Москве, Подобедов произнес надгробное слово, заставившее заговорить о нем современников. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов.
Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм.
Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д. П. Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А. Б. Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Левицкого и И. Б. В 1773 году юный семинарист Троице-Сергиевой лавры был отмечен самим митрополитом московским Платоном Левшиным. «Портрет М. Лопухиной» (Гос. Такие исключения, правда, редки, но зато у Боровиковского, в сущности, нет ни одного плохого в чисто живописном смысле портрета (за исключением самых поздних). Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве.
В 1785 году удостоился сана архиепископа. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним.
Филипповой. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Лампи. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.
Этот портрет представляется более интересным. Зал, где проходили моления, был украшен произведениями Боровиковского. На одной картине Екатерина в облике Минервы разъясняла семи великим мудрецам Древней Греции свой знаменитый «Наказ». Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Владимира, св.
Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. В конце 90-х Боровиковский стал прославленным и популярным художником. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком.
В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком. Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского).
Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства – религиозной живописи.
В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна.