К концу девяностых годов, в семьеБориса Михайловича Кустодиевых было уже двое детей и художник неустанно рисовал портреты своей маленькой дочери и подросшего сына или изображал их фигурки на сюжетных картинах. Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань – 26 мая 1927, Ленинград) – художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников. Борис Михайлович Кустодиев (23февраля (7марта)1878, Астрахань— 26 мая 1927, Ленинград)— русский советский художник. Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.
Русский художник Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (по старому стилю 23 февраля) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Любимой темой Кустодиева на долгие годы стала провинциальная Россия с ее народными гуляниями и цветастыми ярмарками и главными действующими лицами – жителями маленьких уютных городков. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав Шинель Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий.
Среди его учеников, . В 1916 году наступил полный паралич ног. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Сияет небо. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. А шуба. С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Зашел с мороза прямо в шубе. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена).
В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Дипломированный художник, Борис Михайлович Кустодиев не видит для себя ничего зазорного в том, чтобы поступить в частную студию в Париже, с утра до вечера стоит перед мольбертом в музее Прадо в Мадриде и копирует картины Веласкеса. В 1909 году художнику исполнился 31 год. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.
Вот кого рисовать-то. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (18801942), они обвенчались в 1903 году. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923).
«Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Вместе с семьей отправляется в Париж.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание".
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей.
Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Но интересовала Кустодиева только живопись. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др.
Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Борис Кустодиев выбрал Париж. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). На революцию 1905 года Борис Кустодиев отреагировал серией аллегорических рисунков, отражающих остроту исторического момента. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках.
Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся Портрет Р. И. Нотгафт (1909), а также Портрет священника и дьякона (1907) и Монахиня (1908). Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Билибина (1914), Е. Е.
XX в. к художнику пришло признание. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Обучался сначала в мастерской Василия Савинского, со второго курса – у Ильи Репина, участвовал в работе над его картиной Заседание Государственного совета (19011903). Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества».
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
К этому времени у них уже родился сын. Высота комнат необычная. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1896-1903) у В. Е. Савинского и И. Е. Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». В 1905–1907 гг. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Это были живые типы Островского. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.
Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Болезнь прогрессировала. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам.
Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ».
В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923).
«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Любовь к ней отражается в каждой работе. С 1907 года — член Союза русских художников.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Какова шуба на нем. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Главной темой творчества художника стала семья.
Поступил в студию Рене Менара. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Он начинает писать их в тяжелые времена.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Участник выставок: Московского общества любителей художеств (1900-1901), Весенних в Академии художеств (1900-1903), Нового общества художников (1904-1908), Союза русских художников (1906-1910), "Мира искусства" (1911-1924), Ассоциации художников революционной России (1926), международных выставок. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. В 10-х гг. В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
Почему уговаривает. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». И. Е. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Остается прежним и его образ жизни. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Я. Билибин, 1901). В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920).
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. В 1905—1907 гг. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. В 1903 получил звание художника, с 1909 – академик. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова.
И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист.
Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.
Художник – без рук. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). А за его спиной переливается радужными красками веселая ярмарка, феерия серебряной и золотой русской зимы. И. Шаляпин». Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Высота комнат необычайная.
циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Один из учредителей Нового общества художников (1904), член объединений Союз русских художников (1907-1910), "Мир искусства " (с 1910). Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Он перенесет еще одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. А вот что пишет Н. А. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Он мужественно переносил адские боли, которые с тех пор не оставляли его ни на минуту и в конце концов оказался прикован к постели. Кирилл Кустодиев работал художникомдекоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М.
Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Работал в плакате и в книжной графике. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». И в этом же году появляются первые признаки надвигающейся катастрофы: болела рука, участились головные боли.
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку.
Из окна бьют теплые лучи солнца, ярко освещая стол, камин и склонившуюся над ребенком мать. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Грабаря (1916). Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Русский художник, график и театральный художник. Ему нужна была обнаженная натура.
Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Он жить не сможет». Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения).
Нестеров. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Мы жили на третьем этаже. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне».
Я. Билибин, 1901). Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии Ярмарки (1906, 1908), Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все три 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Бегали в прятки. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Мы жили на третьем этаже.
Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Отца своего он почти совсем не помнил. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. И. Шаляпин», 1922, там же). Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Искусство требует всей жизни. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Яркие краски придают картине мажорное звучание. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Лансере (1915), И. Э. Только щеки да нос краснеют». Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город.
Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. Будто впервые. Однако трагедия не сломила художника. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. В столице Франции художник успел присмотреться к европейской живописи и использовать свои впечатления в прекрасной картине Утро (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво».
Поездка за границу много дала молодому художнику. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. С 1907 года — член Союза русских художников.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Комнат пять, все они располагались анфиладой. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой».
Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
– Так как это обнаженная натура. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Рериха (1913), М. В. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца.
В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Вот насколько мы уголок можем видеть. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Под впечатлением этого события Кустодиев задумал «Групповой портрет художников Мира искусства, который должен был запечатлеть всех участников объединения и представлял беспрецедентный для своего времени проект, поскольку даже во времена расцвета Товарищества передвижников ни один из его членов-портретистов не предпринимал подобной попытки. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей).
Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Картина вызывает страх и тревогу.
Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны.
А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Чертовски трудно. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Многие художники, стараясь показать в своих работах неразрывную связь эпох, обращались к далекому прошлому России. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей».
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Добужинского (1913), И. Я. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.