Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Этот портрет представляется более интересным. В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина.
Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Ему позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров. походила на портреты князя». В это время он сблизился с масонами. Похоронили его на Смоленском кладбище.
Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и бриллиантового князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши павлином и известный портрет в далматике и порфире императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него.
Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. Образ ее не лишен сентиментальности. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии.
В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился сВ. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Художник создает весьма необычный образ духовного лица. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии.
Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку". Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов. В парадном алом мундире с орденами св. К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ).
Лампи. И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. Боровиковский перестал дышать. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень.
В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Словно что-то надломилось в человеке. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона). Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой.
Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа. Она говорит не о простом суде, а о Страшном, о смерти. А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). «Я хочу, — писал он в письме к одному из доверенных лиц, — чтобы списал ее художник Боровиковский.
Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. Там — портрет друга, высоко духовного человека.
Такова Е. Н. В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Владимир Боровиковский родился24 июля (4 августа по новому стилю)1757 года вГетманщине вМиргороде в семьеказака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами.
При этом художник берет за основу не абстрактный, близкий к античному идеалу образ, а обращается к конкретному, народному типу русского крестьянина. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. Сияют, блещут перламутром краски, сверкает весельем юное свежее личико, задорно вздернут курносый носик. В гостиную вошла Екатерина Филипповна и прямиком направилась к нему. В 1785 году удостоился сана архиепископа. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму.
Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. а его любовь пошла под венец с другим. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава.
Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Александра Невского, св. Портрет АБ Куракина – БоровиковскийОсобое место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты.
Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет.
Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л. О себе писал: "Я занят трудами моими непрерывно.
Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в Почтовом стану (ныне Почтамтская улица). В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского).
Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796) и "бриллиантового" князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801), прозванного за спесь и любовь к роскоши "павлином" и известный портрет "в далматике и порфире" императора Павла I (1800), заказанный для конференц-зала Академии художеств. Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, всецело поглощенный искусством. Львова. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм. Перед зрителем раскрывается мир усадебных развлечений, предусматривавших игру на клавесине или гитаре, пение чувствительных романсов. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Именно с икон начинал и сам Владимир. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат».
По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Боровиковский изобразил ее в домашней обстановке, в интерьере дворца, на фоне пейзажа в тяжелой резной раме. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям. Художник создает лирическую поэму. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям.
Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией».
Это случилось 6 (18) апреля 1825 года. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. Художнику было 67 лет. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». Следуя традиции, четверо сыновей Луки Боровика служили в Миргородском полку.
Молодая женщина нежна и мечтательна. Он умер от разрыва сердца. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина.
Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Федор еще раз всхлипнул, утерся рукавом и все рассказал. Владимира, св. Боровиковский задыхался. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства.
В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров. Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената.
Династия Боровиков славилась в местной художественной артели. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. Добровольное отшельничество художника со временем приняло болезненный характер.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа. Он чувствовал, что сейчас произойдет что-то страшное, то, чего он не сможет предотвратить. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта.
Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. В нем нет кабинетного антуража. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке».
Филипповой» (1790). Федька должен был убедиться в том, что у Боровиковского нет завещания. Непринужденно пишет Боровиковский. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б. В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. но вдруг ладони разжались. Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов).
Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Арсеньева.
Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Первый опыт в живописи Боровиковский получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Памятник остался прежний— гранитный саркофаг на львиных ногах. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку.
Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе.
Приехав домой, он успел послать за священником и друзьями. Достойная старость. Твердая осанка исполненная выразительности. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения.
Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним. Филипповой. Художник берет уроки в мастерской И. Б. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С.
Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. краски на его картинах поблекли. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. В конце XVIII века в творчестве Боровиковского начал складываться новый человеческий идеал, отмеченный чертами гражданственности, олицетворяющий передовые устремления эпохи национально-патриотического подъема в России, связанного с наполеоновскими войнами. Первая любовь его разочаровала, девушка предпочла ему высокого и статного удальца. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству.
И. Лопухина, 1797, ГТГ В. И. Арсеньева, 1795, ГРМ). По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, – иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», – находятся в Музее украинского искусства в Киеве. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг.
Куракина (1801). Через несколько лет он стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Но ни деньги, ни слава не меняли художника. и А. С.
Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. А если оно все-таки найдется, утащить его, как только тот так занеможет, что врачи сочтут его безнадежным и отдать бумагу госпоже Татариновой. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой.
Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Татаринова решила прибрать к рукам добро, которое после него останется. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской.
Его отец любил играть на гуслях, научил и Владимира. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Сияющую молодость написал Боровиковский. Жизнь текла за постоянной работой. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами.
Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». С начала 90-х гг. Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802).
Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. Она предстала в обычном домашнем облике. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Она не жеманничает. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни.
В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». 3а тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. Тут Боровиковский понял, какой суд Татаринова имеет в виду. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы.
Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер.
Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. Он схватился за сердце, круто повернулся и выбежал из комнаты.
Вероятно жизнь художника так бы и прошла в родном Миргороде, если бы не случай. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Слева на фоне — изображение распятого Христа.
Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина.
Он "удостаивался чести" писать с натуры Екатерину II. Один из них расписывал и Владимир Боровик.
Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде земной богини. Она здесь на первых ролях. Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. В 1812 году в Академии художеств демонстрировались работы Ореста Кипренского, которые сразу снискали огромный успех у публики.
Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Анны и св. Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей.
Просветленный взор устремлен вверх. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию.
Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. В нем собирается культурный цвет столицы. Он сохраняет любовь к родным и остается простым и скромным, каким был и на родине, угощает гостей борщом, просит родных привезти ему из Малороссии сала.
С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Вскоре она оказалась в чужих руках. Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Вторая половина 1790-х – начало 1800-х годов – период наибольшего расцвета творчества художника. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми.
Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера. Однако конец карьеры был весьма плачевен. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. «Портрет М. Лопухиной» (Гос.
По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 – 02, ГТГ и Павла I, 1800, ГРМ).
Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов.
Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице.
Поспешите в Третьяковскую галерею и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Боровиковский.
Его убивал страх, он вцепился в руку Венецианова. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. Путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Портретист.
3 тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта.
Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения. В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой».
Обжитой, привычный мир поворачивался темной, страшной стороной. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты (Лизынька и Дашинька, 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. Выслушав это, художник оцепенел. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени.
Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова. Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. Павел приблизил и обласкал Амвросия.
Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет.
В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. Все жадно впитывает Боровиковский. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Боровиковский создал в мечтах целый мир, где они будут счастливы. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Наступила осень жизни.