Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова – загадочное полотно, поиск истинной красоты изображаемого времени года, огромная любовь к родной природе. Необычные картины Борисова-Мусатова Виктора прекрасно дополнят убранство комнаты. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).
Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно». Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова полна тихой задумчивости. Картины Виктора Борисова-Мусатова представляются нам как некий иллюзорный мир, в который мы смотрим издалека, сквозь потемневшее стекло прошедшей эпохи.
После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом). После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году.
Зрелость художественного таланта, вершину его творческого расцвета являет собой картина Борисова-Мусатова «Водоём», написанная в 1902 году.
Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Державина, гостивших и проживавших там. В акварели На балконе.
Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Он был окружен любовью, заботой и лаской.
Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека. На выставках с 1893 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Московское товарищество художников), с 1904 г. – член Союза русских художников.
Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. Она помогала давать названия картинам. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Пока не пошел снег. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов.
Он же любыми способами старался расширить кругозор ученика. Родители безумно любили своего сына. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. " 21 августа 1905 года Н. IO. Таков Водоем.
К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома.
Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.
Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Близость к Москве была крайне важна для него. Живописно вещь решена по-новому.
Шевченко (1955) и др. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем.
Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Когда родился Виктор – счастью не было предела. Так же размыт пейзаж.
Известность Борисова-Мусатова растет. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.
Летние облака принимают фантастические формы. Чувствуется аромат сирени. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Даже в Европе таких нет. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных.
Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. На выставке Московского товарищества художников, в которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Некоторые черты его внутреннего облика – мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность – уже в детские годы развились, конечно, как следствие болезни.
Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы. Учителя рисования – сначала Ф. А. В ней обобщены цвет и форма. Осенью, в октябре, молодой художник умер.
А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе.
Произведения просто завораживают своей красотой. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться.
Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Это Автопортрет с сестрой. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Это, знаете ли, просто красивая эпоха.
Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. Чистякова и в Париже (1895-1898) у Ф. Кормона.
В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Её изображение мы видим на многих работах мужа. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы.
Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве.
Это, по его словам, просто красивая эпоха. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Однако отбрасывал конкретное историческое содержание и мысленно погружался в аромат печальной поэзии, лирических грез, образов, возникающих в старинной усадьбе, заросшей акациями и сиренью, с красивым домом и верандой, увитой виноградными лозами, с длинными анфиладами молчаливых комнат, где, как в музее, стоит старинная мебель и висят портреты бывших владельцев. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины.
Весенний цветущий сад. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Грустная тишина. Эта усадьба князей Голицыных-Прозоровских известна тем, что с ней связаны биографии многих русских талантов: И. А. Крылова, Г. С. Голицына, Г. Р. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье.
В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Те же искания живо затрагивали и Мусатова. В. Э.
Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Занимался у В. В. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. и успокаивалась при нем. Почувствовав, что возможности станковой картины ограничивают ту степень декоративной выразительности, к которой Мусатов так стремился, последующие большие работы он решает целиком по законам монументально-декоративной живописи. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим.
Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Коновалова в Саратове, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891 1893-1895), Академии художеств (1891-1893) у п. п. Вместе с семьёй Мусатов перебрался в Подольск, тесно сойдясь с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала Весы.
Державина, гостивших и проживавших там. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак.
И Виктор улыбался, радостно смущенный». Виктор ходил в другой комнате.
Виктор уезжает в Москву, с более подходящим для него климатом. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи.
Последние годы жизни М. В. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Те же искания живо затрагивали и Мусатова.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Федоpoв, писал впоследствии о картинах Мусатова: "И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи.
Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Положение ее стало ухудшаться.
У ребенка начал расти горб. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
С четырнадцати лет мальчик начал заниматься только живописью. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.
Призраки полны скорби и печали. Жил в Саратове, Подольске и Тарусе. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге.
Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Призраки полны скорби и печали. Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы. Их волнует отнюдь не красота, т. е.
О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей изысканностью рисунка цветущих ветвей — произведение уже иной системы — декоративной. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Его последней картиной символично стала картинаРеквием.
Сюжет очень прост.
Станюкович скончалась. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В.
Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком.
За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.
Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. В 1901 г. он приехал в Зубриловку.
В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова.
"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка.
Стояла тишина. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». В результате травмы у него стал расти горб.
Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен.
Его последней картиной символично стала картина Реквием. Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Именно такой работой у Мусатова является Водоём. А как поэта и мечтателя пленили одухотворенные, покоряющие прозрачностью и чистотой живописи картины Фра Беато Анжелико.
Девочку воспитывала мать. Задумчивый мотив звучит в природе. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
Больная узнавала только В. Э. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.
Работы Б. – М. имеются также в музеях Астрахани, Владивостока, Екатеринбурга, Иванова, Иркутска, Казани, Кирова, Краснодара, Н. Новгорода, Омска, Перми, Саратова, Севастополя, Смоленска, Хабаровска, Минска, Харькова и других. Мальчик любил учиться, но больше всего ему нравилось черчение и рисование. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника.
Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.
Борисова-Мусатова провела в Москве. Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника.
За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока.
Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. В жизни он был очень счастлив в своем ближайшем окружении, среди друзей, которые его понимали и ценили. В 1899 г. художникВ. На переднем плане – куст орешника. Станюкович. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.
Также на картине изображены образы жены и сестры. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Выработал своеобразную живописную манеру с приглушенным колоритом в пастельных тонах. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.
Его произведения звучат как греза о прекрасном. Оказал большое влияние на художников Голубой розы и Мира искусства. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник.
По воспоминаниям сестры Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: "Елена Владимировна любила живопись, но рисовала в другом жанре – предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу или где-нибудь у реки иногда писала портреты. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Гобелен звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком.
Станюкович. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Мусатов героически боролся за жизнь больной. Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже идти дальше в своих работах. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении.
Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Сумерки начинают сгущаться. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
В воде отражается холодное бледно-серое небо. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Обучение рисунку и живописи мальчику преподавал учитель училища – Василий Коновалов.
Отец был железнодорожником. Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие.
Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе.
Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Коновалов – обращают внимание на его способности.
Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Произведения просто завораживают своей красотой. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Васильев, а затем приехавший из Петербурга В. В.
Коновалов внес живую струю не только в преподавание рисования в реальном училище, но и во всю атмосферу художественной саратовской провинции. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. После ссылки вернулась в Москву. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом.
С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Автор женских портретов, пейзажей, картин и панно, отмеченных тонким лиризмом, элегичностью, декоративностью (Гармония, 1900 Водоем, 1902 Изумрудное ожерелье, 1903, все – в ГТГ Весна, 1901, ГРМ). Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Но ничто не помогало.
Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Композиция его чрезвычайно проста. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.
В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию.