За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Его отец был простым преподавателем словесности в женской гимназии. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Впоследствии, в 1905 году, отдавая дань судьбоносной встрече со своей любовью, Кустодиев построил дом-мастерскую «Терем» близ города Кинешмы, на Волге. И. Шаляпин». Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Будто впервые. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Вместе с семьей отправляется в Париж. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Во время обучения Кустодиев проявил свои художественные таланты, участвуя в написании «Заседания Государственного совета». Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Искусство требует всей жизни.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Чертовски трудно. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге».
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Какова шуба на нем. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Вот между голодным Питером 1919го и угрюмой купеческой чайной Кустодиев и расположил свой базарно-балаганный рай, свою Телемскую обитель сытости, веселья и счастья. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Когда Кустодиеву исполнилось 31, у него диагностировали спондилит (костно-суставной туберкулез). Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Борис Михайлович Кустодиев (Boris Kustodiev) родился в 1878 году в Астрахани.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Родился Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Я. Билибин, 1901). К этому времени у них уже родился сын. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. А может быть именно вот таким образом и стоило.
А шуба. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Великий художник сразу обратил внимание на ученика, возлагая на него большие надежды, что впоследствии вылилось в совместную работу над монументальным полотном – «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. До самой смерти в 1927 году портретист был парализован и прикован к постели. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Впоследствии в Берлине в 1913 году ему делают сложную операцию. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Вот кого рисовать-то. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
В последующие годы он писал портреты, живописи, работал карикатуристом (1905-1907), был принят в Союз художников (1907), а затем Академию художеств (1909). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Такое воспитание четко определило будущее Бориса и уже в 9 лет он знал, что станет художником. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев одновременно стал брать уроки у местного живописца Власова. Отца своего он почти совсем не помнил.
Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Только щеки да нос краснеют». Усердие и талант молодого человека замечены и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета". Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Кустодиев твердо решает стать художником. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Зашел с мороза прямо в шубе.
Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. «Терем» стал местом работы и творчества художника и здесь, практически каждое лето, Бориса Михайловича охватывало чувство, которое принято называть счастьем, вдохновляя его на творчество и осознание полноты жизни.
Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности.
Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.