При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Живописные элегии Борисова-Мусатова» А. Алехина, М. 1992 г. Сегодня, реконструировать пришедший в запустение дом или часть его конструктивных элементов является реально выполнимой задачей. Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно». Борисов-мусатов родился в Саратове в дружной и любящей семье. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался.
Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. Свою творческую задачу Борисов-Мусатов определил следующим образом: он писал своего единственного натурщика – солнце. Виктор Борисов-Мусатов смог разработать новую монументально-декоративную систему и всегда добивался конструктивности композиции, стремился к максимальной выразительности цвета и музыкальности линейных ритмов. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона. К сожалению, жизнь В. Борисова-Мусатова прервалась очень рано, в расцвете его творчества. Успех Борисова-Мусатова сравнивали с успехом Врубеля на проходившей почти одновременно выставке Мира искусства. Борисов-мусатов вступает в Союз русских художников. Жизнь Борисова-Мусатова была, к сожалению, недолгой: он умер всего лишь в 35 лет.
Когда в 1889 году Борисов-Мусатов вернулся из Парижа в Саратов, он очень остро ощутил пустоту и пошлость провинциальной жизни и единственным выходом для него стало творчество, он творил свой живописный мир – возвышенный, полный солнца, тепла и гармонии. Умер Борисов-Мусатов в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Иногдавиктора Борисова-Мусатова относят к монументальным декоратистам. После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование.
В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель "Реквием" (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович – жены известного писателя. Особое место в ряду самых поздних произведений Борисова-Мусатова занимают пейзажные работы 1905 года: пастель «Осенняя песнь», акварель «Балкон» и, наконец, шедевр художника – пастель «Куст орешника» (в Государственной Третьяковской галерее). Когда Третьяковская галерея приобрела несколько картин Борисова-Мусатова, его материальное положение несколько улучшилось, но существенно не изменилось – впрочем, практически всю жизнь он лихорадочно искал источник заработка. Кто же он такой – В. Э. Борисов-Мусатов. В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов умер.
С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. У Борисова-Мусатова их не было.
Несмотря на это, материальное положение Борисова-Мусатова остается тяжелым. Борисов-мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Даже личная жизньВиктора Борисова-Мусатова сложилась незадолго до его смерти.
Тончайшим и нежным горбуном назвал Борисова-Мусатова Андрей Белый. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Искусству Борисова-Мусатова свойственна ранняя зрелость.
В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель «Реквием» (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович – жены известного писателя. Борисов-мусатов меньше года жил в Тарусе, но его творчество покорило тарусян. Виктор Борисов-Мусатов как бы отбирает те компоненты, которые станут основой его мягких и лиричных пейзажных зарисовок.
В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова весной следующего года его произведения, в том числе и Водоем, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом. Основные работы Борисова- Мусатова можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Саратовском художественном музее им. Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Воспевая героиню, Борисов-Мусатов создает целый ряд картин – «У туалета», «Рисующая дама», «На диване», «За вышиваньем» (1901).
О Борисове-Мусатове написаны монографии, выпущены альбомы, каталоги. «самым поэтичным и своеобразным художником» назовет искусствовед А. Русакова Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 — 1905). Почти одновременно с работой над серией станковых картин в 1903-1905 годах Борисов-Мусатов создал ряд эскизов для монументальных стенных росписей.
Борисов-мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Борисова-мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Здоровье Борисова-Мусатова оставляло желать лучшего. Это произведение – одно из самых поэтических у Борисова-Мусатова изображений природы.
Музыкальность картин Борисова-Мусатова находилась в русле поиска синтетического искусства, движения новой волны.
В три года мальчика постигло большое несчастье. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. Станюкович скончалась. Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью.
Родители безумно любили своего сына. Но Борисов-Мусатов воспринимал все, что писал, как живое. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905) – русский художник. Смелое новаторство и экспериментирование в живописном языке, жажда нового в цвете и композиции сочеталась в нем с неприятием даже эстетическим окружающей действительности, вплоть до, казалось, ретроградного взгляда назад. У Виктора было две сестры – Елена и Агриппина. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты.
Болезнь не позволяла Борисову-Мусатову оставаться в сыром петербургском климате и он возвратился в Москву, в училище, где его преподавателем стал В. Поленов, разглядевший в своем ученике талант живописца. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной Водоем: Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Приезжая на лето в Саратов, Борисов-Мусатов делал множество живописных пленэрных этюдов.
В 1899 г. художникВ. Картины этих лет становятся шедеврами. Летние облака принимают фантастические формы. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза».
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Больная узнавала только В. Э. Как странно.
Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: «Осенний мотив» (1899, Саратовский гос. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т.
Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, – «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек.
Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея). Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое». И Виктор улыбался, радостно смущенный».
В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно «Изумрудное ожерелье» (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». В 1904 году Борисов-Мусатов начал работать над циклами монументально-декоративных росписей – для здания Московского управления электрической тяги (трамвая) и частного дома.
Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова.
Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики.
Подолгу – иногда в течение всей жизни – они стараются держаться вне групп, не примыкают к какому-либо сложившемуся художественному течению и более всего дорожат независимостью своих творческих исканий. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Известность Борисова-Мусатова растет. Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу.
Как в сказке.
На рубеже XIX-XX веков новая тема начинает настойчиво звучать в судьбе многих деятелей русского искусства – тема одиночества. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Учителя рисования – сначала Ф. А. Его отец был мелким железнодорожным служащим, сыном мельника. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.
Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. И отрезан от всего мира. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины.
Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. А между тем уже сто лет пролетело. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Мережковский писал о том, что погибший мир богов Эллады с какой-то удивительной закономерностью является в эпоху Возрождения: "Как будто из народа в народ из тысячелетия в тысячелетие братские голоса перекликаются и подают друг другу весть, что странники идут по одному пути, к одной цели, через все исторические перевалы, через все долины и горы". Именно такой работой у Мусатова является Водоём.
Шевченко (1955) и др. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 11 апреля 1870 года в Саратове.
За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник.
Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Она помогала давать названия картинам.
Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. В мае Елена приехала к нему в Зубиловку. Последние годы жизни М. В.
Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. В 1903 году появились близкие по настроению к Водоему Дама у гобелена (портрет Н. Станюкович), Призраки, Прогулки при закате, чуть позже – Изумрудное ожерелье. Сюжет очень прост.
В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. Преобладающее значение имеет колорит. Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Вершиной творчества мастера явилась картина «Водоем» (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства.
С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек».
Какие-то надежды, какие-то ужасы. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник.
В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: «Прогулка при закате» (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и «Призраки» (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника.
Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».
С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». После ссылки вернулась в Москву. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Среди цветущих вишен, по непримятой траве и не тронутым дыханием ветра одуванчикам неслышно ступает печальная, словно призрак давно ушедших дней, девушка. До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов.
На пустынном берегу Оки. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея).
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись.
Девочку воспитывала мать. Станет книжным графиком. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Еще раз обратимся к А. Русаковой: «Искусствоведы, занимавшиеся творчеством Мусатова, выводят обычно из этого несчастного случая и его последствий, как из основной причины, особенности искусства художника. Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства. Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения.
Теперь рядом с ним в Зубило вке были два необыкновенно дорогих ему, любимых человека – сестра и Елена. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана.
В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, где можно было увидеть произведения Коро, Ватто, барбизонцев, Брюллова, Иванова и других художников. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем).
Его героини – совсем не красавицы, неизменно задумчивые, печальные и одинокие, отвлечённо изображённые на фоне затаённых уголков парков и усадеб, словно заблудшие призраки в потустороннем царстве сна. 25 октября 1905 года у Борисова-Мусатова сдало сердце. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Живописно вещь решена по-новому.
В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. В картине «Водоем» все уравновешено, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Виктор ходил в другой комнате. Весенний цветущий сад.
В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Свое восприятие мира и радость общения с природойВиктор Элышдифорович Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, – «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905). «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. А мать выросла в семье владельца живописной и переплетной мастерской.
Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. В какой-то мере она оказывается воплощением его старого замысла — воспеть лето, молодость, стремление к счастью. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Таруса» (1905, ГТГ), «Куст орешника» (1905, ГТГ), «Осенняя песнь» (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения.
художественный музей им. Весной 1903 года Бо-1псов-Мусатов женился на Елене. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.
В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Даже в Европе таких нет. Важно, однако, то, что сама по себе иллюзия одухотворения предмет-ных, природных форм у Мусатова не содержит в себе никаких мистико-фантастических вкрапле-ний, ничего привнесенного сверх того, чем может обмануться глаз в реально наблюдаемой приро-де.
Это Автопортрет с сестрой. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Их волнует отнюдь не красота, т. е.
Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. В. Э. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.
В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы.
Ему было 35 лет. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Где я найду моих женщин прекрасных.
Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Грустная тишина. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину «Окно» (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома.
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды. Так же размыт пейзаж.
В его понимании язычество — синоним пантеизма. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен.
Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Близость к Москве была крайне важна для него. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Она помогала давать названия картинам. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно.
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. В его произведениях нет исторической конкретности, «это просто красивая эпоха», как говорил сам художник. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Как хорошо Боже, как хорошо. Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Когда-то Виктор Борисов-Мусатов подавил в себе только зарождавшееся серьезное чувство.
Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». Ученичество позади. Теперь любовь вспыхнула с новой силой. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Он в ожидании каких-то перемен.
Содержание передано в аллегорической форме. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби».
Композиция его чрезвычайно проста. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Современность отказывала им в славе. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени.
Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Он был совсем не стар, но многочисленные мучительные операции не могли не сказаться на здоровье.
В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне». Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Стояла тишина.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. В аллеях парка, у искусственных прудов и возле барского дома с колоннами мечтательно проходят стройные женщины в старинных нарядах. Положение ее стало ухудшаться.
Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец». Особенно сильное впечатление оказала на него природа Поволжья. Доживет до 1991 года.
Упав, он повредил позвоночник и у него образовался горб. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.
Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск. Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже идти дальше в своих работах.
Там он поставил перед собою три задачи: в совершенстве овладеть искусством рисунка изучить творчество мастеров прошлого и познакомиться с тем, что есть нового. Живописно вещь решена по-новому. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Врубеля, творчество В. Э. Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха».
В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. В течение четырех лет он учится в Москве и Петербурге, возвращаясь ежегодно на лето в Саратов. Художник вынужден оставить Петербург. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
широкий пруд стоял недвижным зеркалом, величаво отражая в серебристой мгле своего глубокого лона всю воздушную бездну неба и опрокинутые, как бы почерневшие деревья. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова.
«Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». – прошептал кто-то тихо.
Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу.
Его последней картиной символично стала картина Реквием. Борисова-Мусатова провела в Москве.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Живое, сильное чувство позволило ему создать лучшие картины. Мусатов героически боролся за жизнь больной. Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. Как и многие молодые художники тех лет, Борисов-Мусатов решил продолжить свое образование в Париже.
Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). В результате травмы у него стал расти горб. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения.
Какие-то дороги забастовали. Трагический случай, произошедший с ним в возрасте трех лет – он упал со скамьи и в результате повреждения позвоночника у маленького Вити стал расти горб – очень подорвал здоровье мальчика. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры.
В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества «Мир искусства». Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Болезнь и увечье оказали известное влияние на моральное состояние, на формирование характера мальчика. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо.
Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем.
Чувствуется аромат сирени. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. А. Н. Радищева), «Мотив без слов» (1900, ГТГ), «Гармония» (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».
Замыслы художника остались в эскизах. Изначально здесь была пограничная крепость, но постепенно она преобразилась в купеческий город. В ней обобщены цвет и форма. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки.
ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Коновалов – обращают внимание на его способности. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. От своего учителя, художника В. В.
Это было напоминание о том, как когда-то в Саратове Борисов-Мусатов хотел спасти тонущего ребенка, но не смог этого сделать. На фоне бледно-голубого неба и прозрачного кружева изогнутых ветвей, одетых нежной зеленью листвы, золотой "букет" сережек орешника кажется сгустком света, как бы похищенного у солнца. На высоком берегу Оки его ученик и почитатель – выдающийся русский скульптор А. Матвеев – установил памятник – спящий на саркофаге мальчик.
В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем.
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье.
Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Но ничто не помогало.
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. В одном из последних писем к А. Бенуа: «Теперь я живу в Тарусе. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием.
не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак.
Таков Водоем. Виктор ходил в другой комнате. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon).
Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. В это время в стране происходят бурные революционные события. Державина, гостивших и проживавших там. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Коровин, «академист» П. П. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
Полотно решается как декоративное панно или гобелен. Именно знакомство с современной французской живописью, работами импрессионистов и символистов оказали определяющее влияние на его творчество. В 1898 г. художник вернулся в Россию и жил в основном в Саратове и в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии, а с 1903 г. – в Подольске и Тарусе. Но где же взять натуру, где взять моделей. Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель.
Четыре эскиза – «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества» (ГТГ) – объединены общим названием «Времена года». Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. В последний год своей жизни художник написал целую пейзажную осеннюю сюиту.
Росписи, однако, небыли осуществлены. Заснул. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы. Специалисты называют его работы картинами-элегиями.
Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. О жизни в Париже он писал: Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом я получил возможность грезить глубже идти дальше в своих работах.
К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Стояла тишина.
Как она перекликается с творчеством импрессионистов. Они обитают в тенистых аллеях парков их душа полна неясных стремлений. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году.
Хозяином ее был известный французский художник Фернан Кормон, удостоенный в 1880 году за свое творчество ордена Почетного легиона, а в 1898 году возглавивший французскую Национальную школу изящных искусств. Чистякова. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. Впервые примененная Борисовым-Мусатовым смешанная техника – темпера, гуашь и пастель позволила ему добиться эффекта, будто это действительно не картина, а вытканный блеклыми нитями гобелен.
Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Борисов-Мусатов задумал несколько больших композиций, но так и не воплотил их на полотне. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине.
Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Сумерки начинают сгущаться.
За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту. Недаром можно говорить о волжской школе живописи, к которой относятся такие прекрасные русские художники, как сам Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Уткин, Карев, Матюшин, чья живопись напоена светом, удивительно насыщена цветом. Станюкович. Прошло мгновение ока.
Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.
Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой.
Художественной школы в Саратове не было. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.
В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса». «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Какие-то слухи долетают до меня.
Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Началом творческого пути художника явился «Автопортрет с сестрой» (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Васильев, а затем приехавший из Петербурга В. В.
Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому».
Саратов. Глубокие синие тона платья сидящей девушки поддержаны более светлым тоном в отражении неба, а белые кружевные накидки – таким же полупрозрачным белым отраженных в воде облаков. Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ.
Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». На переднем плане – куст орешника. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Как и всегда, он много и плодотворно работает. В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом.
Повсюду свободные граждане» Но Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры.
Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома.
Борисова-Мусатова (1870-1905). Той же цели подчинены его пространственные построения.
В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. В этом городе прошла большая часть жизни художника. Также на картине изображены образы жены и сестры. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке.
Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. Водоем — первое произведение Борисова-Мусатова, которое можно назвать монументально-декоративным панно. Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова-Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом. Проснулся. Но этому, увы, не суждено было осуществиться.
Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Усердно изучая Лувр и другие музеи, обрел кумиров в лице Тинторетто и Веронезе — они волновали Мусатова как истинного колориста. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям.
Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми. История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. В акварели На балконе. " 21 августа 1905 года Н. IO. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью.
Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений.
Отец был железнодорожником. 26 октября (ст. Художник задумал «сделать опыт над женской головой в портрете на воздухе, не стесняясь яркостью красок. В ней обобщены цвет и форма.
Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Его символы, а точнее — аллегории облечены в формы, полные сдержанного благородства, пластической ясности. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Станюкович. Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. Серова и М. А. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: «На балконе.
Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Живописный и композиционный строй картины воплощает в себе особый строй созерцания, подобный сновидению, где исчезают границы между кажущимся, отра-женным и явным. Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя.
Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.
И Виктор улыбался, радостно смущенный. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. Художника все более влечет монументальная живопись.
Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Художник происходил из демократической среды.
Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность. Повсюду жизнь. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Как правило, художник умел на некоторое время отстраняться от своих образов. Она загадочна еще и потому, что мы не видим ее лица, ее взора, устремленного в сторону старинного дома, освещенного прощальными лучами солнца.
На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика-подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова.
Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. и успокаивалась при нем. Жизнь художника, внешне столь однообразная, уединенная и небогатая событиями, отличалась, однако, необыкновенной внутренней интенсивностью.
Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». Задумчивый мотив звучит в природе. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. В глуши. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи.
Но здесь нет и той бессюжетности, о которой шла речь в связи со станковыми картинами и нет прежнего безразличия к индивидуальной характерис-тике персонажей. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: «Весна» (1898 – 1901, ГРМ), «Гобелен» (1901, ГТГ), «Водоем» (1902, ГТГ), «Изумрудное ожерелье» (1903-1904, . ГТГ) и другие. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905).
Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о абсолютном, гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника.
Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. И еще. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Первая группа эскизов была сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги и оказалась неудачной, но второй цикл – заказ для частного дома – представляет большой интерес.
Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. В 1894 году в его этюды вошли свет и движение. Однако главным его натурщиком в это время, как образно сказал Грабарь, делается солнце.
По настроению она напоминает лирические строки Тургенева:. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. Началом нового творческого этапа явилась картина «Весна», давно задуманная, но завершенная только в 1901 году.
Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».