Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2апреля1870— 26октября 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Виктор Борисов-Мусатов – выдающийся русский художник, живописец, график, один из виднейших представителей символизма в русском искусстве, певец «дворянских гнёзд». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — прекрасный русский художник. Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет Виктор Борисов-Мусатов А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
И Виктор улыбался, радостно смущенный». Шевченко (1955) и др. Виктор ходил в другой комнате.
Они купались в пространстве, как золотые рыбки в аквариуме». На творчество Борсова-Мусатова оказали влияние искусство П. Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма. Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, – «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Станюкович скончалась.
Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».
Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой. Борисова-Мусатова провела в Москве. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Сумерки начинают сгущаться.
И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища.
Виктор ходил в другой комнате. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Но стремясь овладеть как можно большим мастерством, он уезжает в Петербург, в класс П. П. Чистякова.
Это Автопортрет с сестрой. Девочку воспитывала мать. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею.
До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Таков Водоем. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) и Гармония (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников.
Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. После ссылки вернулась в Москву. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
Знакомство с творчеством Н. Н. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. Художник вынужден оставить Петербург. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.
Стояла тишина. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.
Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
Виктор Эльпидифорович Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».
Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Солнце играло своими лучами по яркой зелени травы, мягкой, как шерсть ягненка, как бархат. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. В. Э. Позже признавался П. П. Чистякову: Вы первый заставили смотреть меня на искусство как на дело самое важное, как на дело, требующее самого серьезного и нравственного к себе отношения и самых больших жертв Искусство такая штука, что всегда чувствуешь себя только учеником.
С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе. Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). В воде отражается холодное бледно-серое небо. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». где реальность переплетена с вымыслом Он рисовал молодых женщин в старинных нарядах на фоне русских усадеб, соединяя материальность предметов и эфемерность мечты. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
Зато, когда задачи эти удачно разрешены, он сразу делается крайне любопытен и значителен достаточно взглянуть на его «Гобелен» или портрет пожилой дамы в платье 50-х годов, чтобы сразу быть заинтересованным и ждать от художника много интересного в будущем». Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари.
И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Их волнует отнюдь не красота, т. е.
Его жена Елена Владимировна, также человек искусства, была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. 1902). Картины этих лет становятся шедеврами. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Но где же взять натуру, где взять моделей.
Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Русский художник, представитель символизма.
И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Её изображение мы видим на многих работах мужа. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В этот период времени художник активно осваивает новые для себя техники живописи: темперу, акварель и пастель.
Больная узнавала только В. Э. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.
Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью.
Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Обобщенные статичные пятна, размеренный ритм линий, форм рождают настроение печального угасания. Как хорошо Боже, как хорошо. На торцевой стороне постамента надпись 1870-1905, спереди постамента надпись Борисов-Мусатов и изображение православного креста.
Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903).
Отец был железнодорожником. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины. После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом.
Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Сюжет очень прост. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности.
Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. Из-за болезни и неблагоприятного петербургского климата Мусатов оставил Академию и возобновил занятия в Москве. После летних месяцев в родном Саратове и путешествия по Кавказу, он направляется в Париж, чтобы восполнить пробелы в рисунке, которым владел еще слабо. Восполнить пробелы ему помог Фернан Кормон, прекрасный рисовальщик и опытный педагог. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова.
Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией.
Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек». " 21 августа 1905 года Н. IO. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может.
Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Коровин, А. Е. Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.
Серов, К. А. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени).
Саратов. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.
Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Но сердце художника не выдержало нагрузки.
Но ничто не помогало. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Задумчивый мотив звучит в природе.
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты.
Она помогала давать названия картинам. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Его первым педагогом по рисованию был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов, который и посоветовал мальчику посвятить себя живописи. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные.
Родители безумно любили своего сына. Лучи солнца, как паутины, пересекали бесконечно эти пространства. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться.
Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.
По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Левитан, М. Нестеров, В. А. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды».
Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др. ) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. В результате травмы у него стал расти горб.
Они обитают в тенистых аллеях парков их душа полна неясных стремлений. Летние облака принимают фантастические формы. Цветы мирно качали перистыми головками своими и любовались друг другом. В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии.
От картины к картине («Гобелен», 1901 «Водоем», 1902 «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает в «Реквиеме» (1905), написанном в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены близкого друга художника, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». Деревья, как маленькие дети, радостно простирали свои ветви друг к другу.
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно.
В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Последние годы жизни М. В. Стояла тишина. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти.
Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Также Мусатов настоятельно советует читать своим друзьям-художникам новый роман Мережковского "Смерть богов" и его перевод книги античного автора Лонга "Дафнис и Хлоя". Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей.
По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Ему было 35 лет. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки.
Молодые художники – И. И. Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином – нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи.
Хозяином ее был известный французский художник Фернан Кормон, удостоенный в 1880 году за свое творчество ордена Почетного легиона, а в 1898 году возглавивший французскую Национальную школу изящных искусств. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. и успокаивалась при нем. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. – прошептал кто-то тихо.
Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. В 1899 г. художникВ. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.
Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).
Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Где я найду моих женщин прекрасных. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки.
Мусатов героически боролся за жизнь больной. Доживет до 1991 года. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался.
Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. Станет книжным графиком.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. Даже в Европе таких нет. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет.
Ученичество позади. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Из-за плохого здоровья Борисов-Мусатов возвращается в Москву, где с 1893 года учится у В. Д. Поленова. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет.
Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем.
В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. В 1884 г. Борисов-Мусатов поступил в Саратовское реальное училище, где проявился его талант художника.
На переднем плане – куст орешника. Композиция его чрезвычайно проста. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Станюкович.
Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.
Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Грустная тишина.
Весенний цветущий сад. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Даже не в лицо, а в определенное выражение лица, которое волнует и тревожит их неотвратимо. Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Художественной школы в Саратове не было. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Свое восприятие мира и радость общения с природойВиктор Элышдифорович Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, – «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905).
Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902). Но это были не костюмированные реконструкции прошлого, а элегическая поэма о безвозвратно ушедшем («Гобелен», 1901 «Водоем». Она помогала давать названия картинам. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Положение ее стало ухудшаться.
«Цветущий сад, обширный, как мир, где все молодо, зелено. Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. Её изображение мы видим на многих работах мужа.
Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. В молодости Борисов-Мусатов проявил особый интерес к живописной системе импрессионистов, что сказалось на его ранних работах В1898 году художник написал картину «Автопортрет с сестрой», впервые пытаясь создать свой прекрасный мир. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности.
Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник.
Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. А за натурой Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Чувствуется аромат сирени. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе.
А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Как она перекликается с творчеством импрессионистов.