Мастер писал пейзажи интерьеры, сценки из уличной жизни («Лазурный берег», «Уголок Парижа»). Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. (252), Terrasse А. (247-251), а также в таких авторитетных работах как Vaillant A. Bonnard (254256), Watkins N. Bonnard (261-262), Hyman T. Bonnard (197), некоторые новые факты были почерпнуты из каталогов последних выставок (Heilbrune F., Neagu Ph. Воспоминание обобщается до Образа и фотография помогает удержать резкость его очертаний. Пустота становится поводом для пространственных игр художника.
Кроме того, при создании некоторых произведений Гоген вдохновляется фотографиями, видовыми и репродукционными (во втором случае фотография выступает как медиа -транслятор истории искусств в современность). Но в отличие от вереницы кадров, Боннар выбирает один, обозначающий весь процесс. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Он, как и прежде, рисует по памяти эпизоды своих уличных прогулок. Впоследствии они не были использованы в качестве рабочего изобразительного материала. Он вместе с друзьями принимал участие в создании, например, декораций для пьесы Альфреда Жарри «Король Юбю» для театра Люнье По. Москва, ГМИИ). После 1916 года художник оставляет занятия фотографией.
Эта система открыта и находится во взаимовлиянии с современными ей стилевыми явлениями в искусстве и, параллельно, с современным художнику историческим процессом, политическими, социальными, экономическими особенностями его эпохи, а также событиями в развитии современной цивилизации (взаимосвязь творчества художника с технологическими инновациями его времени рассматривается подробнее ниже). А Тулуз-Лотрек тут же захотел познакомиться с Боннаром. Боннар наблюдает возможности материала, наблюдает за ею изменением во времени. 1925.
Проведенный нами анализ литературных источников Natanson Th. В 1895 году Боннар покупает новый Кодак. Причем очень часто художнику позирует Марта, ее фигура почти всегда помещается в интерьере, как это видно в картине «Столовая» («Утренний завтрак») (ок. 1930–1931. В Театре Антуана, в «Художественном театре» Поля Фора и, особенно, в «Театре творчества» Люнье По, тесно сотрудничавшего с поэтами и писателями — символистами, Наби в полной мере могли осуществлять свои мечты о создании синтетического искусства. Некоторые из «случайных персонажей» становятся визитной карточкой художника и повторяются из картины в картину.
Мужчины всегда прекрасно находят общий язык. В те годы в творчестве Боннара появляется и новый для него жанр натюрморта. Редкая фотография Боннара 1891 года теряется среди подобных снимков его близких. Живопись и фотографияСреди негативов Пьера Боннара самый ранний датируется 1891 годом58.
В 1895 году умирает Эжен Боннар, отец художника. Пришлось ввести даже выдуманные персонажи. С 1910-го живет и работает на Юге Франции. В начале нового века Боннар начинает отказываться от стиля рисовать в темных тонах. Главы основной части диссертации посвящены детальному анализу изменения структуры композиции и сложению ярких стилевых особенностей творчества художника (глава «Творческий метод Пьера Боннара») изучению эволюции творчества художника и анализу стилевой принадлежности его искусства (глава «Эволюция творчества и вопросы стилевой принадлежности искусства Боннара разных периодов») рассмотрению особенностей влияния творческого наследия Боннара на европейскую и американскую фотографию, живопись, абстрактное искусство, акционное искусство и кинематограф второй половины XX века (глава «Пьер Боннар и некоторые проблемы визуальной культуры XX века»).
Жизнь стремительно меняется. Monica. Фотография 1898 года «Кошка, убегающая в заросли» раскрывает перед зрителем сюжет далеко не сразу. Художников связывала не только многолетняя дружба, но и схожая манера изображения интерьеров, композиция и тонкое владение цветом. «Вымышленный дом». На выставке в Fondation Beyeler картины сгруппированы по залам так, чтобы не только показать нам технику изображения внутреннего пространства комнат – столовой, ванной, спальни, но и попытаться представить себе «дом» Боннара, собранный из очень разных работ, на которых показаны различные сцены из частной жизни.
Тема этих полотен — изображение сада с видом на Средиземное море. По инициативе Серюзье была создана художественная группа Наби («пророки» на иврите), в которую, кроме Боннара, вошли Вюйар, Кер Ксавье Руссель, Морис Дени, Поль Рансон и Феликс Валлоттон. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. – Van Deren С. The painter and the photographer (257), c. 30931050 Terrasse A. Bonnard (247), c. 25по дороге или придя домой, он зарисовывает их51. И снова, говоря о скетчах Боннара, мы не рискуем вносить жанровые определения.
Первый план таких снимков оказывается низом изображения, второй план – верхом. Картина поражает лаконизмом и одновременно изысканностью цветовых сочетаний. Что предшествовало в этом, что было раньше на этом пути.
Понятие катарсиса, по Аристотелю, подразумевает очищение произведением искусства. Gauguin and Pont-Aven Group (193), Negri R. Bonnard et nabis (221), Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве (68)и Эдуардом Вюйаром, которые примкнут к группе набидов, пройдут посвящение и получат свое «тайное» имя в союзе пророков19. Санкт-Петербург, Эрмитаж). Рано начал рисовать, в конце 1880-х поступил в Школу изящных искусств в Париже, посещал Академию Жюлиана (1887), где сблизился с М. Дени, П. Серюзье, П. Рансоном, Э. Вюйаром, основателями объединения Наби (1889, от древнеевр. Париж, частное собрание). д. и. Фотограф, в чьей власти придать лицу выразительность с помощью ракурса и освещения, стал называться «свето-теневой художник».
28 стр. Англия, частное собрание). Часто мастер дает обзор местности с верхней точки, как в картине «Общий вид на Вернон» (1929. Исследователи Sutton D. (244), Rewald G. (231) творчество Боннара сравнивают с творчеством таких мастеров как Рубенс и Рембрандт, прослеживая генетические связи композиционного и смыслового наполнения живописной формы в творчестве классиков истории искусства и художника XX века. Исследователь специально останавливает внимание на таких «присутствующих-не-участвующих-в-развитии-сюжета-персонажах», как ребенок, проходящий мимо рамы картины «Угольные копи. Также он создал имидж людей, снимающихся на карточку. Сегодня повторяющиеся структуры активно используются художниками. Они оживляют пейзаж, но все же царят в нем деревья. Гибсон (37) помогли нам в понимании особенностей видения Боннара и в поиске явлений и деятелей современного искусства, наследующих его творческому методу.
Первый каталог был подготовлен одним из племянников художника и вышел в свет в 1964 (Terrasse A. Bonnard photographer (249), второй – Heilbnine F., Neagu Ph. (166), Van Deren, C. (257), Jay C. (200)11 Турчин В. (2), с. 28живущего на рубеже XIX – XX веков, визуальная среда, во-первых, стремительно расширяется географически (приток визуальной информации из отдаленных регионов земного шара в форме фотографии и ее репродукций в масс-медийных и книжных публикациях возрастает), во-вторых, насыщается новыми знаками развития цивилизации: техническими изобретениями, постройками (начинает резко меняться облик городов изменяется сельский ландшафт), средствами передвижения. Мы встречаем в74 Искусствоведы старшего поколения рассказывали о выражении разочарования любителями живописи по поводу панно Тьеполо в павильоне усадьбы в Архангельском, когда они пытались рассматривать панно с близкого расстояния, как станковую картинуПод формой живописи мы, вслед за словарем Read Н. (229) подразумеваем принятую структуру художественной выразительности, обладающую собственной смысловой и образной конструкцией и, в зависимости опт назначения произведения (назначения пространственно-смыслового) – особенностями воплощения, присущими данной форме средствами выразительности. На фоне огромных деревьев, у самого их подножия даны фигуры женщин и детей. Нью-Йорк, частное собрание). Заметим, что проблемы, рассмотренные в этой главе, были обозначены в боннароведении еще при жизни художника (такими исследователями, как Тугендхольд Я., Fosca F., Lhote А. 10)39 это проблема соотнесения его творчества с постимпрессионизмом, во временных рамках которого и рядом с яркими идеологами которого проходило становление его творчества и проблема мидитерранизма в творчестве Боннара в поздние годы, после переезда семьи художника на побережье Средиземного моря В кругу набидов Боннар прозывается «очень японский Наби».
Вместе с художниками группы Наби сотрудничал с театром символистов – «LOEliguvre». Знаменательной работой послевоенного времени является «Мост Гренель» (1919. «Ребенок у стола» (1896), «Ребенок и бабушка» (1897), «Круглый стол» (1898) и другие обыгрывают одни пластический мотив: круглый стол, символ уюта домашнего очага из полутьмы выступают лица ребенка и бабушки знакомый с детства мягкий свет, никаких контрастных электрических теней на лицах – пассаж, связанный для Боннара с воспоминаниями родительского дома. Как souvenir они вплетаются в «идиллический текст». 1903, Санкт-Петербург, Гос. Мотив поднимающейся по лестнице фигуры, не навеян ли он штудией Икинса «Человек, поднимающийся по лестнице». Умер Боннар в Ле-Канне 27 января 1947 года.
Состояние «вне течения», маргинальное положение в контексте постимпрессионизма позволяет Боннару уйти от зависимости восприятия его творчества в связи с явлением, сдающим позиции под натиском молодых художников-модернистов. (146)Пикассо. и Арнхейма Р. ). Но уже для поколения людей, 9 Бахтин М. (13), Беньямин В. (18), Марсель Г. (50), Юберсфельд А. (50), Жене Ж. (50)10 Coleman А. (162), Daval J. -L. Чудо пробуждения природы олицетворяют здесь фигурки маленьких задумчивых фавнов, сидящих на пригорке среди нежной весенней зелени (другое название — Маленькие фавны). Главные сюжеты его картин – сцены частной жизни, небольшие частные минутные радости.
Однако самое сильное влияние японской гравюры видно в работах именно Боннара, которого даже называли «японствующим Наби». Кстати, у Мориса Дени есть очень похожая по характеру исполнения работа — «Госпожа Рансон с кошкой» (ок. 1892. Почему же творческий метод назван нами одной из независимых проблем данного исследования. Умер Боннар в Ле-Канне 27 января 1947года. Это становится сильным переживанием для Пьера Боннара и еще больше привязывает -воспоминаниями – к детству и родовому дому «Jle Кло (Les Clos)» в Дофине, где художник будет проводить все больше времени.
На этом пестром, часто крикливом фоне безмятежное, созерцательное интимное искусство Боннара производило хороший эффект и очень импонировало публике. Для афиши журнала 1894 года Боннару позировала Марта (Мария) Бурсен, которая стала его постоянной спутницей и моделью, а впоследствии женой. В 1936 году ему самому присуждают вторую премию Карнеги. В картинах «случайные персонажи» приобретают оттенок времени ушедшего, как будто они – зрители, присутствовавшие при творении композиций. Строение ею работ сочетает известные по наблюдению видимого мира законы освещения и взаимодействия цветов с «визуальным рассказом (внутреннего) пространства художника», мышление которого развивается в контексте традиций, уходящих корнями в архетипическое. Чикаго, частное собрание). Нью-Йорк, частное собрание) или «Ле Канне» (1938.
Русаковой, педагогам кафедры ФТИИ МГАХИ им. Работы Боннара прекрасно передают дух времени, атмосферу эпохи конца XIX в. Он мастерски работает силуэтом, умеет извлечь из линии и пятна максимум выразительности, остро схватывая характер явления. Художник, как и другие наби, начал сотрудничать с журналом «Revue blanche», объединившим ключевые фигуры литературной и художественной жизни конца XIX века. Одновременно он вырос на почве ее новаций. Долго подводит к нему по садовой дорожке: тень от боковой колоннады падает на клумбы «проседающий тон» двора создает впечатление «парящего» павильона.
Боннар назывался «японизированный наби» или «очень японский пророк». Он изображает многочисленные сцены из повседневной жизни Парижа. Художник будет жить также в Каннах и Антибе. «Абсолютное отсутствие таланта» – такое резюме получил Альфонс Муха, проваливший экзамены в Парижскую Академию изящных искусств. Прустовская «память-ключ к творческому процессу художника» читается в этих работах.
А. С. Пушкина). Кто мог предположить, что через несколько лет имя чешского художника станет символом эпохи «арт-нуво», а новый стиль в изобразительном искусстве почитатели будут называть «стилем Мухи». «Лето в Нормандии» изображает июль в Верноне в Нормандии, с холодным белым небом. Например, «Бухта в Сен-Трапезе, мистраль» (1936.
Однако самое сильное влияние японской гравюры видно в работах именно Боннара, которого даже называли «японствующим Наби». Это приложение является продолжением работы, проведенной в третьей главе («Боннар и некоторые проблемы визуальной культуры XX века»), но исследователь сосредотачивает внимание на присутствие Боннара в русской художественной культуре XX века. В представлениях она связывалась уже не только с картиной, но и с новым изображением кино. Эти фигуры, едва попадающие в рамки кадра, перенесенные в картину, усиливают в ней «эффект подвижного окна», делают грань между зрителем и изображением на полотне более проницаемой, таким образом, уменьшая расстояние, отделающие восприятие зрителя от реальности художника.
Уточним, сюжетом, привлекшим художника. Именно ему принадлежит авторство афиши, сообщающей об открытии кабаре «Мулен Руж» и первые работы для мюзик-холла «Фоли Бержер». Боннар оказывается вне традиции изображения болезни в искусстве XX века как коллекции отвратительных, но требующих непристойного рассматривания «украшений» человеческого существа. – Цит. Возможно, это граничит с его встречей в 1894 году с Мартой де Мелиньи (иначе — Марией Бурсен), с которой впоследствии он соединит свою жизнь.
В результате наблюдения за негативно-позитивным процессом появления фотографического изображения на материалах с низкой светочувствительностью, Боннар пытается воспроизвести на холсте эффект проявления изображения как бы «изнутри» самого материала, так что холст становится составляющей самого живописного изображения. Доминирует вертикаль Эйфелевой башни. На основании этих наблюдений выдвинута гипотеза о символической наполненности «пустот» в центре композиции. Это название для скромного дома было придумано самим художником. Он стремится передать с наибольшей полнотой только свои ощущения и наблюдения.
(. ) Я собираюсье марать бумагу с утра до вечера. The problem of representation in Japanese European painting (246)самого произведения искусства. В 1937 Боннар получает почетный заказ на оформление французского павильона на Всемирной выставке (Exposition Universelle) в Париже. Отличие пейзажей 1920–1930-х годов от более ранних— в более смелом и насыщенном колорите. Триптих представляет собой целостную композицию, размещенную на трех больших подрамниках. Второстепенное здесь притязает на такое же внимание, как и главное чаще всего это второстепенное прежде всего бросается в глаза и оскорбляет их, требуя снисхождения (подчеркивание и разрядка диссертанта – И. Ч. ) к несовершенству воспроизведения в фотографическом снимке, нежели к созданию творческого воображения.
Сен-Жермен-ан-Ле, коллекция Д. Дени). От импрессионистов у Боннара появилось желание работать на пленэре. Несфокусированная экспозиция глубокого первого плана как задержка дыхания, за нею следует «вдох-действие-движение-центр композиции», уведённый на второй план.
Эрмитаж), Ранней весной в деревне и Осенью. Саутгемптон, Галерея искусств) и другие. Его рисунок артистичен, образы емки и подчас гротескны, но взгляд художника на мир исполнен мягкого юмора и доброжелательности: серия Парижские сценки (1895—1899), Французское шампанское (1891, рекламный плакат), Ла Ревю Бланш (1894, реклама журнала) иллюстрации к роману Дафнис и Хлоя Лонга (1902). Нарочитая статуарность подчеркивает состояние легкого послеобеденного отупения. Фотография тяготела к пейзажу.
В Каннэ он возвращается в обществе племянницы Рене Террассе, которая будет жить с ним до конца, пытаясь скрасить его одиночество. Боннар любит писать интерьеры жилых комнат с фигурами людей. Это единственная картина, на которой художник изображает наготу мужского тела. Состояние случайности видения, отсутствия заинтересованности в проникновение в психологию сценки, «внешнее» – краем глаза — наблюдение, без фокусировки на деталях и контрастности планов изображения, передано отчетливо эта одна из первых работ художника, где центром изображения становится нечто, лежащее вне поля зрения, нечто не-значительное, не только по смысловой означению, по сюжету, но и находящееся за пределамиЧЙзрительного, осмысленного, процесса.
Его можно крутить вокруг своей оси, вглядываясь в изображение. В 1925 г. Боннар приобрёл дом на Лазурном берегу, в Ле-Канне. Медленный ритм его исполнения задавался пластикой фигур. На склоне лет он обратился к насыщенным цветовым сочетаниям, создавая изысканные красочные композиции («Сад»). Пейзаж в полном смысле слова, он стал своеобразным «открытием» этого жанра для Боннара. Художник говорил: Все эти нули меня раздражают. В отличие от ранних работ, Боннар нередко дает более смелую цветовую гамму. Его хранительницей была старшая женщинав роду – мадам Мерздорф. В спорах на короткий миг рождалась истина.
Мы согласны с мнением о значительном влиянии японской культуры на личностную художественную позицию художника, в том числе в отношении «строительного материала» картины, но, позволим заметить, что это влияние просматривается в панно и монументальной живописи еще большей степени, чем в работе над скетчами. Взгляд скользит по краю ванны, затягивая зрителя в созерцательность момента. Несхожесть этих людей очевидна, она вскоре привела к их разрыву. Два произведения в российских собраниях, «За оградой» (1895, ГЭ) и «Уголок Парижа» (1905 (1899. ), ГЭ), также дают представление о малой форме живописи, скетча в творчестве Боннара 1890-х – 1900-х годов. Определение, по-видимому, сложилось51 Ives С., Giambruni H., Newmann Sasha M. Pierre Bonnard, the graphic art (99), с. 118-12632 Newhall В. Photography: essays images (222), с. 11533 Исследователи пикториальной фотографии часто сводят ее к проявлению импрессионизма в фотографии, хотя значение первого интернационального стиля в фотографии гораздо шире34 имеются в виду члены группы «Наби» именовавшие себя «пророки» – См. Японская гравюра была более занимательна и понятна картинной проработанностью всей плоскости изображения, «импрессионизм» китайской живописи был открыт перед Второй мировой войной, но, как строгая структура композиции философия искусства, он был осознан еще позднее.
III. Изображением натуры. Распространение гравюр подобно распродаже карточек из книжного магазина. В начале 1920-х он уже не пытается передать «впечатление». Гамма красок приглушенная, господствуют серо-серебристые тона.
образовалась группа «Наби», в которую вошли Рансон, Дени, Серюзье, Вюйар, Руссель, а позднее к ним присоединился Валлотон. Боннар много путешествовал, посетил Бельгию, Голландию (1907), Италию (1910, 1922), Германию (1913), Испанию, Англию, Алжир, Тунис, США (1926).
Что касается массовой культуры, то, обращаясь к работам предшественников9, подчеркнем, что массовая культура включает в себя как визуальные (включая литературную и театральную), так и звуковые формы культуры. Пространство его картин заполнено светом, мерцанием цветовых бликов и тишиной: Обнаженная против света (1908, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Обнаженная в зеленых туфельках (1925, Чикаго, частное собрание). Художник иллюстрирует многие его произведения. Писал декорации, делал афиши и программки и для многих других постановок. Иногда оно подразумевается, тогда зритель сталкивается с вертикальной, четко прописанной фигурой она парит над сворачивающимся к горизонту – в цвете и резкости – пространством.
И если у вас найдется немного времени, то заходите, вам всегда будут рады. Но сюжета нет. Возникает вопрос о бытовании снимков Боннара лета 1900 года. На снимке «Внутренний двор и павильон Хенералифе» он поднимает центр композиции – павильон выше средней линии, как это было в «Площади Св. Один из шедевров начала века, где проявились новые грани дарования мастера, — это «Уголок Парижа» (ок. 1905. Тогда отец устроил его на работу к помощнику прокурора.
Испытал влияние Дега, Гогена. Брюссель, Королевский музей изящных искусств). И они могут быть прочитаны в категориях классического учения о жанрах.
Но творчество Боннара преодолевает жанровые границы: он создает собственные сцепления жанров, новые «жанровые группы», которые воплощаются внутри одного произведения. Именно созданный в 1889 году рекламный плакат для «Франс Шампань» принес художнику первый успех. Статьи об искусстве, письма, переписка (81) привело нас к работе с архивом и фотографическим наследием художника, хранящимся в Музее д39Орсе.
Боннар и «Наби». Довольно скоро Боннар перерос своих учителей и стал самостоятельным и признанным художником. В этих кадрах складывается образ, ставший типичным поздних композиций. Она неотесанная и дикая, у нее слабое здоровье. Влияние импрессионистов сказалось и в особом интересе Боннара к пейзажу.
Так, однажды, вернувшись с циркового представления, художник полностью смыл изображение Христа на уже проданном полотне «Моление о чаше» и изобразил на холсте черноглазую циркачку. В этот период творчества Пьер Боннар становится фотографом-любителем фотография станет его «шкатулкой для хранения воспоминаний»27 на полтора десятилетия. Этот кинематографический прием «вкручивания в пространство» отличает многие полотна Боннара62.
Эти фотографии, вероятно, были сделаны в перерыве между сеансами рисунка. В композициях «балетного цикла» фрагментарные композиции, как будто кадрированные снимки, сосредотачивают внимание зрителя на механизме движения тел. 27 БартР. I. «Постимпрессионизм»Боннара 1890-х в особую изобразительную систему он не только изучает стилистику изображения объектов, но «учит язык» интерпретации пространства Страны Восходящего солнца. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Образ Сары Бернар и Шарля Бодлера складывался там, в ателье, перед объективом. Между 1933и1934 годом он дважды ездит в Лаболь.
Сегодня цены на его работы продолжают расти и достигают десятков миллионов долларов. Здесь он применяет прием точки зрения сверху и взгляд зрителя проходит над Мартой. Внешний мир улицы, шумной и пестрой, виден через окна. Боннар превратил линию «удар бича» art nouveau в более прихотливую и более индивидуальную форму.
До сих пор и российское и зарубежное классическое искусствознание видит в фотографии маргинальную область, лишь иногда оказывающую влияние (прямое, фактическое, а не мировоззренческое) на творчество художников с конца XIX века. Рекламный плакат «Французское шампанское»- первая серьезная работа Пьера Боннара – привел в восторг все парижское арт-сообщество и открыл художнику дорогу в большое искусство. Так, «Полуденный отдых» (1902) соединяет в себе групповой портрет и несколько мифологических сюжетов, причем это сцепление насыщает и портрет и мифы новыми значениями. Это позволяют акцентировать ритмическую структуру изображения. Работа над «Дафнисом и Хлоей» продолжала концепцию верленовского цикла, но уже с учетом высказанных по выходе первой книги замечаний. Французские художники из собрания И. А. Морозова (76), П. Нилус. Открыв совершенно новое поле деятельности для многих художников, Шере стал предвестником «золотого периода» французского плаката, которым считается время с 1880 по 1890 год. Картина получила название «После обеда в буржуазном семействе» (1900.
Молчал, как восточный мудрец56. Но выразительность композиций Боннара, узнаваемость их наподобие знака, стали причиной названия мотива – «боннаровский». Но появившееся уже в 1990-х на этикетаже обозначение «панно» для многих сняло вопросы о модернизме74художника. Поскольку повторам изображений внутри картин Боннара присуща внутренняя замкнутость, первичность, то это позволяет определить их как «номы» – первоэлементы из которых, как из первочастиц (не имеющих ни личностной, ни драматической характеристики) возможно создание нового совокупного образа. Серии Боннара сразу получают признание.
Не он один в своем поколении принадлежал сократовской культуре устного слова, предоставляя потомкам и младшим современникам, не обладающим правом голоса и быстротой ума, записывать и комментировать блестящие экспромты собеседника: одни и те же (. ) изречения Боннара существуют в разных записях дополненные комментариями, превращаются в своюпротивоположность. 1, с. 218экспериментов. Боннер (11), Babin A. Pierre Bonnard (144), монографии А. Костеневича (64, 65), работы Н. Калитиной. Вторая глава основной части названа нами «Эволюция творчества и вопросы стилевой принадлежности искусства Боннара разных периодов». Хотя оно может быть плодотворным состоянием, зовом музы. Благодаря ему цвета становятся живыми, трепещущими, а атмосфера мягкой.
Постановочная фотография, как и бенефис, была особенно популярна в провинции. Как правило, это женские фигуры, то спокойно лежащие на фоне пейзажа, то в интерьере, с резкими поворотами, как, например, в «Обнаженной в зеленых туфельках» (ок.
Предметы на столике ненавязчиво перекликаются с отраженной реальностью (Марта с чашкой и натурщица со спины). Формат картины Открытое окно уже, чем формат Деревенской столо- 64 Речь идет не о том, чтобы изображать жизнь, а о том, чтобы оживить изображение 95 Боннар, 1946 вой, но здесь пространство интерьера тоже построено на прямых линиях (рама окна, ткань в полоску, конструкция шезлонга), тогда как снаружи деревья написаны с гораздо большей непринужденностью. Тайна искусства остается не снятой академическими изысканиями и строгой (или стремящейся к ней, как в геометрической алгебре) фактологии, а погребена под обилием материалов о жизни художника в социуме. Encyclopedia of the Cinema NY, 1977, p. 21063 Van Deren С. The painter and the photographer (257)Может быть, они стали основой для композиций, переведенные один к одному, может быть, они лежали рядом, на рабочем столе, как подлинники, с которых художник делал копию в своей манере.
Художник никогда не рисует жесткую конструкцию-скелет вещи. Декоративны даже его портреты. Третьякову моим первым учителям поистории искусств И. Д. Май, к. и. (Бегущая служанка Полайоло присутствует в композиции, подчиненной торжественному статичному ритму и не вызывает у зрителя пространственного ощущения бега. ) Фиксация Икинсом и Мэйбриджем движения на фотопленке в 1870-х годах параллельна поискам художников в этом направлении45. Но судьба распорядилась по-другому. Тема купальщицы присутствует в творчестве Боннара на протяжении более сорока лет. В процессе работы также были использованы фотографии. Как и все художники группы наби, Боннар работал для театра, где в это время появилось много новых веяний. и III.
Выставка 100 лет французской живописи (140). Специально нами исследуется проблема исторических аллюзий живописи художника. Вдомий насамперед зображеннями нтимних домашнх сцен в нтерр, Боннар був членом групи так званих «Наби», як прагнули до спрощення й узагальнення кольору й малюнка вживописи.
Работа с этим пятитомником позволила установить родство образов в картинах художника разных периодов и выстроить «образные ряды», позволяющие говорить о круге главных тем мастера и их развитии в его творчестве. Вспоминается описание Боннаром своей работы в первые годы занятий искусством в Париже, когда все время вне занятий художник проводит на77улицах, наблюдая и запоминая «типы», чтобы потом зарисовать их. Исследователь подробно останавливается на трансформации мировоззрения Боннара: от «выхолощенного католицизма» (Р.
Но отличная от дальневосточной манера живописи Тулуз-Лотрека дает нам возможность лишь упомянуть его в контексте использования фона как выразительного элемента изображения, тогда как сравнение творчества «японизированного наби» Боннара с опытом изучаемой им японской культуры неизбежно. В воспоминаниях художников фигура Боннара появляется как фон для субъективного воссоздания (и интерпретации) автором мемуаров своего творчества.
Несомненно лишь, что в течение двадцати пяти лет фотография для Боннара была важным инструментом сохранения «полноты воспоминания», более важным, чем карандаш и кисть, фиксирующие ход размышления, но не полноту воспоминания. Частное собрание), «Две собаки» (1891. Нью-Йорк, частное собрание), «Красный шкаф» (ок. 1933. Рекламные плакаты для шампанского Ruinart, сигаретной бумаги «Джоб», детского питания Nestle, велосипедов Perfecta – сегодня Альфонс Муха известен не только как великий художник, родоначальник стиля «сецессион», но и как мастер, поднявший жанр плаката до уровня высокого искусства.
В некоторых работах, что свойственно многим Наби, декоративный элемент преобладает, причем фигуры людей или животных подчас носят орнаментальный характер. Но Боннара при умении выразить характерность изображенных интересует другое: развитие движения, 77 Terrasse A. Bonnard (247), с. 28механизм движения людей, животных и состояние пространства, заполненного разнонаправлено движущимися объектами. «Номы» Боннара – неделимые смыслонесущие знаки, дающие общему сюжету связь с личными воспоминаниями автора и, одновременно, переносящие смысл картины в ряд архетипических сообщений. Данное исследование диссертанта, как и работы иностранных авторов, прежде всего Vaillant А. (254-256), обозначают степень влияния творчества Боннара на развитие искусства в мире. А. С. Пушкина представлены два панно Боннара «Ранняя весна в деревне» (1912) и «Осень.
Перед Первой Мировой войной Боннар много путешествует он побывает в Северной Африке (Алжир и Тунис), Испании, Италии, Великобритании, проедет всю Францию, Бельгию и Голландию на машине своего друга Октава5 лМирбо. Одной из самых наиболее внимательных и беспристрастных оценок фотографии на раннем этапе явились рассуждения Делакруа (1859 год)37. Родом из семьи чиновника, Боннар сначала изучал юриспруденцию в Сорбонне, а затем учился в Академии Жюлиана в Париже, затем в Школе изящных искусств, где в 1888 г. образовалась группа «Наби», в которую вошли Рансон, Дени, Серюзье, Вюйар, Руссель, а позднее к ним присоединился Валлотон. Это видно на примере «Обнаженной в ванне» (ок. 1938–1941. С другой стороны, в японских картинках было больше жизненной силы, чем в примитивах, которыми увлекались набисты. 2. Новые тенденции уже видны в серии литографий «Некоторые черты парижской жизни» (1895), выпущенной А. Волларом.
Две помещенные здесь картины разделяет более десяти лет. Там естественно действуют законы перспективного сокращения предметов. 600 лет французской живописи (133), А. Киселев. И вдруг что-то случилось: возникла эта белая фигурка. Пьер Боннар не дожил совсем немного до своего восьмидесятилетия.
Его афиши, ширмы, рекламные плакаты, обложки журналов (Ревю Бланш) становятся произведениями подлинного искусства и приносят автору успех и известность. Главную героиню – певицу Иветт Гильбер -Тулуз Лотрек не только поместил в угол плаката, но и вовсе «лишил головы». Календарь Санкт-Петербургской Образцовой типографии «Художники» – это 12 рекламных шедевров, выполненных известными живописцами конца XIX – начала XX века. Неважно, окажетесь ли вы в Пушкинском музее в Москве, в музее Орсе в Париже или в лондонской Тейт Модерн, вы безошибочно угадаете работы художников из «Наби». Необходимо уточнить, что творческий метод каждого художника уникален и требует выстраивания уникальной же конструкции описания и нахождения специфических «опорных точек» в биографии художника, современных ему процессах в искусстве и обществе.
Нередко интерьер сочетается с открытым пространством — окно, дверь распахнуты в сад — этим как бы утверждаются добрые отношения человека и природы: Балконная дверь (1933, Париж, частное собрание). Жизнь по-прежнему привлекала Боннара своей поэтичностью. Традиция отношения к болезни, которую интерпретирует Боннар, находит продолжение на протяжении XX века во многих произведениях документальной фотографии и документальною кинематографа Вопросам осознания и трансформации творческого наследия, метода Пьера Боннара представителями визуальной культуры XX века посвящена последняя глава основной части исследования – «Пьер Боннар и некоторые проблемы визуальной культуры XX века».
Этот маленький розовый домик называется Ле Боске (Заросли). Говоря об информационной, пластической, образной значимости, о ценности80 мем (meme (mi:m) – элемент культуры, передаваемый не генетическим путем, в частности, через имитацию. Гоген. Однако Боннар и здесь рисовал, создавая гротескные пародии на свою жизнь. Французский художник, график. Приложение 2.
Второе название работы «Полуденный отдых». Художник словно бы заново осваивает изображение пространства, очень часто давая четкие ориентиры, которые не позволяют взгляду зрителя теряться в бесконечности. Портрет Зингер поставлен, как и композиция фотографии Сары Бернар, в портрете Надара. Зрительный образ становится событием, настроенным на особый эмоциональный лад.
Аведь это было время, когда на арену художественной жизни Парижа выступили фовисты. Их сравнительные публикации с его произведениями появляются уже после его кончины. На художника посыпались публичные обвинения в изощренном разврате.
Это с очевидностью видно на примере картины «Женщина с кроликом» (1891. Работа с каталогами российских собраний13 позволила диссертанту установить и ранний период (между 1917 и 1947 годами) provenance неопубликованных произведений Боннара на территории России. 22 стр. Он будет источником вдохновения для многих художественных экспериментов до конца жизни.
В конце 1880-х он входит в состав художественно-артистической группы «Наби», основанной учеником Гогена французским художником Полем Серюзье (1864-1927). Игры женщины и воды (. ), но с некоторой женоненавистнической резкостью. Свет будто возникает и рисует во мраке вначале контуры, а затем и сами изображения. Многочисленные снимки рассказывают о его жизни до последних дней, но их делали другие.
В этом стиле он создает ряд портретов – Мезии и Фаддей Натансон, Е. Вюйара, Ж. Бессона и др. На людных улицах он наблюдает «типы»49 С другой стороны, живопись П. Гогена выросла на почве, подготовленной фотографией: как и другие его современники, как младшее поколение художников (включая набидов), Гоген тяготел к плоскостному решению, в основе которого лежал не только интерес к декоративному искусству, но и принципы фотографического видения. Внимательное изучение японского искусства претворяется в творчестве23 Hyman Т. (197), с. 2024 Даниельсон B. (43), Ellridge А. (178)25 Сарабьянов Д. (114)26 В русской традиции принято переводить 39tres Japonard34 как «очень японский Наби», но мы предпочитаем переводить согласно биртанской традиции: 34highly Nipponized Nabi34 – именно «японизированный», что будет обосновано нами в гл. Отдел сбыта: 38 (044) Адрес редакции: Украина, г. Киев, ул. Как и «Разговоры» Верлена, эта работа была заказана Абруазом Волларом64. Пейзаж, написанный вполне по-импрессионистически, оживлен стайкой маленьких детей.
Художник пережил немецкую оккупацию Парижа и в 1946 году устроил ретроспективную выставку своих произведений. «Случайная»47 Cabanne P. Monsier Degas (155), с. 380встреча Моне с японскими гравюрами в голландской табачной лавочке в начале семидесятых годов была равносильна встрече человека ищущего свое «я», с зеркалом. Цюрих, частное собрание), «Виноград» (ок. 1928. В литографиивозникает негативное кадрированное изображение снимка. Приоритет изображения оставался за живописью.
Художник изображает ее необычным образом, не полностью. Там же хуждожник сблизился с основателями группы Наби М. Дени, П. Серюзье, П. Рансоном, Э. Ж. В конце 1880-х учился в парижской Школе изящных искусств, одновременно посещал Академию Р. Жюлиана (1887), где он учился у Бугро и Робер-Флери. Художник создаст много видов этого имения, его гостей, пейзажи, сцены в интерьерах.
Также в предуведомление этого раздела заметим, что выводы о механизме взаимодействия живописи и фотографии в творчестве Боннара, к которым мы пришли, разрабатывая «горизонтальную модель» взаимоотношений живописи и фотографии остаются неизменными. 35До сих пор и российское и зарубежное классическое искусствознание видит в фотографии маргинальную область, лишь иногда оказывающую влияние (прямое, фактическое, а не мировоззренческое) на творчество художников с конца XIX века. Образцом такого отношения к персонажам является «Портрет Мисии и Таде Натансон» (1902. Она восхищает Тулуз-Лотрека () и Феликса Фенеона (знаменитого критика искусств), а его отец по словам матери Боннара пляшет от счастья. Уже в 1890-е годы Боннара называли «интимистом».
Но исследование взаимозависимости живописи и фотографии в творчестве Боннара приводит диссертанта к ряду новых выводов, в том числе, о чрезвычайной важности «случайных персонажей» и «случайных деталей», попадающих в фотографическое изображение вне фокуса и о переносе этих «случайных фигур» в живописные произведения. Ян (120), Н. Кулебякина, А. Паршкова, Д. Луканина) и, таким образом, создать реконструкцию влияния Боннара на отдельных представителей и целые школы российского искусства (об этом подробнее в Приложении 2. В живописных работах, например, «Играющие собаки» (1893), «Кот» (1895) изображение животного среди мерцающей среды считывается постепенно. К счастью, даже в советских работах о западном искусстве ни у кого не возникло желания написать о теме одиночества в произведении «За оградой»: этой темы здесь нет. Название группы происходит от древнееврейского слова «нави», что значит «вестник», «пророк». После 1893 года в живописи художника нарастают ноты интимизма Марти станет его Марией — в иллюстрациях современной прозы, его Хлоей (для «Дафниса и Хлои» Лонга 1899 года) ее он будет рисовать и писать в их доме на юге Франции. P. Bonnard (240), Roger-Marx CI Simili (232), послуживших сюжетной основой для произведений художника, позволил выявить особенности авторского интонирования данных сюжетов Боннаром, поскольку некоторые из них также включены нами в ряды повторяющихся образов его творчества.
Одной из наиболее известных картин с изображением обнаженной натуры является «Зеркало над умывальником» (1908. Рассматривает форму произведения (например, роман) как матрицу для создания произведений данной формы, внутри которых меняется фабула, но остается постоянным набор персонажей с характеристиками архетипабоннаровский скетчей, мы говорим о форме, которая не могла сложиться раньше, чем в эпоху протомодернизма, поскольку эта форма живописного произведения неся достаточное количество визуальной, эмоциональной и пластической информации и при этом сюжетной информации не достаточно, чтобы отнести скетч к одному из жанров классической теории искусств. 24 стр. Каждый следующий цвет возникает из предыдущего. Его холодная и манящая голубизна подчеркивает зной южного полудня.
Эта особенность старой фотографии: не заполненное деталями и не имеющее градации тонов поле изображения становится «слепым пятном», словно выпадает из поля зрения. 20 стр. Рескин.
Визуальная культура не является герметической самодостаточной сферой, она постоянно вбирает в себя дополнительную информацию, происхождение которой может быть новым, связанным с развитием технического прогресса и постижением новых горизонтов человеческого познания, так и старым, введенным из невербализированного (неописанного) ряда в прошлом человеческой цивилизации. На снимках Боннара Марти превращается в «тело-без-лица». Вторая глава, посвященная исследованию творческого метода художника, называется «Эволюция творчества и вопросы стилевой принадлежности искусства Боннара разных периодов» и посвящена истории эволюции, как стилевой, так и мировоззренческой, творчества Боннара и поиску контекста для его искусства, который позволит выявить глубину и многозначность его художественных поисков в наибольшей степени. Фотография как документ, концентрирующий внимание на определенном ракурсе реальности, 66 МипсИ РЬсЛорЬег (218)органически входит в процесс творчества художника. Боннар выставлял свои работы на «Салоне независимых» и познакомился с Тулуз-Лотреком. Веселая игра обнажения перед объективом на снимках превращалась в ритуал. Избыток света переходит в фотографии в свою противоположность.
Репортаж и ракурс – наследие «фотографической культуры видения», раскрывают разные аспекты одного явления, создают временной контекст длительности изображения. Эта часть диссертационной работы делает представление о наследовании визуальной культуры более многомерным, а продолжение этого Фотографическое изображение, с его характерными оптическими искажениями, совмещением планов, монохромностью (мы не говорим здесь о ранних экспериментах по раскрашиванию фотографического изображения), обилием незначительных деталей, которые, будучи зафиксированными в фотографии, обретают право быть замеченными, – становится предметом, влияющим на формирование зрительного образа окружающего мира. Нью-Йорк, частное собрание).
Большое внимание художники Наби уделяли театру. Если же изображено море, то в картине доминирует его цвет. изображения. Выставка «Пьер Боннар» в Базеле продлится до 13 мая.
Одним из классических произведений Боннара этого времени можно считать созданную в 1899 году Заснувшую женщину (живописное повторение иллюстрации к стихам Верлена). Письма со всемирной выставки в Париже и французское искусство на Всемирной выставке (17), А. Шервашидзе. Работа с каталогами российских музеев (ГМИИ, ГЭ), в коллекциях которых есть произведения Боннара, позволила установить несколько хранящихся там и никогда не выставлявшихся произведений художника (все произведения Пьера Боннара из государственных собраниях на территории РФ внесены в каталог, являющийся Приложение 3 к настоящей диссертации). Изучение выше названных работ позволило также прийти к согласию с выводами поздних исследователей творчества Боннара, таких как Vaillant А. (256), Нутап Т. (197) о мощном влиянии творчества этого художника на художественный процесс 1950-х- 1990-х годов. Как и в картинах, в фотографиях художника выразилась полнота его особенного видения мира.
В его первых картинах она бьиа хозяйкой дома, в Сиесте становится желанной любовницей. Их прихотливо раскинувшиеся кроны обрамляют проглядывающее вдали Средиземное море. Большую роль в жизни группы наби, члены которой вслед за Гогеном были увлечены примитивами, сыграл журнал La Revue Blanche.
Это взаимовлияние прослеживается в таких произведениях, как серия литографий «Некоторые аспекты парижской жизни» (1893-1896), ширма «Прогулка» (1894). Собственно, в дополнении нуждается только вводная, концептуальная часть. Один из немногих, кому это удавалось – Анри Матисс.
Они приобрели более плотный тон вместе с деревьями, фигурами женщин в шезлонгах на террасе. Париж, собрание А. Террас). к. и. Во втором случае орнамент и детализация имеют подчиненное второстепенное значение, обрамляют динамическое развитие композициирусского искусства» под редакцией Грабаря (48) читаем, что в живописи конца XIX века «этюд» превратился из формы пластического поиска художника в произведение, репрезентируемое наравне с законченной формой, картиной. Терраса, где комические фигурки являются одновременно нотными знаками. «Шершавый язык плаката» эпохи Анри де Тулуз-Лотрека и Казимира Малевича обретает дополнительную выразительность при использовании возможностей современной печати. Он насыщает болыпой холсл «номами», до их бесконечного перечисления, расширяя смысл картины повествовательно. Парижские арабески (42), Лонг.
Фотокамера художника, как «Полароид» современных мастеров, фиксирует находки на память. Выстраивается параллель математически убедительных построений Бергсона о длительности процессов, временном релятивизме (что ассоциируется с теорией относительности Эйнштейна) и сообщительном процессе восприятия, но Бергсон рассматривает процессы (движение, бытие, время) как совокупность Поздний период творчества Боннара проходит под знаком персонализации представлений о тварности мира и всеобщем и еже-предметном присутствии Божием (Тейяр де Шарден П. ), что связывает художника с европейской философской традицией, восходящей к средневековью. Термин «этюд» в русской терминологической традиции означает непосредственную работу с натурой: на пленэре пишется этюд, картина создается в студии, т. е. Независимо от прямого смыслового соответствия сюжета этой теме, художник использует гризайль как обозначение собственной трактовки сюжета и собственного, субъективного (и волевого) процесса соединения сюжета и надсюжетной темы стихии. по Ives С., Giambruni H., Newmann Sasha M. Pierre Bonnard, the graphic art (199), c. 9521 Графическая форма «бича», «побега», существовавшая как элемент декоративного орнамента, узнаваемое стилевое «украшение» (См. Можно предположить, что в отличие от романа или повести – мема80 большого объема, образ в дневнике -мем малый, но имеющий более чувственные и эмоциональные (наравне с информационными) характеристики. Вместе с Серюзье, Дени и Вюйаром он снял большую мастерскую в Нижнем Монмартре.
Но изменения в интерпретации этого периода творчества Боннара стали возможны лишь после публикации его личных записей (о них ниже), эволюции науки искусствознания и исчезновению необходимости идеологически «верной» оценки искусства западного художника. На юге художник сближается с Матиссом, который оказывается его соседом. В ранние годы творчества художник много времени уделял проблеме декоративности. Проложенный сверху цвет (в листах «Тупик», «Экипаж», «На бульварах»), как вуаль, еще более уводит изображение в нерезкость фона. Буржуа.
С другой стороны, вхождение этюда в ряд самоценных произведений живописи сродни признанию графики самостоятельным (а не подчиненным, эскизным) видом искусства. Вдкрите вкно, 1913 Музей Орсе, Париж Картина Пьера Боннара Вдкрите вкно. Его называли последним проводником эстетики импрессионизма, хотя сам художник критиковал импрессионистов за «натуралистические представления о цвете» и недоработанность композиций. (12)Но уже во второй половине 1890-х художник начинает проводить все больше времени вне Парижа, как в Дофине (откуда происходит семья отцаOftхудожника), так и на вилле «Ma Рулотт (Ma Roulotte)» в Верноне в Нормандии, ставшей Меккой французских художников разных направлений со времен Эжена Будена и Поля Гогена. В 1918 году Боннара вместе с Ренуаром группа Молодая французская живопись избрала почетным президентом. В этом тайна.
Frizot М. New History of Photography (187), c. 18046 там же, с. 242живописи – движение. Афиша принесла ему успех и известность, была высоко оценена собратьями по искусству. Уже для поколения людей, живущего на рубеже XIX -XX веков, визуальная среда, во-первых, стремительно расширяется географически (приток визуальной информации из отдаленных регионов земного шара в форме фотографии и ее репродукций в масс-медийных и книжных публикациях возрастает), во-вторых, насыщается новыми знаками развития цивилизации: техническими изобретениями, постройками (начинает резко меняться облик городов изменяется сельский ландшафт), средствами передвижения. Летняя терраса посреди цветущего сада.
До этого он пробовал свои силы в разных формах искусства (афиши иллюстрации и плакаты, проекты театральных декораций и мебель). Фотографическое изображение, с его характерными оптическими погрешностями, совмещением планов, монохромностью (мы не говорим здесь о ранних экспериментах по раскрашиванию фотографическогоизображения), обилием незначительных деталей, которые, будучизафиксированными в фотографии, обретают право быть замеченными, -становится предметом, влияющим на формирование зрительного образа окружающего мира. Pierre Bonnard photographe (194), Groom G., Perucchi-Petri U., Thompson В., Zutter J. Pierre Bonnard: Observing Nature (192), которые были подготовлены с привлечением архивных материалов художника, не публиковавшихся, пока были живы его близкие. Подвластно ли вечное искусство бегу лет и может ли картина стареть, оставаясь прекрасной. Живопись и фотография в творчестве Пьера БоннараПриводимый ниже текст раздела «Живопись и фотография в творчестве Пьера Боннара» является одним из первых исследований в продолжение работы диссертанта над темой «Творческий метод Пьера Боннара».
Происходил из состоятельной семьи, получил высшее юридическое образование. «Пьер Боннар и новые художественные тенденции российского искусства 1990-х – 2000-х годов»яркому солнцу и его белый диск видится темным пятном. Осенью 1888 года Поль Серюзье, товарищ Боннара по Академии Жюлиана, вернулся из Понт-Авена с написанной «под диктовку» Поля Гогена картиной – так называемым «Талисманом» (музей Орсэ, Париж), – которая, равно как и прошедшая вскоре небольшая выставка «Группы импрессионистов и синтетистов» с участием Гогена, произвела глубокое впечатление на Боннара и его друзей.
Она постепенно расширяет и изменяет картину мира. Многие исследователи, в том числе перечисленные ниже, считают, что тексты Пруста и картины Боннара конгениальны и выражают единое историческое и12 Имеются в виду прежде всего работы Jay С. Downcast eyes (200), Van Deren С. Painter and Photographer (257), Gabassi P. Before Photography, Painting and the invention of Photography (188) и Арьес Д. (7)культурное пространство. НН. Критики часто называют Боннара «художником счастья».
Обеденный стол, залитый солнечный светом. Композиция почти симметрична. Это видно в такой работе, как «М-ль Андре Боннар с собаками» (1890. Так появляются такие картины, как «Этюд кошки» (1890.
Но в стенах Высшей школы искусств Боннар знакомится с Керр-Ксавье Русселем15 Nabi, как на иврите звучит prophets – пророки (256)16 Bonnard P. Correspondance (150), с. 1217 Имеются в виду подготовительные эскизы и сама картина «На плацу» 1890 года – каталог Dauberville J. H., v. 1 (167)18 Ellridge A. Gauguin and the Nabis. Он заимствует из него вертикальные форматы какемоно (живопись на свитке, размотанном вертикально), но прежде всего линии арабески способ передачи трехмерности на плоской поверхности. Выходили и другие иллюстрированные издания, для которых работал Боннар. Нью-Йорк, частное собрание).
В цветовой гамме нет ничего кричащего, она лирична и камерна. Естественно, что производитель марки «Французское шампанское» уделял особое внимание представлению своего продукта. Более сложная, нежели миметическая, природа скетчей Боннара открывается в работе «За оградой» (1895, ГЭ). Париж, частное собрание). Форма станковой картины и форма монументальной росписи могут иметь одинаковое жанровое и сюжетное начало, но авторский замысел и назначение изображения будет разным, поскольку в авторской идее произведения заложены эмоциональное влияние формата произведения и присущих ему средств заполнения (формата). там же, т. 7, с. 273 и Newhall В. Photography: essays images (222), с. 3939 Мастера искусства об искусстве (80), т. 7, с. 392назвать деятельность художников-прерафаэлитов в Великобритании: в творчестве многих из них обращение к фотографии было распространяй практикой и, кроме того, среди них были и фотографы-любители40. Но Пьер Боннар вдруг почувствовал, что XX век ставит перед художниками новые задачи.
Фрунзе 104, 6 этаж. Греза до Э. Мунка и Э. Шиле, включая викторианскую фотографию Г. П. Робинсона). Работал в театрально-декорационной мастерской Люнье-По. Французский художник и график, представитель постимпрессионизма.
В этой работе очевидно влияние импрессионистов и в особенности Дега. Боннар выставлял свои работы на «Салоне независимых» и познакомился с Тулуз-Лотреком. Однако обе они являются свидетельством влияния Дега, что касается как выбора темы, так и использования некоторых элементов интерьера (таз, зеркало), а также построения всей композиции., Пьер (Bonnard, Pierre) 1867, Фонтене-о-Роз, близ Парижа — 1947, Ле-Канне, Приморские Альпы. Сбор фруктов (все — Москва, Гос. Недаром Боннара называли поэтом повседневности, очарованным созерцателем окружающей жизни. В 1906 году проходит персональная выставка художника в галерее Бернхейм-Жен (Bernheim-Jeune) и художник подписывает с этим дилером свой первый эксклюзивный контракт.
Атмосфера этих двух картин неодинакова, так как освещение у них различное. Как и Вюйар, Боннар умел выражать идею интимности, слияния модели с ее окружением. При этом его ощущения радостного состояния передаются не в том, какие именно сюжеты он изображает, а в том, через какие цвета мы видим, например, «Женщину, принимающую ванну» (1925).
Пространство картины превращается в сферу, стеклянный шар. Китайские пейзажи. Исследование «Живопись и фотография в творчестве Пьера Боннара» посвящено изучению взаимосвязи разных жанров фотографических, живописных и графических изображений, созданных Боннаром в конце XIX – начале XX веков. И, как сам признавался позже, он вновь засел за учение. Группа просуществовала только до 1905 года. В эти годы написано множество пейзажей.
По замечанию СлатЬгит Н. 1 и других зарубежных исследователей постимпрессионизма, деятельность группы «Наби» была тесно связана с авангардным театром того времени и, более того, сама жизнь набидов была наполнена элементами театрализации. Чего стоит только легенда о том, что любовь бедного художника Нико Пиросмани к кафешантанной певичке Маргарите де Севр легла в основу знаменитого хита 80-ых про «миллион алых роз». Такой видел ее художник, который верил, что «очень немногие из тех, кому даровано зрение, могут видеть по-настоящему». Такое обозначение придумал поэт Анри Казалис, который углядел в группе художников-единомышленников черты, роднящие их с древними пророками народа израилева: «большинство носило бороды, некоторые были евреями и все были до невозможности серьезны». Надар добивается пульсации «барельефа снимка»: кажется, что голова Бернар изображена в плоскости, вынесенной близко к зрителю, плечи находятся в следующей за нею, руки, опирающиеся на колонну еще глубже внутри композиции, а скользящие ткани объединяют фигуру и фон. Самая первая и, пожалуй, самая знаменитая кошка Стейнлена появилась на афише парижского кабаре «Черная кошка», открытого художником Родольфо Салисом в 1881 на Монмартре.
Так, мы анализируем ландшафтные фотографии Боннара из Венеции и Альгамбры (1899 и 1901) и строение пейзажей 1900-х – 1920-х годов, например, панно «Средиземное море» (1909). Иногда мем рассматривают как единицу социокультурной информации (томвская школа культурологии, Б. Пойзнер). «Катарсис внутренний» и «катарсис внешний».
На этом полотне квадратного формата идущие друг за другом планы сливаются в единое целое. Он вызывает в памяти фотографии Э. Дега «Парный портрет с лампой», «Кабинет» (1890-е), резкие акценты света лампы и тьмы вокруг на гравюрах Валлотона (1898). Боннар, который сознательно пишет светлые картины, ни разу не создал розовой обнаженной натуры: кожа неизменно воспринимается под светом, она бесцветная, коричневая, фиолетовая Андре Шастель () Обнаженная натурщица в контрапосте (Одеколон) 1908 124x109 см Бельгийский королевский музей изящных искусств, Брюссель 16 Деревенская столовая 1913 два репродуцированных здесь полотна представляют столовую деревенского дома, который Боннар купил в 1912 году в Верноне, в долине Сены. По-видимому, он не любил говорить длинными объясняющими фразами. К лучшим картинам можно отнести «Фрукты» (1920.
Например, в картине Брейгеля-старшего «Охотники на снегу» постижение замысла зрителем происходит через рассматривание деталей, постепенное погружение, тогда как в настенных росписях, например, в панно Боннара «Удовольствие» (1907, его творчестве скетч (этюд, эскизную живопись), которая существует в его представлении и в представлении его поздних исследователей как самостоятельная изобразительная и художественная единица картину, классическую законченную форму художественного высказывания панно, несущего в первую очередь декоративное, эмоциональное начало монументальную настенную живопись, отличающуюся от предыдущих форм не только форматом изображения, но и иными средствами художественного решения и, наконец, театральные живописные работы художника, связанные не только с пространством, светом, но и с пластикой движения человеческого тела и живописным решением костюмов. Письма из Парижа (123), Я. Тугендхольд. Его называли последним проводником эстетики импрессионизма, хотя сам художник критиковал старших товарищей за «натуралистические представления о цвете» и недоработанность композиций. Настоящая диссертация «Творческий метод Пьера Боннара и некоторые проблемы визуальной культуры XX века» является итогом работы, проходившей с творческим наследием художника и посвященными ему исследованиями в следующих собраниях: изучение живописного и графического наследия художника было проведено в музейных собраниях России (ГЭ и ГМИИ), Франции (Musee d39Orsey, Musee d39Art Moderne de la Ville de Paris, Musee National d39Art Moderne, Musee Carnavalet (Париж), Швейцарии (Kunstmuseum Basel), Германии (Ludwig Museum und Agfa-Historama im Cologne, ZKM und Kunstgallerie im Karlsrue, Stuttgart Kustgallerie, Berlinische Gallerie, Neuer Nationalgalerie, Dalem Museum (Берлин), США (Museum of Modern Art, оMetropoliten Museum, Guggenhaim Museum (Нью-Йорк), Museum of Fine Arts in Garvard (Бостон), County Museum of Fine Art (Лос Анджелес), Menil39s Collection, Museum of Fine Arts (Хьюстон), Чехии (Картинная галерея г. Прага) и частных собраниях США, Германии, Швейцарии — это позволило провести визуальный анализ поверхности произведений художника и собрать достаточный материал для работы над разделом II. Наиболее известная работа цикла – «Хлоя на поляне». Эрмитаж) — одно из самых поэтичных полотен Боннара. А спустя год здесь состоялась его персональная выставка. В этих двух картинах Боннар возвращается к декоративным приемам периода принадлежности к группе набидов (в годах), приспосабливая их к своему последующему увлечению светом. Сочетание приглушенных тонов и легкой дымки, окружающей предметы, создает ощущение тканности картины.
Она построена на сочетании горизонталей и вертикалей. Но и фотографии Мунка выдержаны в стилистике его живописных произведений. Нерезкость, как пелена, закрывала второй и третий планы композиции, создавала впечатление «заполненности дали», хотя все внимание было сосредоточено на рассматривании56 там же, с. 56, Ives С., Giambruni H., Newmann Sasha M. Pierre Bonnard, the graphie art (199), c. 14057 Giambruni H. Early period of Bonnard art (191), c. 4238 Heilbrune F., Neagu Ph. Они намного лучше выглядят на стене.
В обществе создалась новая иерархия изображений: Салон и Академия как центр притяжения, признанный образец искусства независимые, следовательно, непризнанные «свободные художники» и «художники-пишущие-очень-похоже» – ремесленники, сосуществующие рядом с фотографами. Они указывали на художественные ориентиры или черты характера их обладателей. Мы подробно оставаливаемся на значении «пустот» в центре композиции художника и связываем их появление с восприятием пейзажа через оптику фотокамеры и процессом погружения в пространство во время рассматривания фотографий.
Скетч76 Мы не обсуждаем проблемы нереализованных произведений (эскизов к несостоявшимся спектаклям и т. д. ) также мы отчетливо осознаем, что к уже традиционной оппозиции завершенное – незавершенное произведение, мы вводим новую: экспозиционная форма (которая для специалиста отнюдь не равнозначна завершенной форме, но при этом может быть зрелищна и интересна) – произведение художника имеющее ценность только контекстный, как правило, такое произведение сохраняется в архиве (в фондах) для более полного представления творчества мастеракак самостоятельная живописная форма в творчестве художника также является одной из нитей, связующих мастера и его предшественников. 26 стр.
Фотокамера художника, как «Полароид» современных мастеров, фиксирует находки на память. Это уравновешенная композиция, почти абстрактный орнамент – причина новой игры: вначале была охота с фотоаппаратом, теперь созерцание, доступное всем, даже не посвященным в перипетии первоначального «сюжета». Одновременно мастер более внимательно относится к композиции и цвету. 43 Newhall В. Photography: essays images (222), с. 108Постепенно человек с камерой становился все более мобилен. По косвенным данным в работах о современниках художника, нами было установлено воздействие на Боннара философии неотомистов (Vollard A. Mes portretes (260), Ю. Хартвиг.
Среди набросков можно увидеть подготовительные рисунки, вошедшие в серию литографий «Некоторые аспекты парижской жизни» (работа 1893-1896, выход в свет 1898). Выполняя этот заказ, художник был вынужден создать нечто «удобоваримое», по его собственному признанию32, что не являлось истинным выражением его взгляда на искусство и было компромиссом с уважаемой публикой. Знак присутствия мужчины – трубка на ночном столике – делает эту картину драматичной. Стиль этой картины очень традиционен.
Что касается массовой культуры, то, обращаясь к работам предшественников (Беньямин В., Марсель Г., Юберсфельд А. 5), подчеркнем, что массовая культура включает в себя как визуальные (в том числе, литературную и театральную), так и аудио формы культуры. До нее фотография ставилась в один ряд с неподвижными изображениями. Недаром группу наби часто называли группой La Revue Blanche. Нами было предложено обозначить их как «номы» -неделимые единицы структуры визуального произведения.
Морфология сказки (97) и исследованиями следующих авторов Дж.
Свет наоборот не только впечатление глаза, но и подтвержденная наукой реальность. Pierre Bonnard photographe (194)первого плана. Но потом Боннар решает выставить их отдельно под общим названием Декоративное панно. Боннар «влился» в поток художников, работавших в 1930 годы на Лазурном берегу и в большей или меньшей степени разделявших взгляды неотомистов: Валери П., Роже-Маркса К., Матисса А., – тех, кто, как и он сам, создает в этот период произведения, проникнутые духом гармонического единения с природой. Он уже был приготовлен для горизонтальной спокойной композиции, темной пустоты пейзажа. Боннар повторяет «эскиз» по уже сделанному рисунку, толщиной и удвоением линии выводит его из общего состояния листа на авансцену внимания.
Terrasse A. Bonnard (248), с. 43обоих художников может быть описан и в категориях творческого диалога двух великих представителей живописи первой половины XX века. Друзья и близкие художника также фотографируют. — пророк). музей изобразительных искусств им. Главная модель Боннара его подруга Марта.
1896, Нью-Йорк, частное собрание), Начало весны (ок. В начале XX века его творчество оказывается уже вне основного течения постимпрессионизма. Письма (28), В. Даниельсон. В следующей части: ЭГОН ШИЛЕ () Австрийский художник Эгон Шиле один из крупнейших мастеров модерна. 43 Фотографический портрет Надара передает внешнее сходство с оригиналом и раскрывает психологию, «внутреннее содержание» личности.
Париж, частное собрание). Неслучайно Боннара высоко ценили Огюст Ренуар и Одилон Редон, а сам он в беседе с Анри Матиссом однажды назвал себя «последним импрессионистом». Условность живописного языка художника близка дальневосточной живописи, определяемой как «выражение сущности идей»: так, китайский художник не копирует реальность видимую, но создает изображение «того, что знает», таким, каким оно «предстает перед внутренним взором». Малетину и Р. И. Ощущение одновременности своего физического присутствия здесь и зрительного (духовного. ) пребывания там, но не со-участия в происходящем, его наблюдение со стороны, невозможное для зрителей, пребывающего в том же пространстве: Боннар пишет предметы в ракурсе сверху и сбоку, задавая взгляду мыс воображаемую дугу обходя, поворота предметов вокруг своей оси. При рассмотрении данного аспекта творческого акта для нас важен скрытый контроль художника над собственными порождениями, работа мастера над своей «внутренней реальностью», которая, в результате, отражается на холстах в столь естественной форме, что возникает иллюзия прямого отражения видимой (внешней) реальности. 2 главы III «Эволюция творчества и вопросы стилевойпринадлежности искусства Боннара разных периодов» настоящей диссертации работа с каталогами выставок П. Боннара и литературой о художнике и его окружении, а также литературой по общим вопросам искусствознания была проведена в библиотеках Kunstbibliotek, Bibliotek in Der Kunstkochschule, Bibliotek in Der Freue Universitet die West Berlin (Berlin), Specialbibliotek in Der Kunstacademy (Stuttgart), библиотеке Musee dOrsey (Paris), в научной библиотеке Государственного Эрмитажа, в научной библиотеке Российской Академии художеств (Санкт-Петербург), в Государственной библиотеке иностранной литературы им.
С этого момента художник превращается в поэта интимности и закрытых интерьеров. Комбинируя различные жанры: пейзаж интерьер, натюрморт, ню, портрет, – он показывал вещи и фигуры с близкого расстояния, любуясь ими и привнося в их восприятие добрый юмор. 31 ФОТОГРАФИИ: Обложка: Лоро-Жиродон/Художественная библиотека Бриджмен (далее: ХББ) с. 3 и 4: ХББ с. 5: вверху: Роже Виоле, Париж/ХББ с, 6: вверху: ХББ, в центре: Роже Виолле Париж/ХББ с. 7: вверху: ВММ-Жерар Бло, внизу: ХББ с. 8 до 10: НММ-Эрве Левандовски с. 11: ХББ с. 12: ВММ- Жерар Бло с. 13: ХББ с. 15: Жиродон/ХББ с. 16 до 18: Лоро-Жиродон/ХББ с. 19: ХББ с. 20: Питер Уилли/ХББ с. 26 и 27: Питер Уилли/ХББ с. 28: слева: АКС Париж, справа: ХББ с. 29: вверху: Эрик Лессинг/ АКО Париж, в центре и внизу: АКС Париж с. 30: в центре: Лоро Жиродо/ХББ, внизу: АКБ Париж с. 31: Питер Уилли/ХББ с. 32: Питер Уилли/ХББ. Его работы начали экспонироваться по всему миру – ив Европе и в США. Если светской красавицей Мисией Боннар восхищен (как были ею восхищены многие из его круга), то в Таде Натансоне он подчеркивает доброту и человечность.
В 1888 году Пьер Боннар поступил в Школу изящных искусств. постижение произведения активно направляется автором. отдельные статьи следующих авторов: Барт Р. (12), Groyes P., Krauss R. (67, 205), Muller-Pohle А., Sontag S. (46, 239)накопленный в современной цивилизации, как осознанный и вербализированный, вплоть до включения в историю культуры историю искусств, так и не осознанный до сих пор. В 1925 г. Боннар приобрёл дом на Лазурном берегу, в Ле-Канне.
исеёа и. в работе «Пьер Боннар в Хенералифе» (269) отмечает, что снимки 1901 года, отличаются от работ других фотографов полным отсутствием туристского, поверхностного взгляда на вещи. В картине 34Мужчина и женщина34 экспрессивная лепка мужской фигуры придает образу новый оттенок экспрессионистической открытости, эскстравертности перед зрителем внутренних переживаний художника. И такой конец художник как бы предугадывает. Изображена одинокая женская фигура на фоне заснеженного палисадника у дома.
Так увядают старые даггеротипы и снимки отпечатанные с серебряных пластин. Героиня изображена в том же ракурсе, как и Марти на одном из снимков.