Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2апреля1870— 26октября 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
«самым поэтичным и своеобразным художником» назовет искусствовед А. Русакова Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 — 1905). Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870— 26 октября (8 ноября) 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест.
За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Этот прием, а также круговые ритмы, повторяющие очертания водоема (юбка сидящей девушки, пятна отражений в воде), делают композицию цельной и гармоничной. В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его – вот основной их мотив. Родился всемье железнодорожного служащего.
«Мирискусники» устраивали выставки. Но подобные пейзажи стали лишь исключением в его творчестве. Когда мальчику исполнилось три года, он вследствие несчастного случая сделался горбатым. Летние облака принимают фантастические формы.
Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Повсюду свободные граждане» Но Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Борисов-Мусатов уже собирался возвращаться в Россию, однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться. С. 54).
В 1928 году в Париже состоялась персональная выставка Сарьяна. В начале 1900-х годов Крымов стал участвовать в выставках символистских объединений «Алая роза», «Голубая роза», «Венок». Однако внезапное обострение болезни привело к операции и необходимости задержаться.
Повсюду жизнь. Добрым словом вспоминают художника и его ученики. Это и есть подход к миру – декоративный». Вот таким образом на его картинах трудно увидеть архитектурные памятники и эффектные ландшафты. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением.
Картины этих лет становятся шедеврами. Его станковые произведения более всего напоминают даже не декоративные панно, а гобелены. В 1898 году Борисов-Мусатов вернулся из Парижа.
На берегу две девушки. За работой», 1913, Третьяковская галерея, Москва «Восточный пейзаж», 1910-е, Дагестанский краеведческий музей, Махачкала). Слабые стороны «Мира искусства» сказались прежде всего в пестроте и непоследовательности программы, провозглашающей образцом «то Бёклина, то Мане» в идеалистических взглядах на искусство, аффектированном безразличии к гражданственным задачам искусства, в программной аполитичности, в потере социальной значимости картины.
Бледнеет ночь. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. А. Н. Радищева, Саратов «Морское дно», 1913, Русский музей, Санкт-Петербург).
В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Сумерки начинают сгущаться. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).
В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу исполнил много этюдов. Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894г. Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. «Художник всегда одинок – если это художник».
Как она перекликается с творчеством импрессионистов. Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. Полдень. 1907. Картина полна неизъяснимой грусти и очарования.
Показывая типичные ситуации, автор передает свое личное отношение к изображаемому. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Родился в Саратове. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова.
Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Полна движения картина «Ветреный день. Станюкович. С 1898 года жил преимущественно в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе.
Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Стиль Борисова-Мусатова сочетал глубоко индивидуальное переосмысление принципов пленэрной живописи с декоративностью общего решения картины, приближавшейся к типу живописного панно. Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. А. Н. Радищева, Саратов «Дети на фоне окна», 1911, Государственный художественный музей им.
«Видения-то свои он реализовал вмузыкально-зримую красоту, которую он подглядел-подслушал вприроде» (Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова-Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом. Задумчивый мотив звучит в природе. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В.
Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Волею судьбы, это был реквием и самому автору.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Выполненная в зеленых оттенках, эта декоративная композиция, которую сам художник называл «языческой картиной», стала своеобразным гимном весенней природе. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов.
картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Ее музыкальный ритм создают красочные блики бледно-лиловых, голубых, синих, ярко-зеленых и желтых тонов. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. К этому времени относится его работа над эскизами к монументальным росписям «Четыре времени года» для одного из московских особняков. Я абсолютно переселился в прошлое. »). Во втором поколении «мирискусников» были и крупные индивидуальности (Кустодиев, Судейкин, Серебрякова, Чехонин, Григорьев, Яковлев, Шухаев, Митрохин и др. ), но художников-новаторов не было вовсе.
Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Бегут по лугу животные, размахивают руками люди. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников.
Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Гобелен звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Исовременный исследователь видит вМусатове «возбудителя нового живописного символизма» (Д. В. Сарабьянов.
В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Именно эта работа дает возможность проследить, как импрессионистические начала вытесняются в творчестве мастера декоративными. Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». Проснулся. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем».
Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. «Мирискусники» боролись за «критику как искусство», провозглашая идеалом критика-художника, обладающего высокой профессиональной культурой и эрудицией. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. «Мирискусники» создали новый тип исторической картины, портрета, пейзажа со своими собственными стилевыми признаками (отчетливые стилизаторские тенденции, преобладание графических приемов над живописными, чисто декоративное понимание цвета и пр. ). Учился в МУЖВЗ (1890-91 годы и 1893-95 годы), петербургской Академии Художеств (1891-93 годы) у П. П. Чистякова, также в мастерской Ф. Кормона (1895-98 годы) в Париже.
Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Знакомство с Н. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на молодого художника. Этому способствовала безграничная родительская любовь. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет.
Но в 1893 г., после второй операции, Борисов-Мусатов вынужден был из-за сырого петербургского климата вернуться в Москву. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». И я хочу, чтобы слава этой картины была твоим свадебным подарком». В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее.
Его рисунки и виньетки украсили в 1905 году страницы журнала «Весы». Саратов. Большая часть художников перешла в организованный на почве московской выставки «36-ти» «Союз русских художников», литераторы – в открытый группой Мережковского журнал «Новый путь», московские символисты объединились вокруг журнала «Весы», музыканты организовали «Вечера современной музыки», Дягилев целиком ушел в балет и театр.
Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. В 1900-х годах Петр Саввич принял участие в выставках символистских объединений «Алая роза» и «Голубая роза». Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Глубоко лиричная композиция пронизана светлой печалью и ощущением скоротечности жизни. Художник вынужден оставить Петербург. Учился вреальном училище уФ. А. Васильева (1881–1884), ввоскресной рисовальной школе И. Ф. Ананьева (1884), вдомашней студии В. В. Коновалова (с 1885), врисовальной студии СОЛИИ уГ. П. Сальвини-Баракки иКоновалова– с1889. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье».
Инеоспоримо утверждение, что «его опыт является почти обязательным этапом на пути художников кбудущим живописным достижениям» (Д. В. Сарабьянов. «Мир искусства» явился крупным эстетическим движением рубежа веков, переоценившим всю современную художественную культуру, утвердившим новые вкусы и проблематику, вернувшим искусству -на самом высоком профессиональном уровне -утраченные формы книжной графики и театрально-декорационной живописи, которые приобрели их усилиями всеевропейское признание, создавшим новую художественную критику, пропагандировавшим русское искусство за рубежом, по сути, даже открывшим некоторые его этапы, вроде русского XVIII века. «Реквием» — это акварельное изображение процессии девушек, одетых в старинные платья.
Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Как странно.
Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Отец был железнодорожником. Вернувшись Россию в 1898, он поселился в Саратове, где упорно работал. Отсюда особая эпичность его полотен.
БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович, российский художник и график. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Храм Христа Спасителя» (1926) грандиозное здание храма не дает спутать Москву ни с каким другим городом. Ведь после начнется другая жизнь.
Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Молодые художники – И. И. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Имеются ввиду, конечно, прежде всего мастера русского авангарда.
Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. Сам художник с детства был окружен любовью, которая помогла ему не озлобиться и вырасти очень приятным и доброжелательным человеком. Картина полна неизъяснимой грусти и очарования.
Серов, К. А. Родионов был не только прекрасным художником, но и человеком редких душевных качеств. А между тем уже сто лет пролетело.
У времени и у них одно общее – вечность. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Х (1/97). Историзм «мирискусников» был бегством от действительности. Эту линию живописи развивали генетически связанные сего наследием пейзажисты «Голубой розы». Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью.
Раньше всех в «Мире искусства» Сомов обратился к темам прошлого, к интерпретации XVIII в. («Письмо», 1896 «Конфиденции», 1897), явившись предшественником версальских пейзажей Бенуа. Но одна из его шалостей закончилась большой бедой: в три года заигравшийся мальчик упал с каменной скамьи и ушиб позвоночник. На полотне — заснеженные крыши дома и сарая, темнеющие в глубине двора деревья и кусты. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899г. ), «Гармония» (1900г. ), «Весна» (1901г. ), «Гобелен» (1901г. ), «Водоем» (1902г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904г. ). Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Специалисты называют его работы картинами-элегиями.
Прошло мгновение ока. На фоне белых зданий усадьбы, парка, деревьев в кадках стоят две девушки (позировала художнику его сестра, Елена Мусатова). Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.
Какие-то дороги забастовали. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. В своих словно подёрнутых дымкой нереальности, «сновиденческих» произведениях Борисов-Мусатов стремился выразить романтичную мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой («Весна», 1898-1901 годы, ГРМ «Гобелен», 1901 год и «Изумрудное ожерелье», 1903-04 годы, оба в ГТГ).
В рисунке «Москва. К несчастью, полотна, отправленные домой на пароходе после завершения выставки, полностью сгорели. К 1903 году относится композиция «Призраки» (Третьяковская галерея, Москва) изображающая усадьбу Зубриловка. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. В результате травмы у него стал расти горб.
Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. Надо искать себя и пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, который не дает покоя художнику. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье».
Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Так Бенуа выражает трагический конфликт между судьбами российской государственности и личной судьбой маленького человека («И во всю ночь безумец бедный, /Куда стопы ни обращал, /3а ним повсюду Всадник Медный/С тяжелым топотом скакал»). Родители безумно любили своего сына.
Он в ожидании каких-то перемен. Где я найду моих женщин прекрасных. М., 1980. Пейзажам, созданным мастером в этот период, свойственна мечтательность и поэтичность («Сон», 1905, Русский музей, Санкт-Петербург «Под шатром засыпающим (Мои ночи)», 1905, собрание Х. Л. Кагана, Москва «Пейзаж», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург «Зима. Весенний цветущий сад.
Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. С. 67). Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В глуши. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было.
В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Тип такого критика воплощал один из создателей «Мира искусства» А. Н. Художник, график-станковист и иллюстратор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель, он был, по выражению А. Белого, главным политиком и дипломатом «Мира искусства». Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Член Союза русских художников (с 1904 года). Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.
Пейзаж стал первой крупной работой художника. Левитан, М. Нестеров, В. А. Городские пейзажи очень эмоциональны и лиричны, в них ощущается любовное отношение художника к Москве, к ее улицам и зданиям. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Эти почти фантастические и динамичные сцены немного напоминают «Вавилонскую башню» П. Брейгеля. Виктор ходил в другой комнате.
Таруса (1905, ГТГ), Куст орешника (1905, ГТГ), Осенняя песнь (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Этюд «Окно» (1886, Третьяковская галерея, Москва), написанный шестнадцатилетним Мусатовым изображает окно домика, в котором жила семья художника. Шедевром книжной иллюстрации явилось графическое оформление «Медного всадника» (1903, 1905, 1916, 1921-1922, тушь и акварель имитирующие цветную гравюру на дереве). Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.
Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. 6. Борисов-Мусатов оказал значительное влияние на творчество художников объединения «Голубая роза». В простых, непритязательных мотивах художник умел видеть красоту мира. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой.
Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Трепетное изображение, напоминающее подернутое рябью отражение на поверхности тихого озера, передает тоску художника по безвозвратно минувшему. В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии.
Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Константинополь», 1910, Картинная галерея Армении, Ереван «Улица. Так же декоративна и акварель «Горный ручей», написанная мелкими мазками зеленого, голубого, желтого и красного цветов.
А. Н. Радищева, Саратов «Гармония», 1900, Третьяковская галерея, Москва и др. ). Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.
«Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Глазам художника открывалась природа разных стран, быт народов, населявших эту землю. Росписи так никогда и не были выполнены, но эскизы «Летняя мелодия» (1905, частное собрание), «Весенняя сказка», «Осенний вечер», «Сон божества» (все — 1905, Третьяковская галерея, Москва) представляют собой исполненные с большим мастерством законченные произведения, передающие различные состояния природы и разные настроения человека.
Ему было 35 лет. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника.
Виктор ходил в другой комнате. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. У времени и у них одно общее – вечность. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Пейзаж с облаком», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Иванова ночь», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Мимоза», 1909, Государственный художественный музей им.
Заснул. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. С. 237).
Стояла тишина. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Здесь способности мальчика заметил учитель рисования В. В. Коновалов, молодой художник, окончивший Петербургскую академию художеств.
Последняя работа Борисова-Мусатова – незавершённая акварель «Реквием» (1905 год, ГТГ) – одно из лучших созданий русского живописного символизма, крупнейшим представителем которого был Борисов-Мусатов. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. Кузнецов показывает не какие-то отдельные явления действительности, а мир вообще, его бесконечные горизонты и необозримые дали («Мираж в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва «Водоем», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «В степи», собрание В. А. Дудакова, Москва «В степи. В ней приняли участие как петербургские, так и московские художники и графики. В 1910 г. была предпринята попытка вновь вдохнуть жизнь в «Мир искусства» (во главе с Рерихом).
Доживет до 1991 года. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». Это были лишь первые шаги на пути творческих исканий и очень скоро «мирискусников» обогнали молодые.
К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Борисов-Мусатов испытавший влияние П. Пюви де Шаванна, П. Гогена и художников группы «Наби», соединил его с тенденциями импрессионистического «пейзажа настроения».
Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. М., 1966. Таков «Вид на Москву» (1926) с башней Новодевичьего монастыря. Его первым педагогом был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов.
Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Русская живопись. 1997. И отрезан от всего мира.
Известность Борисова-Мусатова растет. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. В ночь на 26 октября 1905г.
Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. На пустынном берегу Оки. Очарование русской природы передает и другое знаменитое полотно Грабаря — «Мартовский снег» (1904, Третьяковская галерея, Москва). Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Его роднила с «мирискусниками» та же любовь к ретроспекции, только не XVII-XVIII вв., а языческой славянской и скандинавской древности, к Древней Руси стилизаторские тенденции, театральная декоративность («Гонец», 1897, ГТГ «Сходятся старцы», 1898, ГРМ «Зловещие», 1901, ГРМ). Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти.
А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. В 1890 году, когда Борисову-Мусатову исполнилось двадцать лет, он счел себя готовым для получения систематического образования в столичных художественных школах. С 1921 года Сарьян с женой и детьми жил в Ереване. но они остаются. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника.
Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок».
Ученичество позади. Нужно отдать им должное: благодаря «мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое искусство, а главное, открытием для многих стала живопись русского XVIII века и архитектура петербургского классицизма. И слава действительно пришла к художнику. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. Она помогала давать названия картинам.
СПб., 1906 // Перевал. Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. В отличие от мажорного «Изумрудного ожерелья» она полна печали и меланхолии. Верность Зубриловке Борисов-Мусатов сохранил до конца жизни. Главное для мастера — не передача настроения, а создание обобщенного образа, отсюда и стремление заострить внимание на явных признаках наступающей весны (птицы на голых ветвях деревьев, кот на крыше и т. п. ).
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Вместе с ночным сумраком исчезают призраки тех, кто когда-то жил в усадьбе. Вскоре появились его пейзажи, посвященные строительству города. Второе поколение «мирискусников» было менее занято проблемами станковой картины их интересы лежат в графике, в основном книжной и театрально-декоративном искусстве, в обеих сферах они произвели настоящую художественную реформу.
В Саратове он написал ряд лиричных картин в романтическом духе («Автопортрет с сестрой», Русский музей, Санкт-Петербург «Осенний мотив», 1899, Художественный музей им. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. В картинах ереванской серии доминируют оттенки красного (красноватая земля и розовый туф из которого возводились дома). Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. Создавал также «чистые», безлюдные пейзажи («Осенняя песнь», 1905 год, ГТГ) и эскизы монументально-декоративных панно (символистский цикл «Времена года» для московского особняка Дерожинской, акварель, 1904-05 годы, ГТГ и ГРМ).
В одном из последних писем к А. Бенуа: «Теперь я живу в Тарусе. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. В тот же период художник написал ряд фантастических декоративных пейзажей, в которых показал сказочно-идеализированный мир природы («Сосны», 1907, собрание В. Я. Андреева, Москва «Горный ручей», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Сосны и скалы», 1907, Государственный художественный музей им. И я хочу, чтобы слава этой картины. Коровин, А. Е.
Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Бык». Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Но где же взять натуру, где взять моделей. В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современной культуры – это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с произведениями мирового искусства.
В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». Центральный образ картины, прототипом которого послужила Н. Ю. Станюкович, близкий друг художника, является как бы средоточием композиции, указывающим путь от покоя к движению.
Художественной школы в Саратове не было. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Пространство решено предельно условно, плоскостно, фигуры почти бесплотны, как, например, девушки у пруда в картине «Водоем» (1902, темпера, ГТГ), погруженные в мечтательное раздумье, в глубокую созерцательность. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Реквием был написан в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, где Борисов-Мусатов провел весну, лето и осень трагического и героического 1905 года.
Фрагменты // Вопросы искусствознания. В 1890 г. юноша отправился в Москву и был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1891 г. перевелся в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Незаурядные способности к рисованию проявились у мальчика рано.
Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Близость к Москве была крайне важна для него. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». В 1901 г. он приехал в Зубриловку.
До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». И пейзаж и стаффажные фигуры передают тревожное впечатление предгрозового состояния в природе. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб.
Бенуа.
Излюбленной темой живописных и графических работ Родионова была Москва. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции.
В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: На балконе. В центре — бесплотная фигура молодой девушки, задержавшейся в парке. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб.
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. В 1903 году, живя в Черемшанах под Хвалынском, художник начал работать над картиной «Изумрудное ожерелье» (1903–1904, Третьяковская галерея, Москва). Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Оно на всю жизнь отделило его от сверстников.
Местом действия картины «Реквием» является зубриловский парк. Рано обрел он и авторитет ученого. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.
Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. А. Н. Радищева, Саратов «Ветреный день. Какие-то надежды, какие-то ужасы. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».
Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. В 1881 году родители определили одиннадцатилетнего Виктора в реальное училище. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу.
В конце 1903 года Борисов-Мусатов оставил Саратов и поселился в Подмосковье, в Подольске. Во второй версальской серии (1905-1906) ирония, которая свойственна и для первых листов, окрашена почти трагедийными нотами («Прогулка короля», к., гуашь, акв., золото, серебро, перо, 1906, ГТГ). Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей.
Как в сказке. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени).
Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. Среди его рисунков — композиции, на которых узнаешь столицу лишь по отдельным деталям. Стояла тишина. В 1907 году на выставке «Голубой розы» была показана его картина «К весне» (1907, Третьяковская галерея, Москва), отражающая интерес автора к реалистической живописи.
Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства. В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель Реквием (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович – жены известного писателя. С. 354).
Они прогуливаются в парках, читают стихи, объясняются в любви. Мышление Бенуа – мышление театрального художника по преимуществу, который прекрасно знал и чувствовал театр. Борисов-Мусатов ихудожники группы «Наби». Крестьяне», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург «Осенняя песня», 1906, собрание В. А. Дудакова, Москва).
Интересно, что, создавая свою композицию, автор использует не одну точку зрения. Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник. В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался от сердечного приступа. Реквием 1905Несмотря на благотворительность и заботы Голицыных, 19 октября 1905 года их дворец и хозяйственные помещения были разграблены и подожжены.
Особое место в «Мире искусства» занимает Н. К. Рерих (1874-1947). Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Какие-то слухи долетают до меня. Последней работой Борисова-Мусатова стала композиция «Реквием» (1905, Третьяковская галерея, Москва), которую художник посвятил памяти недавно умершего друга — Надежды Юрьевны Станюкович. Главные их персонажи — кавалеры и дамы в старинных одеждах. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
С этой же целью автор использует элементы декоративности. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Художник собрался в Россию. Это и есть подход к миру – декоративный».
Не истинное веселье, а игра в веселье с поцелуями в аллеях – таков Сомов. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера.
К этому периоду относится множество прекрасных пейзажей, портретов, жанровых композиций. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. И слава действительно пришла к художнику. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.
Константинополь», 1910 «Финиковая пальма. Чувствуется аромат сирени. Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках.
Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Знакомство с творчеством Н. Н.
Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи и скоро вновь буду в ней, но уже в столице Российской Республики. Этим определяется их значение для отечественного искусства.
В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Камерность «Мира искусства», его чистый эстетизм определили и недолгий исторический срок его жизни в эпоху грозных трагических предвестий надвигающейся революции. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Бенуа-иллюстратор (Пушкин, Гофман) – целая страница в истории книги. В марте 1903 г. закрылась последняя, пятая выставка «Мира искусства», в декабре 1904 г. вышел последний номер журнала «Мир искусства».
На полотне представлен обычный, ничем не примечательный пейзаж с бытовой сценой: на берегу реки на бревне расположились трое людей, рядом с ними женщина играет с ребенком. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. В акварели На балконе. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье.
Он по справедливости должен быть причислен если ине кзачинателям нового искусства, то кнепосредственным его предтечам. Василий Кандинский врусском контексте. В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск.
Не случайно одно из своих произведений Борисов-Мусатов назвал «Призраки» (1903, темпера, ГТГ): безмолвные и бездействующие женские фигуры, мраморные статуи у лестницы, полуобнаженное дерево – блеклая гамма голубых, серых, лиловых тонов усиливает призрачность изображенного. В обликах двух задумчивых, как бы завороженных неразгаданной тайной бытия женщин, в замкнутом пространстве водоема, отражающего небо и словно опрокинутые в водную гладь деревья, звучит тихая симфония мироздания. И еще.
Картина написана густыми динамичными мазками, наслаивающимися друг на друга. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. В начале 1930-х годов Кузнецов побывал в Ереване.
С1898 жил иработал вСаратове, с1903– вПодольске, смарта 1905– вТарусе. Монография Владимира Станюковича. На рубеже XIX и XX веков в родовое имение Голицыных неоднократно приезжал художник В. Э. Борисов-Мусатов со своей сестрой Еленой Мусатовой, а также невеста, художница Елена Александрова-Сковорода. В стиле декоративного панно исполнена композиция «Водоем» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки.
Наряду с пейзажем, важное место в творчестве армянского мастера занимал натюрморт («Египетские маски», 1911 «Персидский натюрморт», 1913, оба — в Картинной галерее Армении, Ереван). К «мирискусникам» пришла слава, но «Мира искусств», по сути, уже не было, хотя формально объединение существовало до начала 20-х годов (1924) -при полном отсутствии цельности, на безграничной терпимости и гибкости позиций. Станет книжным графиком.
Среди них можно узнать сестру Борисова-Мусатова, его жену и саму Станюкович. – прошептал кто-то тихо.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. Соединяясь, они создают плоскостное и в то же время трепетно-воздушное изображение. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. В отличие от Сомова Бенуа создает иллюстрацию повествовательную. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
Одна из таких работ — картина «Вечер» (1918, частное собрание). Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное. Бык», 1908, Третьяковская галерея, Москва «После дождя», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение. Плоскость страницы для него не самоцельна.
Впечатления, полученные художником во время посещения старинной усадьбы XVIII века Зубриловка, владельцами которой когда-то были князья Прозоровские-Голицыны, отразились в картине «Гобелен» (1901, Третьяковская галерея, Москва). Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Центральный образ картины, прототипом которого послужила Н. Ю. Станюкович, близкий друг художника, является как бы средоточием композиции, указывающим путь от покоя к движению. Посещал академию Фернана Кормона вПариже (1895–1898).
Побывав на Севере, он выполнил ряд чудесных акварелей, главным предметом изображения которых стали архитектурные памятники старины («Северная Двина у погоста Пермогорье», «Церковь в селе Панилове», оба — в 1903, Картинная галерея, Закарпатье). Все впечатления, полученные в поездках, мастер преображал в своем сознании и создавал на полотнах новый мир, отличавшийся необыкновенной красотой и целостностью. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». «Художник всегда одинок – если это художник». Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903). была твоим свадебным подарком». «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.
Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. На полотне «Сосны», стилизованном под гобелен, причудливо изгибаются линии деревьев, кустарника, холма. На фоне темно-синего неба, гор и высоких башен-домов работают люди, волы, движутся машины со строительными материалами («Строительство в Армении», 1930–1931, Русский музей, Санкт-Петербург).
под названием «Последние прогулки Людовика XIV»). Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека.
Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Доминирующим цветом в картине является голубой. Как хорошо Боже, как хорошо.
Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. В это время в стране происходят бурные революционные события. Эти композиции не похожи на прежние работы художника.
Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем». В1891–1893 состоял вольнослушателем вИАХ, занимался уВ. П. Верещагина, Б. П. Виллевальде, К. Б. Венига ивчастной мастерской П. П. Чистякова (1891–1893), вМУЖВЗ (1890–1891 и1893–1895) уН. В. Неврева, К. В. Лебедева, Е. С. Сорокина, К. А. Савицкого, В. Д. Поленова. Поместье Зубриловка. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье».
Египет», 1911, обе — в Третьяковской галерее, Москва). Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. – Человек носит свое счастье в себе самом. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.
Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Идейным вождем «Мира искусства» был А. Н. Бенуа (1870-1960) -необычайно разносторонний талант. В 1899 г. художникВ. Композиции Кузнецова можно отнести к лирико-монументальным произведениям.
Уже ранние пленэрные композиции художника проникнуты ощущением волнующей тайны («Окно», 1886 год, «Майские цветы», 1894 год, обе – в ГТГ). Мы были ослеплены, красками, не понимали Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями.
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Его наставниками были такие известные мастера, как В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин. Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». Туманов пеленаВ лощинах илугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней лунаИ серебро росы на стеклах холоднее.
Мысли идумы. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Очень часто художник вводил в свои пейзажи старинную древнерусскую архитектуру.