Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Доживет до 1991 года. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г.
Не удивительно, что и отношение к фотографии у них было разным. Сидящая спиной, с портретно переданным профилем – Надежда Юрьевна Станюкович, давний друг семьи Мусатовых.
Нет. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
На пустынном берегу Оки. А между тем уже сто лет пролетело. — «И я хочу, чтобы слава этой картины.
В результате травмы у него стал расти горб. Станюкович стала одной из «женщин прекрасных», которых называют «мусатовскими», также как и его краски. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее.
Какие-то надежды, какие-то ужасы долетают до меня. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Она помогала давать названия картинам.
Саратов. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Стояла тишина. Сумерки начинают сгущаться. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. В этих снимках проявились стиль и авторская воля Мусатова.
Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Те же искания живо затрагивали и Мусатова.
Как-то странно – такая тишина среди всеобщего смятения. Черемушки близ Москвы». Этому способствовала безграничная родительская любовь. Как в сказке. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. – прошептал кто-то тихо. Его работы отправились на выставки в несколько городов Германии, затем в Париж, вызвав множество благоприятных откликов критиков.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Двойное опосредование натуры усложняет живописные образы Мусатова. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Повсюду свободные граждане». Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки.
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Виктор ходил в другой комнате. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды.
А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Отец был железнодорожником. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой.
Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.
Его героини – совсем не красавицы, неизменно задумчивые, печальные и одинокие, отвлечённо изображённые на фоне затаённых уголков парков и усадеб, словно заблудшие призраки в потустороннем царстве сна. У меня времени не хватает каждый день.
А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.
Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней.
Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином – нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. Композиция его чрезвычайно проста.
Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы. Мусатов героически боролся за жизнь больной. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Борисов-Мусатов тяготел куединенной тихой жизни, тем более что после операции напозвоночнике врачи рекомендовали ему покинуть Петербург.
В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины.
В этот период времени художник активно осваивает новые для себя техники живописи: темперу, акварель и пастель. "Изумрудное ожерелье", "Призраки", "Парк погружается в тень", "Сон божества" – все эти названия были даны ею. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.
Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Его последней картиной символично стала картинаРеквием. Борисова-Мусатова провела в Москве.
Заснул, проснулся. В ожидании я жадно читал русские газеты. Один из них открывает, другой исчерпывает художественные ресурсы символистского искусства.
Сюжет очень прост. Протокольного документа почти никогда не получалось. Наверное, убили бы».
На снимке первоначального состояния картины Врубель набросал ее цветовые формы. Но одновременно возникают и другие связи. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Народные, «неорусские» мотивы звучат в ее панно «Городок» (1896). Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. В воде отражается холодное бледно-серое небо.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Станюкович скончалась.
Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Повсюду жизнь.
Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Державина, гостивших и проживавших там. Художник вынужден оставить Петербург.
Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался 8 ноября (26 октября по старому стилю). Ему было 35 лет.
Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. С момента появления дагерротипии ее диалог с живописью был неизбежен. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. В картине пейзаж распространился вширь, край пруда отодвинулся фигуры даны в зеркальном положении и вступают в тихий диалог жест одной из фигур подарен другой, а руки стоящей женщины скрыты накидкой. Вместе с семьёй Мусатов перебрался в Подольск, тесно сойдясь с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала Весы. В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Увы.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Художественной школы в Саратове не было. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ.
Это лето вернуло ему веру в возможность счастья. Ученичество позади. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».
Чувствуется аромат сирени. и успокаивалась при нем. Н. Ю. Художники рубежа веков пользуются и готовыми и собственными снимками. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы.
Федоpoв, писал впоследствии о картинах Мусатова: "И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги. Виктор ходил в другой комнате. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».
Летние облака принимают фантастические формы. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. » — пишет он невесте. Виктор Эльпидифорович Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего.
На творчество Борсова-Мусатова оказали влияние искусство П. Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек.
Последние годы жизни М. В. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Уже давно я слышал крик журавлейВы думаете, я скучаю. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.
Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен. Станюкович. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе.
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. была твоим свадебным подарком». Болезнь и увечье оказали известное влияние на моральное состояние, на формирование характера мальчика. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра).
Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Работа над Демоном поверженным привела еще к одной встрече с фотографией. Символом происшедшего стало для художника и его друзей создание картины «Водоем» — наиболее яркой и радостной из всех его картин. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т.
Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Какие-то дороги забастовали. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться.
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Его близкий друг виолончелист Михаил Евсеевич Букиник, находящийся в это время за границей, позже вспоминал эти дни: «В России в это время /октябрь 1905 года/ начались беспорядки и Мусатов писал мне: «как хорошо, что тебя сейчас нет в России. В последующие годы она живет в Париже, приезжая на лето в Россию. Как хорошо Боже, как хорошо. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) и Гармония (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен.
Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905).
Но я затосковал по родине и хотел ехать обратно. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. Больная узнавала только В. Э.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств.
Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Задумчивый мотив звучит в природе. Так же размыт пейзаж.
Положение ее стало ухудшаться. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Ван Гог копировал и варьировал картины Милле.
Недаром живопись художников-волжан, вошедших в русское искусство на грани века, – Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петрова-Водкина, Уткина, Карева и Матюшина – так напоена солнечным светом, наполнена прозрачной синевой, недаром все они прежде всего колористы, то есть работают над цветом. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. Нет ни писем, ни газет. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. В. Э. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву.
Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей.
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Также на картине изображены образы жены и сестры. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.
В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Его последней картиной символично стала картина Реквием. После ссылки вернулась в Москву.
Девочку воспитывала мать. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. " 21 августа 1905 года Н. IO. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына.
Стояла тишина. В одной из них я натолкнулся на краткую телеграмму из Москвы: «внезапно умер художник В. Э. Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. Гоген делал то же со своими таитянскими фотографиями.
Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка. в 1903 г. художник создает «Изумрудное ожерелье». Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Их волнует отнюдь не красота, т. е.
Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Хоть я сижу домаЯ создал себе свою жизнь. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе.
Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Вскоре В. Э. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Шевченко (1955) и др. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Державина, гостивших и проживавших там. Родители безумно любили своего сына.
По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Мебель, столик, деревянный с позолотой усадебный стул и второй – немецкой работы стул с орнаментом – из Радищевского музея.
14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902). Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
Неизвестная, сидящая в уголке дивана (видимо, это Анна Воротынская, запечатленная в Гармонии и Гобелене), — образ тихий и романтический Юлия Домбровская на том же самом диване в гостиной Мусатовых — спящая кукла игра в рококо. В 1899 г. художникВ. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Это, знаете ли, просто красивая эпоха. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Его флюгероватость, увлечения то чистяковским гранением формы, то живописными мерцаниями Фортуни, то васнецовскими иконописными ликами, то супругой почтенного археолога, то итальянской циркачкой, то оперой, то ипподромом есть, в сущности, частицы одного великого плана — найти необычное и сгустить его выразительность до абсолюта. На переднем плане – куст орешника. В 1895 г. начинается особый период в её творчестве.
И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Прошло мгновение ока. В Абрамцеве Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской, а ее панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Станет книжным графиком.
Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Мария уезжает в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию.
Однако, поезда в Россию не шли, всё находилось в хаосе, приходилось ждать. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Неужели все так просто — Кодак и немного стиля.
Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Где я найду моих женщин прекрасных. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет.
Встреченная с восторгом публикой, не несущая никакого конкретного действия, но невероятно эмоциональная картина стала свежей струёй в художественной жизни. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Борисов-Мусатов». Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. Но где же взять натуру, где взять моделей.
Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. Она помогала давать названия картинам. Она подтвердила». Именно такой работой у Мусатова является Водоём. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью).
И отрезан от всего мира. В глуши. Но ничто не помогало. Голубые, серебристые, перламутровые отблески волжской воды изумрудная зелень и охры ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розоватых облаков в ее зыбкой глади живут так или иначе во всех картинах Мусатова.
«Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Сам Реквием Елена Владимировна отказалась продать, везде возила его с собой в специальном чемоданчике. Весенний цветущий сад. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.